Человек с великой природной основой
Кто такой человек с Великой природной основой? Человек с Великой природной основой все-таки отличается от человека с хорошей или плохой природной основой. Такого человека с Великой природной основой очень трудно найти. За длительный исторический период рождается лишь один такой человек. Конечно, человек с Великой природной основой, в первую очередь, должен обладать очень большим Дэ, его поле белой материи должно иметь громадный размер. Это, безусловно. В то же время он ещё должен уметь выносить страдание из страданий, обладать великой терпеливостью, должен уметь отрекаться, а также оберегать Дэ, обладать отличной способностью уразумения и так далее.
Что такое страдание из страданий? В буддизме считают, что быть человеком – это уже страдание, раз ты стал человеком, то тебе приходится страдать. Буддизм считает, что во всех пространствах живые существа не имеют таких тел, как у обычных людей, вследствие чего не болеют, у них не существуют проблемы рождения, старости, заболевания и смерти, поэтому они не переживают таких страданий. В других пространствах люди могут взлетать, не имеют веса. Прекрасно. У обычных людей существует физическое тело, и появляются проблемы: это тело не может вынести ни холода, ни жары, ни жажды, ни голода, ни усталости. Кроме того, существуют ещё проблемы рождения, старости, заболевания и смерти. Одним словом, у тебя нет комфорта.
Я читал известие в одной газете, которое сообщает, что во время землетрясения в городе Таньшань многие погибли, но часть пострадавших спасли. Среди этих людей был проведён особый социальный опрос. Им задали вопрос: какое чувство они испытали в умирающем состоянии? Вопреки ожиданиям, все эти люди высказали одно особое обстоятельство, к тому же одинаковое у всех, а именно: человек в момент смерти не ощущает боязни, как раз наоборот, мгновенно испытывает чувство освобождения, ощущает некоторое потенциальное возбуждение; одни чувствуют, что мгновенно освободились от оков своего тела и взлетают невесомо - небывало чудесно – причём, они ещё видели своё тело; другие даже видели живых существ из других пространств; третьи ещё где-то побывали. Все они упомянули то мгновение, когда испытали такое потенциальное возбуждение от чувства освобождения, свободы от страданий. Такое обстоятельство означает, что имеющаяся у нас плоть приносит нам только горе. Однако все мы рождены такими, поэтому и не знаем, что это - страдание.
Я говорил, что человек должен вынести страдание из страданий. В тот день я говорил, что представление о пространстве в нашем человеческом времени-пространстве отличается от представления о пространстве в другом, более крупном времени-пространстве. У нас один шичэнь равняется двум часам, а в том пространстве он равняется целому году. Там говорят, что этот человек прямо необыкновенный, он практикует в такой мучительной среде; говорят, что у этого человека возникло желание достичь Дао, и он захотел отдаться самосовершенствованию, очень уж необыкновенный человек. Такие страдания ещё не отняли у него его природную сущность, ему ещё хочется самосовершенствоваться обратно. Почему можно оказывать безоговорочную помощь самосовершенствующимся? Именно поэтому. Допустим, этот человек просидел в позе созерцания целую ночь в пространстве обычных людей. Увидели это и говорят, что этот человек, действительно, молодец, вот просидел в позе созерцания уже шесть лет, - это потому, что у нас один шичэнь равняется году в той стороне. Наше человечество находится в чрезвычайно особом пространстве.
Как переносить страдание из страданий? Например, человек пошёл на работу. В организации, где он работает, дела идут из рук вон плохо. Нельзя, чтобы сотрудников было больше, чем нужно. В организации идет перестройка. Вводится система подряда. Те, кто оказался лишним, должны уволиться. Он оказался в том числе, значит, лишился куска хлеба. Какое у него настроение? Нет зарплаты, как жить? Может, заняться чем-нибудь другим, но он ничего больше не умеет. Расстроенный пошел домой. Дома заболел старый отец, сильно заболел. Он забеспокоился, заторопился - нужно быстро отправить старика в больницу. С трудом занял деньги и положил старого отца в больницу. Пошел домой, чтобы что-нибудь приготовить отцу. Как только переступил порог дома, как к нему пришёл учитель из школы и говорит: «Ваш сын здорово избил одноклассника. Поскорее идите и посмотрите». Как только он, разобравшись с этим, пришёл домой, позвонили по телефону и сообщили, что у его жены есть любовник. Конечно, вы не встретите таких происшествий. Обыкновенные люди не выдержат таких мучений. Решат, зачем жить дальше, лучше найти веревку и повеситься. Жить не хочется! Со смертью кончаются все заботы! Я говорю, что человек должен вынести страдание из страданий, конечно, необязательно в такой форме. Взаимное подсиживание, трения в отношении Синьсин, борьба за личные выгоды не уступают этому. Сколько людей живут ради одной только злобы и готовы повеситься, если не могут её сорвать. Поэтому мы говорим, что нужно самосовершенствоваться в такой сложной среде, вынести страдание из страданий, причём, нужно обладать великой терпеливостью.Что такое великая терпеливость? Практикующие, в первую очередь, должны вести себя так: нельзя отвечать ударом на удар, руганью на ругань. Нужно терпеть. Иначе, какой ты практикующий? Некоторые говорят: «Очень трудно воспитать в себе терпение. У меня плохой характер». Если характер плохой, то исправляй его. Практикующим непременно нужно терпеть. Некоторые взрываются при воспитании детей, от чего поднимается ужасный шум. При воспитании детей тебе не нужно так вести себя, не надо сердиться по-настоящему. Нужно разумно относиться к детям, и тогда будет настоящий эффект от воспитания. Подумай, как у тебя возрастет гун, если ты, не вытерпев, сердишься даже из-за пустяков. Некий говорит: «Если кто-нибудь ударит меня ногой на улице, и кругом нет никого из знакомых, то я могу вытерпеть». Я говорю, что этого недостаточно. Когда-то в будущем ты, может быть, получишь пощёчину в присутствии того, перед кем больше всего боишься осрамиться, и ты опозоришься, как ты к этому отнесёшься, сможешь ли вытерпеть. Допустим, ты вытерпишь, но примешь всё близко к сердцу, так тоже не пойдет. Всем известно, что те, кто достиг уровня Архата, уже не принимают к сердцу ничего происходящего среди обычных людей и всегда остаются весёлыми, им безразлично, какой ущерб они несут. Если ты действительно будешь вести себя так, значит, ты уже достиг начального Го Вэй – Архата.
Некоторые говорят, что если мы проявим терпеливость до такой степени, то обычные люди скажут, что мы чрезмерно трусливые и слабые, и что нас очень легко обидеть, я говорю, что это не трусливость и не слабость. Подумайте, даже обычные пожилые и образованные люди высоко ценят сдержанность, не равняют себя с обычными людьми и воздерживаются от споров. Что же говорить тогда о нас, практикующих? Какая тут трусливость и слабость? По-моему, это именно проявление великой терпеливости, проявление сильной воли. Лишь практикующие могут обладать такой великой терпеливостью. Есть такое выражение: «Простой человек не вынесет оскорбления и ответит на это обнажённым мечом». Обычные люди, разумеется, так себя и ведут. Ты мне шлешь ругань, и я отвечаю тебе тем же; ты меня ударил, и я, непременно, отвечаю тебе ударом. Значит, они простые люди. Разве можно считать таких практикующими? Будучи самосовершенствующимся, если ты не обладаешь твёрдой волей, если не умеешь владеть собой, ты не сможешь достичь такой терпеливости.
Всем известно, что в древнем Китае был человек, которого звали Хань Синь, - очень способный человек, главнокомандующий императора Лю Бана, опора государства. Почему он мог нести такую ответственную обязанность? Хань Синь с детства был необыкновенным человеком. Есть такой рассказ о том, как Хань Синь подвергся оскорблению, проползя между ног. С детства Хань Синь занимался ушу. В то время те, кто обучался ушу, всегда ходили с мечом. Однажды он шёл по улице, и один негодяй, подбоченившись, преградил ему дорогу: «Зачем тебе меч? Ты осмелишься убить человека? Если осмелишься, то отруби мне голову». С этими словами тот подставил ему шею. Хань Синь подумал: «Зачем мне рубить твою голову?» В то время за убийство тоже надо было попасть в суд и заплатить жизнью за жизнь. Разве можно убить человека произвольно? Тот заметил, что Хань Синь не осмеливается убить, и говорит: «Раз ты не осмеливаешься меня убить, то проползи между моими ногами». Хань Синь действительно прополз у него между ног. Это показывает, что Хань Синь обладал редкостной великой терпеливостью, он отличался от обыкновенных людей, поэтому мог нести такую ответственную обязанность. Люди живут, чтобы бороться за свою честь – это не что иное, как рассуждение обычных людей. Подумайте, не страдания и мучения ли принесёт человеку такой взгляд на жизнь? Стоит ли для этого жить? Хань Синь всё-таки обычный человек, а мы – самосовершенствующиеся. Мы гораздо сильнее его. Наша цель в том, чтобы превзойти уровень обычных людей и продвинуться к высшим уровням. Такого происшествия мы не встретим. Но унижения и обиды, которым подвергаются самосовершенствующиеся среди обычных людей, нисколько не слабее происшествия такого рода. Трения между людьми в отношении Синьсин, по-моему, нисколько не уступают такой вещи, даже превосходят её. Тут также очень трудно.
