Отращивание и окрашивание ногтей.
В-четвертых: Еще один мерзкий обычай, заимствованный мусульманками у европейских развратниц, ‑ это отращивание ногтей и окрашивание их красным лаком – процедура, которая сегодня называется словом “маникюр”. Причем делают это не только взрослые женщины, но и девушки. Как только что нам стало известно, все они заслуживают проклятия, поскольку их действия направлены на то, чтобы изменить внешний облик человека, сотворенный Аллахом.
Кроме того, эти женщины уподобляют себя неверным, что также находит осуждение в целом ряде хадисов. [В книге “Хиджаб мусульманки…” (с. 53‑81) я подробно рассмотрел все эти хадисы. Желающие могут обратиться к этому исследованию].
В одном из них Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил так: “…Если человек подражает каким-то людям, он таким образом становится одним из них”.[Этот хадис приводят Абу Дауд, Ахмад, Абд ибн Хамид в аль-Мунтахаб (92 / 2) и ат-Тахави в аль-Мушкиль. Как я поясняю в той же книге (с. 80‑81), этот хадис имеет хороший иснад].
К тому, же все эти действия вступают в противоречие с природой человека, данной ему от рождения, – “с фитрой Аллаха, которой Он наделил людей”. Коран, 30 (“Румы”): 29.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, утверждал следующее:
“Человеку предписана фитра* – пять действий: обрезание, бритье** (в другой передаче хадиса: бритье лобка), стрижка усов, подрезание ногтей и выщипывание волос под мышками”.
*[Фитра – буквально: обычай, традиция. То есть все те обычаи, которых придерживались пророки, мир им, и которые нам также велено соблюдать. – Так утверждается в ан-Нихайа].
**[Сбривание волос при помощи бритвы, но только в определенном месте. В приведенном варианте хадиса точно указано место, где именно следует сбривать волосы.
Мне нравится замечание Абу Бакра ибн аль-Араби (Ибн аль-Араби – с артиклем аль-, а не Ибн Араби), сделанное им по поводу данного хадиса:
“На мой взгляд, каждое из пяти правил, приведенных в этом хадисе, обязательно для выполнения. Если бы кто-нибудь перестал выполнять эти правила, его облик перестал бы быть обликом человека, и уж подавно – обликом мусульманина”. Я привожу это высказывание по аль-Фатх (10 / 279). Мне кажется, что эти слова, как нельзя более, точны ‑ к ним вряд ли можно что-то добавить.
Этот хадис в передаче от Абу Хурайры передают аль-Бухари (10 / 276‑378), Муслим (1 / 153), Абу Дауд (2 / 194), ан-Наса’и (1 / 7) – вариант приводится в его изложении, а также Ахмад (2 / 229, 239, 283, 410, 489)].
В этой связи Анас, да будет доволен им Аллах, говорил так: “Для стрижки усов, подрезания ногтей, выщипывания волос под мышками и бритья лобка установлен*определенный промежуток времени (в другой передаче хадиса: Посланник Аллаха установил для нас промежуток времени) – чтобы это производилось не реже, чем раз в сорок дней”. [Этот хадис приводят Муслим (1 / 153), Абу Авана (1 / 190), Абу Дауд (2 / 195), ан-Наса’и (1 / 7), ат-Тирмизи (4 / 7), Ахмад (3 / 122, 203, 355), Ибн аль-А‘раби в аль-Му‘джам (41 / 1), Ибн Адий (201 / 2) и Ибн Асакир (8 / 142 / 1) – все эти авторы, за исключением Муслима и Абу Аваны, приводят также вариант хадиса, который дается в скобках.
Примечание автора: Из хадиса следует, что выполнять все эти установления надлежит не реже, чем раз в сорок дней. При этом у некоторых авторов, таких как, к примеру, аш-Шаукани, имеется отдельное мнение].
*[Мы использовали страдательный залог глагола, хотя у большинства авторов тот же глагол в этом месте встречается в действительном залоге. Более того, в одном из вариантов хадиса поясняется, что лицо, установившее этот промежуток времени, здесь – Пророк, да благословит его Аллах и да спасет. Аш-Шаукани (1 / 96) полагал, что хадис в такой передаче является ущербным, так как в иснаде к нему фигурирует имя Садафы ибн Мусы. Однако такое мнение являетя ошибочным, поскольку не учитывает того факта, что ан-Наса’и приводит тот же вариант хадиса с достоверным иснадом без имени Садафы ибн Мусы. Вариант хадиса без имени Садафы в иснаде приводят также Абу Аббас аль-Асамм в аль-Хадис (номер 34 по моему списку) и Ибн Асакир (3 / 275 / 2)].
