Кормление грудью и попечение
Кормление грудью.
В исламском шариате, кормление грудью расценивается, как одна из трех причин, запрещающей брак, близкое родство, родственные отношения путем брака, молочное родство
Из всей существующих на земле законов, не придающих должного внимания кормлению грудью, только закон исламского шариата, расценивает молочное родство, как одну из причин не позволяющей брачные отношения.
Смотря на важность этой темы, мы приложим все усилия, чтобы разъяснить важнейшие вопросы, связанные с этой темой, не вдаваясь в подробности высказываний и мнений ученых и их доводы
Потому что, это все есть в книгах мусульманского права Коротко изложим эту тему в пяти следующих пунктах:
1) Значимости кормления и ее решения.Истинно, молочное родство, является одной из родственных связей, препятствующей заключению брака. Всевышний Аллах, в Коране, говоря о женщинах, с которыми нельзя вступать в брак, сказал:
« и с матерями вашими, которые вскормили вас грудью, и с вашими молочными сестрами»(Ан-Ниса, 23)
У Бухари и Муслима приводится хадис:
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Из молочного родства является запретным, тоже, что и из близкого родства».
Смысл этого в том, что молочное родство, является одной из причин препятствующих бракосочетанию между молочными родственниками, и на молочное родство распространяются такие же решения, как и на прямое близкое родство. Таким образом, все, что есть в близком родстве, из отца, деда, матери, дяди и тети, со стороны отца и матери, брата, сестры, также дело обстоит и со стороны молочного родства.
Поэтому, если ребенок был вскормлен женщиной по условиям, которые мы скоро объясним, эта женщина стает для него матерью, а ее муж - отцом, их дети - сестрами и братьями, ее братья - дядями, ее сестра - тетями, по молочному родству, и брак с кем-либо из них стает запретом также как и с близкими родственниками.
И, исходя из такого результата молочного родства, в запрете брачных отношений, нельзя этот вопрос оставлять без внимания. Кормящей женщине нельзя кормить детей, без ведома или без огласки других людей. Обязательно нужно оповестить людей, или лучше, чтобы это было где-нибудь зарегистрировано, чтобы люди, знали, что такая-то женщина вскормила такого-то ребенка, и чтобы не допустили брака между молочными родственниками без их ведома в их родстве.
Было бы не плохо, если бы исламские страны практиковали такие вопросы в создании специальных учреждений, регистрирующих такие родственные связи Чтобы во время заключения брачных доюворов, можно было бы проверить родственную связь.
2) Право кормления грудью. Кормление грудью, входит в долг родительницы перед своим ребенком. То есть маіь должна кормить своего ребенка своим молоком из своей груди, и она имеет на это граво больше чем какая-либо другая женщина. По этому поводу, Всевышний сказал-
«Родительницы грудью кормят детей своих полные два года, если захочет, чтобы кормление грудью было законченное»(Аль-Бакъара, 233)
Однако, мать не обязана кормить своего ребенка грудью, кроме когда выясняется, что ребенок не принимает ни чью другую грудь кроме своей матери, или его опекун не в состоянии нанять для ребенка кормилицу, или предложить ему что-либо другое вместо материнского молока, как, например: сухое молоко.
Отцу можно нанять для своего ребенка кормилицу вместо матери, и это было известно среди арабов еще до ислама Так, женщина, под именем Халима Ас-Саьдийя, да смилуется над ней Аллах, была кормилицей посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
3) Условия, по которым устанавливается молочное родство. Молочное родство, действительно, если соблюдены два условия:
*Условие первое: кормление грудью должно произойти в течении двух лет, которые установил всевышний Аллах, для того, чтобы кормление грудью было законченное. Всевышний сказал.
«Родительницы грудью кормят детей, своих полные два года, если кто захочет, чтобы кормление грудью было законченное»(Аль-Закъара, 233).
Таким образом, если ребенок кормился из груди женщины, и его возраст не превысил двух лет, то тут утверждается молочное родство, и соответственно действуют все решения по этому родству, даже если ребенок был оторван от груди до исполнения ему двух лет. Потому что это не как не действует на решение о молочном родстве, которое произошло в течение этого времени. Если же кормление грудью имело место после того, как ему исполнилось два года, то в этом случае решение о молочном родстве не действует, какое бы количество выпитого молока не было, большим или маленьким.
