Опровержение уподобленцам в вопросе снисхождения Аллаха на ближнее небо. Шейх ар Роджихи

http://www.youtube.com/watch?v=vfkWFECTzew

Вопрос: Нисхождение Аллаха на небеса этой дунья - утверждено, однако если в одной стране ночь, а в другой в это время день, то как Аллах нисходит в последнюю треть ночи? Как нам ответить на это, просьба разъяснить это.

Ответ Шейха Роджихи: Эта проблема лишь в твоем мышлении, поскольку ты уподобил Снисхождение Творца, снисхождению творения. Однако убери уподобление, и разъяснится твоя проблема. Для разъяснения скажем: Всевышний Аллах снисходит так, как это уместно для Его Величия, в любом месте этого мира, когда приходит время последней трети ночи. Поскольку это время Снисхождения Аллаха. И мы не лезем в "кейфия" (то, как происходит нисхождение). И проблема, упомянутая в вопросе, появилась от того, что спрашивающий уподобил снисхождения Творца, снисхождению творения. Поэтому убери это уподобление и исчезнет проблема. И скажи: Истинно, Всевышний Аллах снисходит, как поделает, в любом месте мира, когда приходит последняя треть ночи, таким Снисхождением, какое уместно для Его Величия. Да.

____________________

Качество "Ан-Нузуль" (Снисхождение Аллаха на ближнее небо) - далиль на Возвышенное Место Аллаха.

1. Сказал имам Ибн Аби Асым (ум. 287 г.х.)

وَأَخْبَارُ النُّزُولِ دَالَّةٌ عَلَى أَنَّهُ فِي السَّمَاءِ دُونَ الْأَرْضِ

"И хадисы о нисхождении доказывают, что Аллах лишь над небесами, а не на земле"

Источник: "Ас-Сунна", Ибн Аби Асым, 504

2. Сказал имам ад-Дарими, обращаясь к джахмитам:

وَلَوْ قَدْ آمَنْتُمْ بِاسْتِوَاءِ الرَّبِّ عَلَى عَرْشِهِ، وَارْتِفَاعِهِ فَوْقَ السَّمَاءِ السَّابِعَةِ بَدْءًا إِذْ خَلَقَهَا، كَإِيمَانِ الْمُصَلِّينَ بِهِ، لَقُلْنَا لَكُمْ: لَيْسَ نُزُولُهُ مِنْ سَمَاءٍ إِلَى سَمَاءٍ بِأَشَدَّ عَلَيْهِ، وَلَا بِأَعْجَبَ مِنَ اسْتِوَائِهِ عَلَيْهَا إِذْ خَلَقَهَا بَدْءًا، فَكَمَا قَدَرَ عَلَى الْأُولَى مِنْهُمَا كَيْفَ يَشَاءُ، فَكَذَلِكَ يَقْدِرُ عَلَى الْأُخْرَى كَيْفَ يَشَاءُ

"Если бы вы уверовали в Возвышение Господа над Троном, и его Вознесение над семью небесами начиная с того момента, как Он создал их - как веруют в это молящиеся мусульмане, то мы сказали бы вам: "Его нисхождение с одних небес на другие ничуть не труднее этого, и ничуть не удивительнее чем его Вознесение над семью небесами в тот момент когда он их создал. И как Всевышний был способен на первое - так, как пожелает, точно также способен и на второе - так, как пожелает"

Источник: "Ар-Родд аля аль Джахмия", 92

3. Сказал имам Ибн Хузейма, приведя сообщения о Нисхождении:

وَفِي هَذِهِ الْأَخْبَارِ مَا بَانَ وَثَبَتَ وَصَحَّ: أَنَّ اللَّهَ جَلَّ وَعَلَا فَوْقَ سَمَاءِ الدُّنْيَا، الَّذِي أَخْبَرَنَا نَبِيُّنَا صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ يَنْزِلُ إِلَيْهِ، إِذْ مُحَالٌ فِي لُغَةِ الْعَرَبِ أَنْ يَقُولَ: نَزَلَ مِنْ أَسْفَلَ إِلَى أَعْلَى، وَمَفْهُومٌ فِي الْخِطَابِ أَنَّ النُّزُولَ مِنْ أَعْلَى إِلَى أَسْفَلَ