Сбривание бороды.
В-пятых: С точки зрения мусульман, соблюдающих правила фитры, не менее, а, возможно, более отвратительным, чем окрашивание ногтей, следует считать другой постыдный поступок ‑ сбривание бороды. Это то, что делают сегодня большинство мужчин, желая выглядеть привлекательнее, наследуя традиции неверных европейцев. Доходит до того, что среди них считается постыдным, если жених входит к невесте, не побрившись! [Зачастую мужчины уходят в своих заблуждениях еще дальше – они отпускают бороду по случаю смерти близкого человека! На это можно сказать лишь одно ‑ “Ведь не слепы взоры, а слепы сердца, которые в груди”. – Коран, 22 (“Хадж”): 45].
Сбривая бороду, мужчина нарушает сразу несколько установлений.
А) Он изменяет то, что было создано самим Аллахом, и, по словам Всевышнего, поддается наущениям Шайтана: «Проклял его Аллах. И сказал он: «Я непременно захвачу от Твоих рабов долю назначенную, и собью их с пути, и возбужу в них мечты, и прикажу им, и пусть они будут обрезывать уши у скота, и прикажу им, и пусть они будут изменять творение Аллаха!» Кто берет Шайтана заступником помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток!». Коран, 4 (“Женщины”): 118.
Отсюда следует, что всякий пожелавший изменить сотворенное Аллахом помимо соизволения на то Самого Всевышнего, подчиняется, таким образом, наказу Шайтана и восстает против воли Всемилостивейшего, да будет Он славен. В этой связи вовсе неудивительно, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, предал проклятию всех тех, кто по своему усмотрению изменяет созданное Аллахом, и делает это с единственной целью ‑ чтобы казаться привлекательным, как говорилось об этом выше. Неудивительно и то, что сбривание бороды для красоты (!) также входит в число неправедных актов, преданных проклятию, поскольку, подобно другим пагубным действиям, несет в себе все тот же порок. Выше я специально оговорился: …помимо соизволения на то Самого Всевышнего, ‑ чтобы никто не подумал, что к неправедным действиям относится, к примеру, сбривание волос с лобка, а также другие поступки, в отношении которых имеется особое соизволение нашего Законодателя, ‑ действия желательные или обязательные.
Б) Он нарушает наказ Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет:
«Тщательно срезайте усы* и отпускайте бороды». [Этот хадис со слов Ибн Умара передают аль-Бухари (10 / 289) – хадис приводится в его изложении, Муслим (1 / 153), Абу Авана (1 / 189) и другие авторы].
*[То есть: стригите усы очень коротко. Имеется в виду, что стричь усы следует таким образом, чтобы они не выступали за край верхней губы, при этом полное сбривание усов не допускается. Сбривание усов является нарушением Сунны – а именно тех ее достоверных норм, которые были установлены самим Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет. Поэтому когда Малика спросили: что он думает по поводу человека, сбрившего усы, ‑ он ответил: Полагаю, этот человек заслуживает наказания в один удар. О сбривании усов Малик говорил: Это новшество, которое зародилось среди людей. Это высказывание передает аль-Байхаки (1 / 151). См. также Фатх аль-бари (10 / 285‑286). Сам Малик носил длинные усы, и когда у него поинтересовались на этот счет, он ответил так: Мне рассказывал Зайд ибн Аслям со слов Амира ибн Абдаллаха ибн аз-Зубайра, что всякий раз, когда Умар, да будет доволен им Аллах, сердился, он наматывал ус на палец и надувался от гнева. Этот рассказ с достоверным иснадом приводится у ат-Табарани в аль-Му‘джам аль-кябир (1 / 4 / 1). Тот же ат-Табарани (1 / 329 / 2), а также Абу Зар‘а в Тарих (46 / 1) и аль-Байхаки сообщают: «Пятеро асхабов, которые начисто выметали (то есть выдергивали с корнем) себе усы, выдергивали лишь те волосы, которые заходили за край верхней губы». У этого сообщения хороший иснад. Похожее утверждение можно найти у Ибн Асакира (8 / 520 / 2)].