Под двумя годами, подразумевается два лунных года, а не солнечный. Потому что, как известно все сроки, будь то закат или месячные циклы, считаются в шариатском решении только по лунному календарю
* Условие второе. количество молока служащее причиной для запрета, в этом вопросе у имамов есть равные мнения. Так, некоторые сказали, что для молочного родства достаточно и одной капли молока женщины, если эта капля дошла до живота ребенка. Другие же сказали, что должно произойти пять кормлений, даже если ребенок не насытился, более того, если он каждый раз сделал лишь по одному глотку.
Так как нет халифа и эмира, приказа которого, на то. чтобы действовать по какому либо ич этих мнений ученых, нет, то и в исламских странах, в этом вопросе, действуют так. как они считают правильным, и нельзя сказать, что одному из этих мнений отдают большее предпочтение, чем другому.
4) Искусственное кормление. В этом вопросе мы подразумеваем: кормление ребенка сухим молоком, не смотря на то, было ли это кормление ложечкой, или через соску, или другим каким- либо способом. Это кормление не служит причиной молочного родства, это расценивается всего лишь как пища. И молочное, родство бывает только через кормление молоком женщины кормилицы.
Кормление ребенка сухим молоком, или чем-либо подобным, не было известно в наших мусульманских странах. Это пришло к нам с запада, потому как их матеря там оставили кормление грудью, боясь испортить свою стройность, не задумываясь о здоровье детей и их благополучного развития. Сейчас же, запад старается вернуться к началу, призывая женщин кормить дегей грудью, успокаивая их тем, что им нечего бояться за свою стройность и красоту, и то, что кормление грудью прибавляет им красоту и изящество.
Оставим же запад, с его нравами и мыслями и вернемся к себе самим, мусульманам, и к нашему началу, и вспомним об истине.
Мусульманин, будь он женщина или мужчина, в первую очередь, ищет то. что удовлетворяло бы Аллаха Всевышнего и всемогущего, из дел и слов и то, что вернулось бы ему воздаянием. Также и мать мусульманка, которая вынашивала своего младенца с трудностями, родила его, испытывая боли и трудности, в тоже время, терпя это, она желает воздаяния от Всевышнего Аллаха, его милости и его довольствия. Она не пожалеет для своего любимого чада, прижимая его к груди, ни одной капли своего молока. Она не обращает внимания на боль и трудности при этом, напротив испытывает лишь неописуемое счастье, и за это у Аллаха Всевышнего и Всемогущего для нее припасено вознаграждение.
Мы не говорим матери: корми своего младенца грудью, потому что это прибавит тебе красоты или чего-либо похожего на это из обольщений, потому что материнство, это не обмен чем-либо. Наоборот, мы говорим женщине:
* Подари своему младенцу свою нежность, и покорми его своим молоком, чтобы в тебе полностью закрепился смысл материнства и, чтобы наслаждаться вознаграждением от Аллаха.
* Уважаемая мать! Займись воспитанием своего ребенка, и не отдавай его на воспитание няни или в детские сады, и помни, что материнство, это большая ответственность. Так что, не отказывайся от этого.
* Видела ли ты, уважаемая мать, другую мать, из животного мира, которая бы родила, и сразу же бросила своих младенцев? Или видела ли ты птицу, которая оставила бы своих птенцов, и отказалась бы от них.
Ответ один: Нет! Так к лицу ли тебе, человеческой матери имеющей ратчм и сознание, чтобы мать животное, со своим природным инстинктом, бы та бы более заботпивой матерью для своих детей, чем ты?!
5) Отнятие от груди. Как мы уже недавно упомянули слова Всевышнего:
"Родительницы грудью кормят детей своих полные два года, если кто захочет, чтобы кормление грудью было законченное".(Аль-Бакъара, 233)
Это означает, что полное кормление грудью продолжается два года, по лунному календарю, и то, что на это кормление ребенок имеет право, если он нуждается в нем.
