Наследство, которое получают сестры не по матери 8 страница
Согласно другому толкованию, Аллах повелел сражаться на Его пути правоверным, обладающим совершенной верой и подтверждающим ее праведными деяниями. Они продают мирскую жизнь за жизнь будущую, потому что они не жаждут мирских благ и стремятся только к Последней жизни. Из этого толкования следует, что это откровение обращено к правоверным, поскольку именно они готовят себя к сражениям с врагами и обладают твердой верой, которая обязывает их поступать таким образом. Что же касается маловеров, которые запаздывают с выступлением в военный поход, то для них безразлично, примут они участие в джихаде или нет. В таком случае обсуждаемый нами аят похож на некоторые другие коранические откровения. Всевышний сказал:
قُلْ آمِنُواْ بِهِ أَوْ لاَ تُؤْمِنُواْ إِنَّ الَّذِينَ أُوتُواْ الْعِلْمَ مِن قَبْلِهِ إِذَا يُتْلَى عَلَيْهِمْ يَخِرُّونَ لِلأَذْقَانِ سُجَّدًاوَيَقُولُونَ سُبْحَانَ رَبِّنَا إِن كَانَ وَعْدُ رَبِّنَا لَمَفْعُولاًوَيَخِرُّونَ لِلأَذْقَانِ يَبْكُونَ وَيَزِيدُهُمْ خُشُوعًاقُلِ ادْعُواْ اللّهَ أَوِ ادْعُواْ الرَّحْمَـنَ أَيًّا مَّا تَدْعُواْ فَلَهُ الأَسْمَاء الْحُسْنَى وَلاَ تَجْهَرْ بِصَلاَتِكَ وَلاَ تُخَافِتْ بِهَا وَابْتَغِ بَيْنَ ذَلِكَ سَبِيلاً«Скажи: «Веруйте в него (Коран) или не веруйте! Воистину, когда его читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками. Они говорят: "Хвала нашему Господу! Воистину, обещание нашего Господа непременно исполнится". Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение». Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена». Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим» (17:107-110);
أُوْلَـئِكَ الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ وَالْحُكْمَ وَالنُّبُوَّةَ فَإِن يَكْفُرْ بِهَا هَـؤُلاء فَقَدْ وَكَّلْنَا بِهَا قَوْمًا لَّيْسُواْ بِهَا بِكَافِرِينَ«И даже если они не уверуют в это, Мы уже вверили это другим людям, которые не станут неверующими» (6:89).
Согласно третьему толкованию, Аллах повелел сражаться на пути Аллаха против неверующих, которые покупают мирскую жизнь за жизнь будущую. В таком случае относительное местоимение стоит в винительном падеже и выступает в роли дополнения.
Затем Аллах сказал, что если человек сражается на пути Аллаха, принимая участие в джихаде, вести который приказали Аллах и Его посланник, если он поступает так искренне ради Аллаха и погибает или одерживает победу, то он заслуживает великое вознаграждение. Этим вознаграждением являются укрепление его веры и набожности, военная добыча, добрая слава и райская награда, которую Аллах приготовил для муджахедов, которую не видывал взор, о которой не слышали уши и которая даже не приходила на ум людям.
75. Отчего вам не сражаться на пути Аллаха и ради слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника»? | وَمَا لَكُمْ لاَ تُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَالْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الرِّجَالِ وَالنِّسَاء وَالْوِلْدَانِ الَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا أَخْرِجْنَا مِنْ هَـذِهِ الْقَرْيَةِ الظَّالِمِ أَهْلُهَا وَاجْعَل لَّنَا مِن لَّدُنكَ وَلِيًّا وَاجْعَل لَّنَا مِن لَّدُنكَ نَصِيرًا |
Аллах призвал своих верующих рабов сражаться на Его пути, вдохновил их на священную войну и разъяснил, что это является обязанностью каждого из них и что отказавшийся от выполнения этого предписания заслуживает великого порицания. Отчего мусульманам не сражаться на пути Аллаха, если слабые мужчины, женщины и дети, которые не способны самостоятельно найти выход из трудного положения, находятся под величайшим гнетом своих врагов? Они просят Аллаха спасти их из города, жители которого поступают несправедливо по отношению к самим себе, когда исповедуют неверие и язычество, и по отношению к правоверным, когда причиняют им страдания, сбивают их с пути Аллаха и мешают им проповедовать религию или совершить переселение. Они просят Аллаха одарить их покровителем и помощником, который спас бы их из города, жители которого являются беззаконниками. И поэтому мусульмане должны вести с ними войну для того, чтобы защитить своих женщин и детей. Безусловно, священная война ради покорения неверующих также является великим благом, и если человек отказывается от участия в ней, то он заслуживает величайшего порицания. Однако священная война ради спасения слабых мусульман приносит еще большую пользу и еще большее вознаграждение.
76. Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не уверовали, сражаются на пути тагута. Посему сражайтесь с помощниками дьявола. Воистину, козни дьявола слабы. | الَّذِينَ آمَنُواْ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَالَّذِينَ كَفَرُواْ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ الطَّاغُوتِ فَقَاتِلُواْ أَوْلِيَاء الشَّيْطَانِ إِنَّ كَيْدَ الشَّيْطَانِ كَانَ ضَعِيفًا |
Аллах сообщил о том, что правоверные сражаются ради своего Господа, тогда как неверующие сражаются на пути тагута. Под тагутом здесь подразумевается сатана. Из этого повествования можно сделать несколько выводов.
Во-первых, раб сражается на пути Аллаха в зависимости от своей веры, искренности и приверженности дороге Пророка Мухаммада. Участие в священной войне на пути Аллаха является одним из результатов и требований правой веры. В то же время участие в боевых действиях на пути тагута является результатом и неизбежным следствием неверия.
Во-вторых, если человек сражается на пути Аллаха, то ему надлежит проявлять терпение и стойкость, которые не способны проявить остальные люди, ибо если клевреты сатаны проявляют терпение и сражаются с правоверными, исповедуя при этом ошибочные воззрения, то приверженцы истины обязаны проявлять эти качества в еще большей степени. Всевышний по этому поводу сказал:
وَلاَ تَهِنُواْ فِي ابْتِغَاء الْقَوْمِ إِن تَكُونُواْ تَأْلَمُونَ فَإِنَّهُمْ يَأْلَمُونَ كَمَا تَأْلَمونَ وَتَرْجُونَ مِنَ اللّهِ مَا لاَ يَرْجُونَ وَكَانَ اللّهُ عَلِيمًا حَكِيمًا
«Не проявляйте слабости при преследовании врага. Если вы страдаете, то они тоже страдают так, как страдаете вы. Но вы надеетесь от Аллаха на то, на что они не надеются»(4:104).
В-третьих, сражаясь на пути Аллаха, человек опирается на надежную опору, которой являются истина и упование на Аллаха. Если же человек обладает силой и надежной опорой, то он должен проявлять гораздо больше терпения, стойкости и усердия, чем воины, сражающиеся ради лжи, которая далека от истины и не имеет славного конца.
Затем Аллах повелел сражаться против клевретов сатаны и помнить о том, что козни сатаны слабы. Козни строят для того, чтобы незаметно навредить своему противнику. Сатана может строить любые козни, но все они являются очень слабыми и нисколько не могут навредить истине или противостоять козням, которые строит Аллах, оберегая своих верующих рабов.
77. Разве ты не видел тех, кому было сказано: «Уберите руки (не пытайтесь сражаться), совершайте намаз и выплачивайте закят». Когда же им было предписано сражаться, некоторые из них стали бояться людей так, как боятся Аллаха, или даже более того. Они сказали: «Господь наш! Зачем Ты предписал нам сражаться? Вот если бы Ты предоставил отсрочку на небольшой срок!» Скажи: «Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен. Вы же не будете обижены даже на величину нити на финиковой косточке». | أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ قِيلَ لَهُمْ كُفُّواْ أَيْدِيَكُمْ وَأَقِيمُواْ الصَّلاَةَ وَآتُواْ الزَّكَاةَ فَلَمَّا كُتِبَ عَلَيْهِمُ الْقِتَالُ إِذَا فَرِيقٌ مِّنْهُمْ يَخْشَوْنَ النَّاسَ كَخَشْيَةِ اللّهِ أَوْ أَشَدَّ خَشْيَةً وَقَالُواْ رَبَّنَا لِمَ كَتَبْتَ عَلَيْنَا الْقِتَالَ لَوْلا أَخَّرْتَنَا إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ قُلْ مَتَاعُ الدَّنْيَا قَلِيلٌ وَالآخِرَةُ خَيْرٌ لِّمَنِ اتَّقَى وَلاَ تُظْلَمُونَ فَتِيلاً |
Когда мусульмане находились в Мекке, им было приказано совершать намаз и выплачивать закят, т.е. поддерживать бедняков. Это не был закят, который хорошо известен сегодня и выплачивается в соответствии с установленными правилами, когда имущество достигает облагаемого закятом минимума, поскольку выплачивать такой закят было вменено в обязанность мусульманам только в Медине. Мусульманам также не было приказано сражаться с врагами, и тому было несколько причин.
