Мазхаб имама религии, Исхака Ибн Рахавейхи, касательно Нисхождения Аллаха на ближнее небо.
Сказал имам Захаби:
"Сказал Исхак Ибн Рахавейхи: "Я оказался в одном маджлисе с этим нововведенцем Ибрахимом Ибн Аби Солихом, в присутствии Амира Абдуллаха Ибн Тохира. И спросил меня амир о сообщениях которые передаются касательно Нисхождения Господа на ближнее небо, и я зачитал их.
И сказал Ибн Аби Солих: "Я не верую в Господа, который спускается с одних небес на других"
А я ответил ему: "А я верую в Господа, который делает всё, что пожелает"
Передал это от него аль-Хаким, с достоверным иснадом"
Конец слов аз Захаби, источник: "Аль-Арбаин", 1/71
Передал имам Абдуллах Ибн Ахмад, также Абдур-Раззак, от большого табиина Убейда Ибн Умейра: "Спускается Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, в конце ночи на небеса [этого мира], и говорит: "Кто попросит меня, чтобы я даровал ему? Кто попросит у меня прощения, чтобы я простил его?". Когда же наступает фаджр, восходит вверх Господь, Свят Он и Велик".
Источник: "Иджтима аль-джуюш аль-Исламия", 2/269.
В данном сообщении этот великий имам утверждает перемещение Всевышнего Аллаха, и что Он, Свят Он и Велик, спускается и восходит.
Кратко о том, кто такой Убейд Ибн Умейр. Он - великий табиин, имам. Сын сподвижника Умейра Ибн Катады. Родился еще при жизни Пророка, но был совсем маленьким когда Пророк умер, но рос среди сподвижников и умер даже раньше некоторых сахабов.
Сказал имам ад-Дарими:
“Заявил противоречащий также о том, что слово Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине Всевышний Аллах спускается к нижнему небу после прошествии трети ночи и говорит: “Есть ли кающийся? Если ли просящий прощения? Есть ли обращащийся с мольбой?” Передал мне аль-Каъанаби … (упомянул иснад) … от Абу Хурейры – да будет доволен им Аллах, – который сказал: “Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Спускается наш Господин каждую ночь к нижнему небу, когда остается последняя треть ночи и говорит: “Кто призовет Меня, и Я отвечу, ему? Кто попросит меня и Я дам ему? Кто попросит меня прощения, и Я прощу ему?”
Передал мне Абу Уъмар аль-Хаудию (упомянул иснад ) … от Рифаъта аль-Джухни то что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал :
“Когда проходит треть ночи, спускается наш Господин каждую ночь к нижнему небу, и говорит: “Никто не спрашивает о моих Рабах кроме Меня! Кто попросит у меня прощения, и Я прощу ему? Кто призовет Меня, и Я отвечу ему? Кто попросит меня и Я дам ему?”
И так до рассвета!”
И заявил противоречащий о том то, что Всевышний Аллах не спускается. Сам, однако спускается Его повеление, и Его милость, в то время как Он на троне, в каждом месте, без того чтобы покинуть его. Потому что Он – Живой, аль- Кайюм , а аль- Кайюм по его заявлению – тот , кто не двигается со своего места.
И будет сказано этому противоречащему:
Это также из аргументов женщин и детей, и того кто не обладает малейшей способностью разъяснения, а нет для его мазхаба никакого доказательства.
Так как веление Всевышнего и Его милость спускается в каждое время (постоянно), почему же Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – конкретизирует для его нисхождения ночь помимо дня?
Почему определяет время в ночи, последнюю ее часть?
Разве Всевышний Своим повелением и Его милостью призывает рабов к прошению прощения?
Может ли Его повеление и Его милость говорить помимо Всевышнего: “Кто призовет Меня, и Я отвечу ему? Кто попросит у меня прощения, и Я прощу ему? Кто попросит меня и Я дам ему?”
Если ты, таким образом, твердил твой мазхаб, то это обязывает тебя заявить, то, что милость и повеление призывают к прошению и ответу своей речью помимо Всевышнего Аллаха!
И это невозможно у слабоумных не говоря уже об ученых!
Почему Его повеление и Его милость спускаются от Всевышнего в последней трети ночи, затем не остаются кроме как до рассвета, затем подымаются? Так как Рифаъта аль-Джухни передает в его хадисе – “…И так до рассвета.”
И вы теперь узнали, ин ша Аллах, то, что этот таъуль (понимание, тафсир текста, а в данном случае – искажение) – самый ложный, который не примет кроме как каждый джахиль.”
Источник: Ан-Накду аъля ль-Мариси 69\70.
Из перевода книги: «Аль иктисаду филь и'тикад», примечание Руслана абу Ибрахима:
Автор книги, да помилует его Аллах, указал на следующий вопрос: «Когда Аллах нисходит к ближнему небу, остается ли Его Трон пустым или нет?»
Здесь необходимо разобрать этот вопрос более подробно.
Шейх уль-Ислям ибн Теймия передал в этом вопросе три мнения от приверженцев хадиса (см. «Шарх хадис ин-нузуль» с. 149, 231; также «Минхадж ус-Сунна» 2/639):
1) Приостановка в этом вопросе, и отсутствие слова об опустошении Трона, или, наоборот, о его не опустошении. Это мнение автора нашей книги. Также и Хафиз ибн ‘Абдульбарр посчитал, что разговор на подобные темы – не что иное, как затрагивание темы образа данного атрибута, что является запрещенным. (см. «ат-Тамхид» 7/144).
Шейх уль-Ислям ибн Теймия указал на то, что многие мухаддисы приостановились в этом вопросе, либо по причине его неясности, либо по причине страха перед нападками (см. «Шарх хадис ин-Нузуль» с. 232).
2) Слово о том, что Трон остается пустым. Шейх уль-Ислям указал на то, что это мнение малого количества поздних мухаддисов, и, при этом, назвал из них только сына известного имама ибн Манды – ‘Абдуррахмана (см. «Шарх хадис ин-Нузуль» с. 161, 232). Более того, ‘Абдуррахман ибн аби ‘Абдиллях ибн Мандах даже написал целую книгу, в которой делает опровержение тем, кто говорит, что Трон не остается пустым, и сравнивает это мнение с тем, кто говорит, что Аллах везде, или что Всевышнему не приписывается место. Также этого мнения придерживался абу ‘Абдиллях аль-Хасан ибн Хамид из ханбалитов.
Слово о том, что Трон не остается пустым, и что Всевышний нисходит на ближнее небо Своей Сущностью и приближается к Своим творениям, вместе с тем, что одновременно с этим Он находится на Своем Троне.
Сказал об этом третьем мнении шейх уль-Ислям: «И это мнение является верным. И это то мнение, которое передается от саляфов этой общины и ее имамов» («Шарх хадис ин-Нузуль» с. 179-180).
Также он сказал: «И их большинство (т.е. мухаддисов) придерживается того, что Трон не остается пустым, и это передается от имамов, известных Сунной. И ни от кого из них не передается, ни с достоверным, ни со слабым иснадом то, что Трон остается пустым» («Минхадж ус-Сунна» 2/639).
Данное мнение передается от имама Ахмада, Исхака ибн Рахауейха, Ну’ейма ибн Хаммада, Хаммада ибн Зейда. Также нечто подобное передается от имама аш-Шафи’и, и Закарии ибн Яхьи ас-Сааджи, от имама ад-Дарими, от имама муфассиров Мухаммада ибн Джарира ат-Табари, ибн уль-Кайима и ибн Яхуза (смотри их слова и источники в книге «Сыфат ун-Нузуль иль-Иляхий» с. 293-298).