Решение по отношению к шпиону.

Вопрос: Кого мы подразумеваем под словом шпион?

Ответ: Мы подразумеваем под словом шпион того, кто узнает секреты мусульман и доносит их врагам мусульман.

Вопрос: Сколько категорий шпионов?

Ответ: Шпионы бывают трех категорий:

1) Шпион кафир, который является поданным того государства, которое находится с нами в состоянии войны.

2) Шпионы из кафиров, которые живут в мусульманском государстве, подчиняясь законам Ислама.

3) Шпион из мусульман, который шпионит против нас в пользу кафиров.

Вопрос: Как нужно поступить со шпионом государства, которое находится с нами в состоянии войны?

Ответ: Все мусульманские ученые ответили, что его нужно убить. (Аль-Мугни (том 9, стр. 155), Найлу Аль-Автгар (том 8, стр. 8), Шарх Муслим (том 12, стр. 67)).

Вопрос: Как нужно поступить со шпионом из кафиров, который живет в мусульманском государстве и шпионит против мусульман?

Ответ: Имамы Малик ибн Анас и Аль-Авзаи ответили, что его нужно убить.

Имам Аш-Шафии сказал, что если было поставлено ему условие, что он не будет шпионить против мусульман и он нарушил это условие, то его нужно убить, а если не было поставлено это условие, то нужно наказать, но не убивать. (Найлу Аль-Автгар (том 8, стр. 8), Шарх Муслим (том 12, стр. 67)).

Вопрос: Как нужно поступить со шпионом – мусульманином, который шпионит в пользу кафиров?

Ответ: Имамы Шафии, Ахмад и Абу Ханифа считают, что его нужно наказать, но нельзя убивать. Имам Малик считает, что его нужно убить. (Шарх Муслим (том 12, стр. 67), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 232)).

Это все в мирное время, если он шпионит в военное время и есть возможность доставить его в шариатский суд, то нужно доставить его в шариатский суд и наказать согласно шариату. Если будет доказана его вина, без всяких сомнений, и нет возможности доставить его в шариатский суд, то нужно его убить.

Вероотступник (муртад).

Вопрос: Кто такой муртад?

Ответ: Это тот, кто, будучи мусульманином, стал кафиром или намерением (ният), или словом, или делом, одинаково, совершил он это с насмешкой, от ненависти или с убеждением. (Мугни Аль-Мухтаж (том 4, стр. 133)).

Вероотступничество намерением (ниятом) – это вера в существование у Аллаха сотоварищей или убежденность в том, что прелюбодеяние, вино, ростовщичество или что-либо другое из того, что запрещено, является дозволенным; или убежденность в том, что хлеб, вода или что-либо другое из того, что разрешено, является запретным; или убежденность в том, что совершение намаза, выплата закята, ураза в месяц рамадан, совершение хаджа является необязательным.

Вероотступничество словом – это непристойные разговоры по отношению к атрибутам Всевышнего Аллаха, Пророка Мухаммада, ангелов или одного из посланников Аллаха.

Вероотступничество словом – это также притязание на знание сокровенного, или притязание на пророчество, или подтверждение истинности слов тех, кто претендует на это.

Всевышний Аллах сказал: «У Него ключи к сокровенному, и не ведомы они никому, кроме Него. Знает Он то, что на суше и в море, и не падает лист (с дерева) без Его ведома. Ни зернышка нет во мраке земли, ни чего-либо влажного или сухого, о чем не было бы сказано в Книге ясной» (Аль-Анам, 59).

Вероотступничеством словом также является обращение с мольбой не к Аллаху, или обращение за помощью не к Аллаху в таких делах, где помочь может лишь один Аллах, Он сказал: «Они не владеют даже весом пылинки ни на небесах, ни на земле, нет у них там участия, нет для Него среди них помощника» (Аль-Саба, 22).

Вероотступничество действием – это совершать поклоны перед идолами, деревьями, камнями и могилами или приносить им жертвы, или бросить Коран в нечистое место, или совершать колдовство, изучать его и обучать ему, а также выносить решения не на основе того, что было ниспослано Аллахом, считая подобное допустимым.

Вопрос: Как нужно поступить с теми, кто сотрудничает с кафирами?

Ответ: Те, кто сотрудничают с кафирами, делятся на следующие категории:

1) Муртады.

2) Те, кого насильно заставляют сотрудничать с кафирами.

3) Те кто, показывая свою лояльность к кафирам, работают против них.

Что касается муртада, то его нужно убить. Такое решение приняли: Тавус, Аль-Хасан, Аль-Мажуши, Абу Юсуф.

Имам Аш-Шафии сказал, что сначала надо потребовать от него возвращения в Ислам, если он не согласится, его нужно убить. (Шарх Муслим (том 12, стр. 208), Заду Аль-Маад (том 3, стр. 464), Субул Аль-Саламу (том 4, стр. 1641), Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 197), Хашийа ибн Абидин (том 4, стр. 225), Аль-Шарх Аль-Кабир (том 4, стр. 206)).

Что касается того, кого насильно заставили сотрудничать или того кто, работая вместе с ними, проводит против них диверсионную работу, то в отношении их будет два решения:

1) Если мы знаем точно, что среди кафиров находятся мусульмане, которых насильно заставляют работать или мусульмане, которые, находясь среди них, проводят против них диверсионную работу, и есть возможность избежать боя с этими кафирами, то нужно избежать этого боя для того, чтобы не подвергать опасности жизни мусульман.

2) Если мы знаем точно, что среди кафиров находятся мусульмане, которых насильно заставляют работать, или мусульмане, которые, находясь среди них, проводят против них диверсионную работу, и нет возможности избежать боя с ними, то нужно вступать в бой с намерением убить кафиров. А тот мусульманин, который погибнет при этом, будет воскрешен в Судный день согласно его намерениям.

Вопрос: Если мы были вынуждены вступить в бой с кафирами, среди которых находились мусульмане, и эти мусульмане погибли в ходе этого боя (одинаково, от пуль кафиров или от пуль, выпушенных нами), то ложится ли на нас кровная месть согласно шариату?

