Облик которых сокрыт, а результат явлен
1650Увидишь ты одетого в рубище сына вельможи с обнаженной головой, попавшего в беду,
От страсти к никчемному человеку сгоревшего,
ткани и имущество свое продавшего;
22 Отсылка к айату: «Не говори ни о чем: „Я это сделаю завтра“ без того, что пожелает Аллах, и вспомни своего Господа, когда ты забудешь, и скажи: „Может быть, выведет меня мой Господь к более близко- му, чем это, по прямоте“» [Коран, 18: 23 (23)—23 (24)].
23 Аллюзия на айат: «Просят Его те, кто в небесах и на земле; каждый день Он за делом» [Коран, 55:
29 (29)].
24 Отсылка к хадису: «Это сердце — как перо в пустыне на земле, ветер его переворачивает с одной сторо-
ны на другую» (ﻦﻄﺒﻟ اﺮﻬﻇ ﺢﻳﺮﻟا ﻪﻤﻴﻘﻳ ضرﻷا ﻦﻣ ةﻼﻔﺑ ﺔﺸﻳﺮآ ﺐﻠﻘﻟا اﺬه نا) [Ахадис-и Маснави. С. 80].
25 Отсылка к хадису: «Сердце сына Адама переворачивается в котле, когда он кипит» (ﺎﻴﻠﻏ ﺖﻌﻤﺘﺟا اذا رﺪﻘﻟا ﻦﻣ ﺎﺑﻼﻘﻧا ّﺪﺷا مدﺁ ﻦﺑا ﺐﻠﻘﻟ) [Ахадис-и Маснави. С. 80].
Хозяйство [его] ушло, [он] опозорен и унижен,
на радость врагам он идет, подобно тому, кого постигло несчастье.
Видит он аскета и говорит: «О властелин,
помолись [обо мне] ради Господа,
Ибо я в это уродливое несчастье впал,
имущество, и золото, и богатство из рук выпустил.
1655Помолись, чтобы я освободился от этого,
из этой темной глины чтобы выпрыгнул».
Он просит об этой молитве и у простых людей, и у знати,
мол: «Избавления, избавления, избавления!»
Руки [его] свободны, и ноги свободны, нет оков,
ни надсмотрщика над его головой, ни железа.
От каких оков ты ищешь избавления,
из какого заключения ты ищешь побега?
От оков предопределения и Непреложного приговора сокрытых,
которых не видит никто, кроме избранной души.
1660Хоть они не видны, но они в засаде,
они хуже тюрьмы и оков железных,
Потому что кузнец их (т. е. железные оковы) может разбить,
а копатель также вынет кирпичи из [стены] тюрьмы.
О, удивительны эти тайные тяжкие оковы,
бессильны разбить их кузнецы!
Видение этих оков приходит к Ахмаду (Мухаммаду):
на горле завязанной «веревкой из пальмовых волокон» 26.
Увидел он на спине жены Абу Лахаба 27
связку хвороста, сказал: «Носильщица дров» 28.
1665Дрова и хворост, кроме него, ни один глаз не увидел,
ибо явным ему становится все неявное.
Все остальные как-нибудь это истолкуют аллегорически,
ибо это — от бессознательного состояния, а они — в сознании.
Однако от воздействия [тяжести] этих [дров] спина его согнулась,
и стал он плакать перед тобой:
«Помолись, чтобы я освободился,
чтобы из этих скрытых оков я выпрыгнул!»
Тот, кто видит эти знаки явно,
как же не отличить ему злополучного от счастливого?
1670Он знает и скрывает по приказу Обладателя величия,
ибо раскрытие тайны Истинного не дозволено.
Этим речам нет конца! Тот бедняк
от голода ослаб, а тело его стало пленником.
26 Коран, 111: 5 (5).
27 Абу Лахаб — дядя пророка Мухаммада и его враг. Он и его жена упоминаются в суре 111: «1 (1) Пусть пропадут обе руки Абу Лахаба, а сам он пропал! 2 (2) Не помогло ему его богатство и то, что он при- обрел. 3 (3) Будет он гореть в огне с пламенем 4 (4) и жена его [тоже] — носильщица дров; 5 (5) на шее у нее — [только] веревка из пальмовых волокон».
28 Коран, 111: 4 (4).