Значение сердца в наступающую эпоху 5 страница
Это периодическое проявление из Непроявленного Хаоса проявленных Вселенных и последующего исчезновения их в том Неведомом Вместилище, из которого они изошли, в восточной философии называется дыханием Брахмы. Космос – живой организм, он дышит. Его дыхание есть жизненный принцип, дающий жизнь всему сущему. Ритм его вдыхания и выдыхания создает Дни и Ночи Брахмы, или исчезновение отживших Вселенных и появление новых.
Е.П.Блаватская в Тайной Доктрине приводит выдержки из Вишну Пураны, касающиеся трактуемого вопроса, с которыми небезынтересно познакомиться.
«В конце Тысячи Периодов Четырех Веков, составляющих День Брахмы, Земля почти истощена. Вечный Вишну принимает тогда аспект Рудры, Разрушителя (Шивы), и объединяет все свои творения с собою. Он вступает в семь Лучей Солнца и выпивает все Воды Планеты; испаряя всю влагу, он иссушает таким образом Землю. Океаны и реки, потоки и малые ручьи – все испаряется. Насыщенные этой изобильною влагою, Семь Солнечных Лучей, в силу расширения, становятся Семью Солнцами и в конце концов воспламеняют весь Мир. Хари, Разрушитель всего сущего, который есть Пламень Времени, Калагни, сжигает наконец Землю. Тогда Рудра, становясь Джанарданой, вдыхает облака и дождь» (4: 3).
«Когда наступает Маха-Пралайя, обители Свар-Локи, Верхней Сферы, встревоженные воспламенением, ищут убежища у „Питри, своих Прародителей, у Ману, Семи Ришей, у различных степеней Небесных Духов и Богов в Махар-Локе“. Когда последнее место тоже захватывается пламенем, то все вышеупомянутые Существа, в свою очередь, переселяются из Махар-Локи в Джняна-Локу в своих тончайших формах, предназначенных к воплощению с теми же свойствами, как их прежние, при наступлении обновления мира в начале следующей Кальпы» (Вайю Пурана).
"Тучи, мощные и грозные, рождают громы и наполняют все Пространство.
Низвергая потоки вод, тучи эти тушат ужасные огни… и потоки эти льются на протяжении Ста (божественных) Лет и затопляют весь Мир (солнечную систему). Проливаясь каплями величиною с игральную кость, эти ливни покрывают Землю и наполняют Срединную область, и затопляют Небеса. Отныне Мир окутан мраком; и когда все одушевленное и неодушевленное погибло, тучи продолжают низвергать свои Воды… и Ночь Брахмы верховно воцаряется над пространством опустошения" (Вишну Пурана, 4: 3).
Это то, что мы называем в Эзотерической Доктрине Солнечной Пралайей.
Когда Воды достигают области Семи Риши и Мир, наша солнечная система, становится одним Океаном, они останавливаются. Дыхание Вишну становится мощным Вихрем, дующим еще Сто Божественных Лет, пока не разгонятся все тучи. Тогда Вихрь вновь поглощается; и ТО, "из чего все сотворено, Господь, которым все существует. Он, Непостижимый и Безначальный, Начало Вселенной, отдыхает во сне на Шеша (Змий Вечности) среди Бездны. "…" Когда Вселенский Дух пробуждается.
Вселенная возрождается; когда Он смыкает очи, все падает на ложе мистического сна. Так же, как тысяча Великих Веков составляют один День Брахмы, так и Ночь Его заключает такой же период… Пробуждаясь в конце Ночи, Нерожденный… вновь созидает Вселенную" (там же)".
Вышеприведенные выдержки из Тайной Доктрины говорят о наступлении Пралайи нашей солнечной системы. Хотя там же имеется описание наступления Великой, или МахаПралайи, то есть перехода всего Космоса в состояние растворения, но это описание изобилует символами, аллегориями и многими непонятными названиями, которые рядовому читателю будут малодоступны, поэтому это описание не приводится. Ниже приводится отрывок в том же популярном изложении.
