Четвертый вид поклонения – упование (тауаккуль).
Тауаккуль – это упование на Аллаха! Это полная уверенность в том, что Аллаха ему достаточно, что только Он может его защитить, спасти, накормить, принести пользу или вред.
Имам Сулейман ибн Абдилля али Шейх в своей книге «тайсиру аль азизуль хамид фи шархи китабу таухид» очень хорошо раскрывает такой вид поклонения как тауаккуль: «Тауаккуль – это фарз! И поэтому мы должны быть искренними в этом поклонении – т.е. уповать только на Аллаха! Потому что тауаккуль является одним из великих и лучших видов поклонения. Тауаккуль – является высшей (верхней) степенью таухида! В полном виде выполняют этот вид поклонения особые люди, хауас – те, которые понимают таухид! Одним из 4-х качеств тех 70 000 мусульман, которые одними из первых войдут в Рай, является тауаккуль!».
Аллах во многих местах Корана упоминает о важности тауаккулля и степень важности этого вида гибада даже больше чем приказ на вуду и гусль. Аллах сделал тауаккуль шартом (условием) имана и ислама. Т.е. ислама и имана не будет – если отсутствует тауаккуль.
Ибн Кайим в своей книге «мадаридж саликин»: «Тауаккуль – это половина религии! Вторая половина – это инаба! Потому что религия – это истихана и гибада (просьба о помощи и поклонение), (как в суре «Фатиха», Аллах говорит, что Он разделил намаз на две части – в первой раб просит Его, во второй – Он помогает рабу). Просьба о помощи (исти ана) – это тауаккуль. А гибада – это инаба».
Аллах во многих местах Корана говорит, что любит мутауауккилей (уповающих на Аллаха). Как, например, в суре «Аль-Имран» (159): «…Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих». А в суре «Юнус» (84) мы находим доказательство на то, что тауаккуль – шарт ислама и имана (Ибн Кайим говорит об этом в своей книге): «Муса сказал: «О мой народ! Если вы уверовали в Аллаха (иман) и стали мусульманами (ислам), то уповайте на Него»». Т.е. если человек мусульманин и мухмин, то он должен совершать тауаккуль!
В чем заключается полнота и истинность тауаккуля? Может ли человек бездействовать и в то же время уповать на Аллаха? Нет, конечно же!
Абдурахман абуль Фарадж ибн Джаузий в своей книге «тальбиссу иблис» передает слова имама Сахль ибн Абдилля: «Кто не признает совершение дел (т.е. взятие причин), тот этим отрицает Сунну Пророка, салаллаху алейхи уасалям, кто оставляет тауаккуль – тот теряет иман». Отсюда мы понимаем, что тауаккуль и сабаб, т.е. упование на Аллаха и взятие причин должны быть всегда вместе!
Доказательство на это из Сунны в хадисе от Анаса ибн Малика (Тирмизи): «Один человек пришел к Пророку, салаллаху алейхи уасалям, и поинтересовался: «Как мне быть? Привязать верблюда или не привязывать и уповать на Аллаха?». На что Пророк, салаллаху алейхи уасалям, ответил: «Сначала привяжи верблюда и затем уповай на Аллаха!»». А также в хадисе от Умара ибн Хаттаб (Тирмизи, имам Ахмад с иснадом как у имама Муслима): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал: «Если вы будете уповать на Аллаха положенным образом, то Аллах будет давать вам ризык как птицам – утром они улетают голодные, а вечером они возвращаются сытые»».
Имам Мубарак Фури в шархе (Тирмизи) этого хадиса передает слова имама Ахмада: «Сердцем мы должны уповать на Аллаха, а телами совершать амалы. Т.е. мусульманину, уповающему на Аллаха, не положено сидеть дома и не работать». Многие мусульмане, используя этот хадис как оправдание для своего бездействия, ошибаются, неверно считая, что птицы ничего не делают, просто сидят в ожидании пропитания. Как говорит Пророк, салаллаху алейхи уасалям, в хадисе: «…утром они улетают…», а это и есть работа птиц. Аллах дал человеку больше разума, чем птицам, поэтому тем более он должен искать причины, двери ризыка Аллаха.
Еще один хороший хадис, побуждающий уповать только на Аллаха и действовать в поисках ризыка, в котором «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, говорил: «Для человека лучше самому идти с топором в горы и рубить дрова на продажу, чем просить кого-бы то ни было о помощи»».
