То, что относится к бид'а, источники нововведений и те принципы шариата, на которые они посягают.
Несколько слов о нововведениях
(бидаа)
Абу Ахмад
Были использованы фатвы и работы ученых Ислама, таких как Мухаммад Насиру-д-Дин Аль-Албани, Мухаммад ибн Салих Аль-Усаймин, Мухаммад Салих Аль-Мунаджид, Али Хасан Ат-Тимими и других
Предисловие
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем, у Которого мы ищем помощи и убежища от зла в наших душах и в наших делах! Тот, кого наставит Аллах - не будет сбит в заблуждение, того, кого собьет Аллах - никто не наставит! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, нет Ему сотоварища! И я свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник, да благословит Аллах его и его семейство, и его сподвижников, и тех, кто последовал в праведности вплоть до Судного Дня, и ниспошлет мир!
Аллах Всевышний сказал в Своей Книге: "Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией". (Коран, 5: 3)
Казалось бы одного этого аята достаточно, чтобы остановить всякого человека, который измышляет нововведения и вносит их в религию. Однако, мы видим сегодня множество людей, которые измышляют нововведения сами или следуют новшествам других. Мы далеки от мысли, чтобы считать всех этих людей лицемерами и лжецами, которые хотят исказить чистую религию Аллаха своим новаторством. Поэтому мы считаем необходимым, изложить все известные нам доводы по вопросу нововведений, чтобы у ознакомившегося с ними мусульманина не оставалось сомнений в их великом вреде и зле. Нет сомнения, что религия нашего Господа, Владыки миров - велика, познания о ней - обширны, и утверждать, что мы рассмотрели все соответствующие доводы, было бы нелепым. Однако мы убеждены, что приведенных доказательств - достаточно для всякого искреннего мусульманина, что касается иных, то "Аллах ведь не ведет прямо людей неправедных!" (Коран, 2: 258)
И мы просим Аллаха, Всевышнего, принять нашу работу как стремление угодить Ему, и принести ею пользу искренним рабам Его!
И далее:
Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) неоднократно повторял в своих хутбах (проповедях): "…лучшая речь - Книга Аллаха, и лучшее руководство (худа) - руководство Мухаммада. Самые дурные из вещей - нововведения (бид'а), и всякое нововведение - заблуждение, и всякое заблуждение - в Огонь". (Передал Ан-Ниса'и в Ас-Сунан, Салят Аль-'Идайн, Баб кейфа Аль-Хутба, 1560. Сообщения с тем же самым смыслом были переданы через Джабира - Ахмадом, через Аль-'Ирбада ибн Сарийа - Абу Даудом и через Ибн Мас'уда - Ибн Маджа).
Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "Кто бы не внес нововведения в это наше дело (Ислам), это будет отвергнуто". (Передал Муслим, 3242).
И в другом хадисе: "Кто бы не внес нововведение в это наше дело (Ислам), которое - не часть его, это будет отвергнуто". (Передали Аль-Бухари, 2550, см. также Фатху-ль-Бари, 2697; Муслим, 1718).
И согласно другому сообщению: "Кто бы ни делал что-либо, что не является частью этого нашего дела, это будет отвергнуто". (Передал Муслим, 3243).
Ибн Раджаб Аль-Ханбали (да помилует его Аллах) сказал:
"Этот хадис представляет один из наиболее важных принципов в Исламе. Он подобен мерилу, по которому оценивается внешняя сторона действий. Также как хадис: "...дела - по намерениям" - является мерилом, по которому оценивается внутреннее содержание
действий. Также как всякое дело, совершаемое не ради Аллаха, не приносит никакой награды для совершающего его, так и всякое дело, не соответствующее пути Аллаха и Его посланника - будет отвергнуто и отброшено тому, кто совершает его. Кто бы не вносил нововведения в религии и совершал вещи, на которые Аллах и Его посланник не дали дозволения, оно - вообще не из религии". (Джами' Аль-'Улюм уа-ль-Хукам, 1/180).
Ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал:
"Этот хадис - один из важнейших, основных принципов Ислама, одно из наиболее кратких и многозначных высказываний Пророка (мир ему и благословения Аллаха). Он (т.е. хадис: "Кто бы не внес нововведение…") ясно устанавливает, что все новшества и нововведения будут отвергнуты. Второе сообщение (т.е. "Кто бы ни делал что-либо…") добавляет другую идею, состоящую в том, что некоторые из последовавших нововведениям других, могут заупрямиться, когда им представят в доказательство первое сообщение, гласящее: "Кто бы не внес нововведения…". Они могут сказать: "Я не вношу нововведения". В этом случае, в качестве довода может быть предоставлено второе сообщение: "Кто бы ни делал…". Оно ясно указывает, что все нововведения будут отвергнуты, (вне зависимости от того) вносит ли их сам человек, или последовал за тем, кто привносит их… Этот хадис - из тех, которые должны быть заучены сердцем и использоваться для осуждения злых деяний, и распространяться, как доказательство так, чтобы все люди могли извлечь пользу из него". (Шарх Муслим, 12/16).