Кроме того, самосовершенствующиеся должны отречься от различных упрямых стремлений и желаний, присущих обычным людям. Если сразу этого не добиться, то можно добиваться постепенно. Если ты сегодня разом выполнишь эти требования, то уже сегодня станешь Буддой. Самосовершенствование должно проходить постепенно, но ты не должен ослаблять требований к себе. Может быть, ты скажешь, что Учитель говорил, что самосовершенствование должно проходить постепенно, тогда мы и будем самосовершенствоваться не спеша. Ни в коем случае! Ты должен быть требовательным к себе. При самосовершенствовании по Закону Будды ты должен быть усердным и неустанным.
Также надо удержать Дэ, удержать Синьсин на должном уровне, нельзя поступать безрассудно. Тебе нельзя заниматься тем, чем хочешь, ты должен удерживать свой Синьсин. Среди обычных людей мы часто слышим такие выражения, как «делать добро», «накапливать Дэ». Практикующие не обращают внимания на накопление Дэ, мы обращаем внимание на удержание Дэ. Почему мы обращаем внимание на удержание Дэ? Да потому, что увидели такое обстоятельство: о накоплении Дэ говорится среди обычных людей; если кто-нибудь накопил много Дэ, сделал добро, то у него в следующем перерождении всё будет хорошо. У нас не существует такой проблемы, если ты достигнешь Полного Совершенства и постигнешь Дао, то для тебя уже не будет проблемы перерождения. Под удержанием Дэ, о котором мы говорим, подразумевается также то, что белое и чёрное вещества в нашем теле накапливались не за одну жизнь, они унаследованы за долгие времена. Обойдёшь весь город, и то, может быть, не встретишь случая сделать доброе дело. Ты вряд ли сможешь его найти, даже если ежедневно будешь хлопотать об этом.
Здесь существует ещё такой смысл: допустим, тебе позволяют накапливать Дэ, ты считаешь какое-то дело добрым и берёшься за него, а оно оказывается плохим; ты считаешь дело плохим, и если вмешиваешься в него, то оно, может оказаться хорошим. Почему? Да потому, что ты не видишь предопределённости за ним. Законы нашего общества управляют делами обычных людей. В этом нет проблемы. Ты как практикующий принадлежишь сверхъестественной сфере, для сверхъестественных людей существуют сверхъестественные принципы, и уже нельзя всё взвешивать по принципам обычных людей. Поскольку ты не знаешь предопределённости некоего дела, то тебе очень легко совершить ошибку, поэтому мы придерживаемся недеяния, тебе нельзя делать что угодно. Некоторые говорят: «Я хочу поучать плохих людей». Тогда мой совет – иди в милиционеры. Однако мы не требуем, чтобы ты держался в стороне в случае убийства или поджога. Я вам говорю, когда между людьми возникает конфликт: кто-то ударяет кого-то ногой, кто-то ударяет другого кулаком – вполне возможно, последний раньше был в долгу у первого, и сейчас они в расчёте. Если ты вмешаешься, то расчёта не получится, и всё повторится когда-нибудь потом. Это значит, что ты не знаешь предопределённости за делом и легко можешь совершить плохие дела, отчего потеряешь Дэ.
