Как выбирать друзей

Близкие и дружеские отношения оказывают глубокое влияние на настрой души и ума и приводят к важным результатам: прогрессу или отсталости, тревогам или спокойствию.

Ислам проявляет заботу об этих узах, которые связывают вас с другими людьми, влияют на вас самих и являются объектами вашего влияния, превращаясь в серьезных и долговременных спутников вашей жизни.

Если эти отношения сформировались и развивались на началах благородства и искренности, Аллах принимает их и благословляет, а если они оказываются дешевыми и низменными, то они будут отвергнуты Им.
“Друзья в тот День(43) – друг другу враги, кроме богобоязненных. О рабы Мои! Нет страха для вас в тот День, и не будете вы печальны…” (Сура 43, аяты 67–68)

Ислам, как вы уже знаете, – это религия единения и единодушия, а стремление знакомиться с людьми и общаться с ними является одним из ключевых моментов его учений. Ислам не основывался на отчужденности и не призывал своих последователей к поголовному уединению и бегству от обязанностей этой жизни. Он не очерчивал миссию мусульманина на этой земле как уединение в храмах или служение в синагогах. Нет и еще раз нет! Ведь Аллах, Всемогущ Он и велик, не обещал высоких ступеней Рая подобным людям, беспомощным и замкнувшимся в себе. Посланник Аллаха как выбирать друзей - student2.ru сказал: “Верующий, который вступает в отношения с людьми и терпит их вред, лучше, нежели верующий, который не вступает в отношения с людьми и не терпит их вред” (Ат-Тирмизи).

Для кого узаконены коллективные молитвы? И на кого возложена пятничная молитва? А кто несет на себе бремя джихада и помогает во время мрачных кризисов при этом? Все это требует существования уммы, в которой как общественные, так и личные отношения будут насколько это возможно более крепкими.

Поэтому, когда Ибн ‘Аббаса спросили о человеке, который держит пост днем и выстаивает ночь в молитве, но не присутствует на пятничной и коллективных молитвах, он сказал: “Сообщите ему, что он – из обитателей Огня” (Ат-Тирмизи).

Это потому, что Ислам сильно стремится, чтобы его великие обряды были местом встречи мусульман – дабы помогать друг другу в их выполнении и от этой чистой атмосферы вдохновляться чувствами незапятнанной любви и глубокой искренности.
Чем больше количество людей из числа собратьев мусульманина, с которыми он пребывает в согласии и организованности, тем больше ниспускается на них благословение Аллаха.

В хадисе сказано: “…Молитва человека с (одним) человеком более плодотворна (чище), нежели его молитва наедине, и молитва его с двумя людьми более плодотворна (чище), нежели его молитва с (одним) человеком, и чем больше, тем более любо это для Аллаха, Всемогущ Он и Велик” (Ахмад).

В другой версии сказано так: “Молитва двух человек, (в которой) один из них руководит своим товарищем, более плодотворна (чище) пред Аллахом, нежели молитва четверых порознь. И молитва четверых более плодотворна (чище) пред Аллахом, нежели молитва восьмерых порознь. И молитва восьмерых, (в которой) один из них руководит ими, более плодотворна (чище) пред Аллахом, нежели молитва сотни (человек) порознь” (Ат-Табарани).

Эти положения явно указывают на то, что Ислам желает, дабы ощущение мусульманского присутствия было более сильным, а также хочет видеть их в обществе, а не в затворничестве, порвавших друг с другом отношения. Но при всем этом надо учитывать, что уединение и общение, а также последующее установление связей и завязывание дружеских отношений подчиняется различным нормам.

Так, всякое уединение человека от уммы, которое влечет за собой уклонение от джихада, от веления “творить одобряемое и запрещать порицаемое”, ослабляет факторы защиты Ислама от его противников, – считается для такого человека преступным и ничем не оправданным.

Люди от природы имеют разные склонности. Среди них есть такие, кто спешит влиться в праздную толпу и быстро вступает в общение с этим и с тем, ощущает там комфорт, разглядывая лица и общаясь со знакомыми и незнакомыми. Но есть среди них и такие, кого чуть ли не силой вытягиваешь на бурные торжества, а он вдруг берет да воздвигает вокруг себя стену, поглядывая из-за нее на людей с осторожностью и прячась за ней, если кто-то приближается к нему.