Ответ: Нет, на нас не ложится кровная месть, так ответили, Аш-Шафии, Ан-Навави, Абу Ханифа, Ибн Кудама. (Аль-Равдга (том 10, стр. 247), Аль-Мугни (том 9, стр. 277), Банаи Аль-Санаи (том 7, стр. 103)).

Вопрос: Если на нас не ложится кровная месть, то должны ли мы выплатить дийй (сто верблюдов) за мусульман, которые погибли от наших пуль?

Ответ: Имам Ан-Навави сказал, что нужно выплатить дийй, если было известно, что они являются мусульманами.

Имам Абу Ханифа считает, что не нужно выплачивать дийй, независимо было ли известно, что среди врагов находятся мусульмане или не было. (Аль-Равдга (том 10, стр. 237), Аль-Мугни (том 9, стр. 277), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 101)).

Вопрос: Если на нас не ложатся ни дийй, ни кровная месть, то обязательно ли выплачивать каффара (каффара – это отпустить раба на свободу в наказание за то, что убил мусульманина, если нет раба и нет материальной возможности, то нужно держать пост подряд 2 месяца)?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Ан-Навави считают, что нужно выплачивать каффара. Имам Абу Ханифа считает, что не нужно выплачивать каффара. (Аль-Мугни (том 9, стр. 277), Аль-Равдга (том 10, стр. 277), Банаи Аль-Санаи (том 7, стр. 101)).

Объявление джихада.

Вопрос: Является ли объявление джихада обязательным?

Ответ: Мусульманские ученые по-разному ответили на этот вопрос:

а) Имам должен делать дават и предупреждение кафирам перед войной вне зависимости, дошел ли до них раньше призыв к Исламу или не дошел.

б) Дават желательный, но не обязательный, одинаково, дошел до кафиров призыв к Исламу или не дошел. Абдурахман ибн Авф сказал: «Пророк совершил нападение на Бану Мусталак, когда они этого не ожидали, их скот был у водопоя, Пророк убил воинов и увел женщин и детей».

в) Призыв к Исламу обязателен в отношении кафиров, до которых не дошел призыв раньше, и необязателен в отношении кафиров, до которых дошел призыв к Исламу. Это мнение большинства алимов.

Вопрос: Нужно ли доводить дават до каждого кафира в отдельности?

Ответ: Необязательно, чтобы дават дошел до каждого кафира в отдельности, достаточно чтобы дават дошел до их лидеров. Потому что Пророк посылал гонцов к правителям арабов и не арабов.

Вопрос: В какой форме нужно объявлять джихад?

Ответ: Во время объявления джихада надо предполагать три вещи. Бурайда сказал: «Пророк когда назначал амира армии или отряда, советовал ему особенно быть богобоязненным и хорошо относиться к мусульманским воинам и говорил: «Если встретишься с врагом из мушриков, призывай их к трем вещам – какое из них примут, то соглашайся и не воюй с ними: призывай их к Исламу, если примут, соглашайся и не трогай их, если не примут, то потребуй у них джизью, если согласяться, то прими от них и не трогай их. Если откажутся, то проси помощи у Аллаха и воюй с ними».

Трофеи.

Вопрос: Что подразумевает слово трофей?

Ответ: Трофей – это богатство, взятое у кафиров силой, оно охватывает три вида трофеев:

1) движимое имущество;

2) пленные;

3) земля.

Фикх Аль-Сунна (том 3, стр. 55).

Вопрос: Решение о распределении трофеев считается обязательным (ваджибом) или желательным?

Ответ: Распределение трофея между муджахидами считается ваджибом (Аль-Икна (том 2, стр. 563)).

Вопрос: Когда трофей считается собственностью муджахидов?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Ахмад считают, что трофей становится собственностью муджахидов после его распределения между ними. Имам Абу Ханифа считает, что трофей становится собственностью муджахидов с его доставкой на территорию мусульман. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 267), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 122), Аль-Каванин (том 99), Аль-Мугна (том 9, стр. 212)).

Вопрос: Кто имеет право на получение трофея?

Ответ: Право на получение трофея имеет мусульманин, достигший совершеннолетия, и находящийся в здравом уме, который пришел на место боя с намерением воевать (одинаково, воевал в этом бою или нет, находится он там с разрешения амира или нет) т.е. критерием считается его присутствие на поле боя с намерением воевать. (Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 271)).

Вопрос: Как начинается распределение трофея?

Ответ:

1) Надо взять из трофеев расходы, которые ушли на его хранение и транспортировку,

2) Нужно выделить салаб тем, кто заслужил его.

3) Если в трофеях оказалось имущество мусульманина, то нужно возвратить его хозяину, например: кафиры забрали имущество мусульманина и потом муджахиды забрали его у кафиров, это имущество нужно возвратить его владельцу.

4) Потом нужно разделить то, что осталось, на пять частей, написать на пяти листах бумаги следующее: на одном – «для общего дела», на четырех других листах – «для тех, кто добыл трофей». Потом положить эти бумаги в ящик так, чтобы никто не видел их и потом нужно вытаскивать бумаги по одной и отмечать, какая часть будет считаться «для общего дела», а какая «для тех, кто добыл трофей» (это процесс выделения пятой части из трофеев) (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 233)).

Вопрос: Как нужно распределить то имущество, на которое, в процессе разделения, выпала бумага «для общего дела» (т.е. как нужно распределять пятую часть трофеев)?

Ответ: Мусульманские алимы по-разному ответили на этот вопрос.

Имам Аш-Шафии считает, что пятую часть трофеев нужно разделить на пять частей и распределить следующим образом:

1) Первую часть нужно использовать для общего дела (например, на охрану границ, постройку мечетей, зарплату кадиям, муэдзинам, улемам и т.д.).

2) Вторую часть для родственников Пророка. Это бану Хашим и бану Абду Аль-Муталлиб.

3) Третью часть для сирот (сирота – это ребенок, у которого нет отца).

4) Четвертую часть для бедняков.

5) Пятую часть для путников.

Имам Аш-Шафии при этом опирается на слова Всевышнего Аллаха: «Знайте, то, что вы добыли, это для Аллаха и Его Посланника, и для обладателей родства, и для сирот, и для бедняков, и для путников» (Аль-Анфал, 41).

