Название разных видов азартных игр, распространенных среди арабов в доисламские времена).
Аллах Всевышний сказал:
- О вы которые уверовали! Вино, майсир, жертвенники и стрелы - мерзость из числа деяний шайтана. Сторонитесь же этого, - может быть, вы окажетесь счастливыми![124]
Арабы, жившие во время джахилийи, играли в разные виды майсира, наиболее распространенным из которых была такая игра, когда десять человек, вносивших равные суммы денег, покупали верблюда, а потом начинали гадать по стрелам, что напоминало собой нечто вроде жребия, после чего семеро из них получали разные доли выигрыша, а трое не получали ничего.
В наше время майсир приобрел нижеследующие формы:
- То, что получило название лотерей, виды которых многочисленны и разнообразны. Простейшая из них сводится к тому, что человек платит деньги и вытягивает билет, на который может выпасть тот или иной выигрыш. Это является запретным, хотя устроители подобных лотерей и могут называть их благотворительными.
- Покупка человеком той или иной вещи, в которой скрыто нечто ему неизвестное или же вручение ему при покупке товара определенного номера с последующим определением выигравших что-либо по другим таким же номерам.
- Одним из видов майсира в наше время стали различные виды страхования, например, страхование жизни, средств передвижения, страхование на случай пожара, полное страхование от всех несчастных случаев, а также другие различные его виды, и дело дошло уже до того, что некоторые богачи стали застраховывать даже свои голоса.[125]
Формами майсира являются также и все виды азартных игр. В наше время появились специальные клубы для желающих заняться такими играми, где установлены покрытые зеленым сукном столы, за которыми и происходит совершение этого великого греха. Одной из форм майсира является также тотализатор, связанный с попыткой предугадать результаты футбольных матчей или же результаты в других видах спорта. Кроме того, в некоторых магазинах и центрах развлечений продаются и устанавливаются игры, в основе которых лежит принцип майсира.
Если же говорить о соревнованиях и различных видах единоборств, то их можно подразделить на три вида:
1 - То, что преследует цели, не противоречащие шариату. В этих случаях допускается проведение соревнований с вручением денежных призов или без этого. Это относится, например, к скачкам на верблюдах и лошадях или стрельбе. К этому же имеют отношение также и состязания по различным видам шариатских наук, например, состязания чтецов Корана.
2 - То, что само по себе является дозволенным, например, проведение футбольных матчей или соревнований по бегу, если они не сопровождаются совершением чего-либо запретного наподобие пропуска молитв или обнажения определенных частей тела участников. Подобное является допустимым, но без вручения денежных призов.
3 - То, что является запретным как таковое или же приводит к совершению запретного, например, проведение безнравственных конкурсов, получивших название "конкурсов красоты", или же соревнований по боксу, связанных с нанесением ударов по лицу, что является запретным, или же устроение бараньих и петушиных боев и так далее.[126]
ВОРОВСТВО.
Аллах Всевышний сказал:
- Вору и воровке отсекайте их руки в воздание за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха. Поистине, Аллах - Великий, Мудрый![127]
Одним из наихудших видов воровства является похищение чего-либо у совершающих хадж или умру и посещающих дом Аллаха - Каабу. Люди, занимающиеся подобными делами, не придают никакого значения установлениям Аллаха даже в лучшем месте на земле, находясь поблизости от дома Аллаха.
В хадисе, повествующем о молитве во время солнечного затмения, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал людям:
- Мне был показан ад, и это случилось в тот момент, когда вы увидели, что я отступил назад, побоявшись, что пламя ада опалит меня. И я даже увидел в аду человека с крючком[128], который влачил свои кишки в огне. При жизни этот человек обворовывал людей, совершавший хадж с помощью этого крючка, и если на него обращали внимание, он говорил: "Я нуждаюсь в этом" - а если никто не замечал его, то он так и уходил с ним".[129]
К числу наихудших видов воровства относится расхищение общественного достояния. Однако некоторые из тех, кто совершает нечто подобное, говорят: "Мы воруем также, как ворует и любой другой" - не сознавая того, что обкрадывают всех мусульман, ведь общественным достоянием является то, что принадлежит всем мусульманам. Таким образом, тому, что делают эти люди, оправданий нет и быть не может.
Некоторые воруют то, что принадлежит неверным, прикрываясь заявлениями о том, что они являются неверными, однако подобные заявления являются неприемлемыми, поскольку отбирать имущество у неверных можно лишь в том случае, если они воюют с мусульманами, в то время как это распространяется далеко не на всех неверных и принадлежащие им компании и имущество.
Есть люди, которые прибегают к такому способу воровства как обшаривание карманов других людей, иные, используя ложные предлоги, проникают в чужие дома и крадут там что-нибудь, иные похищают нечто из сумок своих гостей, иные же воруют в магазинах, пряча украденное в карманах или под одеждой, чем подчас занимаются женщины, которые именно под одеждой выносят из магазинов то, что они крадут там. Некоторые люди считают похищение дешевых вещей или же небольшого их количества чем-то незначительным, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
-Проклятие Аллаха тому, кто крадет яйцо, и ему отсекают руку, и тому кто крадет веревку ,и ему тоже отсекают руку.[130]
Каждому из укравших что-либо следует вернуть украденное владельцу после того, как он покается перед Аллахом Всемогущим и Великим, и не имеет значения как именно он это сделает - явно или тайно, лично или через посредство другого человека. Если же вор окажется не в состоянии найти хозяина или же его наследников, несмотря на затраченные усилия, то ему следует раздать похищенное или же его стоимость в качестве милостыни, сопровождая это просьбами о том, чтобы награда за это досталась владельцу этого имущества.