Источники шариата (мусульманского права)

Шариат (с арабского — (правильный) путь, образ действия) — совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.

Коран

Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. «алкуран» - «чтение вслух») - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается.

В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Сам по себе Коран не является непосредственным источником права, и правоприменители обращаются не к нему, а к комментариям Корана, написанным в разное время наиболее авторитетными учеными-богословами (Рассказов Л.П.)

Сунна

Сунна-собрание преданий о высказываниях, поступках и решениях Муххамеда не вошедших в текст Корана.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права является Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее «достоверных» всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам. Таким образом, «Сунна посланника Аллаха» (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным.

Иджма.

Иджма- согласованное мнение, изначально всех мусульманской общины, а в последующем это согласованное мнение наиболее авторитетных ученых-богословов по тому или иному спорному вопросу.

Иджма - комментарии к Корану (Рассказов Л.П.)

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата.

Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее

влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана, или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.

Такой способ развития норм мусульманского права получил название «иджтихад». Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда : «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает».

Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Фетва- это юридическое заключение, правовое решение наиболее авторитетных ученых-богословов (шейхов) по важным вопросам государственного значения.

В современных условиях на съездах верховных судей Арабских стран часто выносятся фетвы (например, по вопросам клонирования, по вопросам абортов, по вопросам имплантации органов и т.д.)

Кияс.

Кияс- рассуждение в области права по аналогия

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс - решение правовых дел по аналогии.

Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

Но в руках мусульманских судей, кияс часто становился и оружием откровенного произвола.

Фирманы, кануны

производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем, в других мусульманских государствах, с развитием законодательной деятельности, в качестве источника права, стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Канун («канун» (араб.) – закон) или Канун-наме - это был свод общих законов, применявшихся в сочетании с различными поправками и дополнениями со времени завоевания Константинополя в 1453 г. султаном Мухаммедом до 1839 г. Кодекс султана Мухаммеда был известен как Имперский канун Султана Мухаммеда, сына Мураз-хана. Первые три главы регулировали вопросы уголовного законодательства, считавшегося в политической организации государства крайне необходимым для поддержания порядка. Четвертая часть охватывала, различные налоги и пошлины, включая специальный налог (джизья), взимаемый с христиан и иудеев.

Фирманы и кануны не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением

Обычное право согласно мусульманской доктрине является источником, но источником вспомогательным. К нему прибегают в случае пробелов в праве, пробелов в законодательстве.

К нормам обычного права предъявляют рад требований:

норма должна действовать длительное время в к-либо районе, регионе

ее должны использовать все для регулирования общественных отношений

она не должна противоречить духу ислама.

По одному из мнений, в современных условиях самым эффективным источником является законодательство.

Право и религия конкурируют, право не может быть религиозным, а религия не может быть правовой. Чем более религиозной является культура, тем менее она развита в правовом отношении, и наоборот. Наиболее развитая правовая культура д.б. преимущественно атеистической ( По В.А. Четвернину)

Наши рекомендации