Он вывел из крепостей тех людей Писания, которые помогали им (союзникам), и вселил в их сердца страх. Одну часть их вы убили, а другую взяли в плен.
Он дал вам в наследство их землю, их дома, их имущество и землю, на которую вы даже не ступали. Аллах способен на всякую вещь» (33:25–27).
Всевышний послал им в помощь ветра и ангелов, о которых они даже не догадывались: «О верующие! Помните милость Аллаха, которая была оказана вам, когда воины выступили против вас. Мы наслали на них ветер и воинов, которых вы не видели» (33:9).
По этой причине к доказательствам истинности ислама относится тот факт, что малочисленное слабое войско верующих часто побеждает огромное сильное войско неверных:
«Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!» Аллах — с терпеливыми» (2:249).
Поэтому Всевышний назвал день битвы при Бадре «знамением», «полной ясностью», «различением», в качестве указания истинности ислама. Он сказал о том дне:
«Знамением для вас стали две армии при Бадре: одна сражалась на пути Аллаха, другая же состояла из неверующих» (3:13).
«…если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения» (8:41).
«…дабы погиб тот, кто погиб при полной ясности», — по мнению некоторых ученых, здесь тоже идёт речь о дне битвы при Бадре.
Без сомнений, победа малой слабой армии верующих над большой сильной армией неверующих служит доводом того, что она держится за истину и ей помогает Аллах. Например, Он сообщил о столкновении при Бадре: «Аллах уже оказал вам поддержку при Бадре, когда вы были слабы» (3:123).
«Вот твой Господь внушил ангелам: «Я — с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют» (8:12).
Аллах объяснил качества верующих, которым обещал помощь: «Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему (Его религии). Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (22:40), а также их отличительные черты:
«Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать молитвы, выплачивать закят, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход дел — у Аллаха» (22:41).
Выход из военной блокады, упомянутой нами, также является выходом из экономической блокады. На это указал Всевышний в суре «аль-Мунафикин (Лицемеры)»: «Именно они говорят: “Не жертвуйте в пользу тех, кто возле посланника Аллаха, пока они не покинут его”» (63:7).
Такое поведение лицемеров по отношению к мусульманам представляет собой ничто иное как экономическую блокаду. Всевышний указал на то, что решение этой ситуации заключается в силе веры и правдивом обращении к Нему: «Аллаху принадлежат сокровищницы небес и земли, но лицемеры не понимают этого» (63:7). Ведь в Его владении все сокровищницы, и Он не оставляет без поддержки тех, кто прибегает к Нему и повинуется:
«Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65:2–3).
«Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством из Своей милости, если пожелает» (9:28).
ПРОБЛЕМА РАЗОБЩЕНИЯ
Всевышний разъяснил в суре «аль-Хашр (Сбор)», что причиной этому служит неразумность и непонимание, — «Ты полагаешь, что они едины, но сердца их разобщены. Это потому, что они являются людьми неразумеющими»(59:14).
Чтобы сделать мышление сильным и ясным, нужно осветить его через следование свету божественного откровения, которое направляет к непостижимым для ума благам. Всевышний сказал: «Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?!» (6:122).
Он объяснил в этом аяте, что свет веры словно оживляет душевно мертвого человека и освещает ему жизненный путь.
Всевышний сказал: «Аллах — Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету» (2:257).
«Кто же следует более правильным путём: блуждающий с опущенным лицом или идущий по прямому пути, выпрямившись?!» (67:22).
В общем, человеческие блага, на которых построена мирская жизнь, возвращаются к трём категориям:
Первая: устранение вреда, среди знатоков науки о правилах исламского права данный принцип известен как сохранение «главных ценностей» человека. Его суть выражается в защите шести основ, упомянутых уже нами, я имею в виду религию, жизнь, разум, род, честь и собственность.
Вторая: достижение пользы, называемой среди знатоков правил исламского права «потребностями». Сюда входят торговля, аренда, и другие узаконенные по шариату сделки, сотрудничества и финансовые отношения в обществе.
Третья: соблюдение благих нравов и выполнение хороших обычаев, среди знатоков правил исламского права это известно как «улучшающие факторы и дополнения». Сюда входят естественные особенности, например: отращивание бороды, подстригание усов, а также отстранение от нечистых веществ, обязательность помощи бедным родственникам.
Нигде так тщательно не оберегаются эти блага, посредством мудрых правильных средств, как в исламской религии: «Алиф. Лам. Ра. Это — Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим» (11:1).
Да благословит Аллах Мухаммада, его семейство и всех сподвижников!