Мистах[33] сделал что сделал, и Аллах ниспослал твое оправдание свыше семи небес».
От Катады, что он сказал:
قالت بنو إسرائيل يا رب أنت في السماء ونحن في الأرض فكيف لنا أن نعرف رضاك وغضبك قال إذا رضيت استعملت عنكم عليكم خياركم وإذا غضبت إستعلمت عليكم شراركم
"Сказали Бану Исраиль: "О Господь, Ты на небесах, а мы на земле, так как же нам узнать когда ты доволен, а когда гневаешься?". Всевышний Аллах ниспослал: "Когда Я доволен вами, я даю управлять вами лучшим из вас, а когда гневаюсь, то худшим"[34]
От Сабита аль-Бунани[35], что он сказал:
كان داود عليه السلام يطيل الصلاة، ثم يركع، ثم يرفع رأسه إلى السماء، ثم يقول: إليك رفعت رأسي يا عامر السماء، نظر العبيد إلى أربابها يا ساكن السماء".
«Дауд, да приветствует его Аллах, удлинял молитвы, затем делал поясной поклон, затем поднимал голову к небу и говорил: «К Тебе я поднял свою голову, о Живущий на Небесах, глядя как раб на своего Господина, о Живущий на небесах"
Передал ал-Лялякаи с достоверной цепочкой[36].
От Малика Ибн Динара передается:
كان يقول خذوا فيقرأ ثم يقول اسمعوا إلى قول الصادق من فوق عرشه
"Он говорил: «Слушайте» и читал Коран, говоря после этого: «Прислушайтесь же к слову Правдивого которое пришло с его Трона». Передал Абу Нуейм в книге «аль-Хилья» с достоверной цепочкой[37]
Сказал Ад-Даххак[38]:
في قوله تعالى ما يكون من نجوى ثلاثة إلا هو رابعهم قال هو على عرشه وعلمه معهم
Толкование слов Аллаха: "Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым". (аль-Муджадаля 7) - что Он на своём Троне, а его знание с ними». Это передали Ибн Абдуль-Барр и другие[39].
От Сулеймана ат-Тейми, что он сказал:
لو سئلت أين الله لقلت في السماء
"Если бы меня спросили: "Где Аллах?" Я бы ответил: "На небесах". Удостоверенный асар.[40]
От Шурейха Ибн Убейда[41] передается, что он говорил:
ارتفع إليك ثغاء التسبيح، وصعد إليك وقار التقديس، سبحانك ذا الجبروت، بيدك الملك، والملكوت، والمفاتيح، والمقادير
"К Тебе поднимаетсяголос восславления, и к Тебе восходит почтение Возвеличивания. Пречист Ты, о обладатель Мощи, в твоих Руках власть, и царство, и уделы людей"
Передал Абу аш-Шейх[42].
От Джарира Ибн аль-Хатафи[43] передается:
لما قصد عبد الملك ليمدحه قال: ما جاء بك يا جرير؟ فقال في أبيات أُخر:أتاكبِيَ الله الذي فوق عرشه ونور إسلام عليك دليل
"Когда он желал увидеть Абдуль-Малика Ибн Марвана, чтоб похвалить его, тот сказал ему: «Что привело тебя, о Джарир?», на что он отвечал: «Меня привел к тебе Аллах, который на своем Троне, и свет и Ислам призывают прийти к тебе»[44]
От Исмаила Ибн Абу Халида, от Абу Исы[45]:
أن ملكا لما استوى الرب على كرسيه سجد فلا يرفع رأسه حتى تقوم الساعة فيقول لم أعبدك حق عبادتك
«Поистине когда Аллах вознесся на Престол - ангел совершил земной поклон и не поднял своей головы, и не поднимет, пока не наступит Судный День. В Судный День он скажет: «Я не поклонялся Тебе должным образом».
Передали Ибн аль-Мубарак в книге «аз-Зухд» и Абу аш-Шейх в книге «аль-Азама»[46]
От Муджахида передается:
في قوله تعالى {وَقَرَّبْنَاهُ نَجِيّا} قال: بين السماء السابعة وبين العرش سبعون ألف حجاب، فما زال يقرب موسى عليه السلام حتى كان بينه وبينه حجاب[واحد]، فلما رأى مكانه وسمع صريف [القلم]قال: رب أرني أنظر إليك".