Имам Абу Ханифа считает, что пятую часть трофеев нужно разделить на три части, и распределить следующим образом:

1) для бедняков,

2) для сирот,

3) для путников,

Он считает, что часть, которую выделяли для родственников Пророка, не нужно выделять им после его смерти. Имам Малик считает, что не нужно разделять пятую часть, а нужно отдать ее полностью в «Байт Аль-Мал» и распределять его для общих интересов мусульман, при этом он опирается на то, что Пророк при жизни не делил пятую часть ни на какие части. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 244), Хашийа ибн Абидин (том 4, стр. 151), Аль-Мудавван (том 3, стр. 26)).

Вопрос: Как нужно распределить то, что осталось после выделения пятой части (т.е. те четыре части, на которые выпали бумаги с надписью «для тех, кто добыл трофей»)?

Ответ: Эти четыре части трофея, нужно распределить между теми, кто добыл этот трофей, кроме пленных. В отношении их, имам должен принять решение, которое отвечает интересам мусульман.

Он должен принять одно из четырех решений:

1) Убить пленных.

2) Сделать их рабами.

3) Обменять на деньги или пленных мусульман.

4) Отпустить их на свободу. (Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 123), Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 260), Аль-Каванин (том 99)).

Вопрос: Как должен поступать имам, когда он выбирает одно из четырех решений по отношению к пленным?

Ответ: Если он принял решение сделать из пленных рабов, то они достаются муджахидам.

Если он принял решение сделать обмен на деньги, то деньги тоже достаются муджахидам.

Если он принял решение, отпустить пленных без выкупа, то он должен получить от муджахидов разрешение на это, если кто-то из них не согласен с этим решением, то он должен выплатить ему компенсацию, равную его доле.

Если он решил убить пленных, то он должен опять же возместить компенсацию муджахидам, равную цене этих пленных. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 237)).

Вопрос: Сколько частей из трофеев, достается при разделе конному и пешему муджахиду?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Малик и Ахмад считают, что три части нужно выделить для конного и одну часть пешему (при этом, из этих трех частей выделенных для конного, две части выделяются для лошади) при этом они основываются на хадисе, переданном от Ибн Умара: «Пророк в день «Хайбара» выделил три части конному и одну часть пешему». Этот хадис приводится у Аль-Бухари, Муслима и Ибн Маджа.

Имам Абу Ханифа считает, что нужно выделить конному две части и пешему одну часть, но у него в этом решении нет достоверного источника. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 246), Аль-Мугни (том 6, стр. 246), Тухфа Аль-Фукаха (том 3, стр. 301), Аль-Мудавван (том 3, стр. 32), Шарх Муслим (том 12, стр. 83)).

Вопрос: Если муджахид пришел на сражение с двумя и более лошадьми, то выделяется ли отдельная часть для каждой лошади?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Абу Ханифа и Малик считают, что надо выделить им долю одной лошади.

Имам Ахмад считает, что надо выделить долю для двух лошадей, но не больше. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 245), Аль-Мугни (том 9, стр. 236), Аль-Мудавван (том 3, стр. 32), Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 284), Шарх Муслим (том 12, стр. 69)).

Вопрос: Если муджахид вышел на джихад на территорию кафиров пешком и потом, в ходе джихада, добыл лошадь (путем покупки, или в бою, или взял в аренду), то какую долю нужно выделить ему: долю пешего или долю конного?

Ответ: Имам Аш-Шафии и алимы мазхаба Малики считают, что он заслуживает долю конного.

Имам Абу Ханифа считает, что он заслуживает долю пешего. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 235), Бадан Аль-Санан (том 7, стр. 27), Аль-Мудавван (том 3, стр. 33)).

Вопрос: Если муджахид вышел на поле боя на верблюдице, на осле, на слоне или на машине, то будет ли выделяться доля для этого верблюда, осла, слона или машины?

Ответ: Нет, не будет. Мусульманские алимы едины в этом вопросе, потому что при жизни Пророка, муджахиды выезжали на джихад на верблюдах и на ослах, но Пророк выделял часть из трофея только лошадям. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 243), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 126), Аль-Мугри (том 9, стр. 237), Аль-Мудавван (том 3, стр. 32)).

Вопрос: Выделяется ли доля тому, кого имам послал куда-то, по какому-либо делу и из-за этого он не был на поле боя?

Ответ: Да, выделяется, потому что по рассказу Ибн Умара, когда Усман отсутствовал при Бадре (а он был женат на дочери Пророка и она была больна), Пророк сказал ему: «Тебе аджр (воздаяние) одного мужчины и его доля». Этот хадис приводится у Аль-Бухари, Ахмада и Аль-Термизи. (Найму Аль-Автгар (том 7, стр. 285), Аль-Мугри (том 4, стр. 211), Аль-Каванин (том 99)).

Вопрос: Выделяется ли доля из трофея для прислуги?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, если прислуга из мусульман нанята для участия в бою, то нужно выделить им долю, но нельзя выплачивать им плату найма, потому что с их приходом на поле боя джихад стал для них «фарз-айн». Если же наняли того на ком джихад «фарз-кифая», т.е. несовершеннолетнего или раба, то нельзя выделять ему долю, а нужно выплатить плату найма.

Имам Ахмад в этом вопросе считает, что нужно выплатить плату найма одинаково, был ли он совершеннолетним или нет.

Имамы Абу Ханифа и Малик считают, что нельзя выделять долю трофея тому, кто нанят для прислуги, если он не принял участия в бою.(Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 286), Аль-Мудавван (том 3, стр. 33), Аль-Мудавван (том 3, стр. 33), Аль-Мухаззаб (том 2 стр. 246, Аль-Мугни (том 9 стр. 249, Хашийа ибн Абидин (том 4 стр. 148)).

Вопрос: Выделяется ли доля для торговцев, которые живут с муджахидами, т.е. передвигаются с ними на войне?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Ахмад считают, что нужно выделить им долю, одинаково, принимали они участие в бою или нет.

Имамы Абу Ханифа и Малик считают, что нужно выделить им долю, только в том случае, если они приняли участие в бою, а если они не приняли участие в бою, то не нужно выделять им долю. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 246), Аль-Мугри (том 9, стр. 246), Аль-Мудавван (том 3, стр. 33), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 126)).

