Урок 8 Невинная кровь 12–18 ноября 2016 г.
Памятный стих: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).
Протест Иова
1. Иов 11:11 – какая общая мысль прослеживается в словах друзей Иова? В чем они правы и в чем ошибаются?
Елифаз, Вилдад и Софар были правы: Бог действительно наказывает зло. К сожалению, это объяснение не подходило к ситуации Иова. Страдания Иова не были проявлением карающего наказания. Бог не наказывал его за грехи в отличие от Корея, Дафана и Авирона. И Иов не пожинал плоды того, что посеял. Сам Бог говорит о том, что Иов был праведным человеком (Иов.1:8). Вопреки тому, что говорили его друзья, Иов страдал не из-за своего греха, а как раз потому, что был верен. Первые две главы книги подчеркивают это. Иов не имел возможности узнать, что его верность была причиной мук. Поэтому Иов не только не заслужил того, что с ним случилось, но и знал, что страдает незаслуженно. Из-за этого его жалобы были так неистовы и полны горечи.
2. Иов 10:2-12 – какова реакция Иова на речи друзей?
Во времена больших бед возникают подобные вопросы: «Господи, зачем Ты меня сотворил?», или: «Зачем Ты так поступаешь со мной?» Иов получил неудовлетворительные ответы на то, что не имеет простых решений. Твердая убежденность в своей верности Богу усугубляла муки Иова. У него возникает потребность найти внятное объяснение явлений, выглядящих бессмысленными. За этим объяснением Иов обращается к Богу.
В мире, который постоянно и грубо пренебрегает ценностью человеческой жизни с самого ее начала и до старости, практикуя аборты и эвтаназию, Иов поразительным образом описывает, как Бог с любовью творит человека. Но, хотя Бог создал его прекрасным (Иов.10:8–12), Иов сейчас совершенно не понимает Господа. Он, похоже, частично верил в теологию воздаяния, признавая тот факт, что Бог благословляет праведника, и был до глубины души потрясен тем, что этого не происходит в его случае. У него возникает внутренний протест.
Невинная кровь?
1. Ис.59:7; Иер.22:17; Иоил.3:19 – подтверждает ли Библия тот факт, что в нашем мире происходят невинные страдания и льется невинная кровь?
2. 3 Цар.8:46; Пс.50:5; Притч.20:9; Ис.53:6; Рим.3:10-20 – что эти тексты говорят о реальности греха?
3. Иов 1:1 - что означают слова о том, что Иов был непорочен? Означало ли это, что он был безгрешным?
Еврейское слово, переведенное как «непорочный» (tam), означает «целостный, зрелый, невиновный», но никак не «безгрешный». Как и все остальные люди, жившие после потопа, Иов был грешником, и мы видим, что в конце книги он приходит к покаянию (Иов.42:6). При изучении урока этой недели важно помнить о реальности греха, в том числе и в жизни Иова.
Порок – это повреждение, открытый грех. Соответственно, непорочный – неповрежденный.
Иов не имел нравственных недостатков, отрицательных моральных качеств, достойных осуждения и порицания, его поведение не было безнравственным. Он не делал открытого греха, удалялся от зла, но это не значит, что Иов был безгрешный. Непорочный и безгрешный – разные вещи.
Иов, пусть даже страдая несправедливо, остается таким же грешником, как и другие. Грех – это общая человеческая беда. Все человечество ощущает в жизни последствия грехопадения. Грех стал частью нашей ДНК (Рим.3:23; Рим.5:12).
4. Библия говорит о человеческой греховности и испорченности. Если все согрешили, если все нарушили закон Божий, то кто тогда по-настоящему невиновен?
Бог создал Адама и Еву по Своему подобию (Быт.1:26–28), но после грехопадения образ Божий в первой человеческой чете был искажен, и все их потомки наследуют падшую природу, рождаясь со склонностью ко греху (Пс.50:7; Рим.5:12–17).
Иов является звеном этой длинной цепи падшего человечества, простирающейся от Адама к нам. Хотя он и не был виновен в своих страданиях, он был таким же грешником, как и мы. Из представителей человечества безгрешен только Иисус Христос. Хотя Он родился в ослабленной человеческой природе (Евр.2:17), у Него не было предрасположенности ко греху (Евр.4:15).
5. Каким образом осознание греховности человеческой природы меняет ваш взгляд на страдания и помогает нам понять страдания, о которых мы читаем в книге Иова?
Несправедливые судьбы
1. Иов.15:14–16 - какую истину Елифаз преподносит Иову?
Елифаз говорил правду о греховности всего человечества. Грех является распространенным жизненным явлением на земле, как и страдание. Все человеческие страдания в конечном итоге являются результатом греха.
2. Пс.118:71 – для чего Бог может использовать страдание?
Бог может использовать страдание, чтобы научить нас важным урокам. «Бог всегда проводит Свой народ через горнило страданий. Ибо только в раскаленной печи очистится от всяких примесей подлинное золото христианского характера» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 129).
3. Существует, однако, и другой момент, связанный со страданиями. Не все имели возможность вынести тот или иной урок из своих страданий, потому что были мгновенно убиты (пример – дети и слуги Иова) или не имели истинного знания о Боге. Судьбы всех этих людей представляются несправедливыми. Что вы можете сказать тому, кто считает, что страдает несправедливо?
