Принимаются ли во внимание в вопросах вероубеждения хадисы аль-ахад?
http://bibliotekaislama.wordpress.com/2013/01/11/%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%b0%d1%8e%d1%82%d1%81%d1%8f-%d0%bb%d0%b8-%d0%b2%d0%be-%d0%b2%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%b2-%d0%b2%d0%be%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%81%d0%b0%d1%85/ )
Второе то, что необходимо отметить – то, что подавляющее большинство контекстов об атрибутах Всевышнего Аллаха, Свят Он и Возвышен, хоть они и являются хадисами, подавляющее большинство этих хадисов мутаватир, и не являются ахад, то есть они постоянно используют это правило – это ахад, это ахад. Любой хадис, который бы они не встретили, они говорят «ахад» и начинают его отвергать или истолковывать. Вместе с тем, что какой бы ты хадис об атрибуте не взял, ты увидишь, что имамы этой общины говорят, что этот хадис пришел по форме мутаватир или как минимум «машхур», машхур – это между ахад и между мутаватир тем более у ханафитов. Значит второе опровержение в чем строится? В том, что большинство хадисов об атрибутах Всевышнего Аллаха, Свят Он и Возвышен, являются мутаватир и не являются ахад, даже если бы мы с ними согласились с тем, что ахад не берется в акыду. Мы говорим – а что вы будете делать с этим подавляющим большинством хадисов, которые являются мутаватир, то есть его как вы будете отвергать? Говорим, мутаватир либо словом, то есть слово пришло в форме мутаватир, либо пришло в смысле, то есть маана передается одинаково от многих сподвижников или от многих передатчиков. Или как мы сказали, как минимум машхур, а известно у ханафитов, а конкретно у матуридитов машхур – это такие хадисы, которые вселяют туманина – спокойствие, так они говорят, вселяют спокойствие в душе и уверенность в сердце, то есть такое знание или такой вывод берется из хадисов машхур, на котором они успокаиваются и могут взять эти хадисы в идеологию. И посмотреть то, что ахбару ахад, если они дошли до уровня машхур, то, что они берутся в акыду, или является таким знанием, на котором успокаивается сердце и достигается уверенность, это разъясняется в следующих книгах матуридитах: в книге «Мухтасар аль-хисами» с его шархом «Лиль мавляви», стр.284-290, также книга «аль-Манар» с его шархом «Кашфуль-Асрар»,стр.5-14, также книга «ат-Тамких» с его шархом «Таудых», с его шархом «Таулих»,2т.стр.2-3, также в книге «Фатхуль-Гъафар», которая является шархом на книгу «аль-Манар», Ибн Нуджейма, 2т.76-79стр.
Более того известный ханафитский имам аль-Джассас, известный муфассир заявил, что машхур является одним из подразделений мутаватир и похожее высказал ас-Саркаси, тоже один из ханафитских имамов – то, что машхур входит в число хадисов мутаватир. Ясно? То есть большинство ханафитов разделяет между мутаватир и ахад, и говорят – посередине машхур, а некоторые ханафиты говорят, что машхур входят в категорию мутаватир. Поэтому мы обращаемся к ним и говорим – если вы говорите ахад, ахад, даже если мы с вами согласимся, то говорим, что большинство хадисов, в которых говорится об атрибутах Всевышнего Аллаха, приходит по форме мутаватир или как минимум машхур и лишь редкие вопросы, в которых говорится об атрибутах Всевышнего Аллаха могут приходить по форме ахад. Что касается мнения ас-Саркаси, то оно приводится в книге «Усуль ас-Саркаси», 1т.328стр.