"Сказал Муджахид о словах Аллаха: "И мы подозвали его поближе тихим голосом". (Марьям 52) -"Между седьмым небом и Троном 70 тысяч покрывал. И Он приближал Мусу, да приветствует его Аллах, пока между ним и Аллахом осталось лишь одно покрывало.
И когда Муса увидел место Аллаха, и услышал скрип Пера, он сказал: «О Аллах, покажи себя, я посмотрю на Тебя»
Хадис привел аль-Бейхаки[47]
Рабиа[48] сказал:
الاستواء غير مجهول، والكيف غير معقول، ومن الله الرسالة، وعلى الرسول البلاغ وعلينا التصديق
«Возвышение известно, а "как?" - неосмыслимо. Послание от Аллаха, доведение до людей дело Посланника, а наше дело уверовать»[49]
И Ибн Мухайсын[50] читал 22-й аят суры "Аз-Зарият" как:
{وَفِي السَّمَاءِ رَازِقُكُم}
"И на небесах - Ниспосылающий Вам пропитание.."[51]
Хаммад Ибн Зейд сказал:
ذكر الْمُعْتَزلَة وَقَالَ إِنَّمَا مدَار الْقَوْم على أَن يَقُولُوا لَيْسَ فِي السَّمَاء شَيْء
«Я слышал Аюб ас-Сахтияни упоминал мутазилитов и говорил: «Эти люди ходят вокруг того, чтобы сказать: "Нет над небесами никого"
Это передал ат-Табарани в «ас-Сунна».[52]
Аль-Аузаи сказал:
كنا نحن والتابعون متوافرون نقول : إن الله تعالى فوق العرش ونؤمن بما وردت به السنة من صفاته
«Мы и все табиины были единогласны, говоря: «Поистине Всевышний Аллах над Троном, и мы верим в то что пришло в Сунне из Его атрибутов».
Передал аль-Байхаки[53]
Имам Муваффаку Ддин Ибн Кудама сказал:
بلغني عن أبي حنيفة أنه قال: "من أنكر أن الله في السماء فقد كفر
«Ко мне дошло от Абу Ханифы, что он сказал: «Кто отрицает, что Аллах на небе, тот является кафиром»[54]
Имам Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
الله في السماء وعلمه في كل مكان
«Аллах на небе, а его знание повсюду».
Передал Абдуллах Ибн Ахмад в книге «ар-Радду Аля ль-Джахмия»[55]
Так же имам Малик сказал:
الإستواء منه غير مجهول والكيف غير معقول والإيمان به واجب والسؤال عنه بدعة
«Возвышение (استواء)) известно (смысл известен), а как – неосмыслимо, вера в это является обязательным, а спрашивать про "как?" является нововведением».
Достоверно передано от Малика. Передали его аль-Байхаки и другие[56]
От Мукатиля Ибн Хаяна:
في قوله تعالى {مَا يَكُونُ مِن نَّجْوَى ثَلاثَةٍ إِلاَّ هُوَ رَابِعُهُمْ}2 قال:"هو على عرشه وعلمه معهم"
Сказал он в тафсире слов Аллаха: "Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым". (аль-Муджадаля 7) - "Он сам на своем Троне, а его знание с ними».
Это передал Абдуллах сын имама Ахмада Ибн Ханбаля[57]
Сулейман Ибн Харб сказал: «Я слышал как Хаммад Ибн Зейд[58] сказал:
وإنما يحاولون أن يقولوا: ليس في السماء إله
«Поистине, джахмиты вертятся вокруг того, чтобы сказать: "Нет над небесами бога"».
Передал Ибн Аби Хатим от Абу Хатима ар-Рази от Сулеймана[59]
Али Ибн аль-Хасан Ибн Шакик сказал:
قلت لعبد الله بن المبارك كيف نعرف ربنا على السماء السابعة على عرشه، ولا نقول كما تقول الجهمية إنه ها هنا في الأرض
«Я спросил Ибн Аль-Мубарака: «Как мы должны узнать своего господа?». Он ответил: «На седьмом небе на своем Троне. И мы не говорим как говорят джахмиты, что он тут на земле».
Передал Абдулла Ибн Ахмад от Ахмада Ибн Ибрахима ад-Давраки от Али[60]
Так же Абдулла передал от Ибн аль-Мубарака, что мужчина сказал ему: «О Абу Абдурахман, я боюсь Аллаха, ведь может, я слишком много делают дуа против джахмитов!».