Хорошо известно, что запрет обязателен к выполнению лишь тогда, когда имеет под собой определенное логическое основание. В данном случае таким основанием является тот факт, что:
В) Мужчины, сбривающие бороду, уподобляют себя неверным. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Стригите усы и отпускайте бороды – не будьте похожими на огнепоклонников».[Этот хадис со слов Абу Хурайры в сочинениях Сахих приводят Муслим и Абу Авана].
Г) Еще одним основанием является тот факт, что мужчины, сбривающие бороды, уподобляют себя женщинам.
“Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, предал проклятию мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам”.
[Этот хадис со слов Ибн Аббаса приводят аль-Бухари (10 / 274), ат-Тирмизи (2 / 129 – по булакскому изданию) – он признал этот хадис достоверным, аль-Багви в Хадис Али ибн аль-Джа‘д (5 / 145 / 2), Ибн Хиббан в ас-Сикат (2 / 89), Абу Ну‘айм в Ахбар Исбахан (1 / 120), Ибн Асакир в Тахрим аль-убна (166 / 1), а также Абу-ль-Аббас аль-Асамм во втором из Хадис (номер 99 по моему списку) и ад-Дуляби (1 / 105).
У этого хадиса имеется шахед в передаче от Абу Са'ида аль-Худри – его можно найти у аль-Хайсама ад-Дури в Замм аль-ливат (157 / 1).
Еще один шахед передается от Абу Хурайры – его приводят Ибн Асакир (166 / 1) и Ибн Маджа (1903).
Третий шахед приводится в передаче от Ибн Умара в Джуз’ аш-Шамухи (номер 16).
У человека, который соблюдает правила фитры и имеет чистую совесть, не возникнет никаких сомнений в том, что даже одного из этих четырех оснований достаточно для того, чтобы убедится в справедливости требования носить бороду и запрета ее сбривать. Ну, а если мы возьмем все четыре?!
Шайх-уль-Ислям Ибн Таймиййа говорил: Мужчине запрещено сбривать бороду. То же сообщается в аль-Кавакиб ад-Дирари (1 / 101 / 2). Ибн Асакир (13 / 101 / 2) со слов Умара ибн Абд аль-Азиза рассказывал, что сбривание бороды – это акт глумления, требующий отмщения. Он говорил: «Истинно, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет, воспретил глумиться над людьми».
Подробно на эту тему я написал в одной из своих статей, опубликованной в журнале «аш-Шихаб» («Метеор») в номере 41 первого года издания. Чуть позже некоторые истинно верующие братья из числа тех, кто любит Сунну и не щадит своих усилий для того, чтобы следовать по ее пути, помогли издать это исследование в сборнике под названием «Вопрос о бороде с позиций религии» ‑ он был издан «Исламской издательской компанией» (аш-Шарика аль-ислямиййа ли-т-тиба‘а ва-н-нашр) в Багдаде. В этой работе я привел высказывания Четырех Имамов о запрете на сбривание бороды. Желающие могут ознакомиться с их суждениями по этому вопросу, обратившись к названному исследованию.
Брат мой! Не прельщайся множеством тех, кто упорствует в своей неправоте, даже если среди них встречаются люди, называющие себя учеными. Истинно, знание, которое не ведет к праведному поступку, совершенному в соответствии с руководством, которое дал нам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет, и освещенному светочем его правды, хуже незнания. Еще хуже, если знание стоит на службе тех, кто своими толкованиями извращает и отрицает сказанное однажды ясно и понятно, следуя за собственными вожделениями, плывя по течению. Один из таких «ученых» утверждает: обязательность ношения бороды не относится к установлениям Ислама, это вопрос мирской и является личным делом каждого мусульманина!
Прекрасно зная, что ношение бороды является одним из актов фитры ‑ как утверждал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет, ‑ эти люди не устают повторять свое. Любой закон, какой бы он ни был, не может подменить собой установления фитры – так сказал Великий и Славный: «По фитре Аллаха, которую Он возложил на людей. Нет изменений в творении Аллаха, это – вера прямая, но большинство людей не знает!» ‑ Коран, 30 (“Румы”) : 29. О Аллах! Укрепи нас Своим твердым словом в жизни дольней и горней].
