Если я отброшу верования, за что мне тогда держаться перед лицом смерти? 4 страница

Люди боятся рака, люди боятся СПИДа, люди боятся ослепнуть, люди боятся покалечиться; люди боятся всех возможных вещей, которые могут произойти в старости; они боятся старости. Никто не боится смерти. Смерть так чиста — почему человек должен бояться смерти? Фактически, чем ближе ты подходишь к старости и к смерти, тем более начинаешь надеяться, что смерть при­дет скоро. Смерть абсолютно чиста и ничем не замутне­на. Она никогда никого не беспокоила, она никогда нико­го не мучила. Никто не боится смерти. Люди, несомнен­но, боятся того, что придется лежать в незнакомой посте­ли в какой-нибудь больнице — ноги вверх, руки вниз, всевозможные инструменты присоединены к голове и груди... Люди боятся всего этого, но смерти? Видели ли вы когда-нибудь, чтобы смерть принесла кому-то вред? Почему кто-то должен бояться смерти?

Люди боятся жизни, не смерти, потому что жизнь — это проблема, которая требует решения. В жизни есть тысячи сложностей, которые должны быть разрешены. В жизни есть столько измерений, что ты постоянно тре­вожишься: правильно ли то измерение, в котором ты движешься, или ты оставил правильное позади?

Что бы ты ни делал, этот вопросительный знак никог­да тебя не покидает: та ли это вещь, которую ты действи­тельно хотел делать, и то ли это, к чему ты предназначен? Каждый находится в постоянном хаосе из-за жизни. Люди боятся жизни, люди пытаются жить как можно более огра­ниченно. Люди сделали жизнь ограниченным делом.

Они пытаются огородить свою жизнь забором. Они не хотят жить жизнь в ее диком виде; это очень страш­но. Они ограждают свой дом милым забором, разбивают внутри прекрасный английский сад: все симметрично, выкроено по мерке, ухожено — и думают, что это жизнь. Это не жизнь, это только попытка избежать жизни.

Жизнь может быть только дикой.

В ней не может быть никаких заборов; она не мо­жет быть похожей на английский сад. В ней нет ничего викторианского, и ничто в ней не симметрично.

Люди боятся жизни, и боятся потому, что жизнь воз­можна, только когда ты способен быть диким — диким в любви, диким в песне, диким в танце. Именно это создает страх.

Отбрось страх жизни... Потому что ты можешь либо бояться, либо жить; это в твоих руках. Чего тебе боять­ся? Ты ничего не можешь потерять. Ты можешь выиг­рать все. Отбрось все страхи и прыгни тотально в жизнь. Тогда однажды смерть придет как желанный гость, не враг, и ты будешь наслаждаться смертью, более чем на­слаждался жизнью, потому что в смерти есть свои кра­соты. И смерть очень редка, потому что случается лишь изредка — жизнь происходит каждый день.

***

В вас есть много возможностей, один слой за дру­гим.

Первый слой — слой тела. Отождествляясь с телом, ты отождествляешься с временным, с мгновенным. Тог­да обязательно будет страх смерти.

Тело — это поток, как река, — постоянно текущий и меняющийся. В нем нет ничего от вечного. Каждое мгновение тело меняется. Фактически, тело в каждое мгновение умирает. Не через семьдесят лет внезапно ты умираешь; тело умирает каждый день. Смерть про­должается семьдесят лет; это процесс. Смерть — это не событие, это долгий процесс. Мало-помалу, мало-по­малу тело приходит к точке, в которой больше не мо­жет держаться вместе: оно распадается на составные части.

Если ты отождествлен с телом, конечно, будет по­стоянный страх того, что приближается смерть. Ты мо­жешь жить, но жить только в страхе. Что это за жизнь, если сам ее фундамент постоянно дрожит? Когда чело­век сидит на вулкане, и смерть возможна в любое мгно­вение? Когда одно известно точно — что приближается смерть — и неопределенно все остальное? Как человек может жить? Как он может праздновать? Как он может танцевать, петь и быть? Невозможно. Смерть этого не позволяет. Смерти слишком много, она слишком близка.

Затем есть второй слой внутри тебя: слой ума, который еще более временный и текущий, чем тело. Ум тоже постоянно распадается.