"Вамадэва Моделиар описывает грядущую Ночь очень поэтично. Хотя это приведено в Разоблаченной Исиде но оно заслуживает повторения:
"Странные шумы несутся со всех сторон… Это предвестники Ночи Брахмы; сумерки подымаются на горизонте, и Солнце заходит за тридцатый градус Макара (десятый знак Зодиака) и уже более не достигнет знака Мина (знак Рыб в Зодиаке). Гуру в пагодах, назначенные следить за Рашичакрамом (Зодиаком), могут теперь разбить свой астрономический круг и инструменты, ибо отныне они бесполезны.
Постепенно свет угасает, тепло уменьшается, необитаемые места умножаются на Земле, воздух становится все более и более разряженным, источники вод иссякают, мощные реки видят иссыхание волн своих, океан обнажает свое песчаное дно и растения умирают. Люди и животные уменьшаются в росте ежедневно. Жизнь и движение теряют свою силу; планеты едва движутся в пространстве; они угасают одна за другой, подобно лампе, которую рука Чокры (слуги) забыла наполнить. Сурья (Солнце) мерцает и потухает; материя идет к Растворению (Пралайе), и Брахма вновь погружается в Dyaus, Непроявленного Бога, и, исполнив свою задачу, засыпает. Прошел еще один День, наступила Ночь – и она будет длиться до следующей Зари.
И вот он снова входит в Золотое Яйцо Его Мысли, зародыш всего, что существует, как говорит нам Божественный Ману. Во время его мирного покоя одушевленные существа, одаренные началами действия, прекращают свои функции, и всякое чувство (Манас) засыпает. Когда все они поглощены Высшею Душою, эта Душа всех существ спит в полном покое до дня, когда она вновь принимает свою форму и снова пробуждается из своей начальной тьмы" (Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина, т.1).
Из того, что сказано, в достаточной мере выясняется, что говорить о том, что Космос не вечен и имеет предел, нет никакого основания. Если бы он не был вечным, то он мог бы давно кончиться или вообще не появлялся бы. Почему допускать, что ранее не было никакого существования и что существование нашего Космоса есть неповторимая, но очень выгодная для нас случайность, которая дала возможность также случайно и нам появиться в мир. В мироздании случайности нет, но действуют вечные и неизменные космические законы. Теория случайностей слишком примитивная теория, чтобы в наш век прогресса можно было бы ею отделаться. Если бы ученые и духовенство, которые не признают эзотерической доктрины за авторитет, стали: ученые – более духовными, а духовенство – более учеными, то они должны были бы признать, что это есть единственный источник, который может дать безошибочный ответ на все проблемы мироздания, на все самые запутанные и сложные вопросы жизни.
Прийти же эмпирическим путем к познанию конечных первопричин человек никогда не мог и не сможет. Позитивная наука и философия, которые пытались и пытаются это сделать, пришли к атеизму и отрицанию всего, что с ними не согласно. Лишь синтез науки, философии и религии, каковым является эзотерическая доктрина, может привести к постижению недоступных для интеллекта высших истин интуитивным путем или развитием чувствознания, которое развивается у человека лишь тогда, когда он начинает изучать эзотерическую философию. «Чтобы делать золото, нужно иметь золото» – говорит древняя мудрость. Чтобы понимать высшие истины, нужно развить высшую способность восприятия, которая есть чувствознание. Но отрицанием эзотерических истин чувствознание не развивается.
"Вмещение конечности Вселенной при осознании беспредельности пространственного Принципа принадлежит к тем вопросам, которые ученик должен решить сам, ибо это называется Сумма Суммарум. К осознанию этих пространственных понятий расставляются вехи, но формула должна быть произнесена самостоятельно. "…" Явление разделенных сфер нуждается в осознании этой формулы.
Насколько одна Беспредельность не представляет конкретных последствий, настолько конечность будет умаляющим понятием. Только соотношение этих антиподов составит правильное решение космогонической проблемы. Таким образом можно судить о вычислениях конечности, не умаляя величия Космоса" (Агни-Йога, 91).
Беспредельность Времени и Пространства Время и Пространство – понятия, присущие преимущественно проявленным мирам. Это величины условные и относительные, которые порождаются движением проявленных миров вокруг своих осей и своих центров. На каждой обитаемой планете существует своя мера для измерения времени и пространства и свой собственный календарь, не похожий на другие.
