Есть ли разница между суфиями и суннитами (ахлю-с-сунна)?

У шейха Али аль-Джифри спросили: Какова разница между суфиями и суннитами? Разве мы все не являемся мусульманами и не свидетельствуем о единстве Всевышнего Аллаха и Пророчестве Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)?

Ответ: Слово «тасаввуф» (суфизм) стало причиной для непонимания и разногласий, многие неравнодушны к нему, и это целенаправленная работа. Как говорят, прежде чем принять какое-то решение, нужно понимать, что мы называем тасаввуфом. Так что же мы называем Тасаввуфом, чтобы понять – хорошо это или плохо?

Тасаввуф, который знали наши прежние имамы из салафов, начиная от Хасан аль-Басри и заканчивая нашими наставниками, у которых нам довелось обучаться – это наука, которая занимается усовершенствованием третьей основы нашей религии – Ихсан.

Наука «Фикх» занимается четырьмя основами Ислама: Намаз, Пост, Закат и Хадж, и всем, что связано с ними.

Наука «Тавхид» (Единобожия), которую впоследствии стали называть акыдой (а слова «Акыда» не было во время сподвижников и табиинов, но тем не менее, еѐ так называют) – занимается изучением и разъяснением шести столпов Имана, второй основы нашей религии.

Наука «Тасаввуф» занимается изучением правил и поведения, с помощью которых раб Аллаха совершенствуется и достигает третьей основы нашей религии – и это Ихсан (искренность). darulfikr.ru 175

Давайте посмотрим: судя по определению, это очень важный вопрос и велика та степень, к которой мы должны стремиться. В связи с этим у нас возникают вопросы:

– Откуда это название?

– Откуда произошло название «Тасаввуф»?

– Во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ведь не было же слова «Тасаввуф»?

Ну что это за вопросы? Я просто не хочу назвать это постыдным невежеством, так как люди, обладающие знаниями, не придираются к названиям. Назови как хочешь, если это название не является запрещѐнным. Важно не название, а то, что подразумевается под ним. Науки под названием «акыда» не было во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников, науки «усуль» также не было во время Пророка и сподвижников, науки под названием «таджвид» о способах чтения Корана также не было во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников, также и науки под названием «Ильм аль-Джархи ва Таъдиль», с помощью которой мы различаем достоверность или слабость хадисов, праведность цепочки их передатчиков, не было во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников.

Происхождение слова «Тасаввуф»

Следовательно, отсутствие того или другого названия во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников – не является достаточным основанием, чтобы опровергнуть ту или иную науку. Откуда же пришло это название? По некоторым данным, оно пришло от слов «Ахлю Озарение сердец 176

Суффат». По другим данным от слова «Суф» – шерсть, одежды которую они носили. Во время табиинов, когда люди стали основное внимание уделять мирскому, увлекаясь роскошью в одежде, в еде, в жилье и транспорте, они отреклись ото всего этого. Самой дешѐвой одеждой того времени была шерсть. Богатые мутрафуны избегали ношения шерстяной одежды: они одевали красивую и дорогую одежду, а шерсть оставляли бедным и нищим.

Но благородные имамы, которые отреклись ото всего мирского и искренне служили Аллаху, предпочли надевать самую дешѐвую, шерстяную одежду, отказавшись от роскоши. И люди называли их «суфиями».

Вот теперь мы поняли, что такое суфизм и откуда пришло это название! Значит, нет места для упрѐка ни в названии суфизм, ни в самой сути суфизма. После этого остаѐтся один вопрос: а были ли суфиями прежние праведники (Салафу салих) из Ахлю-с-Сунна вааль-Джама`а? И есть ли разница между Ахлю-с-Сунна и суфиями? Суфии – они и есть Ахлю-с-Сунна вааль-Джама`а! Люди, которых мы называем сегодня суфиями – они и есть Ахлю-с-Сунна вааль-Джама`а.