"В этих сообщениях - то, далиль на то что является ясным, утвержденным и достоверным - на то, что Аллах находится выше небес этого мира, о которых нам сказал Пророк, что Он нисходит к ним, ведь невозможно в языке арабов говорить: "Снизошёл снизу вверх", ведь понимается в арабской речи, что нисхождение - сверху вниз".Источник: "Ат-Таухид", 1/290

4. Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр приведя хадис о Нисхождении:

وَفِيهِ دَلِيلٌ عَلَى أَنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ فِي السَّمَاءِ عَلَى الْعَرْشِ مِنْ فوق سبع سموات كَمَا قَالَتِ الْجَمَاعَةُ وَهُوَ مِنْ حُجَّتِهِمْ عَلَى الْمُعْتَزِلَةِ وَالْجَهْمِيَّةِ فِي قَوْلِهِمْ إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ فِي كُلِّ مَكَانٍ وَلَيْسَ عَلَى الْعَرْشِ

"В этом хадисе далиль на то, что Аллах над небесами на Троне, над семью небесами - как об этом говорят ахлю-Сунна уаль джамаа. И этот хадис относится к тем, чем они аргументируют против джахмитов и му'тазилитов против их слов что Аллах везде, и что Он не над Троном".Источник: "Ат-Тамхид", 7/138

5. Также сказал и имам Ибн аль-Каййим в "Мухтасар ас-Сауаик аль-Мурсаля", 1/494

Хвала Аллаху, Господу Миров.

Из книги Аль иктисаду филь и'тикад автор Абдуль Гъани аль Макдиси перевод Руслана абу Ибрахима:

http://www.youtube.com/watch?v=DEN61fjZl8A

صفة النزول

Следующая глава более обширная «Сыфату нНузууль» - Атрибут того, что Всевышний Аллах спускается на нижнее небо.

Отметим один момент, прежде чем приступать к чтению того, что написал имам – Атрибуты Всевышнего Аллаха уже по другому аспекту также делятся на два вида. Ранее мы сказали, что Атрибуты Аллаха делятс на «Отрицающие» и «Утверджающие». Сейчас же мы выделим другие два вида: первый из этих видов называется «Сыфат аз-Заатия» - Атрибуты, приписываемые Сущности Всевышнего Аллаха; и второй вид «Сыфат Фиълия» - Действие Всевышнего Аллаха.

«аз-Заатия» (Атрибуты Сущности) - это такие Атрибуты, которые не отделяются от Того, Кому они приписаны никоим образом. Например, такой Атрибут, как Лик. Лик Всевышнего Аллаха ты не можешь отделить от Сущности Всевышнего Аллаха. Лик Всевышнего Аллаха приписан Его сущности и не отделяется от Него никоим образом.

Говорит: «Не переставал Всевышний Аллах быть описанным ими (Всевышний Аллах всегда был описан этими Атрибутами)». «аз-Заатия» - это такие сыфаты, которые не отделяются от того, кто ими описан никоим образом и Всевышний Аллах не переставал быть описанным этими Атрибутами. Имеется в виду то, что Всевышний Аллах всегда ими описывается, и они всегда Ему приписаны: как, например, Его Лик, две Его Руки, Стопы и т.д. Мы не говорим, что Всевышний Аллах иногда ими описывается, а иногда не описывается. Все это неотделимо от Сущности Всевышнего Аллаха. Атрибутами, которые принадлежат или приписанны Сущности Всевышнего Аллаха, Он описывался всегда, и нет у Его описания этими Атрибутами начала (вечно был описан этими Атрибутами и описывается ими в любое время). Не говорим «сегодня описан», а «завтра не описан». Он всегда описан ими.