Очевидно, если мужчина сбривает бороду, которая по воле Аллаха является качеством исключительно мужским, недоступным женщине, то он совершает акт, который более других уподобляет его женщине. Надеюсь, что аргументы, приведенные нами выше, переубедят всех тех, кто не перестает упорствовать в заблуждениях на этот счет. Да простит Аллах всех нас за то, что Ему не любо и что Ему не угодно.
6. “Обручальное” кольцо.
В-шестых:Некоторые мужчины позволяют себе носить золотое кольцо, которое они называют не иначе, как “обручальным”, тем самым наследуя традиции неверных, поскольку этот обычай пришел к ним от христиан*. Совершенно очевидно, что такая традиция вступает в противоречие с установлениями достоверных хадисов, которые налагают запрет на ношение золотых колец как мужчинами, так и женщинами, ‑ об этом мы скажем ниже. Вот лишь некоторые из этих хадисов.
*[Этот христианский обычай уходит своими корнями в глубокую древность. В те далекие времена, надевая кольцо на левую руку избранницы, жених поначалу располагал его на большом пальце невесты и говорил: Во имя Отца. Затем, надевая кольцо на указательный палец невесты, он говорил: Во имя Сына. После этого кольцо надевалось на средний палец ‑ в этот момент жених говорил: во имя Духа Святого. Наконец, когда жених произносил слово “аминь”, кольцо надевалось на безымянный палец невесты, а после бракосочетания так и оставалось у нее на безымянном пальце.
Вопрос о том, как возник христианский обычай обмениваться обручальными кольцами, был задан журналу “Женщина” (Woman), который выходит в Лондоне, ‑ № 19. Март 1960 г. С. 8.
Ответ на этот вопрос подготовила Анжела Тэлбот (Angela Talbot) ‑ редактор отдела журнала по работе с письмами читателей.
Вопрос был сформулирован следующим образом:
Почему обручальное кольцо принято носить на безымянном пальце левой руки?
Why is the wedding ring placed on the third finger of the left hand?
Ответ был таким:
Утверждают, что в организме человека есть вена, которая идет от безымянного пальца левой руки прямо к сердцу. К тому же, этот обычай имеет долгую историю. Когда-то, надевая кольцо на левую руку избранницы, жених поначалу располагал его на большом пальце невесты и говорил: во имя Отца. Затем он надевал кольцо на указательный палец невесты и говорил: во имя Сына. После этого кольцо надевалось на средний палец, и жених говорил: во имя Духа Святого. Наконец, когда жених произносил слово “аминь”, кольцо надевалось на безымянный палец невесты, а после бракосочетания так и оставалось у нее на безымянном пальце.
It is said there is a vein that runs directly from the finger to the heart. Also, there is the ancient origin whereby the bridegroom placed the ring on the tip of bride’s left thumb, saying: “In the name of the father” on the first finger, saying: “In the name of the son” on the second finger, saying: “And of the Holy Ghost”, on the word “Amen”, the ring was finally placed on the third finger where it remained.
Дословный перевод последней фразы звучит следующим образом:
“Наконец, когда жених произносил слово “аминь”, кольцо надевалось на безымянный палец невесты, где и оставалось”.
Перевод этого отрывка осуществила талантливая писательница Мульк Ханнано, да наделит ее Аллах наилучшей участью].
Первый хадис: “Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил кольца из золота”. [Этот хадис со слов аль-Барра’ ибн Азиба приводят аль-Бухари (10 / 259), Муслим (6 / 135) и Ахмад (4 / 287). Со слов Абу Хурайры этот хадис приводят те же аль-Бухари (10 / 260) и Муслим (6 / 149), а также ан-Наса’и (2 / 288), Ахмад (2 / 468) и Ибн Са‘д (1 / 2 / 161). Хадисы на эту тему приводятся также со слов Али, Имрана и других передатчиков].
Второй хадис: Ибн Аббас рассказывал, как однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, заметил на руке у одного мужчины кольцо из золота, сорвал его и отшвырнул в сторону, а затем сказал: “А что, если кто-нибудь из вас возьмет уголь из огня и будет держать его у себя в руке?!”Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, удалился, и кто-то сказал этому человеку: «Возьми свое кольцо и носи, как прежде». Но тот ответил: «Ну уж нет. Клянусь Аллахом, больше ни за что не возьму его в руки – ведь Посланик Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отбросил его прочь».[Этот хадис приводят Муслим (6 / 149), Ибн Хиббан в Сахих (1 / 150), ат-Табарани (3 / 150 / 1‑2) и Ибн ад-Дибаджи в аль-Фава’ид аль-мунтакат (2 / 80 / 1‑2).