Во-первых, Всевышний Создатель по своей мудрости ниспосылал религиозные законы так, чтобы они не были обременительны для рабов, и поэтому Он начинал с самых важных и простых законов и постепенно переходил к более сложным.
Во-вторых, если бы мусульманам было приказано сражаться с неверующими, когда они были малочисленны и плохо оснащены, то это непременно привело бы к исчезновению ислама, и поэтому Аллах позаботился о достижении мусульманами самой важной цели, не принимая во внимание менее важные цели. Были и другие причины, по которым мусульманам не было приказано сражаться на пути Аллаха.
Несмотря на это некоторые правоверные хотели, чтобы Аллах приказал им сражаться с неверующими даже при таких обстоятельствах. Безусловно, эти обстоятельства были неподходящими для начала войны с неверующими, и поэтому мусульманам тогда следовало исповедовать единобожие, совершать намаз, выплачивать намаз и выполнять другие предписания, относящиеся к тому времени. Недаром Всевышний сказал:
وَلَوْ أَنَّا كَتَبْنَا عَلَيْهِمْ أَنِ اقْتُلُواْ أَنفُسَكُمْ أَوِ اخْرُجُواْ مِن دِيَارِكُم مَّا فَعَلُوهُ إِلاَّ قَلِيلٌ مِّنْهُمْ وَلَوْ أَنَّهُمْ فَعَلُواْ مَا يُوعَظُونَ بِهِ لَكَانَ خَيْرًا لَّهُمْ وَأَشَدَّ تَثْبِيتًا
«А если бы они совершили то, чем их увещевают, то так было бы лучше для них и сильнее укрепило бы их» (4:66).
После переселения в Медину ислам окреп, и мусульманам было приказано сражаться с неверующими. В то время обстоятельства позволяли мусульманам поступать таким образом. Однако некоторые из тех, которые прежде торопились сразиться с противником, испугались людей, проявив слабость и малодушие, и сказали: "Господи! Почему Ты приказал нам сражаться?" Такими словами они выражали досаду и недовольство решением Аллаха. Им следовало вести себя иначе, покориться воле Аллаха и терпеливо выполнить Его повеление, но они поступили совершенно противоположным образом и сказали: "Господи! Вот если бы Ты немного повременил с повелением сражаться против неверующих!"
Подобным образом поступают многие неблагоразумные люди, которые торопятся и хотят совершить большие дела до того, как наступил их черед. Когда наступает пора совершить эти большие дела, они чаще всего отказываются проявить должное терпение и понести свое тяжелое бремя. Однако Аллах предостерег их от подобного поведения, которое приводит к отказу от участия в сражениях на пути Аллаха. Всевышний возвестил, что мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для тех, кто богобоязнен. Человек недолго наслаждается мирскими благами и земным покоем, и выполнять тяжелые предписания Аллаха в течение этого короткого срока для него не составляет труда, потому что знание о том, что все выпадающие на его долю неприятности являются непродолжительными, облегчает ему любые трудности. А еще легче ему становится, если он сравнивает мирскую жизнь с жизнью будущей и осознает, что Последняя жизнь прекрасней, приятней и продолжительней жизни на земле.
Что касается прелести Последней жизни, то в достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад сказал: «Участок в раю величиной с кнут лучше, чем земной мир и все, что есть в нем». Что же касается удовольствий Последней жизни, то они лишены всего, что может причинить людям беспокойство. Более того, какие бы удовольствия человек ни представил себе, райские прелести непременно окажутся еще более приятными, поскольку Всевышний сказал:
فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَّا أُخْفِيَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاء بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (32:17). А Пророк Мухаммад поведал о том, что Всевышний Аллах сказал: «Я приготовил для своих праведных рабов то, чего не видывал взор, чего не слышали уши, о чем даже не помышляла человеческая душа».