Теперь касательно «Фиълия».Иногда еще они называются «Ихтиария» от слова «Ихтиар» - выбор. Всевышний Аллах делает их по своему выбору: хочет делает, хочет не делает. Некоторые Атрибуты, которыми Всевышний Аллах описан, бывают «Фиълия» (действенные), по-другому называется еще «Ихтиария», а иногда так и говорят «Фиълия, Ихтиария» - действенные, которые Он делает по Своему выбору. Здесь можно отметить, что «Это такие Атрибуты, которыми описывается Всевышний Аллах в одно время, но не описывается в другое время». Говорим «В это время описывается, а в другое время не описывается». «Эти Атрибуты связаны с Его желанием, с желанием Всевышнего Аллаха». Он делает их, когда захочет и не делает их, когда не захочет. Примеры на Атрибуты «Фиълия»: например, спускание Всевышнего Аллаха на ближнее небо, разговор Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах, когда хочет, говорит, когда не хочет, не говорит. Истауа – то, что Всевышний вознесся над Троном, но этот пример мы ограничиваем тем, что Всевышний Аллах один раз вознесся и все. Мы не говорим, что Он возносится над Троном сегодня или завтра или послезавтра. Всевышний Аллах уже вознесся над Тоном, и теперь Он находится над Троном. Не описывается как «сыфат фиълия», подобно разговору, например, или подобно спусканию на ближнее небо.

Говорит имам абдуль Гани аль Макдиси, говорит:

و تواترت الأخبار

«И пришли к нам от Посланника Аллаха (салаЛлаху адейхи уа ссалям) в огромном многочисленном количестве известия от него»,

و صحت الآثار

«И пришли достоверные асары (опять-таки известия) о том»,

بأن الله ينزل كل ليلة إلى سماء الدنيا

«Что Всевышний Аллах каждую ночь спускается на ближнее небо». سماء الدنيا -небо которое у нас над нами, самое нижнее ближнее небо.

فيجب الإيمان به

«Раз пришли к нам эти известия то, непременно, необходимо в них верить».

Обязательным ли было бы верить в эти известия, если бы они не были столь многочисленными и огромными, а только если бы одно известие пришло бы от Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаляма), но с достоверным иснадом и только от одного сподвижника? Конечно, было бы обязательным! То, что здесь имам абдуль Гани аль-Макдиси говорит, что эти известия пришли к нам в огромном количестве в форме «мутаваттир», не означает, что если они придут в меньшем количестве, то в них не обязательно верить. Верить в них обязательно и в том и в другом случае.

«И необходимо смириться с этим». И не следует говорить «Ну, как Всевышний Аллах спускается?», «Как такое возможно, Он же Господь миров?». Это является признаком слабости и так далее. Мы всего этого не говорим, так как Сам Всевышний Аллах сказал, что Он спускается. Его Посланник (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал, что Он спускается, и мы тоже это говорим.

و ترك الاعتراض

«Мы не должны противиться этому». Не должны выдумывать различные оговорки.

و إمراره من غير تكييف

«Мы должны читать эти аяты без того, чтобы придавать этому какой-то образ».

Теперь вопрос «Есть ли образ у того, как Всевышний Аллах?» Образ есть, определенным образом спускается, но мы не знаем как. Поэтому мы не говорим, что он спускается так-то или по-другому. Мы говорим, что Всевышний Аллах спускается так, как надлежит Его величию. Его спускание на ближнее небо не похоже и не схоже со спусканием творений.

و لا تمثيل

«И мы не сравниваем и не приравниваем»этот Атрибут к атрибутам творений. Мы не говорим, что Всевышний спускается так же, как, например, самолет во время посадки. Такое приравнивание Всевышнего Аллаха является неверием и не является разрешенным.

و لا تأويل

«И мы не разъясняем» это каким-то другим образом. Говорим «Имеется в виду не Сам Всевышний спускается, а имеется в виду, Его приказ спускается, Его Милость спускается, ангелы вместо Него спускаются и т.д. Мы не делаем «таъуиль». Мы не делаем неправильный тафсир этому.

و لا تنزيه ينفي حقيقة النزول.