Вопрос: Имеет ли право имам сказать перед боем: «Кто взял какую-либо вещь, то она принадлежит ему»?

Ответ: Имамы Абу Ханифа и Ахмад считают, что имам имеет на это право, потому что Пророк в день Бадра сказал это.

У имама Аш-Шафии два ответа на этот вопрос. Первый ответ такой же, как у Абу Ханифа и Ахмада. Во втором ответе он сказал (подобно тому, что сказал имам Малик), что имам не имеет на это право, потому что Пророк и его сподвижники после него, делили трафеи, а так же эти слова могут привести к грабежам. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 244), Аль-Мугри (том 9, стр. 237), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 115), Аль-Мудавван (том 3, стр. 30)).

Вопрос: Если армия мусульман находится на территории кафиров, и после того, как эта армия закончила войну и добыла трофеи, прибыло подкрепление, то нужно ли выделить для этого подкрепления долю из трофеев?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Малик и Ахмад считают, что подкрепление, прибывшее после окончания войны на территорию кафиров, не заслуживает доли из трофеев, потому что трофей заслуживает тот, кто присутствовал на сражении. Имам Абу Ханифа считает, что если подкрепление прибыло до того, как трофеи были доставлены на территорию мусульман, то оно заслуживает долю из трофеев, если же подкрепление прибыло после того, как трофеи были доставлены на территорию мусульман, то оно не заслуживает доли из трофеев. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 236), Аль-Мугри (том 9, стр. 238), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 121), Аль-Мудавван (том 3, стр. 33)).

Вопрос: Если армия мусульман находится на территории врага, то можно ли провести распределение добычи на этой территории?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Малик и Ахмад считают, что можно провести распределение трофеев на территории кафиров, потому что так делал Пророк.

Имам Абу Ханифа считает, что нельзя проводить распределение трофеев между муджахидами на территории кафиров, если в этом нет необходимости, а нужно отложить это, пока они не возвратятся домой. (Аль-Мугри (том 9, стр. 238), Аль-Мудавван (том 3, стр. 12), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 244), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 121)).

Вопрос: Если муджахид умер после добычи трофеев, то, что нужно сделать с его долей из трофеев?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Ахмад считают, что если муджахид умер после добычи трофеев, то нужно отдать его долю его наследникам.

Имам Абу Ханифа считает, что муджахид умерший до доставки трофеев с территории кафиров на территорию мусульман, не получает доли. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 267), Аль-Мугри (том 9, стр. 232), Аль-Мудавван (том 3, стр. 33), Хашийа ибн Абидин (том 7, стр. 132)).

Вопрос: Если муджахид стал шахидом во время боя, то выделяется ли ему доля из трофеев, добытых в этом бою?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Малик считают, что ему выделяется доля.

Имам Ахмад считает, что не выделяется доля тому, кто стал шахидом до добычи трофеев. (Аль-Икна (том 2, стр. 563), Аль-Мугни (том 9, стр. 238), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 121), Аль-Мудавван (том 3, стр. 33)).

Вопрос: Если один мусульманин, или группа мусульман вошла на территорию кафиров, с которыми не заключен договор, без разрешения имама и добыла трофей, то нужно ли выделять из того, что они добыли пятую часть или нет?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Малик и Ахмад считают, что они должны отдать пятую часть имаму.

Имам Абу Ханифа считает что то, что они добыли таким путем, принадлежит им и не нужно отдавать от него пятую часть имаму. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 260), Тухва Аль-Фукаха (том 3, стр. 303), Аль-Каванин (том 99)).

Вопрос: Можно ли принять подарок кафира, который находится с мусульманами в состоянии войны?

Ответ: Да, можно. Потому что Пророк, принял подарок от Аль-Мукавкаса, правителя Египта. (Аль-Мугни (том 9, стр. 318)).

Вопрос: Если можно принять подарок от кафира, находящегося в состоянии войны с нами, то что нужно делать с этим подарком, т.е. будет ли этот подарок трофеем или он достается тому, кому его подарили?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Ахмад считают, что если подарок получил амир, то этот подарок считается трофеем для всех муджахидов, если подарок получил рядовой муджахид, то он достается ему.

Имам Абу Ханифа считает, что подарок в любом случае достается тому, кто получил его. (Аль-Мугни (том 9, стр. 318), Аль-Ровдга (том 10, стр. 296), Хашийа ибн Абидин (том 7, стр. 137)).

Вопрос: В хадисах приводится, что Пророк в своих походах выбирал из трофея (до его раздела) то, что ему понравится. Имеет ли право имам или военный амир делать то же самое после Пророка?

Ответ: Автор книги «Бидайа Аль-Муджтахид» пишет, что все исламские улемы, кроме Абу Совра едины в том, что имам (или кто-либо другой) не имеет права выбирать из трофеев какую-либо вещь и говорят, что это разрешалось Пророку лично, но никому другому. (Бидайа Аль-Муджтахид (том 1, стр. 286)).

Вопрос: Если кафиры напали на нас, захватили нашу территорию и наше имущество и начали продавать это имущество, то можно ли другим мусульманам покупать у них это имущество?

Ответ: Нельзя покупать у кафира это имущество, если кто-то купил у кафира это имущество, и хозяин этого имущества узнал об этом, то хозяин имеет право забрать его у того, кто купил его у кафиров, без какого-либо возмещения. (Хашийа ибн Абидин (том 2, стр. 188), Хашийа ибн Абидин (том 4, стр. 162)).

Вопрос: Если кафиры захватили, имущество мусульманина и после этого муджахиды взяли это имущество у кафиров, то будет ли это имущество трофеем для муджахидов или нужно возвратить его хозяину?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Малик, Абу Ханифа и Ахмад считают, что если мусульманин нашел свое имущество до разделения трофеев между муджахдами, то оно должно быть возвращено ему. (Аль-Мугни (том 9, стр. 258), Аль-Мудавван (том 3, стр. 14), Бадаи Аль-Санаи (том 7,стр. 127)).