Дети Иова погибли во времени, но это не значит, что они погибли в вечности.
Довольно для каждого дня своей заботы
1. Быт.4:8; 2 Цар.11:17; Иер.38:6; Мф.14:10; Евр.11:35–38 - насколько была справедлива жизнь к этим людям? Какой вывод мы можем для себя сделать, глядя на их жизнь?
Конечно, верность может быть вознаграждена уже сейчас, но это не значит, что она убережет от страданий и боли. Подтверждение этому – жизнь героев веры.
2. Какой совет дает нам Иисус в Мф.6:33,34?
Иисус не отрицал наличия ежедневного присутствия тревог в нашей жизни. На примерах из мира природы Он доказывает, что мы можем доверять Божьей благости в вопросе восполнения наших нужд. Довольно для каждого дня своей заботы, или своих тревог (своего беспокойства).
3. Мф.6:8 – «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».
Наша земная жизнь может быть несправедливой и горькой. Как мысль о том, что Отец знает все наши нужды, может дать нам успокоение и силу?
Невидимые вещи
1. Пс.90:15-16; Исх.3:7-8; Ин.3:16 – какова реакция Бога на человеческие страдания?
Наша беспомощность перед лицом страданий, вызванных грехом и человеческой несправедливостью, откликается глубокой скорбью в сердце Бога. Он видит человеческие страдания, слышит вопль, знает скорби каждого, живущего на земле, и предлагает избавление через принятие Иисуса Христа личным Господом и Спасителем.
2. Что означает лично для вас тот факт, что Бог высоко ценит каждую человеческую жизнь?
Нам тоже надо ценить друг друга!
3. Притч.3:5 - какую важную весть для нас несет этот текст? Как нам следует относиться к страданиям, которые, казалось бы, не имеют смысла, страданиям, в которых проливается невинная кровь?
Для того, чтобы правильно понять вопрос страданий и правильно относиться к ним, нам необходимо иметь понимание великой борьбы, в которую вовлечено все человечество. Без понимания того, что такое великая борьба, каковы ее причины, в чем ее суть, мы не сможем иметь правильную реакцию на происходящее и найти ответ на бесконечные «почему?»
4. Какая существует разница между теми, кто ищет ответы на вопрос страданий без Бога, и теми, кто ищет их с Богом? Как опыт познания Бога и Его святости помогает нам увидеть нашу нужду в Кресте?
В отличие от атеистов, у нас есть надежда на разрешение проблемы боли и страданий. Мы ждем того момента, когда «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).
5. Евр.11:1 – какова роль веры в нашей жизни? На основании того, что мы видим, как мы можем научиться доверять Богу в том, что касается невидимых нам вещей? Научился ли такому доверию Иов?
Происходящие беды зачастую не имеют никакого смысла. Именно в такие моменты, когда мы не понимаем того, что происходит, мы должны научиться верить в благость Бога. Мы должны научиться доверять Богу даже тогда, когда ответы не очевидны и мы не видим ничего хорошего в зле и страданиях вокруг нас (Авв.3:17-19).
Веравзирает за пределы сиюминутной и неотвратимой реальности и помогает взглянуть на реальность Божьего будущего Царства, где Господь отрет все слезы и где не будет больше страданий.
Хотя Иов и не был виновен в своих страданиях, он был таким же грешником, как и мы. Он мог предстать перед Богом только посредством веры (Иов 19:25-27).
Уроки, выводы
1. Какова реакция человечества на происходящие в мире страдания?
Передозировка информацией о глобальных человеческих страданиях делает нас порой нечувствительными к бедам людей, которые нас окружают. Мы можем посочувствовать им в сердце, но ничего не сделать для облегчения их страданий.
2. Для самоанализа. Как реагируете вы на незаслуженные страдания, вызванные войной, терроризмом, природными катастрофами и т.д.?
3. Как нам справиться с лавиной зла, захлестнувшей нашу землю? Какая взаимосвязь существует между страданиями и верой?
а) Проявлению ужасной жестокости нет однозначного объяснения. Хотя этот урок не дает ответа на вопрос о страданиях, он побуждает посмотреть за их пределы. Существует лишь одна перспектива, помогающая нам справляться со всем этим. И это - перспектива веры. Мы лишь можем с верой смотреть на невидимое и принять то, что не в состоянии понять, зная, что Бог расставит все по своим местам, и последнее слово будет за Ним.
б) Мы испытываем потребность в восстановлении справедливости по отношению к тем, кто несправедливо пострадал. Ответ на вопрос о жизненных страданиях следует искать, не испытывая обиды на Бога, но укрепляясь в своей вере.
4. Как вы можете обрести надежду, испытывая страдания? Что давало вам надежду, когда вы страдали?
Вывод. Если мы посмотрим на незаслуженные страдания в этом мире, показанные СМИ, то ужаснемся их жестокости. Однако подобные страдания не являются в полном смысле незаслуженными. Это часть нашего греховного мира, подверженного нападкам сатаны и населенного греховными людьми. Но вера помогает нам заглянуть за пределы страдания и увидеть перспективу Божественного восстановления.
Светлана, [email protected]