Отнятие ребенка от груди до истечения двух лет разрешено по обоюдному согласию родителей, и если это не несет вреда ребенку, особенно в случае, когда женщина забеременела, а двухгодичный срок еще не закончился. Отнятие от груди в этой ситуации, будет лучше из-за того, что материнское молоко, для его кормления, уже не так пригодно как раньше. Однако женщина не принуждается к тому, чтобы отнять ребенка от груди в этой ситуации, да и продолжение кормления ребенка грудью тоже не запрещено. Это всего лишь относится к мере предосторожности и защите.
Лучшим временем для отнятия ребенка от груди, является осень, когда приближается зима. Воздух становится прохладным, а тело бодрым. Кормящей женщине следует отрывать ребенка от груди постепенно, а не обрывать его в один раз, отучая ребенка от груди, давая ему кормиться из нее, все реже и реже, чтобы он, отучаясь от груди, привыкал к пище.
Попечение.
Тема попечения отличается от многих других тем, потому что она не связана коммерческими сделками, происходящими путем взаимного соглашения, стремлением получить ощутимую прибыль, и большие деньги. Наоборот, эта тема связана с человеком, с человеком в детском возрасте, когда он бывает беспомощным, нуждающимся в человеке, который бы его опекал, как опекает птица яйца и своих птенцов, пока он не вырастит и станет независимым.
Вопрос опекунства не обсуждается до тех пор, пока между родителями не возникают разногласия, и они расходятся. Во многих случаях их разногласия плохо сказываются на их детях. Многие из таких людей используют детей как средство давления каждого из них на другого. В конце концов, дети становятся жертвами плохого обращения родителей, и их малой веры и боязни Всевышнего и Всемогущего Аллаха.
Истинные благочестивые родители, в случае развода, решают свои разногласия между собой, преследуя самые лучшие способы благополучия их детей, которые не причем в их спорах, а лишь страдают по згой причине, живя вдалеке от одного из родителей, а может и от обоих, как будто они сироты, хоть ими и не являются. Такое положение дел беспокоит детей, они чувствуют себя подобно женщине, которая замужем, но муж не живет с ней, и не разводится с ней, когда она и не разведена, но и не с мужем.
а) Право попечения. Из решения шариата следует, что наибольшим правом опекать своего ребенка, из женщин, обладает мать. Все равно распался брак или нет, только если она не потеряет право на опекунство, как если она выйдет замуж за человека не являющимся близким родственником для ребенка, или если сделает, что-либо, что нарушит ее права на опекунство. После этого, права на опекунство переходят ее матери, потом матери отца, потом сестре, (как это изложено в книгах мусульманского права).
У имама Ахмада, Абу Давуда, и у Хакима, приводится хадис:
Одна женщина сказала: «О, посланник Аллаха! Истинно это мой сын, для которого мое чрево было вместилищем, а моя грудь сосудом с питьем, а мои колени подушками, а его отец развелся со мной, и хотел отнять его у меня». И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Ты больше имеешь на него прав, пока не выйдешь замуж».
Право на попечение не аннулируется при отказе от него матери, наоборот, ей следует вернуться и потребовать опекунства над младенцем, и это, потому что у опекунства есть два права: право опекуна, и право опекаемого, которые никто не может отменить, если для опекунства все условия соблюдены.
б) Время попечения. Время попечения прекращается, когда ребенок способен обходиться без помощи женщины. Это бывает когда мальчик достигает семилетнего возраста, а девочка девятилетнего.
Когда же время попечения истекает, то у попечительницы нет права удерживать у себя ребенка, ей следует отдать его отцу или кому-либо, кто имеет право на его попечение после отца, а отцу в свое время, надо получить ребенка у попечительницы, и взять на себя ответственность за его воспитание и за контроль над ним (как это ему приказано шариатом).