Чтобы был понятен смысл слова تنزيه «танзих» приведем пример. Если человек, который берет Атрибут Всевышнего Аллаха, говорит: «На самом деле это не так…», «Имеется в виду то-то и то-то…», «На самом деле не имеется в виду то, что Аллах Сам спускается, а имеется в виду то, что Его приказ спускается...» Этим он хочет сделать «танзихуЛлах» - хочет этим возвеличить Всевышнего Аллаха. Говорит: «Когда я так говорю, я очищаю Всевышнего Аллаха от всяких недостатков и возвеличиваю Его». Мы говорим: «Нет, это не возвеличивание, потому что это неверие в то, что сказал Аллах и Его Посланник, и нет возвеличивания Всевышнего в том, что ты проявляешь неверие в Его контексты». Поэтому говорит имам абдуль Гани аль-Макдиси:«И мы не возвеличиваем и не очищаем Всевышнего Аллаха от недостатков так, что начинаем отрицать действительную сущность того, как Всевышний спускается».

Наше возвеличивание и наше очищение Всевышнего Аллаха от недостатков не делается таким образом, что для этого мы отрицаем Его Атрибуты, и говорим: «Нет, это не Руки, если у Него будут Руки, значит, Он похож на творение. Значит это недостаток. Значит… значит…». Этого всего мы не говорим, не смотря на то, что мы говорим и заявляем о том, что Всевышний Аллах свободен от всяких недостатков, и все Его Атрибуты не имеют границ в совершенстве. По-другому уляма это предложение говорят так: «Мы должны подтверждать качества Всевышнего Аллаха не уподобляя Его качества творениям, и должны прославлять и возвеличивать, очищать Его от недостатков, не аннулируя Его Атрибуты».Твое прославление Всевышнего Аллаха не должно быть таким, что тебе нужно для прославления отменить Его Атрибуты. Также можно заметить: «Каждый, кто отрицает или аннулирует Атрибуты Всевышнего Аллаха, является тем, кто уподобляет Атрибуты Всевышнего атрибутам творений». Зачем человек аннулирует Атрибуты Всевышнего Аллаха и говорит: «Нет, Он не описан тем, что спускается», почему он так делает? Потому что он уподобляет, говорит: «Если бы так было, значит Он подобен творениям». Поэтому мы говорим: «Любой, кто аннулирует кроме как из-за того, что уподобляет, любой «муакыль» - «мумассиль», также наоборот любой «мумасиль» - «муакыль». Каждый, кто уподобляет Атрибуты Всевышнего Атрибутам творений – «муакыль» (аннулирует их). В каком смысле аннулирует? Он не аннулирует в данном случае, когда говорит: «Аллах Всевышний спускается, я это подтверждаю, но Он спускается так, как спускаются творения». Говорящий уподобил. А мы говорим: «Любой уподобляющий – аннулирующий». А как понять «аннулирующий»? Здесь ведь он не аннулирует, выходит, раз он говорит «спускается». Он аннулирует совершенство того, как Всевышний спускается, потому что приравнивает Его спускание к спусканию творений. Тем самым он, если даже не аннулирует Атрибут полностью, то аннулирует совершенство этого Атрибута Всевышнего Аллаха.

فروى أبو هريرة

«Передается хадит от Абу Хурейры о том»,

أن رسول الله (صلى الله عليه السلام) قال:

«Что Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал:

"ينزل ربنا كل ليلة إلى سماء الدنيا

«Спускается наш Господь каждую ночь на ближнее небо»(или на ближние небеса),

حين يبقى ثلث الليل الآخر يقول:

Когда последняя треть ночи и говорит:

: من يدعوني فأستجيب له

«Кто зовет Меня, кто взывает ко Мне или молит Меня, Я отвечу»;

من يسألني فأعطيه

«Кто просит у Меня чего-либо, Я ему дам»,

من يستغفرني فأغفر له

«Кто просит у Меня прощения, чтобы Я мог простить его, чтобы Я простил его»

حتى يطلع الفجر".

«И так происходит, пока не наступит рассвет».