Абдуллах Ибн аль-Мубарак сказал:
لا تخف فإنهم يزعمون ان الهك الذي في السماء ليس بشيء
"Не бойся! Ведь они утверждают, что твой Господь, который над небесами – ничто!"[61]
Сказал Джарир Ибн Абдуль Хамид:
كلامُ الجهميَّةِ أَوَّلهُ عَسَلٌ وآخِرُهُ سُمٌّ، وإنَّما يحاولونَ أنْ يقولوا: ليسَ في السَّمَاءِ إله
"Начало слов джахмитов сладкое, а конец – яд. И они лишь пытаются сказать, что нет над небесами Господа"
Передал Ибн Аби Хатим[62]
Абдульазиз Ибн аль-Мугира сказал:
حدثنا حماد بن سلمة بحديث "ينزل الله إلى السماء الدنيا" فقال: "من رأيتموه ينكر هذا فاتهموه على الدين"
«Передал нам Хаммад Ибн Саляма[63] хадис: «Аллах спускается на небеса этого мира» и сказал: «Кто из вас увидит отрицающего это, то пусть обвиняет его в куфре».
Передал Абу Ахмад аль-Ассаль[64]
И также, известна история с Абу Юсуфом, когда он требовал покаяние Бишра аль-Мариси, когда тот отрицал, что Аллах над своим Троном.
Ее передал Ибн Аби Хатим, и другие[65]
Мухаммад Ибн аль-Хасан сказал о хадисе, где пришло «Аллах спускается на небо этого мира», а так же и других подобных, следующее:
إِنَّ هَذِهِ الْأَحَادِيثَ قَدْ رَوَتْهَا الثِّقَاتُ، فَنَحْنُ نَرْوِيهَا وَنُؤْمِنُ بِهَا وَلَا نُفَسِّرُهَا
«Эти хадисы переданы доверенными людьми и мы передаем их, верим в них и не толкуем их».
Эти слова упомянул ал-Лялякаи, и другие[66]
Аль-Валид Ибн Муслим сказал:
سَأَلْتُ سُفْيَانَ، وَالْأَوْزَاعِيَّ، وَمَالِكَ بْنَ أَنَسٍ، وَاللَّيْثَ بْنَ سَعْدٍ، عَنْ هَذِهِ الْأَحَادِيثِ،؟ فَقَالُوا: «نُمِرُّهَا كَمَا جَاءَتْ»
«Я спросил аль-Аузаи, Малик Ибн Анаса, Суфьяна ас-Саури, Лейса Ибн Сада об этих хадисах, в которых Сыфаты, и все они сказали: «Оставляйте их как они пришли без вопроса как»[67]
Абдурахман ибн Махди сказал:
إن الجهمية أرادوا أن ينفوا أن يكون الله كلم موسى وأن يكون على العرش أرى أن يستتابوا فإن تابوا وإلا ضربت أعناقهم
«Поистине джахмиты хотели отрицать что Аллах говорил с Мусой, и что Аллах на Троне. Я считаю, что их нужно призвать к покаянию, если же они откажутся, то отрубить им головы».
Это достоверная передача от имам Ибн Махди[68], о котором Али Ибн аль-Мадини сказал: «Если бы я поклялся между рукном и местом Ибрахима, то я бы поклялся, что не видел более знающего чем он».
Абу Муаз аль-Бульхи сказал:
إن الله في السماء على العرش كما وصف نفسه
«Аллах на небе, на своем Троне, как он себя описал».
Передал Ибн Аби Хатим[69]
Хидба Ибн Халид сказал:
سمعت سلام بن أبي مطيع يقول ويلكم ما تنكرون هذا الأمر والله ما في الحديث شيء إلا وفي القرآن ما هو أثبت منه يقول الله تعالى إن الله سميع بصير ويحذركم الله نفسه تعلم ما في نفسي ولا أعلم ما في نفسك ثم استوى على العرش والسموات مطويات بيمينه ما منعك أن تسجد لما خلقت بيدي وكلم الله موسى تكليما إنني أنا الله قال فما زال في ذا من العصر إلى المغرب
«Я слышал как Салям Ибн Абу Муты' говорил: «Горе вам, что вы отрицаете из этого? Клянусь Аллахом, нет ничего в этих хадисах, кроме как в Коране этому есть еще более утвержденное! Всевышний Аллах говорит: "Аллах Слышащий, Видящий". (аль-Муждадаля 1), и говорит: "Аллах предостерегает вас от Самого Себя", (Аль Имран 28), и говорит: "Вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей" (аз-Зумар 67), и говорит: "Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими Руками?" (Сад 75) Так же Он сказал: "Аллах вел беседу с Мусой", (ан-Нисаъ 164), так же Он сказал: "А затем Он утвердился на Троне" (аль-Аъраф 54)" И Салям не переставал повторять это (увещевая их) пока не наступил магриб».
