Quot;аль-Кауа'ид уаль-усуль уль-джами'а".
С Именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Вопросы, на которые необходимо знать ответы, после изучения книги
quot;аль-Кауа'ид уаль-усуль уль-джами'а".
общее вступление перед изучением книги:
1. Как называется книга, и как зовут ее автора?
2. Когда шейх ас-Са'ди написал эту книгу, и влияет ли этот факт на качество и научный уровень книги?
3. Автор назвал эту книгу "Правила и основы", вместе с тем, что ни в одном из названий правил он не говорит: "основа", но всегда использует слово "правило". Так как же нам отличить, что в этой книге является "правилом", а что "основой"?
4. Каково количество правил книги?
5. Мы указали на то, что правила этой книги не одинаковы, но их можно разделить на три вида – что это за виды?
6. Мы указали на то, что шейх ас-Са'ди не поместил в эту свою книгу сразу два вида правил, которые зачастую упоминаются в книгах правил фикха. Что это за два вида правил?
вступление шейха ас-Са'ди:
7. Кто из обладателей знания выявил особую заботу о "вступительном слове" (хутбат уль-хаджа)?
8. Автор разъяснил то, что эта наука состоит из двух составляющих – "точки объединения постановлений" и "точки разъединения постановлений" – как это понять? Приведи примеры.
9. Что значат эти слова: "Шариат не разделяет между равными понятиями, и не объединяет разные"?
правило 1 - шариат приказывает лишь то, польза чего абсолютна или превышающая, и запрещает то, вред чего абсолютен или превышающий:
10. Разъясни смысл этого правила в общем.
11. Мы упоминали о том, что данное правило состоит из трех частей. Что это за части, и каждая ли из них упомянута в этой книге?
12. Кто из ученых сказал о том, что к этому правилу возвращаются все остальные правила? А кто сказал о том, что на этом правиле строится весь шариат?
13. Каковы доводы на это правило? И есть ли разногласия относительно этого правила?
14. Возможно ли наличие "абсолютного блага" и "абсолютного вреда"? А возможно ли наличие объекта, польза и вред которого равны?
15. Мы говорили о том, что данное правило построено на идеологическом вопросе – обусловливаются ли действия Всевышнего Аллаха мудростью или нет? Какого мнения придерживаются приверженцы Сунны в этом вопросе, а какого те, кто противоречит им?
16. Является ли верным деление прав – на права Аллаха и права его рабов?
17. Автор книги упомянул сразу три примера на то, как запретное явление становится узаконенным из-за превышения пользы. Вспомни эти примеры.
18. Есть два важных явления, на которые нужно обращать внимание при столкновении пользы и вреда. Что это за два явления?
правило 2 - средства берут постановление целей:
19. Упомяни примеры на это правило.
20. Мы говорили о том, что "средства" бывают двух видов. Что это за виды, и какой из них имеет отношение к этому правилу?
21. В чем аргументация слов того, кто говорит, что данное правило распространяется на половину шариата?
22. Мы упомянули сразу несколько правил, которые параллельны этому правилу, и говорят о той же теме. Что это за правила?
23. Правильно ли будет сказать, что возвращение с коллективного намаза несет постановление обязательности? И что значит правило: "завершительные моменты и добавки берут постановление целей"?
24. Чем аргументируется то, что Всевышний награждает за жажду и усталость на пути Аллаха, вместе с тем, что это не из действий раба?
25. Как берется обязательность требования знания из этого правила?
26. Каково постановление зарабатывания на жизнь?
27. Каким образом правило: "прикрытие путей к запретному" связывается с этим нашим правилом? Упомяни некоторые полезные моменты, которые мы упоминали о правиле "прикрытие путей к запретному".
28. Каким образом правило: "аннулирование злостной хитрости" связывается с этим нашим правилом? Упомяни некоторые полезные моменты, которые мы упоминали о правиле "аннулирование злостной хитрости".
29. Правильно ли слово о том, что понятие "обет" является исключением из этого правила? И есть ли в шариате другие понятия, кроме обета, которые несут постановление запретности, но, вместе с этим, их совершение приводит к обязательному действию?
правило 3 - сложность несет за собой облегчение:
30. Как используется слово "шариат" на языке обладателей знания?
31. Можно ли сказать, что любая сложность несет за собой облегчение в шариате?