в) Видение детей. Истинно видение родителями своих детей, более точное смыслом и значением, чем само попечение, потому что это способ для орошения чувства симпатии отцовства и материнства. Однако большинство людей не понимают важность этой темы, и взаимодействуют грубыми методами, в которых нет милости и сострадания. Мы видим множество отцов и матерей, использующих своих детей в качестве щита, присвоенной вещи, и огорчения. Нам остается лишь сказать каждому из родителей, чтобы один из них, не запрещал другому, видеть своего ребенка, если ребенок находится у него. Потому что это является правом и для родителя и для ребенка, а благочестивый мусульманин не лишает другого человека его права. Разногласие родителей -если такое случилось - не должно влечь за собой не справедливость в отношении права одного перед другим, во всех случаях надо помнить о богобоязливости.
Так что, будьте более богобоязливыми.
3. Вопросы и ответы.
1 В:Что нужно делать супругам, если они узнали после заключения брака, что они являются молочными братом и сестрой? И какое решение по их детям?
О:Им нужно немедленно расстаться, и поднять этот вопрос перед судьей для его регистрации. Что же касается детей, то они законные, на их родословной нет ни какой тени, и их родители не грешны в том, что между ними случилось, до того как они узнали о своем родстве.
2 В:Если мужчина или женщина, знает о молочном родстве между супругами, обязан ли он сообщить им об этом?
О:Да, он обязан сообщить это им, а далее ответственность лежит на них.
3 В:Можно ли воспитательнице или кормилице, брать плату за кормление или за опеку?
О: Да, она имеет на это право, кроме матери, в случае супружества, она не имеет на это право. Что же касается разведенной, то она в этом случае, также как и другие имеет на это право. Более того, у нее больше на это прав.
ГЛАВА 8.
СУПРУЖЕСКИЕ ПРАВА.
Право и обязательство.
Супружеские права, это очень важная тема, чтобы помочь понять супругам и их супружеские права, и помочь им жить устойчивой семейной жизнью, на эту тему было написано большое количество книг и статей. Эта наша книга, является одной из таких книг. Надеемся, что Аллах принесет ею пользу и добро супругам.
Ясчел важным, перед перечислением супружеских прав, объяснить смысл слова право, и слова обязательство, которое соответствует ему. Между правом и обязательством, существует взаимосвязь. Таким образом, каким бы не было право, (все равно право Всевышнего Творца, или его творения), это право должно стать обязательным для его соблюдения, одной из сторон. Таким образом, все церемонии и возложения с одной стороны, являются правами, а с другой стороны обязательствами.
У Аллаха есть права, которые должны соблюдать его рабы, для них они являются обязательствами. У Бухари и Муслима приводится хадис, в котором Муаз Ибн Джабал, да смилуется над ним Аллах, говорит:
«Я сидел сзади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на осле и он сказал: «О Муаз! Знаешь ли ты, право Аллахом, которое обязаны соблюдать его рабы, и право рабов, которое должен соблюдать Аллах?» Я сказал: «Аллах и его посланник знают лучше». И он сказал: «Истинно, право Аллаха перед рабами, это поклоняться Ему и не придавать Ему сотоварищей, а право рабов перед Аллахом, это: не наказывать тех, кто не придавал Ему никого в сотоварищи». И я сказал: «О посланник Аллаха! Не обрадовать ли мне людей (этой новостью)?», он сказал: «Нерадуй их, а то они станут пассивными, (то есть, оставят дела, которые возложил на них Всевышний Аллах)».
Таким образом, право Всевышнего Аллаха в хадисе, означает: право Всевышнего и Всемогущего Аллаха на поклонение ему, и обязанность рабов в этом поклонении.
Что же касается упомянутого в хадисе права рабов, то оно означает, что они заслуживают вознаграждение, за свою веру. Так как Всевышний Аллах, пообещал им за их чистое поклонение ему награду, а его обещание, по милости Всевышнего Аллаха, всегда выполняется.
Так же дело обстоит и с правами супругов. У каждого из них есть права, которые являются обязательными для их соблюдения, каждым из супругов. Разница между правом и обязательством заключается в том, что супруг, может отказаться от права, выполнение которого обязан соблюдать другой супруг или простить ему не выполнение, более того, он за это получит вознаграждение. Что же касается супруга, обязанного соблюдать свои обязательства, то ему нельзя оставлять их выполнение, кроме как с позволения своего супруга.