Пророчества о Христе и еврейский мессианизм.
Лекция 8. Амос. Библейский мессианизм.
Амос.
Откровение Божие, оно живое, всегда развивающееся. Оно никогда не останавливается, откровение Божие. Оно не остановилось на том, что мы знаем. Придут новые поколения, и им будет откровение своё. Мы это видим в ВЗ. Говоря о пророках, мы видели эволюцию пророка от шамана, одержимого, до пророка, который служит Единому Богу. Хотя бывает, что всё скатывается назад. Мы видим, что есть пророки, а есть лжепророки. Есть пророки по харизме, а есть получающие гонорар. Настоящий пророк один, и который скажет то, что ему повелел Господь, и получит за это по полной программе. Линия настоящих пророков есть в Библии, хотя есть и не настоящие пророки. Разные были и времена. От этих времен почти братских отношений во времена второзакония к временам царств. И то, что было после царств. Многобожие было побеждено. В южном царстве храм в Иерусалиме, в Северном – несколько святилищ. Поклоняются Господу. Народ проносит жертвы, отделяет десятину, и чувствует, что они избранный народ, Он нас никогда не оставит, ОН нас поддержит. Вера в свою национальную богоизбранность.
Происходит революция в пророческом движении, это Амос.
Амос был раньше, чем Исайя. Он самый древний из пророков слова. В момент, когда казалось что всё хорошо между народом и Богом, тогда и появляется пророк Амос. Время его проповеди 760 год до н.э. Ассирийское завоевание ещё впереди. Ассирийское государство ничего не несёт, только войну, насилие. Они ужасали окрестные народы и своей военной мощью, и пытками, которым они подвергали пленников. До Северного и Южного царств это ещё не дошло, и есть надежда, что это минует народ Божий.
Дело происходит в Северном царстве – в Израиле. Вефиль расположен на юге Северного царства, именно нам было святилище Северного царства, в память о патриархе Иакове, который это место освятил, назвал. Там устроен храм, врата храма открыты, и каждый может созерцать изображение священного быка. Бога же нельзя изображать. Изображение священного быка, служащее подножием незримому Богу. Он же восседает на херувимах. А херувимы – это быки. Это не херувимчики в ВЗ. Это крылатый бык – херувим (керУ). Изначально в израильской религии херувим – это крылатый бык. Они сомкнули свои крылья, и под их крыльями находится ковчег – место, где обитает имя Божие и Бог. Во многих псалмах Он летит на херувимах, не на пухленьких младенчиках, а на крылатых быках.
Амос появляется во время пира (мирной жертвы), когда все расслаблены, нет скованности и напряжения среди народа. Он выкрикивает с пророческого места, что разрушены будут жертвенники Иакова, опустошены святилища, и будет война. Его слова пытаются сгладить, и отправляют в землю Иудейскую. Но Амос говорит, что его послал Господь к народу израильскому. С тех пор Амосу закрыт путь в святилище. Он больше ничего народу сказать уже не может. Вот тогда эта революция и совершилась. Сказать ничего нельзя, но можно записать. Тогда слово сохранится, оно достигнет большего количества людей, чтобы весь народ знал волю Господа. И Амос записывает свои видения. Меняется суть пророчества.
Амос изначально не был ни пророком, ни сыном пророческим, а был пастухом. Можно сказать, что его посвятил сам Бог. Он понимает, что в это время нарушена связь людей с Богом, эти отношения любви. Они заменены на какую-то куплю-продажу, что от Бога можно откупиться. Амос избегает называть Бога - Богом израилевым. Он называет его Господь Саваоф – Бог воинств, небесных воинств. Бог возвещает человеку замыслы свои. Бог не делает ничего, не сказав об этом служителям своим, то есть пророкам. У человека есть возможность участвовать в исполнении божественных планов.
В книге Амоса соединены разные жанры: и песня, и речитатив, и страстные обличения. Т.к. Амос открыто пророчествовать уже не мог, то была написана книга, которая дошла до наших дней. Для правителей она была опасна тем, что было пророчество о гибели Израиля, что богоизбранный народ будет уведён в плен, изгнан из страны. Это пророчество подрывало все основы национальной веры, тем самым ни во что не ставилось избрание и обетование. Действительно было трудно свыкнуться с новой перспективой, которую задает пророк Амос. Считалось, что есть Бог и у него есть народ и земля, а за пределами этой земли был уже другой бог. А Амосу открывается, что Господь создатель и судия всех племён. Это было чем-то невиданным, новым. Начинается кн. Амоса с обличения других народов. Он их обвиняет за преступления против человечности. Всем племенам дано понятие и различение добра и зла, дана совесть. Это противостояние воле Божьей о мире и человеке. Не таким Бог задумал мир и задумал человека. Бог Яхве это Бог человечества. И тогда понятие о том, что такое богоизбранный народ, меняется. Амос возвещает, что люди равны, что Господь и другие племена спасал.
Развивается универсализм в пророческой проповеди. Все народы придут к единому Богу. Израиль избран, и эта избранность означает особую ответственность, готовность воспринимать откровение, и быть достойным его. Проповедь Амосе не имеет ничего общего с представлениями о национальной религии, с имением своего национального Бога, т.к. этот народ ничем не отличается от др. народов. Главная мысль – мысль о божественной справедливости. В лице Амоса отвергается проекция ложной (национальной) религии.