Ислам направил обе склонности в нужное русло. Наставление первому. Как сказал Ибн Мас‘уд: “В отношения с людьми вступай, но религию свою – не порань”. А второму: “Верующий легок (прост), гибок, дружелюбен и располагает (к себе)”.

Исходя из того, что Ислам обязывает сторониться смуты, то если страна будет охвачена волнениями, а люди начнут грызться из-за мирского удела и узы добродетели будут разорваны, в таком случае ярый разрыв всяческих отношений является одним из проявлений неприятия происходящего. Но все это – в целях постепенного исправления – узаконено Аллахом в том, что касается противостояния порицаемому рукой, устами и, наконец, сердцем(44).

То есть, отстранение от людской порочности не принимается от того, кто может исправить это зло своим устами, не говоря уже о том, что он может это сделать руками. Разрыв отношений (бойкот) – это оружие, которое мудро используется в наш век. Его испробовали слабые нации против довлевших над ними врагов. Если брать самые различные методы выхода из кризисных ситуаций, то бойкот в сравнении с другими видами “оружия” равнозначен самоизоляции. То есть, это в данном случае равносильно прибежищу для слабых, когда они не находят никакого иного способа кроме бегства ради своей религии. Но когда имеется выбор способов, с помощью которых можно затушить смуту, в таком случае самоизоляция, как мы уже разъясни-
ли, – это порицаемое преступление.

В свете этого разъяснения мы понимаем речь Посланника Аллаха как выбирать друзей - student2.ru , когда его спросили: “Кто из людей лучше, о Посланник Аллаха?” И он сказал: “Верующий, борющийся на пути Аллаха своим имуществом и душой”. Было сказано: “А потом кто?” Он сказал: “Верующий, (который) поклоняется своему Господу в ущелье из ущелий и оставляет людей (в покое) от своего зла” (Муслим).

Далее, как самоизоляция, так и общение с другими людьми не может быть постоянным качеством человека. Поэтому пусть мусульманин распределит свое время между полезным уединением и добронравным общением, дабы извлекать для себя пользу из обоих состояний.

***

Именно на этом основании мы выбираем себе друзей и стремимся к дружеским контактам или же сторонимся их. А первым условием для благородной дружбы должна быть ее чистота от личных и корыстных целей – чтобы она была исключительно ради истины, чтобы она рождалась и росла на пути веры и благочестия (ихсан), в чем и заключен смысл любви ради Аллаха.

Если в груди человека утвердилась убежденность и его сердце преисполнено радостью от веры, он ощущает сладость, вкушая ее, тогда он видит все живое вокруг в свете своих убеждений (‘акыда), которым он всецело предался. Он любит из принципа, а не из страсти и похоти, и ненавидит из принципа, а не из-за того, что чего-то лишен.

Стада могут собираться вокруг чистого пресного источника или же вокруг грязного; так и люди могут встречаться и собираться вокруг проходящей или долгой материальной жизни, и между ними могут завязываться крепкие связи. Но этот вид взаимоотношений и симпатий нельзя сравнивать с тем, который произрастает между обладателями высших идеалов любви и чистоты, взаимопомощи и преданности…

Поэтому Ислам приветствует чувства чистой дружбы, побуждает верующих к стремлению быть в них искренними ради Аллаха, оберегать их ради Его лика, и постановил за это прекрасное, заслуживающее того вознаграждение. Посланник Аллаха как выбирать друзей - student2.ru сказал: “Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: «Воистину, любящие друг друга ради Моего Величия – под сенью Моего Трона в тот День, когда нет (иной) сени кроме Моей»” (Ахмад).