Этот хадис приходит у имама Бухари и Муслима, хадис «муттафакун алейхи» - согласован. Отметим, что вот этот риваят, самый достоверный риваят этого хадиса. У него очень много риваятов, и приходят разногласия в некоторых словах. Кто-то говорит «когда остается последняя треть ночи»; кто-то говорит «когда остается половина ночи»; кто-то говорит «когда пройдет от ночи первая ее треть, Всевышний спускается». Вот этот вот риваят о том, что Всевышний Аллах спускается, когда от ночи остается последняя ее треть, самый достоверный. Ночь наступает, начиная с магриба, когда азан дают на магриб. Допустим, в 6 вечера дали азан на магриб. В 6 утра дали азан на фаджр. Промежуток от магриба до фаджра считается ночь, у нас получилось в данном случае 12 часов, делим на 3, по 4 часа. В приведенном случае Всевышний Аллах будет спускаться в 2 часа ночи, так как в 2 часа ночи заходит последняя треть ночи, и в это время желательно читать ночной намаз, имеется в виду дополнительный ночной намаз, а не обязательный. А в одном из риваятов пришло: «Спускается Аллах на ближнее небо, когда остается последняя треть ночи», в первом риваяте пришло: «Спускается наш Господь». Между словами «Господь» и «Аллах» есть разница.

«И неправильно говорить , что не Аллах Сам спускается, а спускается Его мощь в это время». Джахмиты вообще отвергли это. Муатазилиты, ашариты и т.п. начали делать тафсир этому и говорить: «Не имеется в виду то, что Сам Аллах спускается, а имеется в виду, что спускается Его мощь».

و لا الرحمة

Другие сказали: «Нет, спускается Его милость» и говорит: «Кто взывает ко Мне? Я отвечу» и т.д.».

و لا نزول الملَك.

Некоторые сказали: «Спускается ангел, которого посылает Аллах» и т.д.

Почему все эти тафсиры неправильные? Во-первых, спускание Мощи Аллаха, или Его Милости, или ангелов не конкретизируется концом ночи. Мы не говорим, что Мощь Аллаха спускается только в последнюю треть ночи. Мощь Аллаха всегда присутствует. Или же Милость Аллаха. Мы же не говорим, что Милость Аллаха спускается только в последнюю треть ночи или ангелы, к примеру. Какой смысл конкретизировать это, если не имеется в виду Сам Аллах, а имеется в виду Его мощь или Милость?! Во-вторых, спускание Мощи или Милости, или ангелов не конкретизируется ближними небесами. Мощь Аллаха не задерживается на ближних небесах. Она распространяется повсюду так же, как Его Милость. В-третьих, кто может сказать то, что ангел говорит: «Кто взывает ко мне? Я отвечу. Кто просит у меня, я ему дам. Кто просит у меня прощения, я его прощу». Разве ангел говорит такие слова? Он не может говорить подобные слова. Не может он кого-то прощать или не прощать. Прощает только Всевышний Аллах, и если бы это был ангел, он бы сказал: «Кто просит прощения у Аллаха, Аллах простит его», а не сказал бы «Кто просит прощения у меня, я его прощу». То же самое и относительно Мощи или Милости. Мощь Аллаха не говорит: «Кто просит у меня, я ему дам. Кто просит у меня прощения, я его прощу» и т.д. Любой, кто идет вразрез истине и пытается исковеркать ее, попадает в противоречие самому себе. Он пытается хитрить, попадает в противоречие самому себе там, откуда он даже не ижидает.

Теперь возникает вопрос. Допустим, кто-то говорит: «Всевышний Аллах не возвысился над Троном, и Здесь не «Истауа» приходит, а «Истауля» - «победил» например». Его спрашивают: «Почему ты сделал такой тафсир?» Он говорит: «Потому что, если мы скажем, что Он возвысился, то Он станет подобным творениям». Хорошо. А если же ты скажешь, что Он победил, Он не станет подобен творениям? Это ведь то же самое. Если ты скажешь, что Всевышний победил или завладел Троном, то люди так же возвышаются и завладевают какими-то предметами. Здесь он может сказать: «Он завладел так, как надлежит Его Величию». Ответим: «Тогда зачем эти лишние накладки, так и скажи «Он Возвысился над Троном так, как надлежит Его Величию», чем придумывать - здесь не возвысился, а завладел так, как надлежит Его Величию. Зачем этот лишний шаг делать. Контексты говорят об одном, ты же пытаешься их изменить, чтобы попасть в то же, в чем пытаешься обвинить нас».