Обычные люди по праву управляют делами обычных людей. Для них действуют их принципы. Тебе нужно взвешивать дела по сверхъестественным правилам, если ты будешь держаться в стороне в случае убийства или поджога, то это уже будет проблема с Синьсин. Иначе как ты можешь оставаться хорошим человеком? Если ты не будешь вмешиваться в такие дела, тогда в какие дела тебе ещё вмешиваться? Однако эти обстоятельства нас, самосовершенствующихся, не касаются. Вряд ли тебе их устроят, вряд ли ты сможешь их встретить. Мы говорим об удержании Дэ с целью, чтобы ты не совершал ничего плохого. Существует такая возможность, что ты совершишь зло уже тогда, когда лишь слегка вмешаешься в некое дело. Тогда ты потеряешь Дэ. Раз ты потерял Дэ, как ты повысишь уровень? Как добьёшься своей конечной цели? В этом существует такая проблема. Кроме этого, нужна ещё хорошая способность уразумения. Хорошая природная основа может породить хорошую способность уразумения, влияние среды тоже играет свою роль.
Мы уже говорили, что если каждый из нас будет совершенствоваться внутренне, будет следить за своим Синьсин, будет искать причины допущенного промаха, чтобы в следующий раз смочь всё сделать лучше, и перед тем, как взяться за какое-нибудь дело, в первую очередь думать об интересах других, тогда человеческое общество улучшится, моральный облик поднимется, духовная культура, состояние общественной безопасности улучшатся, и, может быть, больше не понадобится милиция. Не нужно будет, чтобы одни управляли другими. Каждый способен держать себя в руках. Каждый разыскивает несовершенство в себе. Как хорошо это будет. Как известно, сейчас законы постепенно совершенствуются. Однако почему ещё существуют те, которые занимаются плохими делами? Почему они не соблюдают существующих законов? Это потому, что ты не можешь управлять их душой. Когда другие не видят, они всё равно занимаются дурным делом. Если каждый совершенствуется в своей душе, то получается абсолютно другая картина. Тогда тебе уже не нужно будет выступать в защиту справедливости.
Я могу довести проповедь Фа лишь до данной степени, более высокое ты сможешь постичь лишь через личное самосовершенствование. Некоторые задают мне всё более и более конкретные вопросы, в том числе и вопросы, касающиеся будничных мелочей. Если я на всё отвечу, то, как ты будешь совершенствоваться! Тебе нужно совершенствоваться самому, самому уразуметь. Если я всё открою, то тебе не в чем будет самосовершенствоваться. Хорошо, что Дафа уже проповедан. Ты можешь поступать по Дафа.
* * *
Думаю, время моей проповеди Фа скоро закончится. Хотелось бы оставить вам настоящую вещь, чтобы в будущем самосовершенствовании вы могли руководствоваться Фа. Во всём процессе проповеди Фа я исходил из чувства ответственности перед всеми последователями и обществом. В действительности, мы вели себя именно по такому принципу. Что касается эффекта, я об этом умолчу, пусть общество само оценит. Моё желание в том, чтобы проповедовать Дафа, чтобы ещё больше людей получили пользу, чтобы те, кто действительно хотят посвятить себя самосовершенствованию, могли совершенствоваться вверх, руководствуясь Фа. В то же время в процессе проповеди Фа мы также объяснили принципы, как надо быть человеком, и надеемся, что после наших курсов, если вы не сможете самосовершенствоваться по Дафа, то, по крайней мере, будете добропорядочным человеком, и это принесет пользу нашему обществу. На самом деле, ты уже способен быть хорошим человеком, после курсов ты непременно сможешь быть хорошим человеком.
