Б2 Б2 В2 Б2. О том, что путь открыт только через собственную медитацию, другие не смогут подтолкнуть тебя к Освобождению
Строфа 52
Освобождение зависит от тебя самого.
Никто не сможет сделать это за тебя.
Освобождение– это свобода ума от цепей кармы и мешающих эмоций. Достижение полностью зависитот того, практикуешь ли ты самна пути к Освобождению. Если сам не практикуешь, никто не сможетосвободить твой ум от цепей кармы и беспокоящих эмоций, например, отмыв его водой. Необходимо практиковать самому.
Б2 Б2 В2 БЗ. О необходимости медитировать на средство достижения Освобождения, Четыре истины
Поэтому слушай Учение, соблюдай дисциплину
И сосредоточенно медитируй,
Чтобы постигнуть Четыре истины[16].
Если Освобождение зависит только от тебя самого, что же нужно делать? Необходимо слушать Учениеи размышлять обо всем, что доступно нам из трех корзин священной Дхармы33; соблюдать дисциплинус мотивацией отречения от вредных действий и сосредоточенно медитировать,погружаясь в смысл поучений. Все это необходимо для постижения Четырех истин: страдания, его происхождения, его прекращения и пути к его прекращению – в их относительном аспекте (шестнадцать пунктов, таких как непостоянство34 и другие) и в абсолютном (неискусственной пустоте). Тогда достигнешь Освобождения.
Б2 Б2 В2 Б4. О том, что все пути к Освобождению содержатся в трех упражнениях
Строфа 53
В высочайшей дисциплине, высочайшей мудрости
И высочайшем созерцании необходимо упражняться постоянно.
Более ста пятидесяти упражнений
Воистину заключаются в этих трех.
Высочайшая дисциплина – это дисциплина, посвященная нирване; высочайшая мудрость – постижение отсутствия «я», а высочайшее созерцание35 пребывания в покое и наивысшего проникновения в суть является основой благородного Пути. Необходимо постоянно в них упражняться. Созревание наступает благодаря дисциплине, очищение – благодаря сосредоточению в медитации, и Освобождение – благодаря мудрости. Более ста пятидесяти упражнений, изложенных в Пратимокша-сутре, воистину заключаются в этих трех упражнениях.
Б2 Б2 В2 Б5. О том, что, поддерживая внимательность, необходимо не забывать о самом важном
Строфа 54
О повелитель, заботливому отношению к поведению тела
Сугата подробно учил, как единственному пути.
Соблюдай это со всей внимательностью.
Потеря внимательности полностью разрушит всю Дхарму.
К королю обращаются как к повелителюмира, призывая всегда выполнять все физические действия внимательно, следя за тем, что следует принять, а что отвергнуть, и это заботливое отношение к поведению тела. Сугата,то есть Будда, подробно училв сутрах, что это единственный путьк нирване. Такое отношение необходимо, и нужно соблюдать его со всей внимательностью.Если разрушится основание дома, то и стены рухнут. Так же потеря внимательностиможет разрушить всю Дхармуиз трех упражнений.
Б2 Б2 В2 В. О том, что три сферы лишены собственной сущности
1. Медитация на непостоянство в сансаре.
2. Медитация на трудность обретения свобод и благоприятных обстоятельств.
3. Медитация на страдание сансары.
4. Итоговая медитация на разочарование в сансаре.
Б2 Б2 В2 В1. Медитация на непостоянство в сансаре
A. Медитация на непостоянство жизни во внутреннем мире – мире живых существ.
Б. Медитация на непостоянство тела.
B. Медитация на непостоянство внешнего мира.
Г. Сжатый смысл: медитация на отсутствие самосущности у сансары.
Б2 Б2 В2 В1 А. Медитация на непостоянство жизни во внутреннем мире – мире живых существ
Строфа 55
В жизни есть много опасностей. Если она не более постоянна,
Чем воздушный пузырь на воде,
То почему же за вдохом должен следовать выдох,
А за пробуждением – погружение в сон?
Это большая загадка.
Жизньсуществ непостоянна, в ней много опасностей,ведущих к смерти. Она не более постоянна, чем воздушный пузырь на воде,уносимый ветром. Если это так, то почему же за вдохом должен следовать выдох,а за пробуждением – сон,а не смерть? Это большая загадка.Поэтому просто радуйся.