Говорит: «И неправильно сказать, что под словом «Господь наш спускается на нижние небеса» имеется в виду, что спускается Его Мощь или Милость или ангел.

لما روى مسلم بإسناده

Потому что имам Муслим передает в иснаде

عن سهيل بن أبي صالح عن أبيه عن أبي هريرة عن رسول الله (صلى الله عليه السلام) قال:

От Сухейль ибн аби Салих от его отца от абу Хурейры, от Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) то, что он сказал:

"ينزل الله

«Спускается Аллах».

Разве Всевышний Аллах или Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссалям) скажет про Мощь, про Милость или про ангела «Спускается Аллах»? Нет! Из этого аята четко и ясно понятно, что спускается Сам Всевышний Аллах к ближним небесам.

إلى السماء الدنيا حين يمضي ثلث الليل

«когда пройдет первая треть ночи». Как упоминалось выше, есть разногласия в этих словах. Самым достоверным является то, что Всевышний спускается в последнюю треть ночи.

فيقول: أنا الملِك أنا الملِك

«И говорит Всевышний Аллах: «Я Властитель, Я Властитель». Здесь муатазилиты, ашариты говорят, что здесь не слово «Малик», а «маляк» - ангел. Они говорят, что спускается ангел. В начале хадиса говорится, что спускается Аллах, а потом тот, кто спустился, говорит «Я ангел. Я ангел»? Зачем все это? Зачем коверкать контексты?

من ذا الذي يدعوني فأستجيب له

«Кто тот, который взывает ко мне? Я отвечу ему».

له من ذا الذي يستغفرني فأغفر له

«Кто тот, который просит прощения у Меня? Я прощу ему».

له حتى يضيء الفجر".

«Пока не наступит рассвет».

Этот хадис пришел у имама Муслима с достоверным иснадом. Имам Абдуль Гани аль Макдиси привел этот хадис, чтобы показать, что вот эти тафсиры неправильные. Потому что в хадисе у Муслима пришло, что спускается Аллах, а не просто наш Господь, потому что слово Господь в арабском языке употребляется не только к Аллаху, а также и к другим, а здесь конкретно пришло, что спускается Аллах.

و روى رفاعة بن عرابة الجهني أن رسول الله (صلى الله عليه السلام) قال:

«Передается со слов Рифаа ибн Гъураба аль Джаухани о том, что Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал:

"إذا مضى نصف الليل أو ثلث الليل

«Когда пройдет первая половина ночи», или первая треть ночи,

الليل ينزل الله إلى السماء الدنيا فيقول

«спускается Всевышний Аллах к ближним небесам и говорит:

: لا أسأل عن عبادي أحدا غيري

«Сейчас Я не буду спрашивать о Своих рабах никого кроме Себя». Никого не буду спрашивать кроме Себя, Сам их спрошу.

من ذا الذي يستغفرني أغفر له

«Кто просит у Меня прощения, Я ему прощу».

من ذا الذي يدعوني أستجيب له

«Кто тот, который взывает ко Мне? Я отвечу ему».

من ذا الذي يسألني أعطيه حتى ينفجر الصبح".

«Кто тот, который просит у Меня? Я дам ему, пока не наступит утро».

رواه الإمام أحمد.

«Этот хадис передает имам Ахмад». И иснад его достоверный.

Оба риваята этого хадиса, один у Муслима, другой у имама Ахмада, у Муслима со слов Абу Хурейры, а у имама Ахмада со слов Рифая ибн Гъураба аль Джухани, достоверны. Оба говорят о том, что спускается Всевышний Аллах, и неправильно говорить, что спускается что-либо иное.

و هذان الحديثان يقطعان

«И вот эти два последних хадиса полностью отрубают на корню»

تأويل كل متأول

«Все эти различные ложные тафсиры», которые пытаются сделать эти нововведенцы,

و يدحضان حجة كل مبطل.

«И отвергают доводы каждого, кто идет за ложью».