Третье опровержение – мы говорим: даже если мы согласимся с тем, что хадисы, в которых говорится об атрибутах Всевышнего Аллаха приходят по форме ахад, то все равно они указывают нам на убеждение, а не просто на предположение. Почему? Потому что эти хадисы соответствуют тому, что пришло в Куране, то есть что бы ни пришло в Куране – это же есть в хадисах, большинство что есть в хадисах - приходит в Куране. Поэтому имамы прошлого делали как ? Как допустим имам аль-Бухари, также те, которые до него, а также те, которые после него. Они приводили главу о каком-то атрибуте, затем приводили аяты, затем приводили хадисы, то есть не ограничивались только хадисами, но обязательно приводили аят, а потом хадис или хадис - потом аят иногда для того, чтобы показать, что хадис поддерживается аятом или то, что этот хадис не противоречит аяту, поэтому даже если мы скажем, что они ахад, то это ещё не означает, что они несут за собой лишь предположение, потому что в данном случае их выводы совпадают с тем, что приходит в Куране. Поэтому сказал шейх шейхов Бухари, которого звали Салям ибн Аби Мутыа, его назвал крепким имам Ахмад, а также другие. Он сказал: «Горе им (то есть философам)! Что они отвергают из этих хадисов?! Клянусь Аллахом, они не встретят в этих хадисах ничего, кроме как в Куране есть то же самое(в Куране есть подтверждение этого). Говорит Всевышний Аллах: «Поистине, Аллах – Слышащий, Видящий», «И предупреждает вас Аллах от Самого Себя. И вся земля будет в Его пригоршни в Судный день, а все небеса будут скручены Его правой Рукой», «Что не позволило тебе сделать поклон тому, кого Я создал своими обеими Руками», «И говорил Аллах с Мусой разговором», «Милостивый вознесся над Троном». И не переставал читать эти аяты Салям ибн Аби Мутыа, начиная с асра до самого магриба. То есть это о чем тебе говорит? Если даже мы согласимся и скажем – хорошо, пусть они будут ахад, но они дают нам убеждение, потому что то, что в них подтверждается тем, что в Куране, а Куран является каким? Мутаватир. Это из книги «Фатхуль-Бари» Ибн Хаджара, 13т.359стр., то есть этот асар приведен там.
Четвертое опровержение – Мы согласны с тем, что если пришел хабару ахад и у него нет никаких подкрепляющих моментов, которые бы указывали на его крепкую силу, то возможно, что он выдает только предположение, но говорим, что те хадисы, в которых идет речь об атрибутах Всевышнего Аллаха, они подкрепляются второстепенными усиливающими факторами, которые усиливают этот ахад так, что он доходит до уровня, выдающего убежденность и знание, а не просто предположение и из этих укрепляющих факторов – конкретно перечислил их и указал на них Ибн Хаджар в своей книге «Нузрату назр», сказал: «Если хабару ахад укрепляется различными усиливающими факторами, то он несет убежденность и знание, а не просто предположение», и перечислил некоторые из них, сказал: «как например, если хадис приводится у аль-Бухари и Муслима», потому что известно, что если хадисы приходят у аль-Бухари и Муслима умма приняла их с согласием, с тем, что все эти хадисы являются достоверными, говорит: «если такой хадис приходит у Бухари и Муслима и никто из прошлых имамов не подверг их критике. И между двумя разными хадисами нет противоречия в смысле, тогда этот хабару ахад несет в себе убежденность, а не просто предположение». И нужно отметить, что большинство атрибутов Всевышнего Аллаха, которые устанавливаются в хадисах, устанавливаются хадисами, которые приводятся у аль-Бухари и Муслима, не подвержены критике и нет между ними никакого противоречия. Значит они из ахад, даже если мы скажем, что они не дошли до мутаватир и не дошли до уровня машхур, но из ахад, которые подкрепляются усиляющими факторами. Говорит: «или второе – если хадис в форме машхур и у него есть несколько различных иснадов, то есть от совершенно различных людей так, что в этих иснадах нет слабости». Это тоже ахад, но который поднимается до уровня того, который выдает тебе знание и убежденность. Или говорит, если хадис передается в иснадах которого имамы (один имам передает от