Шейх Мухбиль: «У таблигов и суфистов есть такой сифат (качество) как таакуль. Не тауаккуль! Как они говорят – мы на все 100% , полностью уповаем только на Аллаха, не работаем, сидим дома и Аллах кормит нас. На самом деле они уповают не на Аллаха, а на человека. Когда они видят какого-то мусульманина, имеющего возможность помочь, они начинают ему жаловаться на отсутствие возможностей, побуждая его оказать им финансовую поддержку. На самом же деле, они просто красиво попрошайничают». Искать причину ризыка в попрошайничестве – не тауаккуль! Каждый, кто оставляет здоровую причину в поисках дверей ризыка, он нуждается в махлюк!».
Уповать на Аллаха и брать все причины – это манхадж всех посланников и пророков. Пророк Мухаммад, салаллаху алейхи уасалям, является имамом мутауаккилей (уповающих):
1. Во время битв Пророк, салаллаху алейхи уасалям, облачался в доспехи и шлем, зная, что его жизнь в руках Аллаха, тем не менее, брал защиту в доспехах;
2. Или как передает Айша, радыйаллаху анха, Пророк, салаллаху алейхи уасалям, старался обеспечивать дома годовой запас пропитания;
3. Пророк, салаллаху алейхи уасалям, совершая хиджру, принял все возможные меры предосторожности.
Муса, алейхи уасалят уасалям, восемь лет работал пастухом – чтобы получить право жениться, т.е. он не говорит, что если Аллах предопределил ему жениться, то он просто будет сидеть и ждать этого. Все пророки несмотря на свое положение – не оставляли ремесло, зарабатывали какой-нибудь профессией. Видя это, сподвижники пророков и посланников также следовали их сунне, брали причины, работали.
Имам Ахмад в своей книге «зухв», а также Аби Хатым: «Великий сподвижник Сальман аль Фарси занимался торговлей пшеницы в Мадайне (Ирак). На вопрос – почему такой великий сахаб занимается дуния, этот сподвижник объяснял свое занятие тем, что нафс тоже должен работать, чем-то должен быть занят».
Умар ибн Хаттаб, радыйаллаху анху: «Осваивайте профессии – ибо придет день, когда вы будете нуждаться в них».
Шейх ибн Усеймин делит тауаккуль на три вида:
1. Упование на Аллаха. Это один из великих видов гибада. Это вершина таухида!
2. Тауаккуль сирри. Скрытое упование на то, что не способно помочь – живые люди, аруахи, дерево, камни, джины, умершие праведники. Уповать на их помощь в ризыке, лечении, физической защите и тому подобном – является большим многобожием, ширк-акбар!
3. Тауаккуль ал-Алгейр. Упование на человека (также как раджа на человека) при условии, что он живой, он рядом, он имеет возможность, считать этого человека всего лишь причиной. В этом вопросе есть разногласия ученых. Шейх Усеймин, Шейх ибн Баз придерживаются мнения, что такое упование допустимо! Однако если человек забывает, что другой человек всего лишь причина, и начинает уповать на него, забыв об Аллахе – это становится ширк-акбар. Шейх Мухаммад Ибрахим (учитель шейх ибн База), муфтий шейх Абдульазиз Али шейх, шейх Салих Али Шейх в своей книге «Шарха Усулю ас Саляса» считает, что нельзя иметь такое упование. Т.е. когда этих ученых спросили, можно ли говорить: «Я уповаю на Аллаха, а потом на тебя как на причину», они запретили это, потому что тауаккуль, по их мнению, – это гибада. Также как нельзя сказать: «Я поклоняюсь Аллаху, а потом тебе».
Важная польза – лучше избегать выражений в буквальном смысле таких как «я уповаю на тебя», обращаясь к какому-либо человеку. Можно использовать такое выражение, как «аль-уакаля», что в переводе означает как поручение, довериться посреднику. Как Пророк, салаллаху алейхи уасалям, зарезав 63 верблюда, попросил Али, радыйаллаху анху, зарезать остальных 37 за него. Или человек может попросить кого-либо передать свой садака или долг кому-либо, обеспечив его соответствующими финансами. А также как пророк Аюб, алейхи уасалят уасалям, поручил своим сыновьям поиски младшего сына Юсуфа, алейхи уасалят уасалям.
Урок 17.