Ум — внутренняя часть тела, а тело — внешняя часть ума. Это не две вещи. «Тело и ум» — неправиль­ное выражение. Правильным выражением будет «тело-ум». Ты психосоматичен. Не «есть тело и есть ум». Тело — это грубый ум, а ум — это тонкое тело. Это стороны одной и той же монеты — внешняя сторона и внутренняя.

Таким образом, есть люди, которые отождествлены с телом. Это материалисты. Они не могут жить. Они от­чаянно пытаются, но не могут жить. Материалист толь­ко притворяется, что живет; он не может жить. Его жизнь не может быть очень глубокой; она может быть только поверхностной и плоской, потому что он пытает­ся жить посредством тела, которое постоянно умирает. Он живет в доме, который охвачен пламенем. Он пыта­ется отдыхать в доме, охваченном пламенем. Как ты можешь отдыхать? Как ты можешь любить?

У материалиста может быть только секс, он не мо­жет любить, потому что секс временный; в любви есть что-то от вечного. Он может заводить с людьми отры­вочные контакты, но не может быть в отношениях. Он постоянно бежит, потому что отождествлен с телом. Тело никогда не в покое, это постоянное движение. Самое большее, у него может быть секс — временная, мгновенная вещь; ничего более глубокого, ничего от души и ничего от внутреннего ядра. Существа остаются дале­ко; тела встречаются и смешиваются, потом снова отде­ляются. Материалист — самый идиотический человек, потому что он пытается жить смертью. Это глупость.

Другого типа человек идеалист — тот, кто отожде­ствлен с умом, с идеями, идеологиями и идеалами. Он живет в очень эфемерном мире, — который ничем не лучше того, в котором живет материалист. Конечно, это более удовлетворяет эго, потому что он может осуж­дать материалиста. Он говорит о Боге, он говорит о душе; он говорит о религии и великих вещах. Он гово­рит о другом мире — но все это просто разговоры. Он живет в уме: постоянно думая и размышляя, играя с идеями и словами. Он создает утопии ума — великие и прекрасные мечты — но он тоже тратит впустую свою возможность здесь и сейчас и всегда думает о чем-то другом.

Слово утопия красиво. Оно означает «то, что никог­да не приходит». Он думает о чем-то таком, что никогда не приходит и не может прийти. Он живет где-то в другом месте. Он существует здесь, а живет где-то еще. Он живет в дихотомии, в раздвоенности. Он существу­ет в огромном напряжении. Политики, революционеры, так называемые теологи и священники — все они жи­вут жизнью, отождествленной с умом, а настоящая жизнь остается за пределами тела и ума. Ты в теле, ты в уме, но ты ни то и не другое.

Тело — это твоя внешняя скорлупа, а ум — внутрен­няя.

Ты — за пределами того и другого.

Это прозрение — начало настоящей жизни.

Как начать осознавать это прозрение? Именно в этом и состо­ит вся медитация.

Начни свидетельствовать. Идя по улице, стань сви­детелем. Наблюдай, как тело идет: ты из глубочайшего внутреннего ядра просто наблюдаешь, свидетельствуешь и замечаешь. Внезапно у тебя появится чувство свобо­ды. Внезапно ты увидишь, что тело идет, а ты не идешь.

Иногда тело здорово, а иногда больно. Наблюдай, про­сто наблюдай, и внезапно у тебя появится ощущение совершенно другого качества бытия. Ты не тело. Тело больно, конечно, но ты не болен. Тело здорово, но это не имеет ничего общего с тобой.

Ты свидетель, наблюдатель на холмах... далеко за пределами. Конечно, ты привязан к телу, но не отожде­ствлен с телом, укоренен в теле, но всегда за его преде­лами, всегда трансцендентен.

Первая медитация — отделить себя от тела. И мало-помалу, когда ты станешь более и более острым в сво­ем наблюдении тела, начни замечать мысли, которые постоянно продолжаются у тебя в уме. Но сначала на­блюдай тело. Поскольку оно грубо, его замечать легче, и для этого не понадобится большой осознанности. Как только ты сонастраиваешься, начни наблюдать ум.

Все, что только можно наблюдать, отдельно от тебя. Все, что только можно свидетельствовать, не ты: ты сви­детельствующее сознание. Свидетельствуемое — это объект; ты — субъективность. Тело и ум остаются да­леко, когда ты становишься свидетелем. Внезапно ты есть — без тела и без ума... чистое сознание, лишь чистота, невинность, зеркало.

