Правдивость(сыдк), исключающая ложь (кизб)
Это честность по отношению к Аллаху, которая заключается в правдивости своих убеждениях. Человек подтверждает то, что пришло в Книге своего Господа и Сунне Пророка, когда в нём находится это качество, потому что правдивость основа утверждений. К честности относится правдивость в своём призыве и трата всех своих сил в подчинении Аллаху, соблюдение установленных Им границ. Аллах Всевышний сказал:
يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وكونوا مع الصَّادِقِينَ
(О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми.)
(Ат-Тауба, 119).
То, что правдивость является условием свидетельства пришло в достоверном хадисе, где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто скажет: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», будучи правдивым в своем сердце, войдёт в Рай» Ахмад (4/411)
Противоположность правдивости – ложь. Если человек неправдив в своей вере, то он не считается верующим, а будет считаться лицемером, хотя он и произносит свидетельство языком. Такое положение хуже, чем положение неверующего, который выражает своё неверие открыто. Если человек произносит свидетельство языком, но отрицает вытекающие из него положения, то это свидетельство не поможет ему, а введет в число лицемеров. Аллах Всевышний сказал:
وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَقُولُ آمَنَّا بِاللَّهِ وَبِالْيَوْمِ الْآخِرِ وَمَا هُمْ بِمُؤْمِنِينَ
(Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие)
(Бакара, 8).
Также к делам, противоречащим правдивости, относится то, что человек считает ложью все то, с чем пришёл посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) или часть того, с чем он пришёл. Ведь Аллах Всевышний повелел нам подчиняться Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)и связал это с подчинением Ему. Аллах Всевышний сказал:
أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ
(Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику!)
(Мухаммад, 33).
Правдивость, исключающая лицемерие
Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха и в Последний день”. Однако, они неверующие! Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого» (аль-Бакъара 2: 8-9).
Всевышний Аллах также сказал: «Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: “Свидетельствуем, что ты – посланник Аллаха”. Аллах знает, что ты – Его посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами!» (аль-Мунафикъун 63: 1).
Му‘аз ибн Джабаль рассказывал, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Кто бы ни свидетельствовал, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, будучи правдивым в своем сердце, того обязательно Аллах сделает запретным для Огня!» аль-Бухари 128, Муслим 32.
Имам Абу Музаффар ас-Сам’ани сказал: “Куфр лицемерия – это признание языком того, чего нет в сердце!” См. “Тафсир ас-Сам’ани” 1/46.
Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Лицемерие – это произнесение языком или совершение дея-ний, которые противоречат тому, что в сердце из слов и убеждений! Лицемерие бывает двух видов: в единобожии Аллаха и признании этого, или же в деяниях. Лицемерие в единобожии однозначное неверие, а лицемерие в делах – грех. И лицемерие в делах является лицемерием, которое меньше лицемерия, как бывает неверие меньше неверия!”См. «‘Аридатуль-ахуази» 10/110.
Хафиз Ибн Касир сказал: “Лицемерие – это проявления блага и сокрытие зла, и оно бывает разных видов: лицемерие в убеждении, и это то, которое влечет человека навечно в Ад, и лицемерие в делах, что является величайшим из грехов!” См. “Тафсир Ибн Касир” 1/87.
Лицемерие в делах, это к примеру те качества, о которых говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха) в известном хадисе: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся одним из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предает, когда ему доверяются; лжет, когда рассказывает о чем-либо; поступает вероломно, когда заключает договор, и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо» аль-Бухари 34, Муслим 58.
7.Любовь (махабба),исключающая ненависть(караха)
То есть любовь человека к этим великим словам и к тому, чему они обязывают, любовь к Аллаху и Его Посланнику. Мусульманин ставит эту любовь превыше любви ко всему остальному, соблюдает условия этой любви и выполняет всё необходимое, что вытекает из неё. Он любит Аллаха любовью, смешанной с возвеличиванием и почитанием, со страхом и надеждой. Он любит места, любимые Аллахом, подобно Досточтимой Мекке, Лучезарной Медине или всем мечетям. Любит времена, любимые Аллахом, подобно Рамадану, десяти дням месяца Зуль-Хиджа и другим. Он любит людей, которых любит Аллах: пророков и посланников, ангелов, правдивых верующих, шахидов (мучеников за веру) и праведных мусульман. Любит дела, любимые Аллахом: молитву, чтение Корана, зикр (поминание Аллаха), закят, пост и хадж ...