32. Упомяни виды "послаблений", которые имеются в шариате?
33. Мы говорили о том, что разговор об этом правиле вытекает из двух положений – упомяни их?
34. Упомяни некоторые доводы на это правило?
35. Упомяни некоторые примеры, указывающие на легкость этого шариата, в общем.
36. Упомяни некоторые примеры, указывающие на то, как шариат приходит с облегчением при возникновении сложности.
правило 4 - обязанность связана со способностью, нет обязанности при неспособности, и нет запрета при вынужденности:
37. Мы говорили о том, что "способность" бывает двух видов? Что это за виды, и какой из них подразумевается в этом правиле?
38. Упомяни некоторые доводы на это правило?
39. Какие условия должны соблюдаться для того, что правило "при вынужденности запретное становится разрешенным" работало верным образом?
40. Каков смысл правила: "вынужденность измеряется по ее размеру"? Упомяни разногласие и правильное мнение в вопросе: "может ли человек в состоянии крайнего голода кушать мертвечину досыта"?
41. Упомяни некоторые примеры на это правило из тех, которые упомянул автор.
правило 5 - шариат строится на двух основах - искренность перед Аллахом, следование за посланником Аллаха:
42. Разъясни смысл этого правила, в общем.
43. Упомяни некоторые примеры на это правило.
44. Объемлет ли это правило всякие дела и действия, или из него есть исключения?
правило 6 - основа в поклонениях - запрет, а в обычаях – разрешенность:
45. Упомяни некоторые доводы на это правило.
46. Что такое "настоящее нововведение" (хакыкыя) и "нововведение добавочное" (идафия)? Какая разница между этим и этим? Упомяни примеры.
47. Мы упомянули о том, что дело человека должно совпадать с 6 факторами, а иначе, оно будет называться "добавочным нововведением" (идафия). Что это за 6 факторов?
48. Может ли совершение каких-то бытовых деяний вылиться в религиозное нововведение?
правило 7 - таклиф - условие обязательности поклонений, различение - для их действительности, рушд - для распоряжения, владение - для благотворительности:
49. Разъясни смысл этого правила, в общем.
50. Мы говорили о том, что мукалляф с той стороны, что распространяются ли на него шариатские приказы, а так же, действительны ли его деяния, бывает нескольких видов. Что это за виды?
51. Есть ли единый возраст, по достижении которого, ребенок считается достигшим возраста различения (тамйиз)?
52. Посредством чего ребенок достигает совершеннолетия?
53. Автор, в довод на то, что действия ребенка возраста различения считаются действительными, привел то, что шариат устанавливает необходимость приказывания ему намаза и разных поклонений, на которые он способен, и даже необходимость бить его за это, в целях воспитания. В чем суть этой аргументации?
54. Что значит то, что хадж и 'умра, совершенные ребенком возраста различения, считаются действительными?
55. Почему имущественные поклонения (такие, как закят, обязательное содержание, искупительные действия) являются исключением из общих правил о поклонениях так, что являются обязательными даже для ребенка и сумасшедшего?
56. Что значит "полноценность разума" (рушд) в имущественных действиях?
57. Почему шариат установил необходимость полноценного разума (рушд) в имущественных действиях?
58. Мы говорили о том, что "накладывание ареста" (хаджр) в имущественных вопросах может быть для пользы самого же того, на кого этот арест наложили, а иногда для пользы других людей. Упомяни примеры на это.
59. Какой довод на то, что имущественная благотворительность является действительной только в том случае, если совершающий ее является владельцем этого имущества?
60. Мы говорили о том, что "доверенный" (амин), а также "опекун" (уали) могут быть установлены шариатом, а некоторые из видов этого могут быть установлены самим владельцем права. Упомяни примеры на это и на это.
правило 8 - постановления шариата претворяются в жизнь при наличии условий и столпов, и отсутствии запретительных факторов:
61. Разъясни смысл этого правила, в общем.
62. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них.
63. С какой стороны данное правило способствует правильному пониманию шариатских контекстов об "обещании" (рая) и "угрозы" (огнем)?
64. Как понять то, что за преднамеренное враждебное убийство в Коране установлен вход в Ад и вечное пребывание в нем? Ответь, опираясь на это правило.
