Аллах сделал обязательным платить Зака только затем, чтобы оставшееся у вас богатство стало чистым

(Абу Тауд).

Абу Сайд аль-Кудри также рассказывает, что Пророк, благословения ему и покой, сказал ему: Как только выплачиваешь Зака, то расплачиваешься сполна по своим долгам.

Эти указания касались Зака с продуктов земли и золота с серебром. Но согласно Сунна, Зака налагается также на товары, верблюдов, коров и коз. Нисаб или количество (с которого нужно начинать платить Зака) некоторых видов ценностей приводится ниже:

Серебро - 200 дирхамов или 52,5 толаса (595 грамм) Золото - 7,5 толаса (85 грамм) Товары - стоимостью в 52,5 толаса серебра (595 грамм) Верблюды - 5 штук Козы - 40 штук Коровы - 30 коров

Тот, кто владеет чем-либо сверх этого количества, должен платить Зака. Доля выплаты составляет 2,5 процента. Согласно школе Ханафи, Зака на золото и серебро платится, если их общее количество равно Нисаб.

Ювелирные изделия

Если золото и серебро находятся в виде ювелирных изделий, то все равно, согласно Омару и Абдулле Ибн Масуду, нужно платить на них Зака. Абу Ханафи тоже принял эту точку зрения. Однажды Пророк, благословения ему и покой, увидев двух женщин с золотыми браслетами, спросил их: "Вы дали Зака?" Одна из них ответила: "Нет". Он сказал: "Вы хотите, чтобы в Судный День вам надели вместо них огненные браслеты?" (Тирмиди)

Умм Салама рассказывает, что однажды она спросила Пророка, благословения ему и покой, будут ли ее золотые украшения считаться излишними сокровищами. Он ответил:

"Если золота в них сколько в Нисаб и Зака на них уплачена, ю это не будет излишним сокровищем." (Абу Дауд)

Таким образом, Зака должна платиться с золота и серебра, даже если они находятся в виде украшений, точно также, как в случае денег. Однако, согласно некоторым законникам, Зака не надо платить с бриллиантов и драгоценных камней.

Кто имеет право получить Зака

Согласно Корану, право получит Зака имеют восемь категорий людей.

Фукара - бедный

Фукара это те, кто имеет деньги, но их им недостаточно, чтобы свести концы с концами. Они живут с большими лишениями и трудностями, но ни у кого не просят. Так определили Фукара Зухри, Абу Ханифа, Абдулла ибн Аббас, Хасан Басри и многие другие законники.

Масакин - отчаявшийся и нуждающийся

Масакин - это совершенно разорившийся и ничего не имеющий за душой. Омар включает к ним также тех, кто может работать, но не имеет работы.

Амилина алайха - распорядитель Зака

Люди, назначенные Исламским правительством собирать Зака, будут получать свою зарплату из фондов Зака.

Муаллафату кулуб - те, кого нужно примирить

Это те люди, которым необходимо дать деньги, чтобы заполучить их помощь за дело Ислама или заглушить оппозицию. Вновь обращенные Мусульмане также включаются в эту категорию. Те, кто могут потерять свою работу или место жительства из-за того, что обращаются в Мусульман, заслуживают всяческой помощи, но даже богатым обращенным можно дать Зака, показывая добрую волю Ислама. После Битвы Хунаим Пророк, благословения ему и покой, отдал так много трофеев вновь обращенным Мусульманам, что это вызвало жалобы Ансара. Он на это ответил: "Эти люди только что вошли в Ислам после Куфр, и я хочу порадовать их". На этом основании Зухри определил муаллафату кулуб таким образом: "Любой Христианин, Иудей или не-Мусульманин, который принял Ислам, несмотря на то, что он может быть богат". Мы не будем обсуждать здесь юридические тонкости этого. Мы обсуждали их в Тафхимул Коран, том 2, когда комментировали Суру аль-Тавба.

Фи рикаб - освобождение от рабства

Рабу, который хочет освободить себя от рабства, надо дать Зака с тем, чтобы он смог выплатить требуемые деньги своему хозяину. Сегодня рабства не существует и на мой взгляд эту категорию можно распространить на тех, кто заключен в тюрьму за штрафы и долги. Им можно помочь Зака, чтобы они освободились.

Аль-гаримин - люди, обремененные долгами

Люди, обремененные долгами настолько, что не могут их сами выплатить, составляют эту категорию. Но Зака нельзя платить тем, чье богатство превышает их долги. Его можно давать тем, чьи долги настолько большие, что, выплатив их, они останутся с тем, с чего Зака уже не берется. Некоторые судьи говорят, что нежелательно давать Зака тем, кто попал в долги из-за экстравагантных привычек, потому что ожидание постоянной помощи Зака будет поощрять эти привычки.

Фи-сабили лах - на дело Аллаха

Этот общий термин обозначает все добрые дела. Но, особенно, когда дают на борьбу за превосходство Ислама на всей земле. Пророк, благословения ему и покой, однажды сказал, что недопустимо брать Зака богатому человеку, но если этому человеку нужно помочь в Джихад, то это допустимо.

Ибну сабил - путники

Путник может быть как угодно богат у себя дома, но если он нуждается в деньгах в дороге, то ему можно давать Зака.

Другие важные принципы

Описанные выше восемь категорий людей все, в принципе, заслуживают Зака. Однако, есть некоторые дополнительные правила.

1. Все школы права согласились между собой, что родители и дети не могут давать Зака друг другу, или муж и жена. Дальний родственник, конечно, имеет право на Зака, даже больше, чем другие. Хотя Аузай говорит: Не ищите ваших родственников, когда уже получили Зака.

2. Только Мусульмане имеют право на Зака. Определение Зака дается в Хадит так:

Оно берется у богатых из вас и дается бедным среди вас

(Бухари, Муслим)

Тем не менее, не-Мусульмане имеют право на все прочие виды благотворительности или социальные выплаты. В этом их нельзя дискриминировать.

3. Абу Ханифа, Абу Юсуф и Мухаммад говорят, что Зака должна распределяться среди бедных той местности, где она собрана. Неверно посылать Зака в другое место, если только ее некому дать в данной местности или если случилось несчастье, вроде потопа или голода, которые требуют срочных отправлений помощи. Но это не значит, что посылать Зака из одного места в другое запрещается.

4. Некоторые ранние богословы думали, что Зака не должно браться тем человеком, который обеспечен по крайней мере на два приема пищи.

Другие устанавливают несколько отличные нормы. Важно помнить, что закон есть одно, а желаемое - другое. Пример желаемого поведения дан Пророком, благословения ему и покой, который сказал, что человек, имеющий утреннюю и вечернюю еду и просящий благотворительность, готовит себе костер (в аду) (Муслим) Также сообщают, как он сказал: "По мне лучше, чтобы человек пошел в лес нарубить дрова и тем подкормился, чём попрошайничать" (Бухари). Другой Хадис говорит, что человек, имеющий еду или достаточно трудоспособный, не должен принимать Зака (ТирмиДи).

Но это уроки высочайшего поведения. Минимальные законные требования на получение Зака имеются в других Хадит. Например:

Наши рекомендации