Перевод: Малики Ибрагимовой 6 страница
Муфаззал был настолько любим имамом, что однажды его светлость сам сказал ему об этом: «Я люблю тебя и тех, кто любит тебя».[473]
Имам Казим про Муфаззала всегда говорил, что он его истинный друг и его успокоение.[474] А когда Муфаззал умер, имам сказал: «Да помилует его Господь, он был мне отцом после отца, а теперь его душа успокоилась».[475]
Мученическая смерть имама
Жестокий Аббасидский халиф Мансур Даваники, поистине, был тираном. Он постоянно нанимал людей для слежки за имамом Садыком и много раз подвергал его светлость мучениям и, намереваясь убить, много раз приводил к себе. Но так как это не было суждено, его гнусная цель не была достигнута. Имам Казим рассказывает: «Как-то раз Мансур потребовал к себе моего отца, чтобы убить его и даже приготовил всё для этого. Он сказал одному из своих придворных, что когда войдёт Джа’фар ибн Мухаммад и я стану разговаривать с ним и в разговоре хлопну в ладоши, ты отрубишь ему голову».
Имам вошёл, как только Мансур увидел его невольно встал с места и поприветствовал его светлость и сказал, что побеспокоил его и позвал для возврата долгов. Мансур радушно начал расспрашивать имама о состоянии его близких и, обратившись к Раби’, сказал: «Через три дня отправь его к семье».[476]
И всё-таки Мансур не вынес существования имама, имамат которого распространился во всех исламских землях. В месяце шаввал в 148 году лунной хиджры он отравил его светлость и 25 шаввала в 65 летнем возрасте имам покинул этот мир. Его пречистое тело было предано земле на кладбище Баки’ рядом с могилой отца.[477]
С гибелью имама Садыка из пророческой семьи история человечества и Ислама потеряла драгоценную жемчужину, и если бы не было шести следующих из его рода имамов, несомненно, мы бы сказали:
«Мир больше не породит до дня Воскресения такого великого человека».
Приветствие Аллаха, ангелов, добродетелей и праведников его святой душе!
Последнее завещание имама
Абу Басир, один из сподвижников имама Садыка рассказывает: «После смерти имама я пришел в их дом, чтобы выразить соболезнование его супруге Умм Халиде. Мы оба горько заплакали под тяжестью невосполнимой утраты. Она сказала мне: «О, Абу Басир! Если бы ты был рядом в тот момент, когда он покидал мир, был бы удивлен тем, что имам, приоткрыв глаза, сказал: «Позовите всех родных ко мне», и когда все собрались, он изрёк свои последние слова: «Заступничество наше не распространится на пренебрегающих намазом!»[478]
Несколько изречений имама
Итак, в завершении нашего повествования обратим ваше внимание на несколько изречений имама Садыка в надежде, что его слова оставят след и осветят сердца, укрепят веру и станут путеводными в наших деяниях.
· Мусульманин, который откликнется на просьбу брата-мусульманина, подобен совершающему джихад на пути Аллаха.[479]
· Все полезные знания человечества, которые я познал, заключаются в четырёх вещах:
1 – в познании Бога;
2 – в том, чтобы знать о милостях, которыми одарил тебя Господь;
3 – в знании о том, что желает от тебя Господь (твоя обязанность перед Богом);
4 – в осведомленности о том, что может сбить тебя с пути религии.[480]
· Четыре качества Пророков это следующие:
1 – благодетельство;
2 – щедрость;
3 – терпение и стойкость;
4 – не нарушение прав правоверных.[481]
· Правоверный постоянно находится между двумя опасностями: между страхом [наказания] за совершенные грехи, ибо не знает, что предпримет Аллах в отношении их, и между опасением совершать грехи в дальнейшей жизни, ибо не знает, каким испытаниям он подвергнется. И дни и ночи он проводит в этом страхе, и именно этот страх совершенствует его.[482]
· Ни один раб Божий не достигнет полного совершенства веры, коли не будет:
1 – осведомлен в религии;
2 – вести размеренный образ жизни;
3 – проявлять стойкость и терпение в бедах и трудностях.[483]
· Трое человек познаются в трёх обстоятельствах:
1 – сдержанные – в гневе;
2 – мужественные на войне;
3 – братья в нужде.[484]
· Горожане любого города нуждаются в трёх людях, к которым бы обращались с вопросами, касающимися этой и другой жизни: богобоязненный законовед, благожелательный правитель и опытный врач, которому они доверяли бы.[485]
· Корни всякого блага это – мы, и все блага произрастают из наших ветвей. Единобожие, пост, подавление гнева, прощение тех, кто причинил зло, милосердие к нуждающимся, хорошее отношение с соседями, и признание хороших качеств тех, кто ими обладает и это всё считается добродетелью. А враги наши – всякое зло, произрастающее из всего плохого и низкого. И из их числа - ложь, жадность, злословие, разрыв дружеских отношений, ростовщичество, посягательство на имущество сирот, нарушение границ дозволенного, установленных Богом, совершение преступления явно и тайно, прелюбодеяние, воровство и т.п. Лгут те, которые называют себя нашими последователями, а сами хватаются и повисают на ветвях наших врагов.[486]
ИМАМ КАЗИМ
(да будет мир с ним!)