Хадис свидетельствует о том, что кольцо из золота подлежит запрету (харам). Ниже мы приводим мнение Ахмада, да будет милостив к нему Аллах, согласно которому ношение золотых колец относится к действиям нежелательным (макрух). Однако в данном случае то, что Ахмад называет неприемлемым или нежелательным, следует понимать как запретное – см. сообщение Ахмада в комментарии к четвертому хадису данного раздела. – С. 219.
В хадисе марфу‘ cо слов Абу Хурайры сообщается: «Да проклянет Аллах того, кто носит кольцо из золота». Этот хадис передает ас-Сакафи в ас-Сакафиййат (том. 6, номер 36 – по моему списку). Однако в иснаде к этому сообщению фигурирует имя Сайфа ибн Мискина, который слывет ненадежным передатчиком].
Третий хадис: Абу Са‘лаба аль-Хашани рассказывал, как однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, заметил у него на руке кольцо из золота и принялся колотить его палкой. Улучив момент, Абу Са‘лаба незаметно от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сбросил это кольцо. [Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел, что у Абу Са‘лаба на руке больше нет кольца, и] сказал: “Полагаю, мы поделом причинили тебе боль и наложили такое наказание”. [Этот хадис со слов ан-Ну‘мана ибн Рашида со слов аз-Зухри со слов Ата‘ ибн Йазида со слов Абу Са‘лабы приводят ан-Наса’и (2 / 288), Ахмад (4 / 195), Ибн Са‘д (7 / 416) и Абу Ну'айм в Исбахан (1 / 400). Всех передатчиков этого хадиса Муслим относит к числу достоверных. Однако, известно, что ан-Ну‘ман передавал хадисы неточно, а у аль-Махамили в аль-Амали (том 9, номер 18) с его слов передает Абд ар-Рахман ибн Рашид. Этот же хадис в форме мурсаль по другому пути передачи со слов аз-Зухри со слов Абу Идриса передает Йунус. Ан-Наса’и изучил иснад этого хадиса и пришел к выводу:
«Он может называться достоверным».
Примечание автора: В форме мурсаль этот хадис имеет хороший иснад. Однако аль-Хафиз в аль-Фатх (10 / 261) привел этот хадис в форме маусуль (маусуль – категория хадисов с непрерывным иснадом. – Прим. переводчика). При этом аль-Хафиз писал:
«Этот хадис передавал Йунус со слов аз-Зухри со слов Абу Идриса со слов некоего человека-асхаба…» Затем аль-Хафиз приводит вариант этого хадиса, но так и не указывает, кто же передавал его первым.
Позднее в Джами‘ Ибн Вахб (с. 99) я прочитал: Мне сообщил его Йунус ибн Йазид. Если так, то данный хадис достоверен, а тот факт, что имя асхаба, передававшего хадис первым, неизвестно, в данном случае не может помешать нам признать сообщение заслуживающим доверия.
Кроме того, аль-Ауза‘и в одной из передач хадиса со слов аз-Зухри называет имя этого асхаба – Абу Зарр. Исход хадиса проследил Ибн Асакир (14 / 173 / 1) ‑ в иснаде к сообщению фигурирует имя аль-Касима ибн Умара ар-Раби‘и. Мне не удалось обнаружить каких-либо сведений об этом передатчике. Хадис на эту же тему приводится также со слов некоего человека, который у Ахмада назван Ашджа‘ (4 / 260 и 5 / 272). У этого хадиса тоже достоверный иснад].
Четвертый хадис:‘Абдаллах ибн Амр рассказывал, что как-то раз Пророк, мир ему и благословение Аллаха, заметил на руке у одного из асхабов кольцо из золота и отшатнулся от него. Асхаб снял золотое кольцо, но стал носить кольцо из железа. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Еще хуже – это украшение обитателей Ада». Асхаб снял и это кольцо, но стал носить кольцо из серебра. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ничего не сказал по этому поводу.