Со слов ‘Умара ибн Аль-Хаттаба передано следующее: “Посланник Аллаха как выбирать друзей - student2.ru сказал: «Поистине, среди рабов Аллаха есть люди, которые не являются ни пророками, ни шахидами. Им будут завидовать по-доброму пророки и шахиды в День Воскрешения из-за их положения пред Всевышним Аллахом». Они (сподвижники) сказали: «О Посланник Аллаха, сообщишь нам, кто они?» Он сказал: «Они – люди, полюбившие друг друга духом Аллаха, не из-за родственных связей меж ними и не из-за имущества, которое передают одни другим. И, клянусь Аллахом, их лица – свет, и, воистину, они на (пути) света, не боятся, коль люди боятся, и не печалятся, коль люди печалятся», и он зачитал: “О да, поистине, для друзей Аллаха нет страха, и не будут они печалиться” (Сура 10, аят 62)»” (Абу Дауд).

Не каждый может заявлять о любви во имя Аллаха и не каждому, кто заявит об этом, поверят: ведь, во-первых, необходимо, чтобы человек имел достоверные знания о своем Господе, затем эти знания должны возвыситься в нем так, чтобы перевесить в его душе все остальное. Потом это знание возвышается до любви во имя Аллаха, в стремление все делать во имя Него. Именно тогда и можно будет считать, что человек искренен в том, что он любит или ненавидит: что он любит во имя Аллаха и ненавидит во имя Аллаха.

Однако если человек восторгается талантом какой-либо выдающейся личности, или находит приятным поведение другого человека и от этого полюбил его, это уже иной вид дружбы – не то, о чем мы говорим сейчас.

Посланник Аллаха как выбирать друзей - student2.ru сказал: “Три (черты), в ком они есть, (тот) нашел ими сладость веры и вкус ее: когда Аллах, Всемогущ Он и Велик, и Его Посланник более любимы для него помимо всего (иного), кроме них; когда он любит во имя Аллаха и ненавидит во имя Аллаха; когда будет разведен огромный огонь, и упасть в него будет более любо для него, нежели придать Аллаху равных (ширк) в чем-либо” (Ан-Насаи).

Поскольку любовь во имя Аллаха является завершающим этапом среди тех, которые вы проходите по лестнице веры, а плод ее (этой любви) появляется лишь у тех, кого горячий пыл искренности привел к зрелости, – обилие этой любви является свидетельством совершенства и чистоты, которые заслуживают наивысшего воздаяния.

Посланник Аллаха как выбирать друзей - student2.ru сказал: “Всякие два человека, преданно (всецело) полюбившие друг друга во имя Аллаха, – самый любимый из них для Аллаха – непременно тот из них, кто сильнее любит своего друга” (Ат-Табарани).

***

Оба брата, любящих друг друга, находятся под защитой Аллаха и Его попечением. Сообщается, что Посланник Аллаха как выбирать друзей - student2.ru передал такие слова Аллаха, Всемогущ Он и Велик: “Тем надлежит Моя любовь, кто любит друг друга ради Меня, и тем надлежит Моя любовь, кто посещает друг друга ради Меня, и тем надлежит Моя любовь, кто жертвует для друга ради Меня, и тем надлежит Моя любовь, кто дружит взаимно ради Меня” (Ахмад и Ат-Табарани).

Один друг оказывает на другого глубокое влияние. Поэтому человеку надлежит выбрать себе друзей среди своих собратьев, испытать их подлинную природу, чтобы успокоиться насчет их внутренней сущности.

Посланник Аллаха как выбирать друзей - student2.ru сказал: “Человек следует образу жизни (дин) своего друга, так пусть же посмотрит каждый из вас, с кем он дружит” (Ахмад).

Если это люди, которые помогают ему совершать должное и защищать свои права, не дают ему совершать плохое и зарабатывать харам, то это – спутники добра, за которых надо крепко держаться и дорожить их любовью. А иначе пусть остерегается самообмана насчет тех, в компании которых путь к заблуждению предстает перед ним в радужных тонах или находится масса причин для всеобщего сквернословия и пустословия.

Великий друг может вести своего друга к успеху в этой жизни и к победе – в Грядущей. Однако глупый и поддающийся на соблазны друг – это злополучие для своего товарища. Ведь очень многих молодых людей начало грызть раскаяние из-за этой дурной дружбы, ибо она подвела их к краю крутой пропасти, откуда они свалились в огонь Ада.