Вопрос: Как нужно поступить с имуществом мусульманина, которое нашли среди трофеев после распределения трофеев между муджахидами?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, что это имущество в любом случае должно быть возвращено хозяину, а муджахид, которому при разделе трофея досталось имущество мусульманина, должен получить компенсацию из «Байт Аль-Мала». Имамы Абу Ханифа, Малик и Ахмад считают, что если узнали об этом после разделения трофея между муджахидами, то имам должен оставить это имущество как трофей и выделить из «Байт Аль-Мала» компенсацию для хозяина имущества, равную по цене имуществу. (Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 93), Аль-Мугни (том 9, стр. 259), Аль-Мудавван (том 3, стр. 14), Бадан Аль-Санаи (том 7, стр. 128)).

Вопрос: Если муджахиды добыли трофей и узнали, что в этом трофее имущество мусульманина, но не известен хозяин этого имущества, то что нужно сделать с этим имуществом?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, что это имущество нужно оставить без раздела пока не найдется его хозяин.

Имамы Малик, Абу Ханифа и Ахмад считают, что это имущество нужно разделить между муджахидами как трофей. (Аль-Мугни (том 9, стр. 260), Аль-Мудавван (том 3, стр. 14)).

Вопрос: Что нужно делать с потерянной вещью кафиров?

Ответ: Если нашли вещь, принадлежащую кафиру на его же территории, то это считается трофеем, если нашли вещь, принадлежащую кафиру на территории мусульман, то это считается «Файом» и его нужно отдать в «Байт Аль-Мал». (Аль-Ровдга (том 10, стр. 231)).

Вопрос: Как нужно поступить с тем, кто имел половое сношение с наложницей из трофея, до того, как трофей был разделен между муджахидами?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Абу Ханифа считают, что нельзя его наказывать как предписывает это «хад» (хад – убить, если он женат или был женат, и сто палок и год выселения, если он никогда не был женат), потому что эта наложница была обшей собственностью и этот муджахид имел в ней какую-то долю, но нужно его наказать по усмотрению имама или кадия.

Имам Малик считает, что нужно его наказать, как предусматривает «хад». (Аль-Мугни (том 9, стр. 315), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 249), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 122), Аль-Каванин (том 99)).

Вопрос: Что нужно сделать с муджахидом, укравшим вещь из трофеев до их распределения между муджахидами?

Ответ: Его нужно наказать по усмотрению имама или кадия, но нельзя отрубать руку. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 267), Аль-Мугни (том 9, стр. 214), Аль-Каванин (том 99)).

Вопрос: Как нужно поступить с муджахидом, который, украл вещь из трофеев после их распределения на пять частей, но до распределения между муджахидами?

Ответ: Нельзя отрубать руку, потому что он до сих пор имеет в ней долю, в любом случае вещь необходимо вернуть в трофеи. Если он испортил ее, то нужно взять с него сумму, равную цене этой вещи и положить в трофеи. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 268), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 23), Аль-Каванин (том 99)).

Вопрос: Как нужно поступить, если вещь из трофея украл тот, кто не имеет к нему отношения?

Ответ: Если у того, кто украл вещь, имеется среди обладателей трофея сын, или отец, или раб, то это считается как кража вещи из трофея тем, кто имеет в ней долю, т.е. ему руку не отрубают. Если у него нет среди них никого, тогда надо выяснить, если он украл до распределения трофея, то это считается как кража из «Байт Аль-Мал», т.е. руку ему не отрубают, а наказывают по усмотрению имама или кадия.

Если он украл после распределения трофея на пять частей, и кража произведена из четырех частей выделенных для муджахидов, то нужно ему отрубить руку. Если он украл из пятой части, до распределения этой пятой части на пять других частей, или украл из той части, на которой написано «для общего дела», то это считается, как кража из «Байт Аль-Мал». (Аль-Ровдга (том 10, стр. 269)).

Вопрос: Нужно ли наказывать муджахидов, которые провинились на территории кафиров, как этого требует шариат (т.е. отрубить руку, наказать палками и т.д.)?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Малик считают, что нужно.

Имамы Абу Ханифа и Ахмад считают, что не нужно. (Аль-Мугни (том 9, стр. 298), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 241), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 131), Аль-Мудавван (том 3, стр. 12)).

Вопрос: Если муджахид отказался от своей доли из трофея, то теряет ли он право на свою долю?

Ответ: Если он отказался от своей доли до распределения трофея, то он теряет право на свою долю. Если он отказался от своей доли после распределения трофея, то он не теряет право на свою долю. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 266), Аль-Мугни (том 9, стр. 263)).

Вопрос: Если муджахид отказался от своей доли до распределения трофея и потерял право на свою долю, то как нужно поступить с его долей?

Ответ: Нужно присоединить ее к трофеям. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 267)).

Вопрос: Что необходимо сделать с трофеем, если от него отказались все муджахиды?

Ответ: Если от трофея отказались все муджахиды, то нужно распределить его так, как распределяют пятую часть трофея. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 266)).

Вопрос: Имеет ли право на долю из трофея тот, кто покинул поле боя с намерением напасть на врага с другой стороны или присоединиться к другой группе мусульман?

Ответ: Если он покинул поле боя, то он имеет право на долю из трофея, добытого до того, как он покинул поле боя. (Аль-Мугни (том 9, стр. 810), Мугни Аль-Мухтаж (том 4, стр. 225)).

Вопрос: Как узнать, с каким намерением он покинул поле боя?

Ответ: Если покинувший поле боя муджахид утверждает, что он покинул поле боя с намерением присоединиться к другой группе мусульман или напасть на врага с другой стороны, то он должен поклясться перед имамом или перед кадием. (Мугни Аль-Мухтаж (том 4, стр. 310)).

Вопрос: Когда армия мусульман вышла на джихад, и амир армии послал группу мусульман на задание, и эта группа добыла трофей, то имеет ли армия долю в этом трофее?

Ответ: Да, армия имеет долю в этом трофее, так же, как эта группа имеет долю в трофее, добытом армией в ее отсутствие. (Аль-Мудавван (том 3, стр. 32), Аль-Мугни (том 9, стр. 296), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 236)).

Вопрос: Если имам послал часть армии мусульман на джихад и оставил другую часть на территории мусульман, то имеет ли та часть армии, которая остается на территории мусульман, долю от трофея, добытого той частью армии, которая находится на территории кафиров?

