Примерная схема оценки уровней выполнения
Уровень выполнения задания | Рассказ-описание | Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу |
«хороший» 4 балла | В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение Соблюдается оп ре-деленная логическая последовательность в описании признаков предмета (напр. ,от описания основных свойств — к второстепенным и др.) Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами),используются различные средства словесной характеристики предмета(определения, сравнения и др.) | Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу) доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном соответствует грамматическим нормам. |
«Удовлетворительный» 3 балла | Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности) смысловая незавершенность одной- двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний. | Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов не нарушающие общей логики повествования, некоторые языковые трудности в реализации замысла. |
«недостаточный» 2 балла | Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен — в нем не отражены некоторые (2-3),существенные признаки предмета, Отмечаются незавершенность ряда микротем возвращение к ранее сказанному, отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений. | Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена. |
«низкий» 1 балл | Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа - сообщения простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения Ребенок не в состоянии составить рассказ описание самостоятельно. | Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам, крайне беден по содержанию, «схематичен», продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования, допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа. |
.
Литература:
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
Обследование состояния связной речи детей с ОНР
(методика предложенная В.П. Глуховым)