و روى حديث النزول

И передают хадисы о том, что Всевышний Аллах спускается на ближнее небо:

علي بن أبي طالب

«Али ибн Аби-Талиб» с хорошим иснадом, Мухаммад ибн Исхак. Мы говорили, что Мухамад ибн Исхак «мудаллис», но если он явно заявляет, что слышал этот хадис, то его хадисы уровня хорошего.

و عبد الله بن مسعود

«И АбдуЛлах ибн Мас`уд»,

Хадисы АбдуЛлаха ибн Мас`уда достовеные. Кстати, у Али ибн Абу-Талиба и у АбдуЛлы ибн Масуда приходит не слово «нузуль» - спускается, а слово «хубут» - спускается быстро. Поэтому мы говорим, что Всевышний Аллах описывается качествами «нузуль», а также качеством «хубут».

و جبير بن مطعم

Такой же хадис передает «Джубейр ибн Мут`им»,С достоверным иснадом;

و جابر بن عبد الله

«Джабир ибн АбдиЛлях», Что касается Джабира ибн АбдиЛлях, то его иснад не достоверный. В его иснаде хадисы, которые не годятся даже в поддерживающих цепочках.

و أبو سعيد الخدري

«И Абу Са`ид аль Худри»,С достоверным иснадом.

و عمرو بن عبسة

«И Амр ибн Аббас», С достоверным иснадом.

و أبو الدرداء

«И Абу Ддарда»,С недостоверным иснадом. Этот хадис вообще «мункар».

و عثمان بن أبي العاص

«И Усман ибн аби льГъас», Тоже с недостоверным иснадом. В нем слабый передатчик Али ибн Зейд ибну Джудан.

و معاذ بن جبل

«И Муаз ибну Джабаль» С недостоверным иснадом.

جبل و أم سلمة زوج رسول الله (صلى الله عليه السلام)

«Также от Умм Ссалямы, жены Пророка (салаЛлаху алейхи уа саляма)», иснад хороший от нее, а не со слов Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаляма). Если она передает со слов Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаяма), то этот иснад слабый.

و خلق سواهم

«А также многие другие, кроме этих сподвижников».

Исходя из перечисленных сподвижников, хадис является достоверным от: Али ибн Аби- Талиба, АбдуЛлаха ибн Масуда, Дубейр ибн Мут`има, Абу Саид Аль Худри, Умм Ссаляма и от других сподвижников.

Ибн уль-Кайим в своей книге «Мухтасар ассава`ик аль мурсаля» передает от 29 сподвижников хадис о том, что Всевышний Аллах спускается на ближнее небо. У ад-Даракъутни есть книга называется «Китабун Нузуль», и у шейх уль исляма ибну Теймийи есть книга, которая называется «Шарх уль-хадис ан-Нузуль» - «Разъяснение хадисов о том, что Всевышний спускается на ближнее небо».

Из 3 урока по книге "Аль-иктисаду филь-и'тикад" Абу Мухаммада 'Абдульгани аль-Макдиси. Перевел Руслан Абу Ибрахим. Слушать с 35,53 мин. до конца урока.

Урок.

Говорит имам Абдульгани аль-Макдиси аль хафиз:

و نحن مؤمنون بذلك

«И мы верим в это». Вто, что Всевышний Аллах спускается на ближнее небо в последнюю часть ночи.

مصدقون من غير أن نصف له كيفية

«Мы подтверждаем это, не описывая это каким-либо образом»У этого образ есть, но мы его не знаем.Чтобы узнать образ должно выполниться одно из четырех условий: либо ты это видел, либо ты видел что-то подобное, либо видел что-то из его рода, либо кто-то тебе описали эту вещь. Допустим тебе называют какое-то животное которое ты не знаешь, и тебе говорят «Ну, похоже, например, что уши у него как у слона, а хвост как у льва». Тебе описывают и ты можешь все равно какое-то представление в голове получить. Про Всевышнего Аллаха как можем узнать, как Всевышний Аллах спускается, если мы никогда этого не видели, не видели ничего подобного, ничего из этого рода и никто этого не описывал?!

أو نشبهه بنزول المخلوقين.