Основанием для зарождения существующей меры времени на нашей планете послужило вращение Земли вокруг своей оси и движение вокруг Солнца, а также фазы, или движение Луны вокруг Земли. Первое создает день и ночь, второе – год и его времена, третье – месяцы. Если бы наша Земля вращалась вокруг своей оси и Солнца вдвое быстрее или вдвое медленнее, то дни и годы у нас были бы или вдвое короче, или вдвое длиннее, но для нас они были бы такими же, как и теперь. На Юпитере год равняется 10400 нашим земным дням, а на Сатурне 25421 дню, но обитателям этих планет их год не кажется длиннее нашего года. Таким образом, видим что время есть понятие относительное и условное. Оно существует лишь для проявленных миров и благодаря им.
В житейском понимании время можно определить как промежуток между двумя событиями, явлениями или действиями, точно так же пространство – как расстояние между двумя какими-нибудь предметами или точками. Но если представим себе такое положение, что никаких явлений и событий нет, как это бывает во время Космической Ночи, то время исчезает само собою, и длиннейшая Космическая Ночь, с точки зрения земной нашей меры, пролетает так же быстро, как наша обыкновенная земная ночь.
Точно таким же образом исчезнет и пространство, если не будет объектов для измерения расстояний между ними.
«Время» есть лишь иллюзия, создаваемая последовательными чередованиями наших состояний сознания на протяжении нашего странствования в Вечности, и оно не существует, но «покоится во сне» там, где нет сознания, в котором может возникнуть иллюзия. Настоящее есть лишь математическая линия, отделяющая ту часть Вечной Длительности, которую мы называем Будущим, от части, именуемой нами Прошлым. Ничто на Земле не имеет истинной, реальной длительности, ибо ничто не остается без изменения – или тем же самым – на биллионную часть секунды. И ощущение, которое мы получаем от очевидности разделения времени, известного как Настоящее, происходит от неясности мгновенного восприятия или ряда восприятий предметов, передаваемых нам нашими чувствами, по мере того как эти предметы из области идеальных представлений, называемой нами Будущим, переходит в область воспоминаний, именуемую нами Прошлым. "…" И эти две вечности и составляют ту Длительность, в одной лишь которой все имеет истинное существование, если бы только наши чувства способны были воспринять это" (Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1).
"Сокровенное Знание учит постоянному развитию всего сущего – как миров, так и атомов, и это чудесное развитие не имеет ни постижимого начала, ни воображаемого конца. Наша «Вселенная» является лишь одной из бесконечного числа Вселенных, и все они «Сыны Необходимости», ибо они звенья в великой космической цепи Вселенных, причем каждая является следствием предыдущей и причиной по отношению к последующей.
Появление и исчезновение Вселенной изображаются как выдыхание и вдыхание «Великого Дыхания», которое вечно и, будучи Движением, является одним из трех символов Абсолюта, остальные два – Абстрактное Пространство и Длительность. Когда Великое Дыхание устремлено, оно называется Божественным Дыханием и рассматривается как Дыхание Непознаваемого Божества – Единого Бытия, которое как бы выдыхает мысль, становящуюся Космосом. Также, когда Божественное Дыхание вдыхается, Вселенная исчезает в Лоне Великой Матери, которая тогда дремлет, «сокрытая в своих Покровах, Вечно Невидимых».
«То, что есть и в то же время нет» означает само Великое Дыхание, о котором мы можем лишь говорить как об Абсолютном Бытии, но не можем представить в нашем воображении как какую-либо форму Существования, которую мы могли бы отличить от He-Бытия. Три периода – Настоящее, Прошедшее и Будущее – являются в Эзотерической Философии сложным временем; ибо все три являют составное число только по отношению к феноменальному плану, но в области ноуменов они не имеют абстрактного значения. "…" В конце концов, все наши понятия о продолжительности и времени произошли из наших ощущений, согласно законам ассоциации.
Будучи безвыходно связанными относительностью человеческого знания, понятия эти тем не менее не могут иметь иного существования, кроме как в переживаниях индивидуального эго, и они исчезают, когда его эволюционное продвижение рассеивает майю феноменального существования.
Что есть время, например, как не панорамическая последовательность состояний нашего сознания!" (Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1).