правило 9 - любое постановление шариата, которое не определено конкретными границами, возвращается к обычаям людей:
65. Дай определение "обычаю" ('урф) в арабском языке и терминологии ученых.
66. Мы говорили о том, что "обычай" бывает разных видов по разным аспектам. Упомяни все это.
67. Автор упомянул важный момент, только при соблюдении которого, шариатские постановления возвращаются к обычаям людей определенной местности. Что это за момент?
68. Почему при исполнении некоторых шариатских приказов мы возвращаемся к обычаям людей, не лучше ли оставить это в неопределенных границах, как это внешне оставлено шариатом?
69. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них.
правило 10 - во всех претензиях и заявлениях - заявитель обязан представить доказательство, а ответчику достаточно поклясться:
70. Мы говорили о том, что претензии и заявления людей в основном связаны с четырьмя вещами. Что это за вещи?
71. Что имеется в виду под "доказательством" (бейина) в этом правиле? Дай определение понятию "клятва".
72. Мы упомянули четыре (4) вида клятв – что это за виды?
73. Как нам различить между тем, кто является заявителем, а кто ответчиком?
74. Какова разница между "претензией" (заявлением) (да'уа), самопризнанием (икрар) и свидетельством (шахада)?
75. Упомяни доводы на это правило.
76. Что значит "решающее слово" в Словах Аллаха: "И Мы даровали ему мудрость и решающее слово"?
77. Автор упомянул о том, что суровость условий, предъявляемых к свидетельству, зависит от того, относительно чего свидетельство произносится. Упомяни некоторые степени свидетельств в этом ракурсе.
78. Как поступать в такой ситуации, когда от человека требуется сложная клятва – отвечать на это, или отказаться?
79. Требуется ли клятва от всякого ответчика, даже если он будет грешником или неверным? Упомяни некоторые доводы.
80. Является ли клятва обязательной от ответчика в любом заявлении и претензии относительно прав людей? А как дело обстоит, если вопрос касается прав Аллаха?
81. Является ли обязательной клятва даже относительно того заявления, ложность которого понятна органами чувств и обычаями природы?
82. Что считается доказательством в имущественных вопросах?
83. Что значат слова автора: "описание заменяет собой свидетельство относительно такого имущества, которое в руках того, кто не заявляет о своем праве и владении на него"?
правило 11 - убежденность не отменяется из-за сомнения, и основа в вещах, что они остаются на своем месте, пока не будет доказано обратное:
84. Разъясни смысл этого правила, в общем.
85. Упомяни доводы на это правило.
86. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них.
правило 12 - любые сделки взаимной выгоды, а также сделки благотворительности, обусловливаются взаимным довольством:
87. Упомяни определение "договора" ('акд), а также "взаимно выгодной сделки" (му'ауада), и благотворительности (табарру'). Приведи примеры.
88. Упомяни доводы на это правило.
89. Мы говорили о том, что разрыв договора (фасх) может быть добровольным, а может быть принудительным. Приведи пример.
90. Может ли договор быть действительным внешне и недействительным внутренне?
91. Что значат слова автора: "И исключением из этой общей основы является тот, кто был принужден к договору или его разрыву по праву". Когда принуждение бывает по праву? Приведи примеры на принуждение по праву.
92. Как мы можем познать и различить довольство, вместе с тем, что это скрытое явление?
правило 13 - ответственность за порчу имущества на одинаковых основаниях несут невежда, забывший и совершивший преднамеренно:
93. Что такое "невежество", "ошибка" и "забывчивость"? Какая разница между этими понятиями?
94. Когда предмет считается испорченным?
95. Единогласны ли ученые относительно этого правила, или у них есть в нем разногласие?
96. Как ошибающийся и забывший могут нести ответственность, если это прощено в нашем шариате?
97. Можно ли сказать, что за любую порчу имущества накладывается ответственность, даже если это из прав Аллаха?
правило 14 - доверенное лицо не возмещает ущерба за порчу, кроме как при легкомыслии и вине, а несправедливый возмещает в любом случае:
98. Единогласны ли ученые относительно этого правила, или у них есть в нем разногласие?
99. Упомяни доводы на это правило.
100. Дай определение понятию "доверенный" (амин) и понятию "несправедливый" (залим). Приведи примеры на это и на это.
101. Почему, если гибель имущества произошла в руках "доверенного лица", он не несет за это ответственности, кроме как если допустил вину или попустительство?