Всевышний сказал:
“И в тот День, когда неправедный будет кусать свои руки, говоря: «О если бы я взял путь с посланником! Горе мне, если бы я не брал такого-то другом! Он сбил меня, отвратив от Напоминания, после того как оно ко мне пришло; поистине, сатана человека покидает!»” (Сура 25, аят 27–29)

Одна натура крадет у другой. Удивительно, как устремляется человек в том направлении, которое желает его друг. Ведь заразность подчиняется определенному закону, который действует как в сфере нравственности, так и в физиологии. Более того, дух, который царит в кругу общения, может исходить от сильной личности, изливаясь на окружающих фонтаном, бьющим из самых глубин души этого человека.

Практика свидетельствует, что заразность дурных поступков более проникающа и глубинна, нежели воздействие благих поступков на окружающих. Так, зачастую пристрастие к курению переходит от страдающего им к здоровому, но обратный процесс, увы, встречается крайне редко.

Оценивая это влияние и оберегая добрый нрав и благородные традиции, Посланник Аллаха как выбирать друзей - student2.ru велел выбирать себе собеседника, сказав: “…И пример праведного собеседника подобен примеру обладателя мускуса: коль тебя ничто и не настигнет от него, то настигнет от его веяния. А пример дурного собеседника подобен примеру обладателя меха(45): коль тебя не настигнет его чернота, то застанет тебя его дым” (Абу Дауд).

Если это касается собеседника, с которым вы можете провести время при мимолетной встрече, в некий час дня или ночи, то как быть с другом жизни, с которым вы вместе и в радости, и в печали? Дружеские отношения умных, богобоязненных людей могут возвысить их, однако дружба беспросветных тупиц – это сиюминутный спуск на дно. Всевышний Аллах сказал:
“Ведь они ни на сколько не избавят тебя пред Аллахом. Поистине, неправедные – покровители друг друга, а Аллах – Покровитель богобоязненных! Это – наглядные знамения для людей, руководство и милосердие для народа убежденного”. (Cура 45, аяты 19–20)

Дружба должна основываться на силе веры и возвышенных делах, и лучшие из тех, с кем человеку желательно жить рядом и хранить к ним любовь, для этой жизни и Грядущей, – это те, кто подразумеваются в высказывании: “Тот, кто вступал в отношения с людьми и не чинил им несправедливость, рассказывал им и не лгал, обещал им и сдерживал (свое обещание) по отношению к ним, – из числа тех, чье достоинство совершенно, справедливость явственна и братство с ним надлежит блюсти”.

Если дружба родилась во имя Аллаха, то она продолжит свое существование лишь в поклонении Ему, сможет вырасти только благодаря отстранению обоих друзей от лицемерия и испорченности. А если в поведение одного из них или же обоих закрадется грех, то их сердца изменятся и любовь поникнет.

В хадисе сказано: “…Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа: всякий раз, как один полюбит другого, – они будут отлучены друг от друга лишь из-за греха, совершенного одним из них”.
Именно поэтому сподвижники Посланника Аллаха как выбирать друзей - student2.ru заповедью истины меж собой и взаимной помощью в добре возводили стену, которая оберегала их любовь друг к другу и приближала к прощению и угоде Аллаха.

Со слов Абу Калябы передано следующее: “(Однажды) два человека встретились на рынке. Один из них сказал другому: «Идем попросим прощения у Аллаха в неведении людей». Они так и поступили. Вскоре один из них умер, а другой встретился с ним во сне, и тот сказал: «Ты знаешь, что Аллах простил нам в тот вечер, когда мы встретились с тобой на рынке»” (Ибн Абу Ад-Дунья).

Анас ибн Малик рассказал следующее: “Коль ‘Абдуллах ибн Рауаха встречал человека из (числа) своих друзей, он говорил: «Идем проявим веру в нашего Господа час(46)». Так, однажды он сказал это некоему мужчине и этот мужчина разгневался. Он пришел к Пророку как выбирать друзей - student2.ru и сказал: «О Посланник Аллаха, а не видел ли ты то, как Ибн Рауаха склоняет от твоей веры к вере в час?» На что Пророк как выбирать друзей - student2.ru сказал: «Да помилует Аллах Ибн Рауаху. Воистину, он любит собрания, которыми гордятся ангелы, мир им»” (Ахмад).