Таким образом, видим, что деление времени на годы, дни и часы относительно. В действительности в мироздании времени нет, нет и такой последовательности деления его на настоящее, прошедшее и будущее, какое установили люди, ибо в Беспредельности и Вечности эти три понятия сливаются в одно вечное мгновение. В сущности, можно сказать, что оно есть и его нет. Есть – в нашем Проявленном Мире, как относительное понятие, но эта относительность помогает нам разбираться в явлениях и событиях, и нет – в мироздании, ибо не может быть измерено и высчитано. Именно отсутствие времени в мироздании показывает его Вечность и Бесконечность. Если бы можно было измерить время и выразить его каким угодно большим числом, то это не была бы Бесконечность, но конечность. Мир Вечен и Беспределен не безграничностью протяжения во времени, но отсутствием времени.
Хотя наука и философия признают, что время и пространство принадлежат к одной и той же категории абстрактных понятий, но в отношении пространства это не вполне так. Если про время можно сказать, что оно есть и в то же время его нет, ибо оно не может быть измерено и вычислено, то про пространство этого сказать нельзя. Хотя, с одной стороны, так же как и время, оно не может быть исчислено, но оно всегда есть, всегда было и всегда будет, даже тогда, когда весь Проявленный Мир переходит в небытие, пространство остается.
Пространство есть вечная, беспредельная, несотворенная божественная Реальность, которая ни при каких обстоятельствах не исчезает, никогда, ни при каких изменениях состояния Космоса уничтожена быть не может.
Пространство есть самое непонятное из всех непонятных понятий, самое удивительное из всех вызывающих удивление вещей, обладающее такими свойствами, какими не обладает ни одно из известных людям понятий.
Первое из удивительных свойств пространства есть то, что оно все в себе содержит, но само не содержится ни в чем. Как это осуществляется, кто может это понять и рассказать? Эта величайшая тайна мироздания никогда не станет доступна человеческому пониманию. В этом «Неведомом Вместилище» вмещается весь Непроявленный Мир с его океаном материи, со всеми его силами и энергиями, со всеми его потенциями и возможностями, со всеми прошлыми накоплениями и будущими достижениями развития всего мироздания. В этом «Неведомом Вместилище» вмещаются миллиарды проявленных миров со всеми их обитателями, со всеми их мыслями, желаниями и стремлениями. В этом «Неведомом Вместилище» вмещается весь Космос в периоде растворения, когда проявленных миров не существует и существует лишь хаотическое состояние материи. Таким образом, пространство есть вместилище всего во все времена и всех состояний Космоса.
Другое удивительное свойство пространства то, что оно не имеет ни верха, ни низа, ни боков, что центр его везде, а окружность нигде. В какую бы сторону пространства мы ни стремились, всюду будет бездна.
Ведь что такое, в сущности, вечное движение всех небесных тел вокруг неведомых нам центров, как не вечное падение в бездну, которая ни в одну сторону не имеет дна? Если подумать, с какой умопомрачительной быстротой в течение миллиардов веков небесные тела мчатся в пространстве, не приближаясь ни на шаг к пределу его, то говорить о том, что оно где-то должно кончиться, прямо-таки смешно. Все астрономические вычисления пространства, в сравнении с Беспредельностью его, ничтожны. Потому и большое астрономическое число, хотя бы в миллиард световых лет, и малая земная мера, как один метр, в Беспредельности ничтожны и в своем ничтожестве равны.
Пространство, по изречению Тайной Доктрины, «не есть ни беспредельная пустота, ни условная полнота». Оно ни то, ни другое, но и то и другое вместе.
«Природа отвергает пустоту», – говорили перипатетики, которые, будучи по-своему материалистами, все же, может быть, понимали, почему Демокрит и его учитель Левкипп учили, что первичными Началами всех вещей, содержащихся во Вселенной, были Атомы и Пустота. Последняя означает просто скрытую Силу или Божество, которое до своего первого проявления – когда оно стало Волею, сообщившей первый импульс этим Атомам, – было Великим Ничем, ЭйнСофом, или He-Вещественностью, а потому для всех чувств Пустотой или Хаосом" (Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1).