Если вы заглянете в комментарии имама ан-Навави к «Сахих аль-Муслим», то увидите, что когда он приводит цепочку передатчиков и желает подчеркнуть праведность или превосходство одного из них, то указывает на то, что тот был суфием.

Если вы откроете книгу «Сифату сафва» (или по-другому еѐ называют «Сафвату сафва»), автором которой является Имам Хафиз ибн аль-Джаузи, то увидите, что он привѐл там биографии суфийских шейхов, начиная с тех, которые жили в darulfikr.ru 177

первом, втором и третьем столетии по хиджре. Он сделал их, и их биографии – маяками, чтобы мы следовали за ними!

А если вы заглянете в книгу «Сияр а`лям ан-нубаляи» Имама Хафиза аз-Захаби, то найдѐте в ней биографию всех шейхов тариката. Салафу салих (праведные предшественники) придерживались тариката! Когда они хотели указать на чьѐ-то превосходство, то они подчеркивали, что он – суфий!

Если вы прочитаете слова учѐных, за которыми, якобы, следуют те, кто сегодня утверждают, что они «идут по пути Ахлю-с-Сунна валь-Джама`а, и что они следуют салафу салихунам», таким как Ибн Таймийя и Ибн Кайим по отношению к суфизму» – то им будет стыдно. Ибн Таймийя написал книгу «Ас-Суфия валь-Фукара», также он выделил две главы в книге «Фатава» суфизму. Он подчѐркивает, что сам приводит некоторые хадисы по цепочке, в которой есть и Абдулькадир Джилани – Имам Кадирийского тариката. Он также пишет слово «куддиса сирруху» после имени Абдулькадира Джилани в книге «Фатава» – а ведь так принято писать у суфиев!

У Ибн Кайима тоже есть книга о суфизме, он назвал еѐ «Мадариджу Ссаликин фи шархи Маназили Ссаирина». А «Маназилю Ссаирин» – это книга Абдуллаха аль-Харави. Еѐ переименовали в «Тахзибу Мадариджи Ссаликин». Убрали слова, которые свидетельствуют о том, что Ибн Кайим признаѐт суфизм, добавили некоторые вещи и назвали «Тахзибу Мадариджи Ссаликин».

Говоря кратко, суфизм является сутью Корана и Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) это очищение сердца от порицаемых качеств и познание Аллаха. Озарение сердец 178

Чтобы узнать, обладают ли суфии подобными знаниями, нужно понять: какую роль они сыграли в исламской науке?

Если говорить об исламских науках, то вот факты: все великие имамы были суфиями! Чтецы Корана не смогут привести цепочку передатчиков ни одного из семи способов чтения Корана, если исключат из них суфийских шейхов.

Все цепочки чтения Корана, распространѐнные в Египте, сходятся на великом имаме Шейхуль Исламе Закарие аль-Ансари. Все чтецы, рассказывая о цепочке передатчиков своего чтения, сходятся на Закарии аль-Ансари. Закария аль-Ансарий является одним из великих имамов тасаввуфа. У Шейх уль Ислама Закария аль-Ансарий есть книга, в которой он разъяснил «Рисалатуль Кушайрия», а это – книга, которую называют каноном Тасаввуфа. Ни один из передатчиков хадисов, приведѐнных в шести самых известных и достоверных сборниках, не сможет привести цепочку передатчиков, минуя имамов тасаввуфа. Если сегодня мы допустим сомнения в отношении этих суфийских шейхов и имамов, через которых мы и получили Коран и Сунну, то завтра будем сомневаться и в истинности самого Корана и Сунны – да сохранит нас Аллах от подобного!

Итак, суфии – люди, которые сыграли самую значительную роль в сохранении и передаче Корана и Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Если посмотришь на толкователей хадисов, то увидишь, что среди толкователей шести известных сборников нет толкователя, не связанного с суфиями. Ибн Хаджар аль-Аскалани, автор «Фатхуль Бари» – самого известного толкования «Сахих» аль-Бухари – является автором биографии Абдулькадира аль-darulfikr.ru 179

Джилани: в ней описаны его караматы, состояния и старания, то, чем он занимался. Она издана и является известной.