Это передал Ибн Аби Хатим от Абу Зур'ы от Худбы[70]
Язид Ибн Харун сказал:
من زعم أن الرحمن على العرش استوى على خلاف ما تقرر في قلوب العامة فهو جهمي
«Кто заявляет, что Милостивый на Троне не так, как это понято в сердцах простолюдинов, то этот человек джахмит!»
Это передал Абдуллах Ибн Ахмад в книге «ас-Сунна»[71]
Так же сказал и Абдуллах Ибн Масламата аль-Ка'набий, шейх аль-Бухари и Муслима.
Баян Ибн Ахмад сказал:
كُنَّا عِنْدَ الْقَعْنَبِيِّ فَسَمِعَ رَجُلًا مِنَ الْجَهْمِيَّةِ يَقُولُ: {الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى} [طه: 5] اسْتَوْلَى. فَقَالَ الْقَعْنَبِيُّ: مَنْ لَا يُوقِنُ أَنَّ الرَّحْمَنَ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى كَمَا تَقَرَّرَ فِي قُلُوبِ الْعَامَّةِ فَهُوَ جَهْمِيٌّ
«Мы были у аль-Ка'набий и он услышал джахмита, который говорил: «Аллах истава над Троном - значит "овладел" (иставля)». И тогда аль-Ка'набий сказал: «Кто не верит в то, что Милостивый утвердился (возвысился) на Троне таким же образом, как в это верят простые люди, тот джахмит».
Это передал Абдуль-Азиз аль-Кухайты[72]
Саид Ибн Амир аз-Зибъий, имам людей Басры, сказал:
هم شَرٌّ قولاً من اليهود والنصارى، اجتمع أهل الأديان مع المسلمين أن الله على العرش، وقالوا هم: ليس على العرش شيء
«Слова джахмитов хуже иудеев и христиан. Приверженцы всех религий согласны с мусульманами, что Аллах на Троне, а джахмиты сказали: «На Троне нет ничего».
Передал Ибн Аби Хатим[73]
Сказал имам Аббад Ибн аль-Аввам[74]:
كَلَّمْتُ بِشْرًا الْمَرِيسِيَّ وَأَصْحَابَهُ فَرَأَيْتُ آخِرَ كَلَامِهِمْ يَقُولُونَ : لَيْسَ فِي السَّمَاءِ شَيْءٌ، أَرَى وَاللَّهِ أَنْ لَا ينَُاكَحُوا وَلَا يوَُارَثُوا
"Я говорил с Бишром аль-Мариси и его учениками, и увидел, что конец их слов – то, что они говорят, что нет никого над небесами. Я считаю, что с ними нельзя заключать брак и давать им наследство, клянусь Аллахом!"
Это передали аль-Бухари в книге «Хальк афъаль аль-ибад» и Ибн Аби Хатим в «Опровержении джахмитам»[75]
И от аль-Асмаи, что он сказал:
قَدِمَتْ امْرَأَةُ جَهْمٍ فَقَالَ رَجُلٌ عِنْدَهَا: اللَّهُ عَلَى عَرْشِهِ. فَقَالَتْ: مَحْدُودٌ عَلَى مَحْدُودٍ فَقَالَ الْأَصْمَعِيُّ: هي كافرة بهذه المقالة
"Приехала жена Джахма, и один человек говорил с ней и сказал: "Аллах на своем Троне". И она сказала: "Из этого вытекает, что Он ограниченный и на ограниченном".