другого, другой имам передает от третьего – имамы своего времени передают этот хадис в иснаде) – это говорит о том, что этот хадис в высшей степени достоверный и доходит до уровня, выдающего тебе убежденность, и знание, а не просто предположение. Или если умма приняла этот хадис принятием и согласилась на том, что на этом хадисе строится акыда, на нем строится действие и тому подобное, как например все практически хадисы из аль-Бухари и Муслима. Хадисы аль-Бухари и Муслима приняты этой общиной и они согласились с достоверностью этих хадисов и не соглашались с достоверностью этих хадисов только шииты, рафидиты и им подобные заблудшие течения. Значит четвертое опровержение в чем заключается? В том, что ахад, даже если он из той категории, что не дошел до уровня машхур, то есть по количеству иснадов и не дошел до уровня мутаватир по количеству иснадов, но по силе иснада и из-за присутствия различных усиливающих факторов – он доходит до уровня сильно достоверного так, что из него он берет убеждение и у него сердце успокаивается. То есть тебе приходит иснад – Ахмад, Шафии, Малик, один имам передает от другого имама, у тебя убежденность, что эти хафизы, имамы не допустили ошибку в хадисе, который состоит из пяти или из шести слов, то есть твое сердце успокаивается на принятии этого хадиса, или приходит у аль-Бухари и Муслима – 1000 лет эти два сборника под постоянным пристальным вниманием различных хафизов, критиков и никто этот хадис не критиковал не со стороны иснада, не со стороны матна, потом приходят какие-то нововведенцы и говорят – это ахад, мы это не принимаем в акыду. Мы говорим – нет, мы принимаем и это является убежденностью и нашим знанием, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, эти слова подтвердил. И для того, чтобы указать до конца на достоверность этого, приведем список или перечисление некоторых лидеров ашаритов, а также матуридитов, которые сами соглашались с тем, что если приходит хадис ахад, не доходящий до уровня машхур, не доходящий до уровня мутаватир, но если его окружают усиливающие факторы второстепенные, что он выдает убежденность и он выдает знание, это было мнением многих ашаритов и многих матуридитов, из этих ашаритов их имамы, как, например, Абуль-Маали аль-Джувейни, как в этом сказано в книге «ат-Такрир уат-такбир»,2/268, а также в книге «Тейсируль-тахрир»,3/76, также аль-Газали в книге «аль-Манхуль»,245, также в книге «Тейсируль-Тахрир»,3/76, также Фахруддин ар-Рази в книге «аль-Махсуль»,2/402-403, также известный ашарит Сайфуддин аль-Амуди в книге «аль-ихкам усуль-ахкам»,2/48-49, также аль-Иджди, автор шарха на книгу «Мухтасар аль-Мунтаки аль-усули», 2/56, также Ибн Хаджар аль-Асколяни в своей книге «Нузхату назр»,26-27, более того из его слов понимается, что в этом вопросе не противоречил никто из приверженцев истины,что касакется матуридитов – то этого мнения придерживался ат-Тафтазани, который говорил, что хабару ахад не принимается, он говорил, что если он усиливается второстепенными факторами, то он принимается в вопросы акыды, это из его книги «Хашия» на шарх «Мухтасар аль-Мунтаки Усули»,2/56 также, также Камалюд-дин ибн Хумам, один из лидеров матуридитов, как это приходит в книге «Тахрир» с его шархом «ат-Такрир»,2/268 и также ученик этого Камалюддина ибн Хумама – Ибн Амир аль-Хадж аль-ханафи, как это приходит в книге «ат-Такрир уат-такбир» - шарх «ат-Тахрир»,2/268, то есть все эти перечисленные имамы ашаритов и матуридитов соглашались с этим.
Остается лишь подвести итог и сказать – то, что большинство атрибутов Всевышнего Аллаха, Свят Он и Возвышен, приходят в контекстах мутаватир либо в аятах, либо в хадисах мутаватир или как минимум машхур, дальше, если они приходят в контекстах ахад, то либо их смысл подтверждается тем, что пришло в Куране, либо в хадисах мутаватир, либо они подкрепляются усиливающими факторами – дополнительными, которые усиливают силу этих хадисов. С этой основой матуридитов разобрались.
Субханака, Аллахумма, уа бихамдика, нашхаду алля иляха илля Анта, уа настагфирука уа натубу иляйкя.