Двенадцатый вид поклонения – исти’оса.
Ибн Кайим в своей книге «Бада’ил фаваит»: «Исти’оса – это просьба о спасении в трудную минуту, когда человека постигают горе и несчастья. Разница между ду’а и исти’оса (хотя это тоже ду’а) заключается в том, что раб совершает это поклонение (исти’оса) в момент трудностей и опасностей, чтобы избавиться от них и спастись. При этом человек возвращается к Аллаху полностью (истиккор) и испытывает твердую уверенность в том, что Аллах может ему помочь. Что касается ду’а, то его человек совершает всегда – и в трудную минуту, и когда у него все хорошо».
Т.е. исти’ана (дуга) – требование помощи у Аллаха постоянно (далель в суре «Фатиха» 5-ый аят). Намаз, в котором раб не просит о помощи Аллаха, не принимается (хадис «нет намаза без фатихы»). Исти’оса – требование помощи в момент наступления трудностей и испытаний.
Исти’оса делится на 4- е вида:
1. Первый вид – это когда человек обращается за помощью к Аллаху, которому одному под силу спасти и избавить от трудностей.
Шейх ат-Тамими в доказательство этого вида поклонения приводит суру «Анфаль» (9): «Вот вы попросили своего Господа о помощи и Он ответил вам: «Я помогу вам тысячью ангелов, следующих друг за другом (мурдифнн)»». Этот аят был ниспослан касательно битвы при Бадре (во 2-ом году хиджры в месяц рамадан, когда курайшиты в количестве 1000 человек напали на Медину и их количество превосходило количество мусульман в три раза). Умар ибн Хаттаб, радый Аллаху анху, в сборнике Муслим передает хадис: «В ночь перед битвой при Бадре Пророк, салаллаху алейхи уасалям (понимая, что кроме Аллаха им никто не поможет), подняв руки, делал дуга: «О Аллах, прошу Тебя исполнить обещанное! Если эти мусульмане (315 человек) погибнут, то не останется на этой земле никого, кто бы тебе поклонялся!» и он так, долго и настойчиво делал дуга, что с его плеч упала накидка. Подошедший сзади Абу Бакр поднял накидку и накинул ее на плечи Пророку, салаллаху алейхи уасалям, сказав после этого: «Иншалла, твой Господь так тебя не оставит!»».
2. Второй вид – это просьба о помощи у мертвых или живых, но не присутствующих рядом. Такой вид исти’оса является ширком! Доказательство на это в суре «Намль» (62): «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидание».
Аль Хамави в своей книге «натаиджи аль иртихаль вафаваиди самар си ахьяни карахади ал ашар» рассказывает об ученых, живших 300 лет назад, до начала призыва шейха ат-Тамими. Среди таких ученых был очень известный ученый по имени Айдарус из Йемена. Однажды в одном морском путешествии из Индии в Йемен на корабле в море поднялся шторм, который вызвал сильный страх среди людей. И тогда эти люди начали взывать о помощи к этому ученому, который в то время уже умер: «О Айдарус, айдарус помоги нам!». И тогда все увидели на палубе корабля этого Айдаруса, управляющего штурвалом, кторый обратился к людям со словами: «Спокойно, я вам помогу и я вас спасу!». Вот до чего довели себя люди, совершая такой страшный грех – большой ширк! Такого проявления ширка не было даже во времена Пророка, салаллаху алейхи уасалям. Мушрики того времени, находясь в море и попадая в опасные ситуации, забывали о своих идолах и тут же обращались к Аллаху напрямую, понимая, что только Он может спасти их. И только избавившись от опастности и выйдя на берег, они возвращались к своим идолам.
Шамсудин аль Аугани в своей книге пишет о том, что учеными мазхаба Абу Ханифы, выведено из Корана около 40 аятов, доказывающих, что обращение к мертвым за спасением, является большим ширком и большим куфром!
3. Третий вид – просить о помощи в трудную минуту у человека при наличии 4-х условий (хейун, хазирун, кадирун, сабабун). Такой вид требования помощи разрешается. Как приходит в суре «Касас» (15): «…Тот, кто был из числа его сторонников (израильтянин), попросил его (Мусу) помочь ему против того, кто был из числа его врагов (египтянин). Муса ударил его кулаком и прикончил…». Доказательство на разрешенность такой просьбы в том, что Муса, являясь посланником Аллаха, ответил на его просьбу. Если бы это было запрещено – то Муса, алейхи уасалят уасалям, запретил бы ему просить его о спасении.
4. Четвертый вид – просить помощи у человека, который живой, рядом, считаешь его причиной, но у него нет физической возможности (инвалид). Просить такого человека – это издевательство! Глупо просить инвалида, который не может ходить, спасти утопающего.
Ибн Теймия в своей книге «Фатауа» приводит слова великого ученого Абу Язида, который сказал: «Требование помощи в трудную минуту у человека, который не имеет физической возможности помочь (инвалид) можно сравнить с тем, как утопающий в море будет просить такого же утопающего о спасении».
Урок 23.