Сказал аль-Асмаи: "Она стала кафиркой по причине этих своих слов"[76]
Мухаммад Ибн Мус'аб аль-Абид[77] сказал:
من زعم أنك لا تتكلم ولا ترى في الآخرة، فهو كافر بوجهك ولا يعرفك، أشهد أنك فوق العرش فوق سبع سماوات، وليس كما يقول أعداؤك الزنادقة
"Кто утверждает, что Ты не говоришь, и не будешь виден в Будущей Жизни – тот кафир в Твой Лик, и не познал Тебя. Я свидетельствую, что Ты над Троном, над семью небесами, а не как говорят твои враги зиндыки!"[78]
Хаджиб ат-Туси сказал:
حَدثنَا مُحَمَّد بن حَمَّاد قَالَ سَمِعت وهب بن جرير يَقُول إيَّاكُمْ ورأي جهم فَإِنَّهُم يحاولون أَنه لَيْسَ شَيْء فِي السَّمَاء وَمَا هُوَ إِلَّا من وَحي إِبْلِيس مَا هُوَ إِلَّا الْكفْر
«Сказал нам Мухаммад Ибн Хаммад: «Я слышал как Вахб Ибн Джарир говорил: «Остерегайтесь мнения джахмитов! Поистине они пытаются сказать, что нет на небе Бога! И это ничто иное как откровение Иблиса, и это ничто иное как неверие!»[79]
Имам аш-Шафии сказал:
القول في السنة التي أنا عليها، رأيت أهل الحديث عليها، الذين رأيتهم، مثل سفيان، ومالك، وغيرهما: الإقرار بشهادة أن لا إله إلا الله وأن محمداً رسول الله -وذكر أشياء- ثم قال: "وأن الله على عرشه في سمائه، يقرب من خلقه كيف شاء، وينزل إلى سماء الدنيا كيف شاء"
«Слово касательно акыды, которой я придерживаюсь, и на которой я видел ученых из людей хадиса, которых я повстречал, таких как Суфьян, Малик и другие: признание свидетельства, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад Посланник Аллаха» - далее он упомянул некоторые вещи и сказал - "и признание того, что Аллах на своем Троне на своем небе, приближается к своим творениям как Ему угодно, и спускается на нижнее небо мира как захочет».
Это передали шейх уль Ислам аль-Хаккари, и хафиз Абдуль-Гани аль-Макдиси и другие[80]
Ар-Раби' сказал:
سمعت الشافعي، وقد روى حديثا صحيحا، فقال له رجل: أتأخذ بهذا يا أبا عبد الله؟. فقال: إذا رويت حديثا عن رسول الله صلى الله عليه وسلم فلم أخذ به، فأشهدكم أن عقلي قد ذهب
«Я слышал как аш-Шафии передал хадис, и человек спросил его: «Ты берешь этот хадис о Абу Абдулла?». Аш-Шафии ответил: «Когда ты привел достоверный хадис от Посланника Аллаха, а я его не принял, то будь свидетелем, что я потерял свой разум».
Ибн Аби Хатим сказал:
لله أسماء وصفات لا يسع أحدا قامت عليه الحجة ردها، فإن خالف بعد ثبوت الحجة عليه3 فهو كافر، فأما قبل ثبوت الحجة عليه فمعذور بالجهل، لأن علم ذلك لا يدرك بالعقل، ولا بالروية والفكر لتشبيه، كما نفى عن نفسه، قال {لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ}
«Я слышал как Юнус сказал: «Я слышал как аш-Шафии сказал: «У Аллаха есть Имена и Атрибуты. И не оправдывается никто, до кого дошёл довод, в отвержении их. Если он будет противоречить после того, как был установлен довод, то он неверный. А до того как будет установлен довод - он оправдывается своим невежеством. Потому что это не познается разумом и размышлением. Мы утверждаем эти атрибуты и отрицаем уподобление так, как это сделал Аллах в аяте: "Нет никого подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий". (аш-Шура 11) »[81]
Сказал Али Ибн Асым, шейх имама аль-Бухари[82]:
احذر من المريسي وأصحابه فإن كلامهم أبوجاد الزندقة وأنا كلمت أستاذهم جهما فلم يثبت أن في السماء إلها
"Остерегайся аль-Мариси и его сподвижников! Воистину, их слова - вошло в них зиндычество, и я говорил с их устазом Джахмом, и он не верит в то, что на небесах есть Господь!"[83]
В собрания Асима приходило 120 тысяч учеников. Яхья Ибн Маин сказал: «Он господин мусульман»
Аль-Аббас ад-Даури сказал:
سمعت أبا عبيد القاسم بن سلام وذكر الباب الذي يروى في الرؤية والكرسي وموضع القدمين، وضحك ربنا من قنوط عباده، وقرب غيره، وأين كان ربنا قبل أن يخلق السماء وأن جهنم لا تمتلئ حتى يضع ربك عز وجل قدمه فيها فتقول: قط قط، وأشباه هذه الأحاديث فقال: هذه الأحاديث صحاح حملها أصحاب الحديث والفقهاء بعضهم على بعض، وهي عندنا حق لا نشك فيها، ولكن إذا قيل: كيف وضع قدمه؟ وكيف ضحك؟ قلنا: لا يُفَسَّر هذا ولا سمعنا أحدًا يفسره
«Я слышал как Абу Убейда аль-Касима Ибн Салама, спросили про хадисы, в которых говорится о видении Аллаха, и что аль-Курси - место двух стоп Аллаха, и о Смехе нашего Господа, и о том где был наш господь, до того, как Он сотворил небеса, и о том, что Ад не насытится, пока Господь не поставит на него свою Ногу, и тогда Ад скажет: "Достаточно, достаточно!", и подобные хадисы, и он ответил: «Это - достоверные хадисы, переданные мухаддисами и факихами от одного к другому. Мы принимаем их как истину, не сомневаемся в них. Но когда нам говорят "Как Он поставит Ногу"? "Как Он смеется?" – мы отвечаем: «Мы не комментируем это, и мы не слышали, чтоб кто то комментировал».