102. Какая разница между "виной" (переход границ) и "попустительством"?
103. Исключается ли из этого правила тот, кто взял предмет на безвозмездное временное пользование, или он также не несет ответственности за порчу и гибель предмета, как и другие доверенные? Упомяни разногласие в этом вопросе.
104. Сказал автор книги: "Поэтому, причин возложения ответственности – три". Упомяни эти три причины.
правило 15 - вред окружающим запрещен в любом случае, есть ли от этого вреда польза вредящему, или нет:
105. Что значат слова хадиса: "Ля дарара уа ля дырар"?
106. Можно ли сказать, что следующая фраза является абсолютно верной: "Человеку запрещено осуществлять на своем участке то, что приносит вред соседу"?
107. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них.
правило 16 - справедливость обязательна во всем, а то, что выше этого – желательно:
108. Является ли это правило широко известным в книгах о правилах фикха?
109. Что значат понятия "справедливость" ('адль) и "то, что выше этого" (фадль) в этом правиле?
110. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них.
111. Автор вывел из этого правила то, что люди бывают трех уровней: справедливый, опережающий других и несправедливый. Что это означает?
правило 17 - тот, кто поторопится с чем-либо до его времени, будет наказан отсутствием желаемого результата:
112. Единогласны ли ученые относительно этого правила, или у них есть в нем разногласие?
113. Какое мнение является верным в вопросе ошибочного убийства наследодателя – наследует ли убийца от своего наследодателя в этом случае?
114. Наследует ли убийца, который убил своего наследодателя в споре, не имея намерения ускорить получение наследства.
115. Какое мнение является верным в вопросе убийства получателем завещания своего завещателя, а также рабом своего хозяина, который обещал ему освобождение после смерти (т.е. после смерти хозяина) – получают ли они имущество по завещанию, и претворяется ли в жизнь освобождение раба? Приведи довод.
116. Какое мнение является верным в вопросе о том, когда человек, находясь в предсмертной болезни, развел свою жену, с намерением лишить ее наследства? Наследует ли она от него?
117. Как мы говорим о том, что тот, кто совершал что-то из следования своим желаниям и страстям, лишится возможности приближаться к этому в раю, вместе с тем, что в раю будет все, что пожелает душа человека?
правило 18 - возмещение ущерба за то, у чего есть подобие, производится подобием, а иначе ценой:
118. Какова разница между понятиями "ценность предмета" (кыйма) и его "цена" (саман)?
119. Почему, если человек погубил то, у чего есть подобие, он должен вернуть именно подобием, а не ценой?
120. Что значит "то, у чего есть подобие" (мислий) и "то, что можно оценить" (мутакаууам)?
121. Упомяни некоторые доводы на это правило.
122. Упомяни некоторые примеры на это правило.
правило 19 - если невозможно определить назначенную цену, то ценой становится цена среднерыночная:
123. Какая разница между этим правилом и прошлым?
124. Какая разница между "названной, обозначенной ценой" (мусамма) и "ценностью" предмета (кыйма)?
125. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них.
126. Почему при невозможности определить обговоренную цену мы возвращаемся к "ценности" предмета, а не к чему-либо иному?
правило 20 - если невозможно установить обладателя права или вещи, он считается несуществующим:
127. Разъясни смысл этого правила, в общем.
128. Это правило несет в себе важное ограничение – упомяни его.
129. Мы говорили о том, что достижение имущества человеком не может выйти за два пути – как это понять?
130. Работает ли это правило, если речь идет о таком имуществе, которое оказалось в руках человека запретным путем?
131. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них.
правило 21 - превышающая неизвестность, а также азарт - запрещены, как в сделках, так и в соревнованиях:
132. Дай определение понятию "риск, неизвестность" (гарар) и "азарт" (мейсир).
133. Как поступать, если неизвестность (гарар) незначительна? Приведи примеры.
134. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них.
135. Как может проявиться азарт (мейсир) в соревнованиях?
правило 22 - перемирие действительно между мусульманами, если оно не запрещает разрешенное и не разрешает запретное:
136. Дай определение понятию "перемирие" (сульх).
137. Что значит "перемирие действительно" (джаиз), и означает ли фраза "между мусульманами" то, что перемирие между мусульманами и многобожниками недействительно?
