Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Тема № 2: «Формирование и развитие духовной культуры человечества.

Политическая и правовая культура»

Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)

№ протокола

«___» ___________2007г.

Зав. кафедрой

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. В.И. Кудашов

Составитель:

к.и.н., доцент А.И. Бакшеев

Красноярск

2007
1. Тема: «Формирование и развитие духовной культуры человечества.

Политическая и правовая культура»

2. Значение темы:понимание структуры культурного сознания личности в разных культурах, выявление универсалий, сопоставление культурно-материалистической теории, характеризующейся обращением к биологическим факторам и процессам жизнеобеспечения и к коммуникационной теории, базирующейся на социальном детерминизме.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:как в христианском мировоззрении понятие времени отделяется от понятия вечности, которое в других мировоззренческих системах поглощало и подчиняло себе земное время.

должен уметь:разбираться в религиозных и христианских учениях о бытии мира.

должен иметь представления:об основных основах мировых религий (христианство, буддизм, ислам).

должен иметь навыки:доказательства своей точки зрения на проблемы религии и атеизма.

4. План изучения темы:

Исходный контроль знаний (тесты)

опрос по основным терминам и понятиям темы10 мин.

4.2. Самостоятельная работа по теме:

- заслушивание рефератов – 10 мин.

4.3. Итоговый контроль знаний:

- решение проблемных задач – 10 мин.

- подведение итогов

5. Основные понятия и положения темы:

Культурологические трактовки религии. Религия как феномен культуры, ее форма, образец. Религия как нравственный стержень культуры. Религия в истории мировой культуры. Генезис религии. Функции религии. Религия и народы.

Религия и религиозность. Ислам, буддизм, христиаство и их распространенность в мире. Духовные практики религий. Религиозные войны.

Социальные институты религии, выработка духовного опыта. Проникновение религии ирелигиозных знаний в искусство, науку, нравственность, обыденную жизнь.

Основные понятия:религия, теология, теизм, монотеизм, политеизм, религиозность, духовная культура, материальная культура, вера, разум, мировые религии, буддизм, ислам, христианство, католичество, православие, протестантизм, культ, секуляризация, капитализм, гуманизм, Ренессанс, антропоцентризм.

Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

1. Как называется религиозное мировоззрение, ставящее над природой трансцендентную личность Бога?

а) тотемизм;

б) теизм;

в) богоискательство;

г) синкретизм;

2. Что предполагает креационистский подход к проблеме происхождения человека и культуры?

а) человек и кульутра – свободное творение богов, Бога.

б) перенос зародышей жизни на Землю из космического пространства

в) естественное усовершенствование человека и его культуры

3. Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа?

а) аккультурация

б) антропоморфизм

в) антропопатизм

г) антропосоциогенез

4. Культура Ренессанса зародилась:

а) в Италии

б) в Англии

в) во Франции

5. К основным мировым религиям относятся:
а) ислам;
б) иудаизм;
в) христианство;
г) буддизм.

6. Объектами материальной культуры являются:
а) наука;
б) средства связи;
в) техника;
г) религия.

7. Для культуры эпохи Возрождения характерны:
а) синтез античности и средневековья;
б) магико-алхимическое понимание природы;
в) гуманизм;
г) религиозный характер искусства.

8. Какие религии относятся к мировым?

а) зороастризм, синтоизм, даосизм

б) буддизм, христианство, индуизм

в) ислам, кришнаизм, брахманизм

г) иудаизм, кристианство, ислам

д) православие, католичество, протестантизм

е) буддизм, христианство, ислам

9. Как можно оценить роль религии в культуре?

а) как однозначно положительную

б) как однозначно отрицательную

в) как двойственную

10. Чем характеризуется атеизм?

а) воинстсующей непремиримостью по отношению к религии

б) отрицанием Бога

в) равнодушием к религии

7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемый кафедрой:

  1. Титаны Возрождения о культуре.
  2. Античная культура и ее трансформация в культуре Возрождения.
  3. Мифология и эстетизация действительности в эпоху итальянского Возрождения.
  4. Роль веры в создании, сохранеии, развитии культуры.
  5. Религия как доминанта культуры, ее сущность, структура, функции.

8. Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Драч Г.В. Культурология: учебное пособие для студентов вузов Р.-на – Д., 2001.

2. Левяш И.Я. Культурология.– М., 2003.

3. Розин В.М. Культурология. – М. 2001.

Дополнительная:

1. История нравов эпохи Ренессанса. – М.: Республика, 1998.

2. Итальянская новелла Возрождения. – М.: Худ. Лит-ра, 2000.

Учебно-методическая:

1. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.

2. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб.: СПГУВК, 1999.

3. Культурология / Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 2002.

4. Культурология. М.: Знание, 2003.

5. Культурология. ХХ век: антология. М.: Юрист, 1998.

6. Культурология. Уч. пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.

7. Левяш И.Я. Культурология. Уч. пособие. Минск, 2001.

Наши рекомендации