"Хаос, Теос, Космос – эти три и составляют содержание Пространства.
"…" Пространство, которое современные мудрецы, в своем неведении и в силу иконоборческой склонности к разрушению каждой философской мысли древних, объявили «Абстрактной Идеей» и «Пустотою», есть в действительности Вместилище и Тело Вселенной с его семью Началами. Это Тело беспредельного протяжения. Начала которого, по оккультной фразеологии, – будучи, в свою очередь, семеричными – проявляют в нашем феноменальном мире лишь грубейшее строение своих подразделений" (там же).
«Хаос, Теос, Космос есть лишь три символа своего Синтеза – Пространства. Никто никогда не может надеяться разрешить тайну этой Четверицы (Тетрактиса), придерживаясь мертвой буквы даже древних философий в том виде, как они толкуются сейчас. Но даже в них Хаос, Теос, Космос и Пространство тождественны в Вечности как Единое Неведомое Пространство, последнее слово о котором, может быть, не будет известно вплоть до нашего седьмого Круга» (там же).
Беспредельность Пространства как принцип бытия Всего Сущего Из того немногого, что о Пространстве сказано, в достаточной мере выясняется, что Пространство как понятие не имеет себе равного, что значение его в мироздании исключительное. Нельзя представить себе ни одного момента нашего существования ни в видимом физическом, ни в невидимом духовном мире, когда мы могли бы находиться вне Пространства. Все зарождается в Пространстве, все живет и занимает известное место в Пространстве, все поглощается Пространством.
Пространство есть самосущее, нерожденное, несотворенное, бесконечное, вечно существующее Бытие, которое дает начало и конец всему.
Пространство – Отец и Матерь своего сущего, и мы его дети.
Пространство есть вечная непостижимая Тайна и самое удивительное чудо в мироздании.
Пространство есть неизмеримая Бездна и бесформенный Хаос, из которого зарождается все величие, красота и гармония мироздания.
Пространство есть Неведомая Первопричина и Бескорний Корень, из которого зарождается все сущее.
Пространство есть Источник Жизни, Субстанциональное Единство и Синтез всякого бытия.
Пространство есть Свет и Тьма, Рай и Ад, Добро и Зло. Там есть все, что есть, и все, чего нет, но что когда-нибудь будет.
Пространство есть жизненный принцип и основа зарождения всего, что имело, имеет и будет иметь существование. Без него не было бы ничего.
"Пространство в эзотерическом символизме называется – «Семижды облаченная Вечная Матерь-Отец», ибо от недифференцированной до его дифференцированной поверхности оно состоит из семи слоев.
«Что есть то, что было, есть и будет, несмотря на то, существует ли Вселенная или нет, будут ли боги или нет?» – спрашивает эзотерический Катехизис Сензара. Ответ дается – «Пространство». "…" В Оккультном Катехизисе заключаются следующие вопросы и ответы:
«Что есть то, что вечно существует?» – «Пространство вечное Анупадака (не имеющее родителей)». – «Что есть то. что вечно существовало?» – «Зародыш в Корне». – «Что есть то, что вечно исходит и приходит?» – «Великое Дыхание». – «Тогда существуют трое вечных?» – «Нет, Трое едины. То, что всегда есть, едино; то, что всегда было, едино; то, что извечно существует и раскрывается, также едино, – и это есть Пространство» (Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1).
"Нет различия между утверждением христианских апостолов «В Нем мы живем, движемся и имеем наше бытие» и утверждением индусских Риши «Вселенная живет, исходит и возвращается к Брахману», ибо Брахман, непроявленный, и есть эта Вселенная. "…" Таким образом, Богом посвященного апостола и индусского Риши является Пространство как Невидимое, так и Видимое" (там же).
«Хаос, Теос, Космос – Троичное Божество – есть все во всем. Потому сказано, что оно Мужское и Женское, Добро и Зло, положительное и отрицательное, – полный ряд противоположных качеств. Будучи скрытым во время Пралайи, оно непознаваемо и становится Неведомым Божеством. Оно может быть познаваемо лишь в своих действенных функциях, следовательно, как Материя-Сила и живой Дух, сочетание и следствие или на видимом плане ультимативного и вечно непознаваемого Единства» (там же).