[Этот хадис со слов Амра ибн Шу‘айба, передававшего со слов отца и деда, приводят Ахмад (номер 6518 и номер 6680) и аль-Бухари в аль-Адаб аль-муфрад (номер 1021). У этого хадиса хороший иснад. Ибн Раджаб в Шарх ат-Тирмизи (90 / 2) по поводу этого хадиса хранит молчание.
Этот хадис может считаться достоверным, несмотря на то, что в аль-Муснаде (номер 6977) тот же хадис со слов Ибн Амра приводится в другой передаче со слабым звеном.
У этого хадиса есть шахед в передаче от Умара ибн аль-Хаттаба – его приводят Ахмад в аль-Муснад (номер 132) и аль-Укайли (с. 416). Передатчики этого хадиса надежны, хотя его иснад разорван. Аль-Укайли приводит этот хадис в форме маусуль, но со слабым иснадом. Вслед за ним этот хадис в форме маукуф передает Ибн Са‘д (4 / 281).
Еще один шахед хадиса передается от Бурайды. Его приводят авторы Сунан, а также ад-Дуляби (2 16). Ибн Хиббан посчитал этот хадис достоверным, однако аль-Хафиз в аль-Фатх (10 / 256) признал его слабым, поскольку в иснаде к нему фигурирует имя Абу Тыбы Абдаллаха ибн Муслима аль-Марвази, о которм Абу Хатим ар-Рази говорил так:
«Он записывает хадис и не удосуживается привести доказательства в его пользу».
Ибн Хиббан об аль-Марвази говорил следующее:
«Он делает ошибки и часто имеет мнение, отличное от других».
Примечание автора: Абу Тыбу Абдаллаха аль-Марвази можно считать слабым с точки зрения качества передачи сообщений, однако сам по себе, как правдивый передатчик, он не вызывает подозрений. В связи с этим аль-Хафиз в ат-Такриб заметил об Абдаллахе аль-Марвази следующее: «Он правдив, но допускает ошибки».
Как и Ибн Хиббан, далее в этом же сочинении аль-Хафиз ссылается на хадис со слов аль-Марвази и делает это не раз. Таким образом, с учетом выше изложенного хадис, в иснаде которого присутствует имя аль-Марвази, может считаться сильным, если угодно Всевышнему Аллаху.
У данного хадиса есть также третий шахед в передаче от Джабира. Его приводит Абу-ль-Хасан ибн ас-Салт аль-Муджаббир в одной из глав Амали Аби Абдаллах аль-Махамили ва-Исма‘ил ас-Саффар (58 / 1).
Необходимо подчеркнуть, что хадис запрещает ношение кольца из железа, поскольку, как утверждается в сообщении, железное кольцо хуже кольца золотого. Не следует обращать внимание на фетвы некоторых достопочтенных муфтиев, которые считают, что носить кольцо из железа все же можно. Как правило, при этом они ссылаются на хадис, приводимый в Сахихах аль-Бухари и Муслима, – в нем сообщается, как Пророк, да благословит его Аллах и да спасет, обратился к человеку, не имевшему махр для своей невесты, с таким словами:
«Найди хотя бы железное кольцо». В аль-Ирва’ (1983) я проследил исход этого хадиса. Необходимо отметить, что текст данного сообщения не содержит разрешение на ношение украшений из железа. В этой связи аль-Хафиз в аль-Фатх (10 / 266) сказал следующее:
«На этот хадис ссылаются в том случае, когда хотят обосновать разрешение на ношение кольца из железа. Однако в хадисе не содержится каких-либо доказательств в пользу такого разрешения. Ведь позволение иметь при себе кольцо из железа не обязательно значит, что кольцо позволено надевать. По всей видимости, кольцо потребовалось лишь для того, чтобы женщина могла воспользоваться вырученными за него средствами».
Примечание автора: Даже если допустить, что в тексте последнего хадиса все же содержится разрешение на ношение кольца из железа, это всего лишь означало бы, что такое разрешение могло быть в силе до наступления соответствующего запрета. Именно к такому выводу мы приходим в результате согласования содержания этого хадиса и хадиса, установившего запрет, ‑ точно так же, как в случае с хадисами, которые позволяют мужчинам носить украшения из золота, и хадисами, которые это, напротив, запрещают. На наш взгляд, это абсолютно понятно, ‑ если будет угодно всевышнему Аллаху.