Ответ: Нет, армия, которая осталась на территории мусульман, не имеет долю от трофея, добытого той частью армии, которая находится на территории кафира. (Аль-Мудавван (том 8, стр. 32), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 234), Аль-Мудавван (том 3, стр. 2), Хашийа ибн Абидин (том 3, стр. 56)).

Вопрос: Как нужно поступить с территорией, отнятой у кафиров?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, что имам обязан разделить ее между муджахидами, которые принимали участие в завоевании этой земли.

Имамы Абу Ханифа и Ахмад считают, что имам имеет право выбрать одно из двух решений по отношению к этой земле:

1) Разделить между муджахидами.

2) Оставить ее в руках того, кто на ней жил, возложив на него налог за ее использование.

Имам Малик считает, что имам не имеет права разделять землю между муджахидами, а нужно использовать ее в интересах всех мусульман. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 119), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 118), Бидайа Аль-Муджтахид (том 1, стр. 293)).

Ас-Салаб:

Вопрос: Что означает слово «салаб»?

Ответ: Салаб – это то, что имеет при себе кафир: его одежда, его личное оружие, средство передвижения, на котором он передвигается. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 238)).

Вопрос: Кто заслуживает салаб?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Ахмад считают, что салаб кафира заслуживает тот, кто лично убил его в бою, рискуя при этом своей жизнью, потому что Пророк сказал: «Тому, кто убил кафира, тому его салаб». Этот хадис приводится у Аль-Бухари и Муслима.

Имамы Абу Ханифа и Малик считают, что салаб кафира нужно отдать тому, кто убил его лично, если имам посчитает это необходимым, то есть, это на усмотрение имама, если захочет, отдаст салаб кафира тому, кто убил его лично, если не захочет, не отдаст. (Шарх Муслим (том 12, стр. 23), Аль-Мудавван (том 3, стр. 29), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 237), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 115)).

Вопрос: Можно ли отдать салаб кафира женщине, ребенку или рабу, если кто-то из них лично убил кафира, рискуя при этом своей жизнью?

Ответ: Имам Аш-Шафии имеет по этому вопросу два мнения, в одном из этих двух мнений он говорит, что женщина, ребенок и раб не заслуживают салаб, а в другом говорит, что они заслуживают салаб.

Мазхаб Ханбала считает что женщина, ребенок и раб заслуживают салаб. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 238), Аль-Мугни (том 9, стр. 218)).

Вопрос: Если муджахид убил тех кафиров, которые не участвуют в боевых действиях (женщин, детей, стариков), то заслуживает ли он их салаб?

Ответ: Нет, не заслуживает. (Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 263), Аль-Шарх Аль-Кибир (том 2, стр. 191)).

Вопрос: Если муджахид лично убил какое-то количество кафиров, рискуя своей жизнью, то заслуживает ли он все их салабы?

Ответ: Да, он заслуживает салаб каждого кафира, лично убитого им, потому что Абу Талха лично убил в одном бою двадцать кафиров и Пророк отдал ему все их салабы. Этот хадис приводится у Абу Дауда.

Вопрос: Если один муджахид смертельно ранил кафира, а другой муджахид добил его, то кто из них заслуживает салаб этого кафира?

Ответ: Салаб этого убитого кафира заслуживает тот, кто смертельно ранил его, потому что Пророк отдал салаб Абу Жайла – Муазу ибн Амр, который смертельно ранил его, а не ибн Масуду, который добил смертельно раненного Абу Жайла. (Аль-Мугни (том 9, стр. 214), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 238)).

Вопрос: Если два муджахида убили одного кафира, и нет возможности определить, кто из них первым сделал смертельный удар, то будет ли салаб этого кафира поделен между ними?

Ответ: Алимы мазхаба Ханафи и Шафии придерживаются такого мнения, что салаб кафира должен быть поделен между ними.

Имам Ахмад считает, что если нет возможности выяснить, кто первым сделал смертельный удар, то салаб этого кафира становится трофеем для всех участвовавших в бою муджахидов (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 238), Аль-Мугни (том 9, стр. 221)).

Вопрос: Заслуживает ли муджахид салаб кафира, если он лично убил его, когда тот бежал с поля боя?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Ахмад считают, что если все участвовавшие в бою кафиры стали отступать, и муджахид убил одного из них лично, то он не заслуживает салаб этого кафира, потому что муджахид при этом не испытывал для себя большого риска. Если же бой продолжается, и один из кафиров стал отступать, и муджахид лично убил его, то он заслуживает его салаб, потому что риск для жизни при этом сохраняется» (Аль-Мугни (том 9, стр. 212), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 238), Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 212)).

Вопрос: Считаются ли слова имама: «Тому, кто убил кафира, ему его салаб», условием, чтобы получить право на салаб кафира?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Ахмад считают, что слова имама «тому, кто убил кафира, ему его салаб», не являются условием для получения права на салаб кафира, т.е. если муджахид, лично убьет кафира, то он заслуживает его салаб, произнес имам эти слова или нет.

Имам Абу Ханиф считает, что слова имама «тому, кто убил кафира, ему его салаб», являются условием для получения права на салаб, т.е. если имам не сказал это перед боем, и муджахид, рискуя жизнью лично убил кафира, то он не имеет право на его салаб. Но имам может отдать ему этот салаб как поощрение.

Имам Малик считает, что не нужно отдавать муджахиду, лично убившему кафира, его салаб, если имам не произнес эти слова, и он также считает, что не следует имаму говорить это перед боем, так как это может привести к искажению намерений муджахидов.

Более предпочтительным на этот вопрос считается ответ Аш-Шафии и Ахмада, потому что Пророк отдавал муджахидам салабы кафиров без каких-либо условий. (Аль-Мугни (том 9, стр. 222), Бадан Аль-Санаи (том 7, стр. 115), Аль-Мудавван (том 3, стр. 31), Шарх Муслим (том 12, стр. 59)).

Вопрос: Должен ли муджахид, заслуживший салаб кафира, выделить из него пятую часть?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Ахмад и Абу Ханифа считают, что он не должен выделять из него пятую часть. Потому что Пророк всегда отдавал салаб муджахиду, заслужившему его, без выделения из него пятой части.