В этой невинности впервые ты узнаешь, кто ты та­кой. В этой чистоте впервые существование становит­ся жизнью. Впервые ты есть. До этого ты просто спишь, и тебе снятся сны; теперь ты есть.

И когда ты есть, смерти нет.

Тогда ты знаешь, что будешь свидетельствовать и свою смерть. Тот, кто стал способен свидетельствовать жизнь, стал способен и свидетельствовать смерть, пото­му что смерть — не конец жизни; это сама ее кульмина­ция. Это сам ее пик.

В смерти жизнь приходит к кульминации.

Поскольку ты боишься, ты упускаешь. Иначе смерть — величайший экстаз, величайший из всех возможных оргазм.

Ты знал небольшой оргазм секса. В сексе тоже про­исходит небольшая смерть. Некоторая жизненная энер­гия высвобождается из тела, и ты чувствуешь оргазмичность, освобождение от бремени и высвобождение. Про­сто подумай о смерти: высвобождается вся твоя энер­гия. Смерть — это величайший оргазм.

В сексуальном оргазме небольшая, крошечная часть энергии расслабляется. Даже тогда ты чувствуешь себя прекрасно. И тогда ты чувствуешь расслабление и глу­боко засыпаешь; все напряжения растворены. Ты ста­новишься гармонией. Думай о смерти как о высвобож­дении всей жизни, из каждой поры твоего тела вся жизнь высвобождается и возвращается к целому. Это величай­ший из всех возможных оргазм.

Да, смерть — это величайший оргазм, но люди про­должают упускать его из-за страха. То же самое проис­ходит с сексуальным оргазмом. Многие люди продолжают его упускать. Они не могут испытывать оргазма из-за страха. Они не могут двигаться в него тотально. Помни: те же самые люди, которые боятся смерти, боят­ся и секса.

Вы можете наблюдать это в Индии. Эта страна оста­валась боящейся секса, и эта страна очень боится смерти. Нигде нельзя найти больших трусов, нигде нельзя найти более трусливых людей. Что произошло? Те люди, кото­рые боятся смерти, боятся и секса, потому что в сексе происходит небольшая смерть. Те люди, которые боятся секса, слишком цепляются за жизнь. Они становятся ску­пыми. Скупые люди упускают сексуальный оргазм, а по­том — великий оргазм, осуществление всей жизни.

Однажды узнав смерть, ты примешь ее в полном праздновании. Ты будешь ее приветствовать. Это осу­ществление всей твоей жизни. Это цветение всего тво­его жизненного усилия. Путешествие заканчивается. Человек возвращается домой.

В смерти ты не умираешь.

Случается только то, что энергия, данная тебе через тело и ум, высвобождается и возвращается в мир. Ты возвращаешься домой.

Если ты действительно умираешь правильно, то ни­когда больше не родишься. Позвольте мне это вам объ­яснить. Если ты не умираешь правильно, то не достига­ешь тотального оргазма, которым является смерть, и рож­даешься снова, потому что упустил, и тебе нужна еще одна попытка.

Существование с тобой очень терпеливо. Оно про­должает давать тебе больше и больше возможностей. У него есть сострадание. Если ты упустил эту жизнь, су­ществование даст тебе другую. Если ты потерпел пора­жение на этот раз, тебя отправят обратно в мир, на другую сессию. Пока ты не осуществишь цели, ты бу­дешь отправлен обратно снова и снова. В этом смысл теории реинкарнации.

Христианский Бог немного скуп: он дает только одну жизнь. Это создает большое напряжение. Только одна жизнь? Нет времени даже на то, чтобы заблуждаться и сбиваться с дороги. Это создает очень глубокое внутреннее напряжение. На Востоке мы создали концеп­цию гораздо более сострадательного бога, который дает бесконечно. Ты упустил на этот раз? Попробуй еще! И в определенном смысле это очень разумно. Нет ника­кого личностного бога как такового, который дает вам жизнь. Фактически, это вы сами.

Вы никогда не замечали? Ночью ты засыпаешь. Про­сто наблюдай. Когда ты засыпаешь, начинаешь засыпать, просто наблюдай последнюю мысль, последнее желание и последний фрагмент своего ума. Затем утром, когда про­снешься, не открывай глаз, снова просто наблюдай. Этот последний фрагмент будет первым фрагментом утром.

