Б2 Б В1 Б. О недостатках ее отсутствия
Даже если, придерживаясь ложных взглядов,
совершаешь полезные действия,
Полное созревание их будет мучительно [14]
Если не придерживаешься первого аспекта правильного взгляда, будешь порочить истину причины и следствия. Если не обладаешь вторым из них – мудростью – попадаешь во власть этернализма или нигилизма. И то и другое означает, что ты питаешь ложные взгляды.Ты можешь совершать и полезные действия,проявляя щедрость в благотворительности и всегда говоря правду, но ложные взгляды, подобно яду, отравят все. И полное созреваниевсех действий будет мучительно.Когда полезные действия смешаны с ядом ложных взглядов, это неизбежно ведет к трудным последствиям.
Б2 Б2 В2. Обширное изложение
A. Медитация на истину отсутствия «я», как цель постижения.
Б. Определение Освобождения как цели, которую надо достичь.
B. О том, что три сферы бытия не имеют собственной сущности.
Б2 Б2 В2 А. Медитация на истину отсутствия «я», как цель постижения
1. Опровержение четырех ложных взглядов относительно тела.
2. Опровержение двадцати крайних взглядов о том, что совокупности – это «я».
3. Опровержение шести ложных взглядов о причине возникновения совокупностей.
4. О непогрешимой причине.
Б2 Б2 В2 А1. Опровержение четырех ложных взглядов в отношении тела
Строфа 48
Пойми, что люди, в сущности, несчастны,
Подвержены непостоянству, нечисты и лишены истинного «я».
Если не обладаешь основой внимательности,
Четыре неверных взгляда разрушат тебя.
Если рассмотреть тела людей с мудростью понимания их истинной сущности, то окажется, что:
• люди несчастны, поскольку подвержены разнообразным страданиям от болезней, старости и смерти;
• они страдают от непостоянства, поскольку все изменяется каждое мгновение29;
• их тела лишены истинного «я», поскольку никакое независимо существующее так называемое «я» невозможно обнаружить;
• тела нечисты, поскольку по самой своей природе накапливают нечистые вещества.
Если не обладаешь таким ценным качеством, как основа внимательности, то, беззаботно отвлекаясь на объекты чувств, станешь цепляться за четыре неверных взгляда: считать нечистое чистым; принимать страдание за наслаждение; ожидать, что тело будет постоянным, и утверждать собственное «я». Такие взгляды разрушительны, они являются помехой на пути к Освобождению. В результате вредные поступки, накопленные посредством тела, порождают страдание. Поэтому пребывай в четырех основах внимательности – тела, чувств, ума и явлений.
Б2 Б2 В2 А2. Опровержение двадцати крайних взглядов о том, что совокупности – это «я»
Строфа 49
Сказано, что форма – это не «я».
«Я» не обладает формой. «Я» не пребывает в форме.
Форма не пребывает в «я».
Пойми, что остальные четыре совокупности тоже пусты.
Как учил Бхагаван в сутрах:
Форма – это не «я»;
Ощущения – это не «я»;
Различающие мысли – это не «я»;
Умственные события – это не «я»;
Сознание – это не «я».
Если бы форма, ощущения, различающие мысли и сознание были нашим «я», то само это «я» стало бы непостоянным, множественным и вещественным.
Нельзя сказать, что «я» имеет форму, как, например, Дэвадатта30 имеет скот. Несмотря на все желания нашего «я», форма и другие совокупности будут изменяться и исчезать.
Нельзя сказать, что «я» пребывает в форме, как, например, Дэвадатта лежит на плетеной циновке. Поскольку основа для его пребывания непостоянна, «я» тоже непостоянно.
Нельзя сказать, что форма пребывает в «я»,как, например, деревья растут из земли. Если бы форма имела в своей основе постоянную личность, собственное «я», то и сама форма была бы постоянной.
Подобным образом, если применить эти четыре взгляда к каждой из остальных четырех совокупностей– ощущениям, различающим мыслям, умственным событиям и сознанию31, получится двадцать крайних взглядов относительно «я». Опровергнув (ложные взгляды) с помощью цитат и рассуждений, мы приходим к тому, что совокупности поистине не имеют собственного существования, как и «я» не имеет собственного существования: оно пусто.Необходимо это понимать.