Имам Исхак считает, что если салаб будет иметь большую стоимость, то нужно выделить из него пятую часть, при этом он основывается на поступке Умара ибн Аль-Хаттаба, который выделил пятую часть из салаба Аль-Бараи ибн Малика, так как посчитал, что этот салаб имеет большую стоимость и этот ответ является более предпочтительным. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 238), Аль-Мугни (том 9, стр. 222), Шарх Муслим (том 12, стр. 59), Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 213)).

Вопрос: Какое доказательство должен предоставить муджахид, лично убивший кафира, чтобы получить его салаб?

Ответ: Мнение большинства алимов сходится на том, что для этого достаточно одного свидетеля, который засвидетельствует, что тот лично убил кафира. Потому что Пророк отдал Абу Катада салаб кафира, лично убитого им, после того, как один из сахабов засвидетельствовал это перед ним.

Имам Ахмад считает, что для доказательства необходимо два свидетеля. (Аль-Мугни (том 9, стр. 726), Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 268)).

Вопрос: Если муджахид убил кафира в перестрелке из окопов, то заслуживает ли он салаб кафира, лично убитого им в этой перестрелке?

Ответ: Нет, не заслуживает, потому что одним из условий получения салаба считается риск, а тот, кто воюет из окопов, не подвергается риску, как это происходит в рукопашном бою. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 278), Аль-Мугни (том 9, стр. 220)).

Вопрос: Считается ли поединок, который устраивали перед началом сражения отдельные муджахиды, условием для получения салаба убитого им кафира?

Ответ: Имам Ахмад считает, что только такой поединок является условием для получения салаба, то есть, чтобы получить салаб кафира, нужно лично убить его в поединке.

Большинство же алимов считают, что такой поединок не является непременным условием для получения салаба. (Аль-Мугни (том 9, стр. 222), Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 267)).

Вопрос: Если муджахид взял в плен кафира, то заслуживает ли он салаб этого пленного?

Ответ: Нет, потому что Пророк отдавал салаб тому, кто убил кафира, а не тому, кто взял его в плен. Но это не значит, что можно убить пленного, чтобы получить его салаб. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 328), Аль-Мугни (том 9, стр. 220)).

Вопрос: Каким будет общий вывод из ответов связанных с салабом?

Ответ: Чтобы заслужить салаб, есть пять условий:

1) убить того, кто участвует в войне (т.е. если муджахид убил женщину или ребенка и т.д., которые не участвовали в войне, то он не заслуживает их салаб);

2) убить того, кто в состоянии вести войну (т.е., если добил смертельно раненного, то он не заслуживает его салаб);

3) убить или смертельно ранить кафира;

4) рисковать при этом своей жизнью;

5) предоставить доказательство, что он действительно лично убил этого кафира.

Вопрос: Можно ли муджахиду, который, рискуя жизнью, лично убил кафира, взять его салаб и скрыть это от имама, если он боится, что имам отнимет у него этот салаб?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, что он имеет на это право. Имам Ахмад считает, что это не желательно. (Аль-Мугни (том 9, стр. 223)).

Вопрос: Если муджахид лично убил кафира, рискуя при этом своей жизнью, но отказался от его салаба, то теряет ли он право на этот салаб?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, что он не теряет на него права. (Аль-Равдга (том 10, стр. 266)).

Вопрос: Заслуживает ли снайпер салаб кафира, которого он убил из укрытия?

Ответ: Нет, не заслуживает. Имущество кафира, которого он убил из укрытия, будет считаться трофеем для всех, кто принимал участие в этом бою.

Аль-Нафл.

Вопрос: Что означает слово «нафл»?

Ответ: Нафл – это материальное поощрение, выделяемое имамом для муджахида, сверх его доли в трофее. (Субулу Аль-Салама (том 4, стр. 1782)).

Вопрос: Из чего выделяется нафл?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Абу Ханифа считают, что нафл выделяется из пятой части хумса, (хумс – это пятая часть трофея).

Имам Ахмад считает, что нафл выделяется из трофея после отделения от него пятой части.

Имам Малик считает, что нафл выделяется из пятой части. (Шарх Муслим (том 12, стр. 55), Аль-Мугни (том 9, стр. 215), Аль-Мудавван (том 3, стр. 30), Бидайа Аль-Муджтахид (том 1, стр. 289)).

Вопрос: В каком размере можно выделить нафл?

Ответ: Имам аш-Шафии считает, что нет определенного размера для нафл, и имам имеет право выделить его по своему усмотрению.

Большинство алимов считают, что нафл не должен превышать третьей части трофея. (Аль-Мугни (том 9, стр. 211), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 243), Бидайа Аль-Муджтахид (том 1, стр. 289)).

Вопрос: Имеет ли право имам сказать муджахидам, что наградит того, кто сделает то, что он скажет?

Ответ: Большинство алимов считают, что он имеет право сказать это, а имам Малик считает, что это не желательно перед боем. (Аль-Мугни (том 9, стр. 212), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 243), Хашийа ибн Абидин (том 3, стр.152), Аль-Мудавван (том 3, стр. 30)).

Вопрос: Имеет ли право, имам награждать того, кто не входит в число муджахидов, но сделал благо для мусульман, например, указал дорогу армии мусульман?

Ответ: Да, он имеет на это право, потому что Пророк и Абу Бакр наняли за вознаграждение проводника во время хиджры из Мекки в Медину. (Аль-Мугни (том 9, стр. 214), Аль-Ровдга (том 10, стр. 285), Аль-Мудавван (том 3, стр. 31)).

Аль-Рудгх.

Вопрос: Что означает слово «рудгх»?

Ответ: Рудгх – это материальное вознаграждение, которое не достигает доли муджахида. (Аль-Икна (том 2, стр. 574)).

Вопрос: Кому выделяется рудгх?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Абу Ханифа и Ахмад считают, что рудгх выделяется для женщин и рабов, участвующих в джихаде. (Аль-Мугни (том 9, стр. 239), Аль-Мухаззаб (том 8, стр. 235), Хашийа ибн Абидин (том 3, стр. 137), Аль-Мудавван (том 3, стр. 33), Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 281)).