Если ты думаешь о деньгах, когда засыпаешь, и точ­но та же мысль будет первой утром. Ты будешь снова думать о деньгах — потому что эта мысль осталась у тебя в уме и ждала, пока ты не вернешься к ней. Если ты думал о сексе, утром ты будешь думать о сексе. Что бы то ни было... Если ты думал о Боге и молился, и это было последнее ночью, первым, что ты найдешь утром, будет то, что в тебе возникает молитва.

Последняя мысль вечером будет первой мыслью ут­ром. Последняя мысль этой жизни будет первой мыс­лью другой жизни. Последняя мысль, когда ты умираешь в этот раз, будет первым семенем твоей следующей жизни.

Но когда умирает Будда, - человек, который достиг, про­сто умирает без мыслей. Он наслаждается оргазмом. Это так осуществляет, так тотально осуществляет, что нет необходимости возвращаться. Он исчезает в кос­мосе. Не нужно снова воплощаться в теле.

На Востоке мы наблюдаем, как люди переживают опыт смерти. То, как ты умираешь, отражает всю твою жизнь и то, как ты жил.

Если я смогу увидеть одну только твою смерть, то смогу написать всю твою биографию — потому что в этот момент вся жизнь становится конденсированной. Это мгновение — словно удар молнии, который освеща­ет в тебе все.

Скупой человек умрет со сжатыми кулаками — все еще держась и цепляясь, все еще пытаясь не умереть, все еще пытаясь не расслабиться. Любящий человек умрет с открытыми кулаками, делясь... делясь даже смертью, как делился жизнью. Ты можешь увидеть, что все написано у него на лице: прожил ли этот человек жизнь полностью бдительным и осознанным. Если было так, тогда на его лице будет сиять свет; вокруг его тела будет аура. Ты приближаешься к нему и чувствуешь молчание — не печаль, а молчание. Бывает даже так, что если человек умер блаженно и в тотальном оргазме, внезапно рядом с ним ты почувствуешь себя счастливым.

Это случилось со мной в детстве: святой человек в моей деревне умер. Я питал к нему определенную привя­занность. Он был священником в небольшом храме, очень бедным человеком. Когда я проходил мимо — а я проходил мимо, по крайней мере, дважды в день: школа была рядом с храмом, и по дороге туда, я проходил мимо, — он звал меня и всегда давал какой-нибудь фрукт или сладость.

Когда он умер, я был единственным ребенком, кото­рый пришел его проводить. Собрался весь город. Вне­запно — я сам не мог этому поверить — я стал смеять­ся! Там был мой отец; он попытался меня остановить, потому что почувствовал себя смущенным. Смерть не время для смеха. Он попытался меня заткнуть. Он гово­рил мне раз за разом: «Тише!»

Я никогда больше не чувствовал такого непреодоли­мого желания смеяться — ни до, ни после, смеяться так громко, словно случилось что-то великолепное. Я не мог этого сдерживать; я громко смеялся. Все на меня рассер­дились, и меня отправили домой. Мой отец мне сказал:

— Я больше никогда не возьму тебя ни в какую серьезную ситуацию! Из-за тебя я был очень смущен. Почему ты смеялся? Что было смешного? Что смешного в смерти? Все плакали и рыдали, а ты смеялся.

Я ему сказал:

— Что-то случилось... этот старик излучал какую-то энергию, и это было безмерно красиво. Он умер оргазмической смертью.

Я сказал ему не именно этими словами, но я ему сказал, что чувствовал, что это была очень счастливая смерть, очень блаженная смерть, и хотел участвовать в его смехе. Он смеялся, его энергия смеялась. Меня стали считать сумасшедшим. Как может человек умереть, смеясь? С тех пор я наблюдал много смертей, но никогда больше не видел смерти, подобной этой.

Когда ты умираешь, то высвобождаешь энергию, и с этой энергией — весь свой жизненный опыт. Кем бы ты ни был: печальным, счастливым, любящим, злым, стра­стным или сострадательным — эта энергия несет в себе вибрации всей твоей жизни. Каждый раз, когда умирает святой, просто быть рядом с ним — великий подарок; просто быть орошенным его энергией — вели­кое вдохновение. Ты будешь перемещен в совершенно другое измерение. Его энергия подхватит тебя, и ты почувствуешь себя опьяненным.

Смерть может быть полной осуществленностью, но это возможно, только если была прожита жизнь.

Ответы На вопросы

Наши рекомендации