На предмет данного хадиса высказывались также Ахмад и Ибн Рахавайх, да смилуется над ними Аллах. В Маса’иль аль-Марвази (с. 224) сообщается, как однажды Исхак ибн Мансур аль-Марвази обратился к Ахмаду с таким вопросом: Какое кольцо считается нежелательным (макрух) – золотое или железное? Как сообщается далее, Ахмад ответил так: Оба, ей-Богу! Исхак подчеркнул: Ахмад прямо так и сказал. См. наш комментарий на сообщение, приведенное выше по тексту (с. 215).
Как сообщает Ибн Вахб в аль-Джами‘ (101), такое же мнение на этот счет высказывал Малик. По данным Табакат Ибн Са‘д (4 / 114) и Джами‘ Ибн Вахб (100) так же по этому поводу высказывался Умар, да будет доволен им Аллах, ‑ Абд ар-Раззак, а также аль-Байхаки в аш-Шу‘аб приводят его слова по аль-Джами‘ аль-кябир (13 / 191 / 1).
Рассматриваемый хадис не вступает в противоречие с сообщением, которое приводит Му‘айкыб, да будет доволен им Аллах: «Кольцо у Пророка, да благословит его Аллах и да спасет, было из железа, искривленное, с серебром. И далее: Иной раз я держал это кольцо у себя в руках. Му‘айкыб был хранителем кольца Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет».
Это сообщение с достоверным иснадом приводят Абу Дауд (2 / 198) и ан-Наса’и (2 / 290). У сообщения есть три шахеда в форме мурсаль – все они приводятся в Табакат Ибн Са‘д (1 2 163‑164). Их также приводит аль-Хафиз в аль-Фатх (10 / 265). Четвертый шахед этого сообщения можно найти у ат-Табарани (1 / 206 / 2).
Примечание автора: Рассматриваемый хадис и сообщение, приведенное только что, не противоречат друг другу ‑ как замечает аль-Хафиз, содержание сообщения и хадиса можно согласовать на том основании, что в последнем запрет налагается на кольцо, изготовленное исключительно из железа. К тому же, установление, сформулированное на словах, имеет приоритет перед установлением, выраженным в действиях, ‑ запрет на ношение железного кольца, сформулированный лично Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет, в рассматриваемом хадисе вербально, имеет преимущество перед поступком, описанным в сообщении Му‘айкыба, и в данном случае будет правильнее следовать за запретом, а не за рассказом Му‘айкыба, пользуясь возможностью оправдаться формальным сопоставлением текстов. Аллах лучше знает.
Ан-Наса’и (2 / 290) приводит следующее сообщение со слов Дауда ибн Мансура: “Нам рассказал Ляйс ибн Са‘д со слов Амра ибн аль-Хариса со слов Бакра ибн Савады со слов Абу-ль-Бахтари со слов Абу Са‘ида аль-Худри:
Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и да спасет, подошел некий человек из Бахрейна и поприветствовал его. Но Пророк, да благословит его Аллах и да спасет, не ответил на приветствие ‑ у человека на руке было кольцо из золота. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет, сказал: «Истинно, у него на руке угли из Адского огня!..» Человек спросил: А какое кольцо можно носить? Посланник Аллаха ответил: «Кольцо из железа, серебра или меди».
Приведенное сообщение является слабым. Знаток Корана и хадисов Ибн Раджаб аль-Ханбали подверг это сообщение всестороннему анализу в Шарх ат-Тирмизи (90 / 1), но так и не смог прийти к заключению о его достоверности. На мой взгляд, слабым звеном в сообщении является один из его передатчиков ‑ Дауд ибн Мансур. Несмотря на то, что Дауд ибн Мансур слыл правдивым передатчиком хадисов, его сообщениям свойственна неточность изложения. На это указал аль-Хафиз ‑ в ат-Такриб он сказал о Дауде ибн Мансуре так:
«Он правдив, но допускает ошибки».
Аль-Бухари – автор, не менее авторитетный, чем ан-Наса’и, ‑ приводит иснад этого сообщения в другом виде ‑ в аль-Адаб аль-муфрад (номер 1022) он говорит: “Нам передал сообщение Абдаллах ибн Салих, а он сказал: мне рассказал его аль-Ляйс”, ‑ однако вместо имени Абу-ль-Бахтари в иснаде к сообщению аль-Бухари приводит имя Абу-н-Наджиба. С таким же иснадом это сообщение приводит ат-Табарани – так в аль-Маджма‘ (5 / 154).