В процессе передачи Фа также были неудачные случаи, также были очень большие помехи с разных сторон. Благодаря поддержке организации–инициатора и руководителей всех кругов и усилиям работников, наши курсы добились сравнительно благополучного результата. Все то, что я проповедовал в своих лекциях, направлено на то, чтобы наставлять вас самосовершенствоваться на высшие уровни, чего раньше никто не проповедовал. Я разъяснил всё четко, ясно, и в сочетании с современной наукой и наукой о человеческом теле; коснулся вопросов, относящихся к очень высоким уровням. Мой исходный пункт, главным образом, заключается в том, чтобы вы действительно приобрели Фа, по которому можете самосовершенствоваться вверх. В процессе передачи Фа и практических занятий многие считают, что Фа действительно замечательный, но действовать в соответствии с ним – дело трудное. На самом деле, по-моему, трудно или нет, зависит от того, о ком идет речь, для обычных людей, которые не собираются отдаться самосовершенствованию, это будет очень трудно, невообразимо и недоступно. Он обычный человек, он не хочет самосовершенствоваться, он непременно будет считать это очень трудным. Лао-Цзы говорил: «Когда мудрый человек слышит о Дао, он усердно практикует его; когда заурядный человек слышит о Дао, он практикует его от случая к случаю; когда глупый человек слышит о Дао, он громко смеётся над ним. Если он не смеётся над ним, то это уже не Дао». По-моему, для настоящих самосовершенствующихся это дело очень лёгкое, не представляющее собой что-то недоступное. В действительности, многие из присутствующих здесь или не пришедших сюда моих старых учеников уже достигли довольно высокого уровня в самосовершенствовании. Я об этом умалчивал, потому что боюсь, как бы у тебя не появились привязанности, самодовольство и прочее, влияющие на возрастание Гун. Действительно посвятивший себя самосовершенствованию способен терпеть, способен отречься от упрямых стремлений, способен безразлично относиться к разнообразным выгодам, для такого это нетрудно. Когда кто-нибудь не желает отречься от различных пристрастий, то говорит, что это трудно. Сам метод практики самосовершенствования не составляет никакого затруднения, и повысить свой уровень нетрудно. Всё это кажется человеку трудным лишь тогда, когда сам он не желает освободиться от пристрастий. Очень трудно освободиться от упрямых стремлений перед реальными интересами - материальные выгоды всегда налицо. Как человек может остаться перед ними безразличным? Вот в чём заключается трудность, о которой он говорит. Когда возникнут противоречия между людьми, если ты не мог преодолеть свой гнев, если ты повёл себя даже не как практикующий, тогда, я говорю, что это не пойдет. Раньше, когда я занимался самосовершенствованием, многие благородные мудрецы мне говорили так: «Труднотерпимое является терпимым, трудноосуществимое является осуществимым». На самом деле именно так, давайте, после курсов вы попробуете. Когда будешь находиться в настоящей беде, или каком-нибудь испытании, попробуй: трудно вытерпеть, но терпи; выглядит невозможным, говорят, что трудно выполнить – тогда попробуй, можешь ли, в конце концов, выполнить или нет. Если ты действительно с этим справишься, то, несомненно, обнаружишь «тенистые ивы, яркие цветы и ещё деревню впереди»[84]!
Я слишком много говорил, так много, что вам трудно запоминать. Хочу предъявить вам главное требование: желаю, чтобы в будущем в самосовершенствовании вы вели себя как практикующие, по-настоящему отдались совершенствованию. Желаю, чтобы и старые, и новые ученики могли самосовершенствоваться в Дафа и достигли Полного Совершенства! Желаю, чтобы все вы практиковали всерьёз, не теряя ни минуты.
На поверхностный взгляд текст «ЧЖУАНЬ ФАЛУНЬ» не отличается изяществом, иногда даже не соответствует грамматике современного языка. Однако если я систематизирую эту книгу о Дафа на основе современной грамматики, то появится очень серьёзная проблема: языковая конструкция книги будет соответствовать правилам грамматики и отличаться красотой, но сама книга не будет иметь более глубокого и более высокого содержания. Современной принятой фразеологией отнюдь невозможно выразить руководящее направление Дафа на более высокие разные степени и проявления Фа на каждой степени, чтобы привести в движение эволюцию и повышение Бэнтьи учеников и Гун; чтобы привести в движение такие существенные изменения.
5 января 1996 года Ли Хунчжиwww.e-puzzle.ru
[1] О Законе Будды
[2] по-китайски Фофа
[3] Истина Доброта Терпение
[4] Закон
[5] 1- метод совершенствования; 2- энергия, вырабатываемая в результате совершенствования
[6] Великий Закон
[7] грехи (санскр.), по-китайски «е»
[8] единая энергетическая субстанция Космоса
[9] Сиддхартха Гуатама (VI-V вв. до н.э.) – исторический Будда, основатель буддизма.
[10] «Ваджраччхедика Праджня-парамита сутра» (санскр.) - «Алмазная сутра».
[11] древнеиндийские философские, религиозные и др. трактаты (инд.).
[12] Рай Истиного Блаженства (санскр.)
[13] душа, изначальный дух (кит.).
[14] Истинный жизненный Путь, нравственный закон (санскр.).
[15] земля, огонь, вода, металл, дерево
[16] «статус Плода»
[17] нравственность, белая материя
[18] китайский солдат, известный в 1950-60г.г. своими высокими нравственными качествами.
[19] кальпа - по буддийскому учению космический цикл существования мира (санкр.).
