О священных изображениях (иконах) и священных предметах
В Священном Писании очень много говорится об изображениях и священных предметах. Одни из изображений безусловно воспрещаются, как ложные: их нельзя делать, нельзя иметь их и почитать. Другие изображения и предметы повелевается делать, заповедуется считать их святыней и почитать их. Сначала скажем о ложных изображениях.
Ложные изображения и предметы безусловно запрещаются второю заповедью Синайского законодательства:
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20, 2-5; Втор. 5, 6-9).
Ложные изображения суть идолы:
Телец (Исх. 32, 4).
Молох (Лев. 18, 21).
Ваалфегор (Числ. 25, 3).
Ваал (Суд. 2, 13).
Астарта (3 Цар. 18, 21-29).
Идолы - ничто:
«мы знаем, что идол в Мире - ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого»... (1 Кор. 8, 4-6).
Идолы - дела рук человеческнх:
«Уставы народов - пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось, они - как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иер. 10, 3-5).
Идолам ничто в действительности не соответствует:
«Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и н-ет в нем духа. Это - совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут» (Иер. 10, 14-15).
Идолы вели к разврату и мерзости:
«Вымысл идолов - начало блуда, и изобретение их - растление жизни» (Прем. Сол. 14, 12).
Около идола Астарты были дома разврата. Осия царь «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты, и вывел всех жрецов из городов иудейских» (4 Цар. 23, 6-8).
Приказание сделать истинные изображения:
«Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиной, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя» (Исх. 25, 10).
«Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиной, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее, и будут херувимы распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу; к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе (Исх. 25, 17-21).
«Скинию же сделай из десяти покрывал крученного виссона, и из голубой, пурпуровой и червленной шерсти, и херувимов сделай на них искусной работой» (Исх. 26, 1).
«И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы» (Исх. 16, 31).
Приказ сделать священные предметы:
«Сделай жертвенник для приношений, из дерева ситтим сделай его» (Исх, 30, 1).
«На нем Аарон будет курить благовониым курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это - всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» (Исх. 30, 7-8).
«И сделай светильник из золота чистого: чеканный должен быть сей светилыник». «И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его» (Исх. 25, 31-37).
Скиния, священные изображения и предметы освящены и были
святыней великой:
«Сделай из сего миро для священного помазания, масть, составленную искусством составляющаго масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег (скинии) откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30, 25. 26-29).
Все священные предметы и изображения сделаны не только по приказу Божию, но и по образцу, указанному Господом:
Сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе (Исх. 25, 40).
Ковчег завета назывался Господом:
«Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам израилевым!» (Числ. 10, 35-36).
«Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Псал. 98, 5).
Давид скакал пред ковчегом и говорил: «пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» (2 Цар. 6, 21-22).
Ковчег назывался Богом, как высшая святыня Божия:
«Боже! Когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай - от лица Бога, Бога Израилева» (Псал. 67, 8-9).
Истинные изображения были не только в скинии, но и в храме Соломоновом:
«И сделал в Давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. В десять локтей был и другой херувим; одинаковой меры и одинакового вида были оба херувима. Высота одного херувима была десять локтей, также и другого херувима. И поставил онъ херувимов среди внутренней части храма; Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены, другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал разные изображения херувимов, и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, внутри и вне» (3 Цар. 6, 23-29).
В истинном храме виденном пророком Божиим, были священные изображения-образы:
«Покажи им вид храма и расположение его... и все образы его» (Иез. 43, 11).
Господь освящает этот храм и одобряет Соломона за него:
«Явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне. И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во-век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий проходящий мимо его ужаснется и свистнет, и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом? И скажут: за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонились им и служили им, - за это навел на них Господь все сие бедствие (3 Цар. 9, 2. 3. 6-9).
Идолы всегда отличались от истинных изображений. Господь освятил храм с истинными изображениями, но когда Соломон сделал, кроме истинных изображений, и ложные, Господь осудил его:
«И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь (Бог). И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему» (3 Цар. 11, 5-11).
Пред вещественной святыней поклонялись:
«поклонюсь святому храму Твоему» (Псал. 5, 8).