Это передал ад-Даракутни от Мухаммада Ибн Мухалляда от аль-Аббаса[84]
Исхак Ибн Рахавейхи сказал:
إن يحب اللَّه الإنصاف ، أَبُو عُبَيْد أعلم مني ، ومن الشافعي ، ومن أَحْمَد
"Истинно, Аллах любит справедливость. Абу Убейд аль-Косим Ибн Салям более знающий чем я, и чем аш Шафии, и чем Ахмад Ибн Ханбаль"[85]
Ибн Батта сказал:
حدثنا ابن مخلد، حدثنا الرمادي، سمعت نعيم بن حماد في قوله {وَهُوَ مَعَكُم}: "أنه لا يخفى عليه خافية بعلمه، ألا ترى قوله {مَا يَكُونُ مِن نَّجْوَى ثَلاَثَةٍ إِلاَّ هُوَ رَابِعُهُمْ} الآية، أراد: أنه لا يخفى عليه خافية
«Нам рассказал Ибн Мухаллад: «Нам рассказал ар-Рамадий: «Я спросил Нуейма Ибн Хаммада от словах Аллаха: "Он с вами, где бы вы не были" (аль-Хадид 4), и Нуейм сказал: «Это значит, что ничего от него не скрыто его знанием. Разве ты не слышал слова Аллаха: "Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым". (аль-Муджадаля 7). Он имел ввиду, что ничто не скрыто от Него»[86]
Так же Нуейм Ибн Хаммад сказал:
من شبه الله بشيء من خلقه فقد كفر، ومن أنكر ما وصف الله به نفسه فقد كفر، وليس ما وصف الله به نفسه ولا رسوله تشبيها
«Кто уподобит Аллаха творению, тот стал кафиром. Кто отрицает то, чем Аллах описал себя, тот стал кафиром. И не является то, чем Аллах описал сам себя, и чем Его описал Его Посланник уподоблением»[87]
Это достоверная передача от Нуейма, учителя аль-Бухари, о котором Ахмад Ибн Ханбаль сказал:
هو ركن من أركان سنة النبي
«Он столп из столпов Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
Это упомянул аль-Хафиз ас-Сулеймани.
Салих Ибн аз-Дарис сказал:
جعل عبد الله بن أبي جعفر الرازي يضرب قرابة له بالنعل على رأسه، يرمى برأي جهم ويقول: "لا حتى تقول {الرَّحْمَنُ عَلَى العرش بائن من خلقه
«Абдулла Ибн Абу Джа'фар бил одного своего родственника, который обвинялся в джахмитских убеждениях, ботинком по голове, говорил: «Я не прекращу, пока ты не скажешь: «Милостивый на Троне, отделен от творений».
Это передал Ибн Аби Хатим в книге «ар-Радду аля ль-Джахмия»[88]
Так же передано от ас-Сулями, что он сказал:
حبس هشام بن عبيد الله رجلا في التجهم فتاب فجئ به إلى هشام ليمتحنه فقال الحمد لله على التوبة أتشهد أن الله تعالى على عرشه بائن من خلقه فقال أشهد أن الله على عرشه ولا أدري ما بائن من خلقه فقال ردوه إلى الحبس فإنه لم يتب
«Хишам Ибн Убейдуллах ар-Рази посадил человека в тюрьму за его джахмитские взгляды, а затем он покаялся, и его привели к Хишаму Ибн Убейдулле, чтоб проверить. Хишам сказал ему: «Хвала Аллаху, что ты покаялся. Свидетельствуешь ли ты, что Аллах на своем Троне, отделен от своих творений?». Тот ответил: «Я свидетельствую что Аллах над Троном, но я не знаю, что значит "отделен от творений"». Тогда Хишам сказал: «Верните его в тюрьму, поистине он еще не покаялся».[89]
Хишам Ибн Убайдуллах ар-Рази является имамом фикха в ханафитском мазхабе.