Таким образом, поклонение раба будет принято его Господом, если выполнены два условия:
1. деяние совершается искренне, только ради Лика
Аллаха, Великого и Щедрого.
2. деяние является правильным по форме, и оно не будет правильным, если не соответствует Сунне.
(см. Худжжа Ан-Набт, с. 100, Мухаммад Насиру-д-Дин Аль-Албани).
И всякое деяние поклонения, не отвечающее этим условиям - будет отвергнуто. Только Владыка миров вправе указывать Своим рабам как они должны поклоняться Ему. И у Аллаха мы ищем убежища от зла в нас самих и наших делах!
В рамках этой статьи мы ограничимся анализом второго условия принятия дел, и факторов его нарушающих.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Что нам считать нововведением? Большинство ученых Ислама, опираясь на источники религии, выводят определение, которое можно изложить следующим образом:
Новоизобретенный путь в религии, в вероубеждениях, речах и делах, в подражание шари'ату, посредством которого ищут приближения к Аллаху, не подтвержденный каким-либо достоверным доказательством и не известный во времена Пророка и его сподвижников, ни по своей сути, ни по описанию, ни по форме, в которой его практикуют. (см. Аль-И'тисам, 1/231, Аш-Шатиби).
Совершенно очевидно, что это определение не относится к мирским изобретениям, таким как автомобили, стиральные машины, холодильники и т.п. Потому что эти изобретения не являются средствами
приближения к Аллаху и подражанием шари'ату, т.е. не относятся к сфере поклонения (ибадат).
Шейх Аль-Албани сказал: "Поистине, бид'а, которое шари'ат объявил заблуждением, это все, что не соответствует Сунне, из действий, высказываний или убеждений, даже если это проистекает из иджтихада". (Ахкам Аль-Джана'из, с. 242)
Нововведения по объекту, который они затрагивают, разделяются на два типа:
1. В вопросах веры, ведущие к заблуждению и убытку.
Сторонники отклонившихся групп - 72 секты, о которых Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал, что они будут в Огне. Мы не будем, в данный момент, детально останавливаться на них, но тот, кто придерживается Сунны и джама'а и сторонится основ и ответвлений этих нововведений, будет в спасенной группе, по воле Аллаха.
2. В деяниях, двух видов:
а) Нововведение, которое известно всем, и ученым, и простым людям, как бид'а: запрещенное или не одобряемое.
б) Нововведение, которое большинство людей считает - актом поклонения и средством приближения к Аллаху и, что оно - Сунна.
То, что относится к бид'а, источники нововведений и те принципы шариата, на которые они посягают.
1) деяния, которые нарушают предписание Законодателя совершить акт в определенной форме, в определенное время или в определенном месте.
(Примеры такого предписания - пост в течение дня и обход вокруг Каабы). Либо распространение предписания, относящегося к определенному человеку, на других, к которым оно не относится. Например, некоторые установления, касающиеся Пророка (мир ему и благословения Аллаха), не могут быть распространены на других людей.
Невежда может последовать некоторому установлению, в то время, как оно к нему не относится, или он может провести аналогию между одним ритуалом и другим, не учитывая время и место.
2) деяние, которое само по себе является приближением к Аллаху, но которое было запрещено в определенной форме или в определенное время. Например, беспрерывный пост, или пост в пятницу, либо непрерывная молитва ночью и подобные им.
Ас-Суйути сказал в "Аль-'Амр би-ль-Иттиба" (с. 152), упоминая бид'а:
"…И это происходит у некоторых из них из-за их желания совершить много дел поклонения и деяний повиновения. Это желание ведет их к тому, чтобы совершать деяния поклонения во время и в местах, которые запрещены шари'атом.
Среди них (деяний) - есть те, которые запрещены, и те, которые неодобряемы. Невежество и украшение (дурных дел) шайтаном вводят людей в заблуждение: "Это - деяния поклонения, и так как предписано, чтобы они совершались в одно время, то мы будем совершать их непрерывно, поскольку Аллах никогда не накажет нас за дела поклонения, независимо от того, когда мы совершаем их!"
Ибн Таймийя сказал в "Иктида Ас-Сират Аль-Мустаким" (с. 214):
"Сущность этих деяний, перенятых у христиан и других, о которых не сообщалось (в источниках нашей религии) - в том, что шайтан украсил их и сделал их привлекательными … и он заставил сердца (новаторов) принять их и считать их благими. Они (эти новаторы) добавили что-то к некоторым из них (т.е. к деяниям немусульман) и взяли от других, они выдвинули некоторые вперед и отложили другие также, как они изменили некоторые аспекты религии Истины. Но обособление определенных дней (для совершения неких действий) и им подобных, в то время как это не определено в шари'ате, и выделение их в религии особым образом - является (делом) ложным и недействительным. Скорее основание их обособления (от прочих дней) проистекает из религии неверующих и это обособление по своей сути - уподобление им.