«И также мы верим в это, не сравнивая Его спускание на ближнее небо со спусканием творений».Творения тоже спускаются сверху вниз, но Всевышний Аллах спускается не так, как спускаются творения.

Вот теперь приступаем к словам обладающих знанием. После того, как автор перечислил доводы из Корана и сунны, теперь приводит слова обладателей знания.

و قد قال بعض العلماء:

«И вот сказали некоторые из обладателей знания:»

سئل أبو حنيفة عنه – يعني عن النزول

«Спросили Абу Ханифу о том, как Всевышний спускается»,

فقال: ينزل بلا كيف.

«И он сказал: Спускается без того, чтобы мы знали образ этого».Неправильно переводить «без того, что у него есть образ». Нет, образ у этого есть, но мы не знаем его. Это достоверно установлено от Абу Ханифы.

و قال محمد بن الحسن الشيباني – صاحبه - :

И сказал ученик Абу Ханифы ибну Хасан аш-Шайбани:

: الأحاديث التي جاءت أن الله يهبط إلى سماء الدنيا

«Те хадисы, которые пришли к нам о том, что Всевышний Аллах спускается на ближнее небо»,

و نحو هذا من الأحاديث قد روتها الثقات

«и тому подобные хадисы, передают крепкие передатчики»,

فنحن نرويها

«поэтому мы передаем эти хадисы»

و نؤمن بها و لا نفسرها.

«и верим в них, и не коверкаем их».Не делаем им тафсир так, как не подлежит делать относительно этих Атрибутов. Не говорим, что имеется в виду не спускается Сам Аллах, а спускается Его Мощь, Милость или ангел. Что касается слов Мухаммада ибн Хасана аш-Шайбани, то это не достоверно от него, нет достоверного иснада к ученику Абу Ханифы Мухамаду ибн Хасану аш-Шайбани, чтобы он такое сказал.

و روِّنا عن عبدالله بن أحمد بن حنبل قال:

«И также пришло к нам от сына имама Ахмада ибн Ханбаля, АбдуЛлаха, что он сказал:

كنت أنا و أبي عابرين في المسجد

«Однажды я и мой отец» проходили мимо мечети».Проходили внутри мечети, с одного выхода к другому.

فسمع قاصّا يقص بحديث النزول

«И тут мой отец имам Ахмад услышал, как один из рассказчиков рассказывает хадис о том, что Всевышний спускается на ближнее небо»,

فقال: إذا كان ليلة النصف من شعبان

«Этот рассказчик сказал: «Когда наступает средняя ночь месяца Шаабан».Средняя ночь месяца Шабан, то есть 14, 15, 16.

ينزل الله إلى سماء الدنيا

«Всевышний Аллах спускается к ближним небесам»

بلا زوال

«без всякого исчезновения»,

و لا انتقال

«без всякого перехода сверху вниз»,

و لا تغير حال.

«и без всякого изменения Его положения или состояния».Так сказал рассказчик. В чем его ошибки? Во-первых, ошибка в том, что он сказал, что это происходит только в среднюю ночь месяца Шаабан. Хадис об этом недостоверный, что огранивается это только этой ночью и месяцем Шаабан. Во-вторых, он начал делать тафсир этому, чтобы люди не подумали, чтобы они не испугались, он начал говорить: «Он спускается без того, чтобы исчезнуть, он спускается, но Он никуда не переходит, ни сверху вниз, ни снизу вверх, и положение Всевышнего Аллаха при этом не изменяется.

فارتعد أبي

«Говорит сын имама Ахмада: «И тогда вздрогнул мой отец»,

و اصفر لونه

«и пожелтело его лицо»,

و لزم يدي

«и он крепко схватил мою руку»,

و أمسكته حتى سكن

«и тогда я сжал его руку и держал ее, пока он не успокоится»,

ثم قال: : قف بنا على المتخوض

«Потом сказал: Пойдем со мной, сходим к этому мутахауиду». «Мутахауид» - это тот, кто лезет в те вопросы, в которые никто его не просит лезть и говорит о вещах, о которых не говорили те, кто были до него.

فلما حاذاه قال ي

Наши рекомендации