Сказал Абу Ма'мар аль-Кутайи[90]:
آخِرُ كَلَامِ الجَهْمِيِّ أَنَّهُ لَيْسَ فِي السَّمَاءِ إِلَه .
"В конце слова джахмитов подходят к тому, что нет над небесами Господа"
Передал Ибн Аби Хатим[91]
Бишр аль-Хафий[92] сказал:
نؤمن بأن الله على عرشه استوى كما شاء، وأنه عالم بكل مكان
«Мы верим в то, что Аллах на своем Троне, вознесся как Он захотел, и что его знания повсюду».
Передали Ибн Батта и другие
Харб Ибн Исмаиль аль-Кирмани сказал:
سألتُ إسحاق بن إبراهيم قلت: قول الله تبارك وتعالى: {مِن نَّجْوَى ثَلَاثَةٍ إِلَّا هُوَ رَابِعُهُمْ وَلَا خَمْسَةٍ إِلَّا هُوَ سَادِسُهُمْ} كيف تقول فيه؟ قال: حيث ما كنت هو أقرب إليك من حبل الوريد، وهو بائن من خلقه. قلت لإسحاق: العرش بحد؟ قال: نعم بحد، وذكر عن ابن المبارك قال: هو على عرشه بئن من خلقه بحد
«Я спросил Исхака Ибн Рахавейхи о словах Аллаха: "Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым". (Сура аль-Муджадаля 7) - что ты говоришь об этом аяте?». Исхак ответил: «Где бы ты ни был, он ближе к тебе чем твоя сонная артерия,и Он отделен от творений». Я сказал Исхаку: "Он над своим Троном с границей?" Исхак сказал: "Да,с границей", и затем привел от Абдуллаха Ибну ль-Мубарака что он сказал: "Он на своем Троне, отделен от творений, с границей", а затем сказал Исхак: «И доводом на это являются слова Аллаха: "Милостивый вознесся на Трон" (Та-Ха 5)».
Это привел аль-Халляль в своей книге «ас-Сунна» от Харба[93]
Юсуф Ибн Муса, не тот который аль-Каттан, сказал:
قيل لأبي عبد الله الله فوق السماء السابعة على عرشه بائن من خلقه وقدرته وعلمه بكل مكان قال نعم
«Было сказано Абу Абдулле Ахмаду Ибн Ханбалю: «Аллах над седьмым небом, на своем Троне, отделен от своих творений и его знания и мощь повсюду», он сказал: «Да».
Это передал Аль-Халляль от Юсуфа[94]
Ахмад Ибн Саляма сказал:
سمعت إسحاق بن راهويه يقول: جمعني وهذا المبتدع -يعني إبراهيم بن أبي صالح مجلس الأمير عبد الله ابن طاهر، فسألني الأمير عن أخبار النزول فسردتها.قال ابن أبي صالح: كفرت برب ينزل من سماء إلى سماء. فقال: آمنت برب يفعل ما يشاء"
«Я слышал как Исхак Ибн Рахавейхи говорил: «Меня и этого нововведенца – Ибрахима Ибн Абу Салиха – собрало собрание амира Абдуллаха Ибн Тахира. И амир спросил меня о передачах о нисхождении (Аллаха) и я их перечислил. Тогда Ибн Абу Салих сказал: «Я не верую в Господа, который спускается с неба на небо». Тогда я сказал: «Я уверовал в Господа, который делает всё, что пожелает».