Друзья должны ближе знакомиться между собой, чтобы их отношения основывались на ясном представлении друг о друге, и высказывать друг другу чувства почтения и любви, которые они питают друг к другу.

Посланник Аллаха как выбирать друзей - student2.ru сказал: “Коль кто-либо из вас полюбил своего собрата, то пусть поведает ему об этом” (Ат-Тирмизи).

Со слов Анаса передано следующее: “Как-то у Пророка как выбирать друзей - student2.ru был человек и его миновал другой человек, на что тот сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого (человека)». Тогда Пророк как выбирать друзей - student2.ru спросил его: «А поведал ли ты ему?» Тот ответил: «Нет». Он сказал: «Так поведай ему». Тот догнал его и сказал: «Поистине, я люблю тебя во имя Аллаха». Тот ответил: «Да полюбит тебя Тот, во имя Которого ты полюбил меня»” (Абу Дауд).

Посланник Аллаха как выбирать друзей - student2.ru также сказал: “Коль один человек побратался с другим человеком, то пусть спросит его об его имени, об имени его отца и от кого он, ведь, воистину, это сильнее укрепляет любовь” (Ат-Тирмизи).

Несомненно, что единообразие характеров и мышления играет огромную роль в формировании дружеских отношений и укреплении уз. Ведь недаром сказано: “Сколь братьев (есть) у тебя, которых не родила твоя мать?!” Ведь человек может встречаться в гуще жизни с теми, с кем он быстро находит общий язык и к кому испытывает привязанность, как будто бы знает их вот уже многие годы. Именно это подтверждается хадисом: “Души – собранные воины: кто из них познал друг друга(47), те сплочены, а кто игнорировал друг друга(48), те разобщены” (Аль-Бухари).

Однако это чувство должно быть подвластно вероубеждению (‘акыда) и его системе: эта власть, которой вдохновляется верующий во всех устремлениях своего сердца, побуждает его любить во имя Аллаха тех людей, лиц которых он не замечал из-за расстояния или нехватки времени, а также порождает в нем неприязнь к тем, с кем он не общался в пути или дома лишь только потому, что он любит добрых людей и ненавидит злых. Такая искренняя устремленность сердца многократно возносит его обладателя в степенях.

Со слов Абу Зарра передано следующее: “Я сказал: «О Посланник Аллаха, человек любит (определенных) людей, (но) не может совершать подобное их деяниям». Он сказал: «Ты, о Абу Зарр, с тем, кого ты любишь». Я сказал: «Я, воистину, люблю Аллаха и Его Посланника». Он сказал: «Ты с тем, кого полюбил»” (Ад-Дарими).

Одним из положений Ислама касательно дружеских отношений является то, что посещение друг

друга должно быть бескорыстным, искренним во имя лика Аллаха.

Со слов Абу Хурайры, от Пророка как выбирать друзей - student2.ru , передается то, что “(Однажды) человек посетил своего собрата в другом селении, и Аллах назначил ангела наблюдать за тем, куда он держит путь. Когда тот (т.е. ангел) явился к нему, то спросил: «Куда путь держишь?» Он ответил: «Я хочу (навестить) своего собрата в этом селении». Тот (вновь) спросил: «Есть ли у тебя над ним милость, которую ты пестуешь?» Он ответил: «Нет, помимо того, что я полюбил его во имя Аллаха, Всемогущ Он и Велик». Тот же сказал: «Так, воистину, я посланник Аллаха тебе (дабы сказать), что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил его во имя Его»” (Муслим).

Эти шаги имеют очень высокую цену, они подобны шагам борцов на пути Аллаха, которые удостаиваются великого вознаграждения.

Посланник Аллаха как выбирать друзей - student2.ru сказал: “К тому, кто навестил больного или посетил своего собрата во имя Аллаха, воззовет взывающий: «Благ ты и блага твоя поступь, и занял ты обитель в Раю»” (Ат-Тирмизи).