[20] «Великий Предел»
[21] древнейшие письмена «Схема из реки [Хуанхэ]»- магическая карта
[22] древнейшие письмена на панцире черепахи, «Письмена [из реки] Ло» - магическая карта
[23] «Книга Перемен», канонический текст конфуцианского Пятикнижия, основа нумерологической методологии китайской философии и даосской алхимии (содержит триграммы, гексаграммы)
[24] восемь триграмм
[25] Будда (санск.)
[26] «Внутренняя алхимия»-направление религиозной даосской практики, рассматривающей человеческий организм как микрокосм, в котором без тиглей и реторт (в отличие от внешней алхимии) можно создать «бессмертный зародыш»
[27] сборник алхимических даосских канонов и тантрических текстов (более 100)
[28] совершенствование - практика
[29] Просветлённый уровня выше Архата, имеющий женский облик (санскр.).
[30] понятия, используемые в даосской практике «Внутренней алхимии»
[31] биологическая активная точка на теле человека, акупунктурная точка.
[32] прах святого (санскр.)
[33] собственное тело
[34] «Бессмертный Младенец»
[35] механизм вращения
[36] механизм ци
[37] время по древне-китайски c 23 до 1 часа ночи
[38] время по древне-китайски с 7 до 9 часов утра
[39] время по древне-китайски с 11 до 1 часа дня
[40] используемые в некоторых школах приемы прекращения практических занятий.
[41] метод, используемый в некоторых школах цигун.
[42] точка между глазами
[43] сверхспособности
[44] идиоматическое китайское выражение, означающее «за тридевять земель», очень далеко
[45] тысяча Космов, от греческого chilioi - тысяча
[46] метод практики
[47] «статус Плода», состояние достижения уровня Будды
[48] Фашэн (кит.), Дхармакая (санкр.)
[49] акупунктурная точка на ладони
[50] народность в Китае
[51] тантризм Востока (яп.).
[52] вливание энергии через макушку
[53] самый загадочный из 8-ми китайских святых (ба сянь): неизвестно, когда он родился.
[54] главная душа, мыслящая сторона человека (главное сознание)
[55] субдуша (подсознание)
[56] пинеальная железа в мозгу человека
[57] специальные жесты рук
[58] престиж и добродетель
[59] 1/30 м
[60] глупый персонаж романа Лу Синя «Подлинная история A-Q».
[61] мистический проход «сокровенная застава»
2 точка мистического прохода
3 древние китайские даосские тексты
[62] маленькое живое существо, порождаемое Фалунь
[63] поле дань, поле внутреннего элексира
[64] биологическая активная (акупунктурная) точка в промежности
[65] биологическая активная точка (акупунктурная ) между сосками
[66] биологическая активная точка на затылке - одна точка
[67] биологическая активная точка на позвоночнике в области поясницы
[68] возвращение сюаньгуань на исходное место
[69] статус Будды
[70] боковой вход или тупоумный путь
[71] Владычица Запада
[72] лечение заговором
[73] кит. философская система принципов жизни, позволяющая определять качество энергий окружающей среды с целью их благоприятного использования для гармонизации существования человека
[74] Просветлённый низших начальных уровней за пределами Трех Сфер (санскр.).
1 Цинь Хуэй – первый министр династии Сун, отличавшийся коварством. Он замыслил и осуществил убийство Юэ Фэй, генерала, известного китайского героя. Существует легенда о том, как сумасшедший монах сметал на него мусор, когда Цинь пришёл в храм.
[75] наложница императора Чжоу Ван династии Шан, которая была одержима духом лисы.
[76] «Книга Перемен», основа нумерологической методологии китайской философии и даосской алхимии (содержит триграммы, гексаграммы)
[77] древние религиозные тексты
[78] мастерство
[79] В романе «Путешествие на Запад » знаменитого китайского писателя 16 века У Чэнъэня описывается случай, когда для пресечения воинственных действий Сунь Укуна, царя обезьян, Будда Жулай с помощью света волшебной чашки сделал его очень маленьким.
[80] буквально «прорывание и вливание», осуществляемое движениями рук вверх и вниз
[81] один из легендарных «восьми бессмертных» (ба сянь), родился в эпоху Тан (618-907). Его волшебный меч обладал чудесной силой, с помощью которого Люй Дунбинь побеждал злых духов и тварей.
[82] акупунктурная точка на макушке
[83] недеяние
[84] китайская поговорка