"Тайная Доктрина устанавливает следующие фундаментальные основные положения:
"Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого понимания и может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Он вне уровня и достижения мысли…
Чтобы яснее представить читателю эти идеи, пусть он начнет с предположения, что существует лишь Единая Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условному Сущему. Эта Бесконечная и Вечная Причина, туманно сформулированная в «Бессознательном» и в «Непознаваемом» современной европейской философией, является Бескорним Корнем «всего, что было, есть или когдалибо будет». Она, конечно, лишена всяких атрибутов и по существу не имеет никакого отношения к проявленному конечному Сущему. Это, скорее, Бытийность, чем Бытие, – Cam посанскритски – и превышает мышление и рассуждение.
Эта Бытийность символизирована в Тайной Доктрине под двумя аспектами.
С одной стороны – Абсолютное Абстрактное Пространство, представляющее чистую субъективность, то единственное, что никакой человеческий ум не может ни изъять из своего миропонимания, ни представить его как само по себе. С другой стороны – Абсолютное Абстрактное Движение, представляющее Безусловное Сознание. "…" Этот последний аспект Единой Реальности также символизируют термином «Великое Дыхание», символом достаточно изобразительным и не нуждающимся в дальнейшем разъяснении. Таким образом, первая основная аксиома Тайной Доктрины есть этот метафизический Единый Абсолют – БЫТИЙНОСТЬ, – символизированный конечным разумом как теологическая Троица" (там же).
Далее Тайная Доктрина говорит, что Великое Дыхание, будучи Безусловным Сознанием, принимает характер Предкосмической Мыслеосновы, то есть основы мысли, или Разума, которая предшествует появлению и зарождению всякого очередного Космоса. Точно так же утверждается существование Предкосмической Корня-Субстанции (Мулалракрити – Корень Материи), которая, имея вечное существование, также предшествует появлению проявленных миров. Из Предкосмической Мыслеосновы, или Разума, зарождается и развивается всякое индивидуальное сознание (наш дух), а Предкосмическая Субстанция, или Материя, дает форму для проявления Духа в различных стадиях его существования.
"Потому Проявленная Вселенная исполнена двойственности, которая является как бы самой сутью ее Проявленного Существования. Но именно как противоположные полюсы Субъекта и Объекта, Духа и Материи являются только аспектами Единства, в котором они синтезированы, так и в Проявленной Вселенной имеется «то», что связывает Дух с Материей, Субъекта – с Объектом.
Это нечто, неизвестное пока умозрению Запада, называется Фохатом. Это есть «мост», посредством которого Идеи, существующие в Божественной Мысли, запечатлеваются на Космической Субстанции как Законы Природы.
Фохат, таким образом, является динамической энергией Космической Мыслеосновы. Рассматривая же его с другой стороны, он разумный посредник, руководящая сила всех проявлений, Божественная Мысль, переданная и проявленная Дхьяни-Чоханами. Строителями видимого Мира (в христианской теологии Архангелами, Серафимами и т.д.). Так от Духа, или Космической Мыслеосновы, происходит наше сознание, от Космической Субстанции – те несколько проводников, в которых сознание это индивидуализируется и достигает самосознания, или размышляющего сознания. Между тем как Фохат, в его различных проявлениях, является таинственным звеном между Разумом и Материей, животворящим принципом, электризующим каждый атом к жизни" (Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина, т. 1).
Таким образом, исследуя вопрос о беспредельности мироздания, мы дошли до Непознаваемой Абсолютности и Неведомой Первопричины, до Хаоса, Теоса и Космоса, синтезируемых все содержащим в себе Пространством, до Предкосмической Мыслеосновы и Предкосмической Субстанции – Материи.
Все эти существующие в Вечности и Беспредельности великие принципы, основы и факторы мироздания, дающие жизнь всему сущему, сообщают также всему, исходящему от них, присущую им беспредельность и вечность, ибо основной принцип мироздания – вечная жизнь и беспредельная эволюция всего сущего. Ищущий во всем предел, ограниченный человеческий ум не поймет ни Вечности, ни Беспредельности. Он будет настаивать на пределе и конечности, показывая тем свою ограниченность. Пожалеем таких и пожелаем им просветиться светом истинного знания, ибо великий Космос дает каждому по его сознанию. Беспредельности и Вечности достигает лишь тот, кто их сознает.
