Благородный ум и подлый ум
Как в сферах политики и общественной жизни, так и в области духовных традиций одними людьми движет благородная мотивация, а другими – бытовые заботы. И очень важно, кого из них больше, – от этого зависят прогресс и деградация. Как говорят тибетцы, страну можно узнать по языку, а благородных людей или подлецов – по их поведению. По какому же поведению можно отличить людей друг от друга? Предположим, «благородный» путешествует вместе с «подлым» по засушливой местности в изнуряющую жару. Оба страдают от жажды, а потом приходят туда, где есть стакан воды. Если первым войдет «благородный», он выпьет полстакана, помня о том, что спутнику, который придет следом, тоже необходимо утолить жажду. Но если первым войдет «подлый», он выпьет воду залпом, а о другом и не подумает. И в сфере временного, и в сфере духовного очень важно иметь доброе сердце, думать не только о себе, но и о других.
С духовной точки зрения многих влекут поучения о том, что другие – важнее. Этот принцип трудно приспособить к правилам обычной мирской жизни, но можно хотя бы желать людям того же, чего желаешь себе: «Если я хочу чего-то хорошего и приятного, пусть это будет и у других». Такой уравнивающий взгляд принесет только пользу.
Кто правит?
Радости и неудачи в этом мире происходят, по сути, от ума человека. Ум – это царь, а тело и речь – лишь исполнители его приказов. Если ум склоняется к тому, что правильно, то тело и речь будут служить правде. Если ум направлен на зло – тело и речь будут служить злу.
Мы, обычные существа, слабо контролируем свой ум, на который влияют три фактора:
• кармические тенденции из прошлых жизней;
• мешающие эмоции;
• рассудочное мышление.
Наш ум вряд ли обладает большей свободой, чем ум маленького ребенка. Чтобы расти, становиться более зрелыми и свободными, необходимо медитировать или хотя бы развивать хорошее понимание того, что относится ко временной сфере, а что – к духовной.
Жадность и удовлетворенность
С точки зрения буддизма есть три сферы, в которых могут рождаться существа: сфера желания, сфера формы и сфера бесформенного. В свою очередь, сфера желания подразделяется на шесть классов. Люди тоже относятся к сфере желания. Вот почему они так ограничены страстью и привязанностью. С этой точки зрения жадность человека может быть направлена в две стороны: на него самого и на других.
Жадность, направленная на нас самих, проявляется в желании чем-то обладать. И как только мы получили то, что хотели, возникает сильное чувство собственности. «Это мой дом, мои вещи, моя семья». Жадность, направленная на других, возникает при виде чужих обладаний: «У них прекрасный дом, красивая машина и так далее. Мне тоже это нужно!»
В свою очередь, за жадностью следуют более сложные чувства, такие как ревность, гордость, стяжательство, агрессия, ненависть и так далее. Все вместе они становятся причиной бесчисленных бед и приводят к негативным действиям. Мы должны найти противоядие от жадности.
Это противоядие – удовлетворенность, способность быть довольным тем, что есть, и думать: «Мне достаточно, я счастлив тем, что имею!» Удовлетворенность – полезное качество и для бедных, и для богатых. Благодаря ей некоторые небогатые люди говорят себе: «У меня достаточно еды, мне есть что носить – я счастлив. Если у меня нет большего, то причиной тому, без сомнения, моя прошлая карма». Что касается богатых, они учатся не желать постоянно чего-то еще и, в особенности, не смотреть все время на тех, кто еще богаче. Благодаря удовлетворенности сами собой исчезают ревность, гордость и многие другие несовершенства. Будда сказал: «Удовлетворенность – величайшее из сокровищ. Никакое богатство не может сравниться с ним».
Богатый слуга
В Тибете рассказывают историю о купце, у которого была сотня дзо [22], и на каждом из них был вьюк, полный чая. Однажды он отдал треть груза одному из своих работников, заплатив ему тем самым за труд. Потребностей у работника было немного. Он не знал, что делать со всем этим чаем, и чувствовал, что имеет достаточно. Он жил счастливо, всегда был радостным, никогда не упускал возможности посмеяться. А вот купец постоянно переживал. Он боялся утратить свое имущество, жаждал получить больше, день и ночь строил планы, как расширить свое дело. И тогда слуга подумал: «Мой бедный хозяин постоянно беспокоится. Сто вьюков чая не делают его счастливым, он все время хочет еще. Мне же хватает на еду и одежду, и я счастлив. Мне действительно не нужна моя доля чая. Будет лучше вернуть ее хозяину. Возможно, ему станет легче».
Он разыскал хозяина и сказал ему: «Не беспокойся так сильно. Тебе нужно больше чая? На, возьми мою долю».
Этот слуга – пример удовлетворенности. Он всегда доволен тем, что есть, и неизменно счастлив!