Видимо, Ибн Вахб передавал это сообщение в той же передаче, что и Абдаллах ибн Салих, (то есть, через Абу-н-Наджиба.–Прим. переводчика) – в аль-Джами‘ (99) он говорит: Этот хадис мне сообщил Амр ибн аль-Харис. В такой передаче от Ибн Вахба сообщение приводит Ахмад (3 / 14). У Муслима Харун назван одним из надежных передатчиков. Ан-Наса’и (2 / 288) – автор, не менее авторитетный, – приводя иснад сообщения в передаче от Ибн Вахба, утверждает другое: Нам сообщил Ахмад ибн Амр ибн ас-Сарх, а он сказал: нам передал его Ибн Вахб… – и далее в иснаде к сообщению снова приводится имя Абу-ль-Бахтари (а не Абу-н-Наджиба.–Прим. переводчика). Принимая во внимание все выше сказанное, мы можем отнести данное сообщение к категории «запутанных». Если предположить, что в иснаде к нему все-таки фигурирует имя Абу-ль-Бахтари, то иснад сообщения следует признать «оборванным», поскольку, как утверждают Абу Дауд и Абу Хатим, Абу-ль-Бахтари – его звали Са‘ид ибн Файруз – не мог слышать Абу Са‘ида. Если все-таки предположить, что в иснаде фигурирует имя Абу-н-Наджиба, то в таком случае необходимо учитывать следующее: статус Абу-н-Наджиба как передатчика доподлинно неизвестен – никто, кроме Ибн Хиббана, не признавал его достоверным. Известно, что со слов Абу-н-Наджиба передавал один лишь Бакр ибн Савада. На мой взгляд, в иснаде сообщения имелся в виду именно Абу-н-Наджиб, поскольку Ахмад в одной из передач сообщения утверждал буквально следующее: «…со слов Бакра ибн Савады известно, что Абу-н-Наджиб мауля Абдаллаха ибн Са‘да рассказал ему, что Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал ему…». Таким образом, Ахмад ясно дал понять, что передатчиком, услышавшим это сообщение от Абу Са‘ида, был именно Абу-н-Наджиб, и на его месте не мог быть Абу-ль-Бахтари, который, как уже было отмечено, не мог слышать Абу Са‘ида. Даже если признать, что в иснаде сообщения фигурирует имя Абу-н-Наджиба, на мой взгляд, сообщение все равно нельзя считать достоверным, и оно не может быть использовано для критики рассматриваемого хадиса, который признан бесспороно достоверным. К тому же необходимо учесть и тот факт, что в передаче Ахмада концовка сообщения: «…Человек спросил: А какое кольцо можно носить? Посланник Аллаха ответил: «Кольцо из железа, серебра или меди»», ‑ и вовсе отсутствует.
В рассматриваемом хадисе также указывается, что кольцо из серебра носить можно. Тот факт, что на счет серебряного кольца в хадисе не имеется каких-либо ограничений, свидетельствует о том, что такое кольцо может быть дозволено даже в том случае, если оно весит мискаль[150]. Что касается хадиса, в котором приводятся слова: «…Кольцо не должно весить мискаль и более», ‑ то он является слабым – я пояснил это в работе “Слабые и подозрительные хадисы, а также их отрицательное влияние на правоверных” (аль-Ахадис ад-да‘ифа ва-ль-мауду‘а ва-асаруха ас-саййи’ фи-ль-умма). На сегодняшний день мною опубликовано две тысячи таких хадисов ‑ все они были объединены в четыре тома, однако на самом деле количество хадисов такого рода на порядок больше].
Пятое: «Тот, кто верит в Аллаха и Судный день, не носит ни шелка, ни золота».[Этот хадис с хорошим иснадом в форме марфу‘ со слов Абу Умамы приводит Ахмад (5 / 261)].
Шестое: «Тому из моей общины, кто надел золото и умер, так и не сняв его, Аллах сделает запретным все золото Рая». [Этот хадис с хорошим иснадом в форме марфу‘ со слов Абдаллаха ибн Амра приводит Ахмад (номер 6556 и номер 6947). Своими ценными соображениями по поводу этого хадиса в своем комментарии к аль-Муснаду с нами делится достопочтенный шайх Ахмад Мухаммад Шакир].