Имам ан-Навави, написавший толкования к сборнику «Сахих аль-Муслим», был одним из великих имамов, у которых была крепкая связь с суфиями. Прочитавший его книгу «аль-Азкар», либо «Тибяну фи адаби хамалатиль Куран» или другие книги, в которых описаны адабы мюрида и трогательные истории, найдѐт суть суфизма явно выраженной в его речи.

В его биографии приведено, что к концу жизни он находился в Дамаске и преподавал в Университете «Дар уль-Хадис», к нему пришѐл один суфийский шейх и сказал: «О имам! Если хочешь, уезжай в Нава (на родину), воистину, приблизился твой конец». Он прислушался к словам этого праведного шейха и уехал в Нава. Не прошло и нескольких дней, как он перешѐл в милость Аллаха. Ему было 44 года. Тут может возникнуть вопрос: как шейх узнал о приближении его конца? Неужели они знают тайное? Абсолютную тайну Аллаха не знает никто, кроме самого Всевышнего. Но Всевышний даѐт знать из Своей абсолютной тайны определѐнную часть тому, кому Он пожелает. Ведь сказано: «Берегитесь проницательности муъмина, поистине, он видит нуром Аллаха». Это в области науки.

Суфии в области джихада.

Если возьмѐм область джихада на пути Аллаха, то руководителями и имамами всех сражений, которые мусульмане вели против притеснителей и завоевателей, были имамы суфиев. Кто освобождал Иерусалим? (да приблизит Аллах день его освобождения!) Кто организовал поход по его Озарение сердец 180

освобождению? Это Салахудин аль-Аюби. Он построил суфийские учебные центры на горе Косѐн в Сирии, чтобы подготовить освободителей на пути Аллаха. Салахудин аль-Аюби и Нуруддин Занки проложили путь освобождения мусульман – на основе книги «Ихья улумуддин» (Имам аль-Газали), в которой нет ни одной главы, посвящѐнной джихаду. Но они знали, что причиной унижения мусульман и их неспособности защищать себя, является любовь к мирскому и боязнь смерти, как сказано в хадисе. И тогда они взяли книгу, которая исцеляет этот недуг – и подготовили людей к джихаду.

Кто был знаменосцем войска, который отразил Седьмой крестовый поход и взял в плен короля Людовика Девятого в Аль-Мансуре? Это был имам Шазилийского тариката Абуль-Хасан Али аш-Шазали. Он был девяностолетним ослепшим старцем, когда взял в руки знамя и вышел, выкрикивая призыв «аль-Джихад, аль-Джихад!», а мюриды взяли его за руки и вокруг него собралось большое количество великих ученых, среди которых был великий учѐный Иззу ибн Абдуссалам. Они все находились на поле битвы и взяли в плен французского короля Людовика Девятого.

Кто был знаменосцем войск, которые под покровом ночи освободили большое количество мусульман из плена монголо-татар? Это был имам тариката Ахмад аль-Бадави.

Кто возглавил противостояние марокканцев против колонизаторов? Это были суфии. Кто возглавил большой джихад ливийцев против итальянских колонизаторов? Это был Умар аль-Мухтар, один из последователей тариката ас-Санусийя. Кто поднял знамя борьбы против крестоносцев и колонизаторов в Сирии и Иордании? Это были шейхи Накшбандийского и Шазилийского Тарикатов. Кто darulfikr.ru 181

противостоял колонизации Индонезии и соседних территорий? Это были шейхи Тариката аль-Алавийа. (В их числе можно упомянуть и имя Имама Дагестана и Чечни Шамиля, шейха Накшубандийского тариката - от ред.)

Кто подумает над этим – тот поймѐт истину. Начиная от первого века по хиджре до наших дней, знамя джихада не было поднято никем иным, кроме как суфиями!

Наши рекомендации