И нельзя, чтобы некие невежды думали, что, изменяя аспекты (религии), чем-то, полученным от немусульман, они преуспеют в противостоянии им, как это происходит в случае поста в День Ашура. Потому что основание этого поста узаконено для нас, и они также практикуют его, но форма нашего поста отличается от их (поста). Что касается того, что никоим образом не является частью нашей религии, а скорее это из их (немусульман), полной новшеств, отмененной религии, то не подобает нам уподобляться им в этом, ни в его основании, ни в его описании".
3) деяние, которое некоторые из ученых, особенно, поздних, установили как желательное, в то время как нет никакого доказательства для этого.
Есть отдельные примеры того, что некоторые из ученых позднего Ислама считали желательным читать определенную суру, отправляясь в путешествие, в то
время как на это действие не было доказательства шариата.
4) деяние поклонения, способ совершения которого получен только через слабый или вымышленный хадис.
Например, "Салят Ар-Рага'иб" в первую пятницу месяца Раджаб. Ас-Суйути говорит в "Аль-Амр би-ль-Иттиба", с. 166:
"Знай, да помилует тебя Аллах, что возвеличивание этого дня и ночи введено в Исламе после 4-го века (хиджры), и хадис об этом - вымышленный, в соответствии с согласием ученых. Содержание этого хадиса - в превосходстве поста в тот день и молитвы в течение той ночи, и они назвали это "Салят Ар-Рага'иб".
Ученые сказали по этому поводу, что запрещено: выделять этот день для поста и совершать особую молитву в эту ночь, а также все прочее, что включало бы возвеличивание этого дня. Например: празднование, вывешивание украшений и т.п. Этот день стоит на той же ступени, что и прочие дни.
5) деяние, которое ведет к излишеству в поклонении.
Аллах порицал неверующих за излишество в религии: "O обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Aллaxa ничего, кроме истины…".(Коран,4:171).
Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) также предостерег от этого: "Я предостерегаю вас от излишества в религии, поистине, те, кто были до вас, были уничтожены
из-за своего излишества в религии". (Передал Ан-Наса'и, 5/268, Ибн Маджа, № 3029, Ахмад, 1/215, 347, с сахих иснадом).
Суть излишества в нарушении установленных границ. Например, некоторые люди говорят в восхваление Пророка (мир ему и благословения Аллаха): "Поистине, наслаждение и страдания мира - твой дар". "От твоего знания - знание Хранимой Скрижали (Аль-Ляух Аль-Махфуз) и Пера (Калям)". И это - явное излишество в выражении любви и почтения к нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха).
6) деяние, которое шари'ат определил в общей форме, но заблудшие люди установили какие-либо ограничения в нем. Например, ограничения определенным местом, временем, формой, количеством и т.п.
Имам Абу Шама сказал в "Аль-Ба'ис" (с. 165): "Недопустимо ограничивать деяние поклонения во времени, если это не было определено шари'атом. Напротив, все праведные деяния можно совершать в любое время, нет определенного времени, которое лучше, чем иное, за исключением того (времени), которое установлено шари'атом. Например, пост в день Арафа и Ашура, молитва ночью и совершение Умры в Рамадане.
…первые 10 дней Зу-ль-Хиджжа, ночь Ляйляту-ль-Кадр, которая лучше, чем тысяча месяцев…
…рабу не надлежит определять (временные границы деяния поклонения), это надлежит только Законодателю, и все это уже было представлено в поклонении посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха)". (См. "Иктида", с. 308-309).
7) деяния, основанные на обычаях и суевериях, не имеющие никаких доказательств в шари'ате, не
подтверждаемые разумом, даже если некоторые невежды предписывают их, делая их частью своих законоположений и даже, если среди невежд есть некоторые люди, помогающие им в этом, которые считаются знающими.
Примеров такого рода достаточно в среде каждого из мусульманских народов.
По степени своей опасности бид'а подразделяются учеными на два вида:
1) Бид'а мукаффара - нововведение, которое составляет куфр и выводит человека из Ислама. Примером такого вида бид'а могут служить новшества в сфере вероубеждений, вносимые некоторыми заблудшими сектами. Например, вероубеждения ахмадитов.
В отношении новаторов, вносящих подобное бид'а, действует правило шариата: все его высказывания в отношении религии - отвергаются, независимо от того, к чему они относятся.
2) Бид'а муфассака - нововведение, которое делает человека грешником (фасик), но не кафиром. Примеров подобного типа - множество. Высказывания новаторов этого вида, согласно мнению большинства ученых, можно принять с двумя условиями:
а) Его сообщение не является призывом к его нововведению.
б) То, о чем он рассказывает, не является доводом для его нововведения.