Вопрос: Выделяется ли рудгх для детей?

Ответ: Имам Аш-Шафии и Абу Ханифа считают, что нужно выделить рудгх для детей участвующих в джихаде.

Имам Малик считает, что нужно им выделить рудгх, если они в состоянии вести джихад. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 238), Аль-Мугни (том 9, стр. 241), Хашийа ибн Абидин (том 1, стр. 147), Бадайа Аль-Муджтахид (том 1, стр. 286)).

Вопрос: Из чего выделяется рудгх?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, что рудгх нужно выделить из пятой части хумса (хумс – это пятая часть трофея).

Мазхаб Малика считает, что его нужно выделить из самой пятой части трофея. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 246), Аль-Мугни (том 9, стр. 244)).

Вопрос: В каком размере можно выделить рудгх?

Ответ: Рудгх не должен доходить до размера доли пешего муджахида, если тот, кому выделяется рудгх, является пешим, и не должен доходить до размера доли конного муджахида, если тот, кому выделяется рудгх является конным. (Аль-Мугни (том 4, стр. 249), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 246)).

Аль-Фай.

Вопрос: Что означает слово «фай»?

Ответ: Фай – это имущество кафиров, добытое у них без боя, например то, что они оставили мусульманской армии при бегстве из города (дома, транспорт, земля). (Аль-Важиз фи фикхи Аль-Сунна валь-китаба Аль-Азиз (стр. 490)).

Вопрос: Как нужно распределить фай?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, что фай нужно распределить подобно тому, как распределяют пятую часть трофея (хумс).

Имамы Абу Ханифа, Малик и Ахмад считают, что фай нужно распределить в интересах всех мусульман. (Аль-Мудавван (том 3, стр. 36), Шарх Муслим (том 12, стр. 169), Аль-Икна (том 2, стр. 567), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 115)).

Аль-Гулул.

Вопрос: Что означает слово «гулул»?

Ответ: Гулул – это кража из трофея до его распределения между муджахидами. (Фикх Ан-Сунна (том 3, стр. 62)).

Вопрос: Какое наказание ожидает в Судный день того, кто взял что-нибудь из трофея до его распределения?

Ответ: Тот, кто взял одежду из трофея до его распределения между муджахдами, явится в Судный день в этой одежде, и она будет гореть на нем. Если он взял какую-нибудь другую вещь, то в Судный день эта вещь будет висеть на его шее.

Всевышний Аллах сказал: «Тот, кто украл из трофея, придет с тем, что украл в Судный день» (Али-Имран, 161).

Вопрос: Как нужно при жизни наказать муджахида, взявшего вещь из трофея до его распределения?

Ответ: Его наказывают по усмотрению имама или кадия. (Шарх Муслим (том 12, стр. 212)).

Вопрос: Нужно ли сжечь имущество того, кто взял вещь из трофея до его распределения?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Абу Ханифа и Малик считают, что нельзя сжигать его имущество, потому что Пророк так не делал.

Имам Ахмад считает, что нужно сжечь его имущество, но он при этом опирается на недостоверный хадис. (Аль-Мугни (том 9, стр. 215), Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 30), Шарх Муслим (том 12, стр. 217)).

Вопрос: Как должен поступить муджахид с вещью, которую он взял из трофея до его распределения?

Ответ: Он должен вернуть то, что взял. (Аль-Иджма (стр. 59)).

Вопрос: Если муджахид взял какую-то вещь из трофея до его распределения, то есть совершил гулул, и она осталась у него после распределения, то как он должен поступить с этой вещью?

Ответ: Имамы Малик и Ахмад считают, что нужно отдать пятую часть этой вещи имаму и раздать оставшуюся часть как милостыню.

Имам Аш-Шафии считает, что мусульманин не обязан раздавать свое имущество как милостыню, если он того не желает. Если он взял чужую вещь, то он не имеет право раздавать чужое имущество как милостыню. Поэтому нужно отдать ее имаму как находку. (Субул Ас-Салам (том 4, стр. 1773), Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 310), Хашийа Аль-Дусуки (том 2, стр. 179)).

Вопрос: Как должен поступить тот, кто видел, как другой взял вещь из трофея до его распределения между мусульманами?

Ответ: Он не имеет право покрывать того, кто взял вещь из трофея, потому что Пророк сказал: «Тот, кто скрыл того, кто взял вещь из трофея, подобен ему». Хадис приводится у Абу Дауда.

Продукты из трофеев.

Вопрос: Считается ли гулулом употребление в пишу продуктов питания из трофеев?

Ответ: Нет, не считается, потому что Умар ибн Аль-Хаттаб сказал: «Мы в походах с Пророком, добывали мед и виноград и кушали это, и не вкладывали это в трофеи». Хадис приводится у Аль-Бухари.

Вопрос: Необходимо ли разрешение имама, для употребления в пищу продуктов из трофеев?

Ответ: В этом нет необходимости, муджахид может употреблять в пищу продукты из трофеев, без какого-либо разрешения на это. (Шарх Муслим (том 12, стр. 102), Аль-Мугни (том 9, стр. 223), Аль-Мудавван (том 3, стр. 36)).

Вопрос: Входят ли трофейные коровы или овцы в категорию пищи?

Ответ: Да, трофейные коровы или овцы входят в категорию пищи. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 262), Аль-Мугни (том 1, стр. 278), Аль-Мудавван (том 3, стр. 36)).

Вопрос: Если армия мусульман, воюя на территории кафиров, добыла трофейные продукты питания, то можно ли муджахидам при возвращении домой взять с собой эти трофейные продукты питания, из территории кафиров на территорию мусульман?

Ответ: Большинство алимов считают, что муджахиды не имеют право брать с собой продукты питания с территории кафиров на территорию мусульман. Алимы мазхаба Малики считают что можно. (Шарх Муслим (том 12, стр. 102), Аль-Мудавван (том 3, стр. 36)).

Вопрос: Если мусульмане воюют на своей территории и испытывают нехватку продуктов питания, то имеют ли право муджахеды брать продукты питания у мусульман, без их разрешения?

Ответ: Да, но только по мере необходимости. (Мугни Аль-Мухтаж (том 4, стр. 223)).

Наши рекомендации