Мирские удовольствия сопряжены с обстоятельствами, которые доставляют людям множество неприятностей, и если сравнить эти удовольствия с теми страданиями, переживаниями и беспокойствами, которые приходится переживать людям ради них, то рядом с ними мирские удовольствия кажутся ничтожными. Что же касается их продолжительности, то они являются тленными и преходящими, и срок человеческой жизни по сравнению с продолжительностью этих удовольствий также является ничтожным. В то же время наслаждения Последней жизни являются вечными, и люди в ней являются бессмертными.
Если благоразумный человек задумается над этими двумя обителями и даст им справедливую оценку, то он поймет, какой из них следует отдавать предпочтение и ради какой из них следует трудиться. Вот почему Аллах сказал, что Последняя жизнь будет лучше только для тех, кто был богобоязнен и остерегался многобожия и прочих грехов. Люди не будут обижены даже на величину ниточки, которая помещается в бороздке на финиковой косточке, и если они стремились к будущей обители, то они сполна получат свое воздаяние в самой совершенной форме, и их благодеяния не будут умалены.
78. Смерть настигнет вас, где бы вы ни находились, даже если вы будете в возведенных башнях. Если их постигает добро, они говорят: «Это – от Аллаха». Если же их постигает зло, они говорят: «Это – от тебя». Скажи: «Это – от Аллаха». Что же произошло с этими людьми, что они едва понимают то, что им говорят? | أَيْنَمَا تَكُونُواْ يُدْرِككُّمُ الْمَوْتُ وَلَوْ كُنتُمْ فِي بُرُوجٍ مُّشَيَّدَةٍ وَإِن تُصِبْهُمْ حَسَنَةٌ يَقُولُواْ هَـذِهِ مِنْ عِندِ اللّهِ وَإِن تُصِبْهُمْ سَيِّئَةٌ يَقُولُواْ هَـذِهِ مِنْ عِندِكَ قُلْ كُلًّ مِّنْ عِندِ اللّهِ فَمَا لِهَـؤُلاء الْقَوْمِ لاَ يَكَادُونَ يَفْقَهُونَ حَدِيثًا |
Аллах сообщил, что невозможно убежать от своей судьбы и что отказ от участия в джихаде не поможет людям спастись от смерти. Она может настигнуть людей в любом месте и в любое время, даже если они спрячутся от нее в укрепленных замках или высоких башнях. Это откровение содержит призыв участвовать в сражениях на пути Аллаха. В одних случаях Аллах призывает к этому, прельщая людей своей милостью и вознаграждением, в других случаях – устрашая их своим наказанием, в третьих случаях – сообщая о том, что люди не извлекут никакой пользы из того, что будут отсиживаться дома, в четвертых случаях – облегчая воинам дорогу к намеченной цели.
Затем Всевышний поведал о тех невеждах, которые отворачиваются от проповедей посланников и даже противятся им. Если они приобретают богатство, если у них рождаются дети и если они наслаждаются здоровьем, то они говорят, что это – от Аллаха. Если же их поражают засуха, нищета, болезни, смерть детей или любимых, то они говорят, что причиной тому являются проповеди Мухаммада. Они считают пришествие посланника Аллаха дурным знаком, подобно тому, как их предшественники считали дурным знаком пришествие предыдущих Божьих посланников.
Всевышний сказал о народе Фараона:
فَإِذَا جَاءتْهُمُ الْحَسَنَةُ قَالُواْ لَنَا هَـذِهِ وَإِن تُصِبْهُمْ سَيِّئَةٌ يَطَّيَّرُواْ بِمُوسَى وَمَن مَّعَهُ أَلا إِنَّمَا طَائِرُهُمْ عِندَ اللّهُ وَلَـكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لاَ يَعْلَمُونَ
«Когда их постигало добро, они говорили: «Это – для нас». А когда их постигало зло, они связывали его с Мусой (Моисеем) и теми, кто был с ним. Воистину, их дурные предзнаменования были у Аллаха, но большинство из них не знает этого» (7:131). Соплеменники пророка Салиха сказали:
قَالُوا اطَّيَّرْنَا بِكَ وَبِمَن مَّعَكَ قَالَ طَائِرُكُمْ عِندَ اللَّهِ بَلْ أَنتُمْ قَوْمٌ تُفْتَنُونَ