Также любовью к словам свидетельства единобожия является оказание предпочтения всему, что любит Аллах, а не тому, что любимо душе, и к чему она испытывает желание и влечение.
Также любовью к словам свидетельства единобожия является неприязнь к тому, что ненавистно Аллаху. Аллах Всевышний сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا مَنْ يَرْتَدَّ مِنْكُمْ عَنْ دِينِهِ فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ أَذِلَّةٍ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ أَعِزَّةٍ عَلَى الْكَافِرِينَ يُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلَا يَخَافُونَ لَوْمَةَ لَائِمٍ
(О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих )
(Аль-Маида, 54).
Он также сказал:
لَا تَجِدُ قَوْمًا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَوْ كَانُوا آبَاءَهُمْ أَوْ أَبْنَاءَهُمْ أَوْ إِخْوَانَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ
(Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники)
(Аль-Муджадала, 22).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное…» Бухари (16) и Муслим (43)
Противоположность любви - неприязнь к словам свидетельства единобожия и к тому, что из них вытекает и к чему они обязывают, любовь к кому-либо или чему-либо, помимо Аллаха.
Аллах Всевышний сказал:
ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ كَرِهُوا مَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأَحْبَطَ أَعْمَالَهُمْ
(Это потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния! )
(Мухаммад, 9).
Он также сказал:
وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَنْدَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ وَلَوْ يَرَى الَّذِينَ ظَلَمُوا إِذْ يَرَوْنَ الْعَذَابَ أَنَّ الْقُوَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا وَأَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعَذَابِ
(Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники, узрев мучения, увидели, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения)
(Аль-Бакара, 165).
Те, чьё положение Аллах описал в этом аяте, любят Аллаха, но вместе с этим они любят других такой же любовью. Их Аллах назвал творящими зульм (беззаконие). Под словом «зульм» здесь подразумевается ширк (многобожие), на что указывает следующий за этим аят, в котором Аллах Всевышний говорит:
وَمَا هُم بِخَارِجِينَ مِنَ النَّارِ
(Они никогда не выйдут из Огня)
(Аль-Бакара, 167).
Также к делам, противоречащим любви, относятся ненависть к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), вражда к верующим и дружба с врагами Аллаха: иудеями, христианами, язычниками и другими неверующими.
К тому, что вредит совершенству этой любви, относятся грехи и ослушания.
Любовь, несовместимая с ненавистью (неприязнью)
Всевышний Аллах сказал: «Горе тем, которые не уверовали! Он сделает тщетными их деяния. Это – потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!» (Мухаммад 47: 9).
От Анаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В тот, в ком будут три качества, ощутит сладость имана (веры)! Кто будет любить Аллаха и посланника Его больше всего остального; будет любить какого-то человека только ради Аллаха; и будет не желать возвращения к неверию после того, как Аллах спас его от него, также как не желает он быть брошенным в огонь!» аль-Бухари 16, Муслим 43.
Этот великий хадис указывает на то, что сладость имана ощутит тот, кто полюбил Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) сильнее всего иного! Кто любит и ненавидит только ради Аллаха! И кто не хотел бы вернуться в неверие после того, как Аллах оказал ему милость Исламом, так же сильно, как бы он не хотел попасть в Огонь! См. “аль-Муфхим” 1/215, “аль-Икмаль” 1/278.
О Аллах, очисти наши сердца от ширка и лицемерия, сделай наши дела правильными, искренними ради Твоего Лика! О Аллах, сделай слова единобожия «Ля иляха илля-Ллах» («Нет божества, (достойного поклонения), кроме Аллаха») нашими последними словами! Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависть и зависть к тем, кто уверовал! Благословение и приветствие Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!