Он также сказал: “Всякий раб, (который) пришел к своему собрату, навещая его во имя Аллаха, – Воззывающий с Небес непременно воззовет к нему: «Благ ты и благ для тебя Рай», и непременно скажет Аллах во владычестве Своего Трона: «Раб Мой посетил во имя Меня и на Мне его потчевание». И не удовлетворится Он для него иным воздаянием, кроме Рая” (Муслим)(49).

Мусульманин, даже если он любит помогать всем людям, более всего любит помогать своим друзьям, и если они обретают благо, то он исполняется радостью. Было бы также неплохо, если бы он вспоминал о своих друзьях, имея
благость.
“…И не забывайте благости между собою, – ведь Аллах видит то, что вы делаете!” (Сура 2, аят 237)

Посланник Аллаха как выбирать друзей - student2.ru отнес обмен подарками между друзьями к предпочтительным действиям, сказав: “Дарите друг другу подарки – ведь, воистину, подарок снимает озлобленность (раздраженность) груди(50)” (Ат-Тирмизи).

‘Аиша также говорит: “Посланник Аллаха как выбирать друзей - student2.ru принимал подарок и воздавал за него” (Аль-Бухари).

Однако если эта высокая этика выходит за все рамки своей неестественностью, то это становится неприемлемым. Ведь Ислам борется против церемонности и вводит везде и всюду простоту. Любой стиль поведения, который предполагает заискивание и вводит в затруднительное положение, не имеет никакого отношения к Исламу. Ислам лишь стремится окружить дружеские отношения различными проявлениями учтивости и любезности, которые улучшают их облик после того, как не будет причин беспокоиться о здравости их сути. А также к тому, чтобы они стали средством упрощения жизни и облегчения ее тягот: “Самый лучший из друзей пред Аллахом – самый лучший из них для своего друга. А самый лучший из соседей пред Аллахом – самый лучший из них для своего соседа” (Ат-Тирмизи).

Ислам разрешил для человека употреблять в пищу еду друга подобно тому, как он вкушает от еды своих родителей, братьев и родственников:
“…Чтобы вы ели в своих домах, или в домах ваших отцов, или домах ваших матерей, или домах ваших братьев, или домах ваших сестер, или домах ваших дядей по отцу, или домах ваших теток по отцу, или домах ваших дядей по матери, или домах теток по матери, или тех, ключами которых вы владеете, или вашего друга…”
(Сура 24, аят 61)

Это и неудивительно – ведь узы дружеских отношений, имеют великую ценность и оказывают значительное влияние. Именно они являются предположительным источником помощи в самых критических ситуациях, даже если последнее касается спасения от мук Ада. Вот как описывает Всевышний состояние терпящих муки язычников:
“Клянемся Аллахом, мы были только в явном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров! И нас сбили с пути только грешники, и нет у нас заступников и друга искреннего”. (Сура 26, аяты 97–101)

Поскольку с подобными дружескими отношениями связаны огромные права, Посланник Аллаха как выбирать друзей - student2.ru сказал: “Не дружи (ни с кем), кроме верующего, и пусть не ест твою пищу (никто), кроме богобоязненного” (Абу Дауд).

“И я воскликнул: «Брат!» Они спросили:
«Родной?» – “Бывает разною родня!
Но друг, с которым стойко путь делили, –
Хоть нас истоки родословных отдалили –
Роднее брата будет для меня”.

как выбирать друзей - student2.ru

43- т. е. День Воскрешения. – Прим. перев.

44- В данной фразе содержится аллюзия на хадис, переданный Абу Са‘идом Аль-Худри: “Я слышал, как Посланник Аллаха как выбирать друзей - student2.ru сказал: «Кто из вас увидит порицаемое, то пусть исправит его своей рукой, а если не может, то своими устами, а если не может, то своим сердцем, а это – самая слабая степень веры»” (Муслим). – Прим. ред.

45- Для раздувания огня. – Прим. перев.

46- Т.е. пребудем с мыслью о Нем (зикр). – Прим. автора.

47- Комментируется следующим образом: “схожи в характере и склонностях”. – Прим. ред.

48- Комментируется следующим образом: “различны по характеру и склонностям”. – Прим. ред.

49- В стандартном источнике не обнаружено. – Прим. перев.

50- Буквально: ящерицу груди. – Прим. перев.

Наши рекомендации