Амоса поражает не зло физическое, а зло нравственное, несправедливость мира. Был народ, который был призван жить по справедливость, но живёт хуже язычников. Он обличитель социальной неправды. По словам Амоса жертвоприношения, гимны и усиленные соблюдения обрядов не исключает жизни по заповедям Божиим. От Бога невозможно откупиться. Самое важное было – это утрата богообщения. Оно возможно было когда-то дано, но потом было отнято. Человек сам себя ввергает во тьму.
Амос пророчествует о том, что будет голод духовный – жажда слова Божия. Господь долготерпелив, и поэтому посылал вестников (пророков) в напоминание людям о себе. Но пророкам закрывали рот.
Назарей – посвященный Богу, принимает обеты (не пить вина, не стричь волос и т.п.).
Видения Амоса были из окружающих его предметов – саранча, огонь и т.д. Он и представления не имел о войске Ассирии. Однако, пророчествовал, о голоде, о плене, о каре Божией.
Книга Амоса интересно заканчивается. Есть предположения, что её писал не Амос, т.к. вначале было много грозных обличений, а конец исполнен надежды. Надежда есть, но спасение после покаяния.
Пророчества о Христе и еврейский мессианизм.
Пророчество – это предсказание, предвидение событий.
Пророки ясно видели богочеловечество Христа.
Есть 2 точки зрения:
1. Пророчества о Христе должны были сбыться буквально, как предсказания, в деталях, относящихся к миру сему.
2. Пророчества ВЗ о мессии и Христос, о котором говорит НЗ, не исполнились, т.к. они между собой никак не связаны. (языческая традиция).
Христос не соотносился у фарисеев с их основными понятиями о мессии. Он был простым человеком, сыном плотника.
Идея мессии не была статической доктриной. Она росла и развивалась. Она подготавливала народ.
Конечной целью это мессианизма является искупление Израиля и мира. Для верующего фарисея Христос звеном этой цепи, а не мессия.
Христианская позиция - Маркеон (2 в до н.э., философ, христианин) говорил, что между Богом иудейской библии и Богом Евангелия нет ничего общего, поэтому нужно изъять ВЗ из церковного обращения, как книгу, которая совершенно чужда НЗ.
1. ВЗ был приготовлением ко Христу и пророчеством о нем.
2. Это откровение заключено в формы, которые требуют расшифровки.
Пророчество о Христе - это не отдельные изречения, а всё развитие представления о мессии. По Духу надо понимать, а не по словам.
Этапы раскрытия мессианской веры:
1. Есть надежда, что змей не одержит победу, и у женщины будет сын. (Быт. 3:15).
2. В Аврааме благословятся потомки и все народы земные (Быт. 12:3)
3. Это народ святой и царство священников (Исх. 19)
4. Это будет царь, который будет из рода Давидова (2 Цар. 7:15-16). Это сын Господа, и на нем есть Его покровительство. При условии соблюдения воли Божией. Род Давида сохранится. Мессия должен родиться в Вифлееме, т.к. это город Давида, он был дан ему в удел с самого начала. (Мих. 5:2)
5. Помазанник, осенённый Духом Господа. (Ис. 9, 11)
В мессионизме учитывается личный и эсхатологический аспекты. Личный, что это будет не просто царь, а личность. А эсхатологический, что это будет, но неизвестно когда и в каком году. Спасение всего народа, а нет только израильского.
6. Развитие термина «День Господа (день Яхве)» - пришествие Господа. День торжества через пророчества изменяется в день суда. (Авв. 3; Агг., Зах., Малах.)
7. Имя грядущему царству – Новый завет (Иер. 31). Не на скрижалях, а в сердцах ваших.
8. Это будет завет вечный (Иез. 37:26). Новый Иерусалим.
9. Агнец Божий. Страдающий мессия. (Ис. )
10. Мессия – сын человеческий (Дан. 7:13)
Образ мессии начинает двоиться. Одно дело – великий непобедимый полководец и царь, а др. дело великий мессия, который будет посланцем Божиим. Образ Христа становится тенью. Поэтому многие евреи не могли понять, что Христос настоящий мессия.
В ВЗ мы видим двух мессий – один торжествующий, а другой страдающий. Человек должен сделать выбор, и узнать, какого мессию он ожидает. Это оказалось пробным камнем, во время пришествия Христа. Для многих это оказалось очень трудным, и не многие смогли признать (даже Иоанн Креститель спрашивает: «Ты ли Тот или ожидать нам другого?»).
От человека требовался подвиг веры. Его совершил ап. Пётр. Мессионизм ВЗ предвидел с одной стороны мессию, с другой стороны богоявление, но всё это вместе не соединял.
ВЗ не дошел до откровения, что Бог вочеловечится. Поэтому у человека была свобода выбора между двумя мессиями, чтобы совершить дерзновенный прыжок веры, что Бог и мессия – это Один. ВЗ пророки сказали, что Царство Божие восторжествует вопреки своей видимой немощи и слабости, и они возвестили эту тайну, не побоявшись об этом сказать. У них не имелось никакого подтверждения этому, кроме внутреннего голоса. В этом и есть подвиг пророков.