Это привели аль-Байхаки и другие[95]
Сказал Абдульваххаб Ибн Абдуль-Хакам аль-Варрак, учитель Абу Дауда, и других[96], после того как привёл хадис Ибн Аббаса: «Поистине между небесами до его аль-Курсий семьдесят тысяч покрывал из света, а Он - над всем этим, Свят Он и Всевышен»[97]:
من زعم أن الله هاهنا فهو جهمي خبيث، إن الله فوق العرش، وعلمه محيط بالدنيا والآخرة
«Кто считает, что Аллах здесь (на земле) тот грязный джахмит. Поистине Аллах на своем Троне, а его знания охватывают эту жизнь и будущую»[98]
Абдурахман Ибн Аби Хатим сказал:
سَأَلْتُ أَبِي وَأَبَا زُرْعَةَ عَنْ مَذَاهِبِ أَهْلِ السُّنَّةِ فِي أُصُولِ الدِّينِ , وَمَا أَدْرَكَا عَلَيْهِ الْعُلَمَاءَ فِي جَمِيعِ الْأَمْصَارِ , وَمَا يَعْتَقِدَانِ مِنْ ذَلِكَ , فَقَالَا: » أَدْرَكْنَا الْعُلَمَاءَ فِي جَمِيعِ الْأَمْصَارِ حِجَازًا وَعِرَاقًا وَشَامًا وَيَمَنًا فَكَانَ مِنْ مَذْهَبِهِمُ أَنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ عَلَى عَرْشِهِ بَائِنٌ مِنْ خَلْقِهِ كَمَا وَصَفَ نَفْسَهُ فِي كِتَابِهِ , وَعَلَى لِسَانِ رَسُولِهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِلَا كَيْفٍ , أَحَاطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْمًا
«Я спросил своего отца, и Абу Зур’а ар-Рази, да будет доволен ими Аллах, об убеждениях ахли-Сунна в основах религии, и о том, на чем они застали ученых во всех странах – Хиджазе, Ираке, Мисре, Шаме, и Йемене, и были их убеждения следующими: " То, что Аллах над Троном, отдельно от своих творений, как Он описал сам себя в своей Книге и на языке своего Посланника, без вопроса «как?». Охватил Он все своим Знанием"[99]
И Абу Зур'а и Абу Хатим в одном статусе с имамом аль-Бухари в хифзе и в мастерстве.
Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, сказал в разделе «ар-Радду аля ль-Джахмия», в конце своего "Сахиха":
باب ( وَكَانَ عَرْشُهُ عَلَى الْمَاءِ )
"Раздел о словах Всевышнего Аллаха: "Его Трон находился на воде". (Худ 7)
Затем привел:
قَالَ أَبُو الْعَالِيَةِ ( اسْتَوَى إِلَى السَّمَاءِ ) ارْتَفَعَ وَقَالَ مُجَاهِدٌ ( اسْتَوَى ) عَلاَ عَلَى الْعَرْشِ وَكَانَتْ زينب زوج النبي تَقُولُ زوجني اللَّهُ من وفق سبع سموات
«Абу ль-Алия сказал: «Истава на небо" - значит "возвысился". Муджахид сказал: Истава значит «Возвысился на Троне». Зайнаб, жена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказала: «Аллах выдал меня замуж свыше семи небес».[100]
И имам аль-Бухари создал в этом разделе подразделы в соответствии с тем, что отрицают джахмиты, и перечислил большинство этих хадисов и Сыфатов[101]
Мудрый имам, Усман Ибн Саид ад-Дарими, сказал
اتفقت الكلمة من المسلمين، أن الله بكماله فوق عرشه، فوق سمواته
«Поистине слово мусульман сошлось на том, что Аллах на Троне, над его небесами»[102]
В другом месте он сказал:
قال أهل السنة: إن الله بكماله فوق عرشه، يعلم ويسمع من فوق العرش، لا يخفى عليه خافية من خلقه، ولا يحجبهم عنه شيء
«Ахлю сунна сказали: «Поистине Аллах в своём совершеннстве находится на Троне. Он знает и слышит сверху Трона. Ничто не скроется от него из его творений и ничто не встанет преградой между ними»[103]
Харб Ибн Исмаиль аль-Кирмани сказал:
الجهمية أعداء الله وهم الذين يزعمون أن القرآن مخلوق وأن الله لم يكلم موسى ولا يرى في الآخرة ولا يعرف لله مكان وليس على عرش ولا كرسي وهم كفار فاحذروهم
«Джахмиты – враги Аллаха. Они утверждают, что Коран сотворен, и что Аллах не говорил с Мусой, и не будет виден в Судный День, и что не известно для Него место, и что Он не над Троном, и не над Престолом. И они – кафиры, остерегайтесь же их!». Это передал Ибн Аби Хатим в своей книге[104]