Быть может, они будут остерегаться.
Группа из праведных предков считала, что выход в поход был обязательным для каждого мусульманина, если выходил сам посланник Аллаха, исходя из слов Аллаха: ﴿انْفِرُواْ خِفَافًا وَثِقَالاً﴾ «Выступайте в поход, легкими и тяжелыми». (9:41) и:﴿مَا كَانَ لأَهْلِ الْمَدِينَةِ وَمَنْ حَوْلَهُمْ مِّنَ الاٌّعْرَابِ﴾ «Не следовало жителям Медины и тем, кто кругом них из бедуинов» (9:120) и это было отменено данным аятом (9:122). Есть также мнение, что здесь подразумевается приказ Аллаха ко всем племенам вокруг посылать группу в поход с посланником Аллаха, дабы они набирались знаний из откровения, ниспосланного посланнику Аллаха в походе, и вернулись к своим племенам увещевать о том, что было на войне. Таким образом, поход собирает два дела (войну и обучение), а группа, из каждого племени вышедшая в поход будет совершать джихад и обучаться одновременно, что является фарзом кифая (коллективной обязанностью).
Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас сказал по поводу аята:
﴿وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنفِرُواْ كَآفَّةً﴾ «”Верующим не следует выступать в поход всем вместе” – верующим не стоит выступать в поход всем, и оставлять посланника Аллаха одного: ﴿فَلَوْلاَ نَفَرَ مِن كُلِّ فِرْقَةٍ مِّنْهُمْ طَآئِفَةٌ﴾ “Почему бы не отправить из каждой группы по отряду” – т.е. в походы, которые отправлял посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). К возвращению отрядов возможно посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) оставшегося с сидящими (в Медине), уже ниспослано что-то из Корана. Тогда оставшиеся скажут, что кое-что было ниспослано пророку из Корана, и мы научились этому. Таким образом, некоторые отряды будут оставаться для изучения того, что ниспослано Аллахом Его посланнику, а некоторые будут отправляться в походы для военной практики. Об этом Аллах сказал:﴿لِّيَتَفَقَّهُواْ فِى الدِّينِ﴾“Чтобы они могли изучить религию” – чтобы они изучали то, что Аллах ниспослал Своему посланнику, и обучали военные отряды, когда те вернутся».
﴿لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ﴾«Быть может, они будут остерегаться»
Муджахид сказал: «Этот аят был ниспослан по поводу некоторых сподвижников посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) которые разошлись по селениям пустыни, распространять религию среди бедуинов. Люди к ним отнеслись хорошо, и год выдался дождливым и урожайным. Они призвали людей к Исламу, и многие откликнулись на призыв. Люди стали говорить им, что те оставили своих товарищей в Медине, и те все вернулись в Медину и пришли к посланнику Аллаха».
Аллах сказал: ﴿فَلَوْلاَ نَفَرَ مِن كُلِّ فِرْقَةٍ مِّنْهُمْ طَآئِفَةٌ﴾ «Почему бы ни отправить из каждой группы по отряду» – распространять Ислам; ﴿لِّيَتَفَقَّهُواْ فِى الدِّينِ﴾ «Чтобы они могли изучить религию» – т.е. чтобы изучить то, что ниспослал Аллах людям; ﴿وَلِيُنذِرُواْ قَوْمَهُمْ﴾ «И увещевать свой народ» – всех людей, к кому бы они не вернулись; ﴿لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ﴾ «Быть может, они будут остерегаться»
Катада сказал по поводу этих слов: «Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправлял армию в экспедицию, то другая часть людей оставалась с ним, набирались знаний в религии, третья группа должна была выходить и увещевать их о наказании Аллаха и о том, что случилось с древними народами».
Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас сказал по поводу аята:
﴿وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنفِرُواْ كَآفَّةً﴾ «”Верующим не следует выступать в поход всем вместе” – этот аят не насчёт джихада. После того, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) возвёл мольбу к Аллаху против племени Мудар с тем, чтобы Аллах послал на них засушливые годы, и их земли сильно пострадали от засухи. Они стали приходить в Медину, к своим родственникам среди сподвижников, из-за нужды в их помощи, обманывая их, что они якобы приняли Ислам. И положение многих сподвижников из-за этого усугубилось. И тогда Аллах послал аят о том, что они не являются верующими. И посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вернул их обратно в свои племена, дабы те увещевали своих соплеменников не поступать так. И об этом слова Аллаха: ﴿وَلِيُنذِرُواْ قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُواْ إِلَيْهِمْ﴾ “И увещевать свой народ, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться”».
Аллах сказал:
يَأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ قَاتِلُواْ الَّذِينَ يَلُونَكُمْ مِّنَ الْكُفَّارِ وَلِيَجِدُواْ فِيكُمْ غِلْظَةً وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللَّهَ مَعَ الْمُتَّقِينَ
(123) О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими,