Особые тантрические предварительные практики
Прежде чем приступить к созерцаниям Шести йог Наропы, необходимо завершить выполнение двух тантрических предварительных практик: созерцания и начитывания мантры Ваджрасаттвы и гуру-йогу.
СОЗЕРЦАНИЕ ВАДЖРАСАТТВЫ И НАЧИТЫВАНИЕ ЕГО МАНТРЫ
В глубине потока своего сознания соедини мысли о Прибежище с бодхичиттой. Потом созерцай так.
Представь над головой белый слог ПАМ. Он превращается в белый лотос с белым слогом АХ на нем. Этот слог превращается в лунный диск с белым слогом ХУМ на нём. ХУМ превращается в белый пятиконечный ваджр, отмеченный слогом ХУМ.
Из него исходят лучи света, осуществляя два действия, и снова возвращаются.
Ваджр вмиг превращается в твоего Учителя в виде Ваджрасаттвы яб-юм на сиденье из лотоса и луны у тебя над головой. Его тело белого цвета, в правой руке он держит ваджр, а в левой дильбу, обнимая супругу — белую Ваджрабхагавати. Она держит дигуг и капалу (чашу из человеческого черепа). Супруги украшены всевозможными драгоценностями и отмечены главными и вторичными знаками совершенства. Ваджрасаттва сидит в ваджрасане со скрещенными ногами.
На лунном диске в сердце Ваджрасаттвы стоит белый слог ХУМ. Из него исходят лучи света, приглашая джнянасаттв, сходных с созерцаемым Ваджрасаттвой.
Почтительно соверши пять подношений. Произнося ДЖА ХУМ БАМ ХО, созерцай, как они приближаются, входят, смешиваются и становятся единым целым с Ваджрасаттвой.
Снова лучи света выходят из слога ХУМ в сердце Ваджрасаттвы, приглашая божеств, дарующих посвящение.
Снова соверши подношение и обратись к ним с молитвой: «О Татхагаты, прошу вас даровать мне посвящение».
Татхагаты соглашаются. Их юмы вздымают драгоценные чаши, наполненные нектаром мудрости, и изливают его на голову Ваджрасаттвы, сопровождая этот ритуал благословляющим гимном и мантрой:
В день рождения Будды
Собрались к нему боги
И нектаром омыли всего.
Так же точно сегодня
Этой чистой амритой
Омываем тебя, как его!
ОМ САРВА ТАТХАГАТА АБХИШЕКАТА САМАЙЯ ШРИЕ ХУМ.
Тела Ваджрасаттвы и его супруги до самой макушки заполняет нектар мудрости, излишек которого на темени Ваджрасаттвы превращается в головное украшение в виде Будды Акшобхьи.
Обратись с молитвой: «О Бхагаван Ваджрасаттва, твоего благословения прошу! Избавь меня и всех живых существ от неблагих семян кармы, восстанови наши нарушенные обеты, очисти клеши, устрани препятствия».
Откликаясь на твой призыв, из слога ХУМ в сердце Ваджрасаттвы выходят лучи света и выполняют два благих деяния. Во-первых, проливаясь на всех живых существ, очищают последствия накопления негативной кармы, смывают клеши, восстанавливают обеты, устраняют препятствия к Пробуждению. А во-вторых, совершают подношение буддам и бодхисаттвам всех десяти сторон света. Ответные благословения, исходящие от тела, речи, ума, достоинств и деятельной энергии всех Пробуждённых, превращаются в свет, который вливается в сердечный ХУМ, и Ваджрасаттва вмиг обретает всесилие, блеск и совершенство.
Слог ХУМ в сердце Ваджрасаттвы окружает гирлянда Стослоговой мантры: ОМ ВАДЖРА ХЕРУКА САМАЙЯ | МАНУПАЛАЯ | ХЕРУКА ТВЕНО ПАТИШТА | ДРИДХО МЕБХАВА | СУТОШЬЁ МЕБХАВА | СУПОШЬЁ | МЕБХАВА | АНУРАКТО МЕБХАВА| САРВАСИДДХИ МЕПРАЯЧЧА | САРВА КАРМА СУЧЧХАМЕ | ЧИТТАМ ШРИЯМ КУРУ ХУМ | ХА ХА ХА ХА ХО БХАГАВАН | ВАДЖРА ХЕРУКА МА МЕ МУЧА | ХЕРУКА БХАВА | МАХА САМАЙЯ САТТВА АХ.
От слогов этой мантры исходят лучи света. Они очищают всех живых существ от неблагой кармы, несчастий и омрачений, а также совершают невообразимо щедрые подношения буддам и бодхисаттвам. Очистив всех живых существ и вобрав в себя благословение тела, речи и ума всех будд и бодхисаттв, лучи возвращаются назад и растворяются в слогах Сердечной мантры Ваджрасаттвы.
Поток ослепительно-белого нектара изливается из слогов Сердечной мантры. Он вытекает из тел Ваджрасаттвы и Ваджрабхагавати снизу через их ваджрное соединение и вливается в тебя через отверстие в темени, полностью заполняя твоё тело. Нектар вытесняет наружу всю неблагую карму, омрачения и грехи-скверны, накопленные тобой с безначальных времён через деятельность тела, речи и ума, и они через отверстия и поры тела покидают тебя в виде густой чёрной грязи и смрадного дыма. Ты полностью очищаешься от кармы и клеш. Поток нектара мудрости заполняет твоё тело ослепительно белым сиянием, наделяя тебя всеми видами духовных знаний и умений.
Созерцая, как было описано, начитывай Стослоговую мантру как можно больше. Потом обратись с такой молитвой:
Омрачённый неведением,
Я не смог сохранить обетов.
О гуру-защитник, даруй мне своё благословение.
И ты, будда Ваджрасаттва,
Чья природа — великое сострадание,
Владыка всех живущих, даруй мне Прибежище!
Учитель-Ваджрасаттва отвечает: «Радуйся, мой благородный наследник! Твоя неблагая карма исчезла, клеши очищены, ошибки исправлены, обеты восстановлены, а сам ты чист!»
После этого Ваджрасаттва растворяется в потоке нектара и растворяется в тебе. Твои тело речь и ум становятся нераздельными с телом, речью и умом Ваджрасаттвы.
ПРАКТИКА ГУРУ-ЙОГИ
В пространстве перед собой на драгоценном львином троне, на сиденье из лотоса и солнечного диска восседает твой Учитель в образе Будды Ваджрадхары. Его тело синего цвета, он одноликий и двурукий; в правой руке держит ваджр, а в левой дильбу; обеими руками обнимает подобную себе супругу. Он наряжен в одеяние из тончайшего шёлка и украшен всевозможными драгоценностями. Сидит в ваджрасане, излучая пятицветную радугу.
В его теменной чакре находится белый слог ОМ на лунном диске; в горловой чакре — красный слог АХ на лотосе; в сердечной чакре — синий слог ХУМ на солнечном диске. Все три слога ярко сияют.
Из слога ХУМ выходят лучи света, приглашая Будду Ваджрадхару, собрание учителей линии преемственности и бесчисленных йидамов с мандалами. Все они растворяются в Учителе-Ваджрадхаре перед тобой.
Соверши пять подношений, а затем преподнеси мандалу, символизирующую вселенную:
ОМ ВАДЖРА БХУМИ АХ ХУМ — вот золотая земля, необъятная нерушимая твердь. ОМ ВАДЖРА РЕКХЕ АХ ХУМ — вот стена железных гор вокруг неё. В центре гора Меру. На востоке — материк Лупакпо, на юге — Дзамбулин, на западе — Баланчо, на севере — Даминьян. Туг же и малые континенты: Луй и Луйпак, Нгаяб и Нгаябшан, Йодан и Ламчогдо, Даминьян и Даминьян-кьида.
Вот драгоценный слон, драгоценный министр, драгоценный конь, драгоценная царица, драгоценный военачальник, драгоценное колесо, драгоценный камень и сосуд-сокровищница. Тут же солнце и луна.
Из всевозможных драгоценных камней и благородных металлов я создаю эту символическую вселенную. Полная несметных сокровищ и неисчерпаемых духовных богатств вселенная со всеми её бесчисленными обитателями, со всевозрастающими благими заслугами, накапливающимися в прошлом, настоящем и будущем мною и всеми живыми существами через добродетельные деяния тела, речи и ума, а также все наши наслаждения и радость, что были, есть и будут, превращается в жертвенное подношение по примеру великого бодхисаттвы Самантабхадры. Представив такую вселенскую мандалу в своём воображении, я подношу её своему Учителю, ламам традиции, вместерождённым йидамам со свитой, собранию дакинь и защитников Учения — всем объектам Прибежища.
Примите же это подношение с милосердием и даруйте мне ваше благословение!
Своему Учителю, неотделимому от Будды Ваджрадхары, поднеси эту мандалу в виде внешнего, внутреннего и тайного подношений. В данном случае лепестки цветов или что-либо вместо них выступают в роли внешнего подношения. Нектар, который благословляется во время ритуала, является внутренним подношением.
Произнеси хвалу и обратись к Учителю с молитвенной просьбой:
Припадаю к лотосовым стопам
Драгоценного Ваджрного Учителя,
Чьё всемилосердие мгновенно доставляет
В Землю Высшего Блаженства — состояние Ваджрадхары!
«О Драгоценный Учитель, благослови моё быстрое продвижение от реализации к реализации по общему пути и по пути Тантры. Пусть исчезнут все преграды и окрепнут благоприятные условия для моего совершенствования на благо всех живых существ»
Представь, что Учитель в ответ благосклонно улыбается. Из белого слога ХУМ в его головной чакре исходят лучи белого света и через темя входят в твоё тело. Они наполняют тебя белым сиянием, очищают неблагую карму, собранную телом, даруют тебе посвящение сосуда и закладывают семена достижения ваджрного тела.
Вслед за этим красные лучи исходят из красного слога АХ в его горле и входят в твоё тело через горло. Они наполняют тебя красным сиянием, очищают неблагую карму, собранную речью, даруют тебе тайное посвящение и закладывают семена достижения ваджрной речи.
Потом синие лучи исходят из синего слога ХУМ в его сердце и входят в твоё тело через сердце. Они наполняют тебя синим сиянием, очищают неблагую карму, собранную умом, даруют тебе посвящение мудрости-знания и закладывают семена достижения ваджрного ума.
Наконец разноцветные лучи света выходят из всего тела Учителя и со всех сторон входят в твоё тело. Они очищают тонкую неблагую карму, собранную совместными усилиями всех трёх дверей, даруют тебе четвёртое посвящение и закладывают семена достижения нераздельности трёх ваджров.
После этого Учитель-Ваджрадхара растворяется в свете, который через темя вливается в твоё тело. Твои тело, речь и ум становятся нераздельными с телом, речью и умом Учителя.