«поклонюсь пред святым храмом Твоим» (Псал. 137, 2).
Моисей и Аарон у скинии «пали на лица свои» (Числ. 20, 6).
Иисус Навин «пал лицем своим на землю пред ковчегом» (Иис, Нав. 7, 6).
Пред вещественной святыней возжигали лампады, по приказу и научению Самого Господа, Который сказал Моисею:
«Сделай светильник из золота чистого... и сделай к нему семь лампад, и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его. И щипцы к нему и ложки к нему из чистого золота... смотри сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх. 25, 31. 37-40; ср. Исх. 27, 20. 21; 30, 8; Лев. 24, 2; 2 Пар. 4, 20).
Воскуряли фимиам, потому что приказал Господь Моисею:
«сделай... кадильницы и сделай жертвенник для приношения курений... на нем Аарон будет курить благовонным курением...» (Исх. 25, 29; Исх. 30, 1) (Свечи и жертвы в церкви Господь не отвергает и в Новом Завете, потому что говорит Спасатель: Матф. 5, 21-24: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и т.д.; ср. Евр. 13, 10; драхма Спасителя на храм: Матф. 17, 24-27; лепта вдовицы: Марк. 12, 41-44).
От вещественной святыни чудеса:
Ковчег у филистимлян был в храме Дагона и оттого Дагон был низвергнут, а филистимляне наказаны тяжкими мучительными наростами (1 Цар. 6, 19).
«И поразил Он (Господь) жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек. И заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим» (1 Цар. 6, 19).
«Оза простер руку свою к ковчегу Божию (чтобы придержать его) и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2 Цар. 6, 6-7).
В храме Иерусалимском, где были истинные изображения (образы - Иез. 43, 11), был Спаситель, но не осуднл изображений, напротив, сказал:
«дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Марк. 11, 17; ср. Матф. 21, 13; Лук. 19, 46; Иоан. 2, 16).
Апостолы ходили в этот храм для поклонения и молитвы: «Ты можешь узнать, - говорил ап. Павел, - что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24, 11).
Господь во время молитвы ап. Павла в храме с изображениями явился ему и этим показал, что Богу приятна молитва в храме с изображениями:
Ап. Павел говорит: «когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его (Христа)» (Деян. 22, 14-18).
Господь обещал являться только тем, кто будет исполнять заповеди Его:
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцомъ Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам» (Иоан. 14, 21).
Зпачит, молитва ап. Павла в храме, пред иконами - дело хорошее, раз Господь явился ап. Павлу во время такой молитвы.
Господь воссоздал новозаветный храм, и здесь была и должна быть вещественная святыня, то-есть, святые иконы и священные предметы:
Пред Вторым пришествием придет антихрист, -«откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме, Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 3-4).
Значит, до пришествия Христова будут у христиан храмы Божии, и в них будет «святыня», «называемая Богом».
У нас, действительно, по апостолу, имеется святыня, - святые иконы. Мы изображаем:
Бога-Отца, как видел его «Ветхим днями» прор. Даниил (Дан. 7, 9).
Сына Божия - Слово воплощенное, как описали Его свв. Апостолы (Иоан. 1, 14).
Духа Святого в виде голубя, как сошел Он на Спасителя «в телесном виде» (Лук. 3, 22).
Имеются у нас также изображения Матери Господней, свв. Ангелов, свв. Апостолов и всех угодников Божиих. Иконы у нас, во-первых, для напоминания о Боге, о священных событиях, поучительной жизни Господней и угодников Божиих, во-вторых, для изложения учения Божия, в-третьих, для возбуждения религиозного чувства в нас, в-четвертых, для прославления Божия искусством, как прославляют даже людей всякими памятниками, как прославляют Бога искусством - пением и музыкой.
Иконы были всегда у христиан и никогда не было такого времени, когда бы у христиан совершенно не было икон. Это не только доказывает Писание, но и вся история Церкви. Римские катакомбы, в которых молились христиане с начала веры Христовой на земле, переполнены иконами.
Должно, посему, спрашивать сектантов: что они за христиане, что не имеют они святыни, «называемой Богом». Что нет у них святых икон?