В мироздании много тайн, и Космос существует тайной. Всякое понятие, которое приближает и сопряжено с Первоисточником Всего Сущего, – таинственно, и чем выше это понятие, тем большая таинственность окружает его. Но «нет ничего тайного, что не стало бы явным», – говорил Христос (см. Лука, 8: 17). Тайна обладает большой притягательной силой, и передовые представители человечества всегда стремились к постижению тайн мироздания, которые медленно и постепенно открывались им по мере их развития и готовности их ума воспринять эти тайны, ибо для неподготовленного ума тайна – то же, что меч в руках ребенка. Все эти разоблаченные тайны мироздания собраны и сгруппированы в эзотерической доктрине.
"Подобно красавице, спрятавшейся во внутренностях своего дворца, которая, в то время как ее любимый проходит, открывает на мгновение потайную дверь, через которую она видима только им, и снова исчезает надолго, доктрина показывает себя только избранным и показывается не с одинаковой полнотой всем избранникам. Вначале она делает лишь знак рукой мимоходом, и тогда дело в том, чтобы узреть этот знак, – это есть метод, который называется «методом намека». Позднее она приближается несколько ближе, нашептывая несколько слов, но облик ее покрыт густым покрывалом, через которое взоры не могут проникнуть, – это есть метод, именуемый «методом образным». Еще дальше она предстает пред избранником с лицом, прикрытым лишь легким покровом, – это есть «метод Аггады». Наконец, когда он таким образом привыкает к такому общению, она предстает пред ним лицом к лицу и раскрывает перед ним затаеннейшие уголки своего сердца – это есть «метод мистический».
Посвященный тогда легко постигает все те многоразличные таинственные истины которые скрыты под внешним смыслом и которые не могут быть ни сокращены, ни дополнены" (Загар).' ' Приведено В. Шмаковым в Священной книге Тота.
Потому истинные представления о тайнах мироздания являются уделом лишь тех, которые могут воспринять эти высшие истины высшим сознанием и высшим путем – путем мистики. Вне этого пути постижение тайн мироздания недоступно. Таков непреложный закон высшего духовного мира.
Законы этого мира никогда не допускают в свой мир тех, которые отрицают его, и тем более таких, которые в своем самомнительном отрицании поносят его. Один из законов этого мира есть обратный удар.
Объявляющий истину невежеством и ложью сам остается невеждой и лжецом, и называющий эзотерическую доктрину сатанинским учением сам становится Сатаной. Не просветившийся светом эзотерического знания питается заблуждениями и истинных представлений о высших истинах и проблемах мироздания, о Космосе и правящих Космосом Силах не имеет.
Поэтому в заключение настоящей главы, чтобы показать, что в Космосе есть и чего нет, еще раз процитируем ту, которая получала откровение о тайнах мироздания «мистическим методом», которая всю жизнь посвятила на внесение Света во тьму, но которая, как всякий пророк истины, не была понята и не была признана, но была оклеветана и всю жизнь преследуема. В своем отношении к провозвестникам Истины благодарное человечество остается верным себе. Оно неизменно их преследует и всеми доступными ему средствами сживает их со света. Несмотря на то, что со смерти этой замечательной женщины прошло около полувека, некоторые представители современной русской философской мысли, которые в глаза не видели ее Тайной Доктрины и Разоблаченной Исиды, продолжают поносить ее светлое имя, называя ее разными обидными названиями, говоря, что она ничего не дала миру. Да будет таким клеветникам стыдно.
"Следующий перечень даст читателю более ясное представление:
1. АБСОЛЮТНОСТЬ: Парабрахман ведантистов, или Единая Реальность,
«Сат», являющаяся, по словам Гегеля, Абсолютным Бытием и He-Бытием одновременно.
2. Первый Логос: Безличный, и в философии – Логос Непроявленный, предтеча Проявленного. Это есть «Первопричина», «Бессознательное» европейских пантеистов.
3. Второй Логос: Дух-Материя, Жизнь; «Всемирный Дух», Пуруша и Пракрити.