138. Упомяни виды перемирия (сульх).
139. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них.
140. Приведи пример на запретное перемирие.
правило 23 - мусульмане обязаны соблюдать условия, кроме тех условий, которые запрещают разрешенное и разрешают запретное:
141. Автор книги упомянул множество примеров на разрешенные условия во взаимоотношениях, - приведи некоторые из них.
142. Приведи примеры на некоторые узаконенные и запретные условия в договоре бракосочетания (никах).
правило 24 - тот, кто опередил других к тому, что не принадлежит никому, тот имеет на это первоочередное право:
143. Что подразумевается под понятием "не принадлежит никому" (мубахат) в этом правиле?
144. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них с их ограничениями.
правило 25 - если неизвестен обладатель права, и невозможно деление, то вступает в силу жребий:
145. Является ли бросание жребия узаконенным в шариате?
146. От кого из пророков (мир им и благословения Аллаха) установлено то, что они действовали по жребию?
147. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них.
148. Как производится кидание жребия?
149. Упомяни некоторые примеры на запрет кидания жребия в некоторых случаях.
правило 26 - слово доверенных лиц принимается в том, что им доверено из распоряжений, кроме как, если оно противоречит чувствам и обычаям:
150. Разъясни смысл этого правила, в общем, и приведи на него некоторые примеры.
правило 27 - оставивший в поклонении обязательное по невежеству или забывчивости, совершает поклонение заново, в отличие от совершения запретного:
151. Упомяни некоторые доводы на это правило.
152. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них.
153. Действует ли это правило во всех ситуациях, или из этого есть исключения?
правило 28 - замена берет все постановления заменяемого, но к замене прибегают только при невозможности совершения основы:
154. Единогласны ли ученые относительно этого правила, или у них есть в нем разногласие? Включает ли оно в себя как поклонения, так и взаимоотношения?
155. Упомяни некоторые ситуации соотношения замены и того, что она собой заменяет.
156. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них.
правило 29 - слова шариатских контекстов, а также участников договоров рассматриваются в свете их ограничений, исключений и условий:
157. Единогласны ли ученые относительно этого правила, или у них есть в нем разногласие? Кто из ученых разъяснил и разграничил это правило лучше остальных?
158. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них.
правило 30 - партнер принуждается к взаимодействию при необходимости, даже без его воли, а если неизвестны доходы, они считаются равными в правах:
159. В каких положениях могут находиться партнеры по аспекты равенства их имущества, или, наоборот, неравенства?
160. Что значат слова автора: "нет (в этом) разницы между имуществом свободным и вакуфным"?
161. Автор книги упомянул множество примеров на первую часть правила, - приведи некоторые из них.
162. Автор книги упомянул множество примеров на вторую часть правила, - приведи некоторые из них.
правило 31 - шариатские постановления могут расчленяться и работать частично и не работать частично, в зависимости от действия причин:
163. Упомяни некоторые примеры на это правило так, чтобы это стало разъяснением этого правила.
164. Верно ли слово о том, что мул является нечистотой?
165. Сказал автор книги: "свидетельство детей и родителей, а также супругов – принимается против друг друга, если они религиозны, и не принимается друг за друга, т.к. это вызывает подозрение". Верны ли эти слова?
правило 32 - тот, кто выполнил за другого его имущественную обязанность, может требовать своих денег, если имел намерение на это:
166. Что подразумевается под словом "имущественная обязанность" (уажиб) в этом правиле?
167. Обязан ли муж отдавать жене плату за кормление ребенка сверх средств на ее содержание?
168. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них.
правило 33 - если нет возможности выполнить оба благих деяния, то нужно выбрать наилучшее, а из двух зол наименьшее:
169. Кто из ученых разъяснил и разграничил это правило лучше остальных?
170. Приведи некоторые доводы на это правило?
171. Автор книги упомянул множество примеров на это правило, - приведи некоторые из них.
правило 34 - если у человека выбор между двумя действиями, то он выбирает что угодно, если это касается его, и наилучшее, если касается кого-то иного:
172. Упомяни довод на это правило.
173. Что является основой в выкупе за убийство (верблюд, или что-либо иное)?
174. Приведи примеры на первую часть правила.
175. Приведи примеры на вторую часть правила.
правило 35 - тот, с кого по какой-либо причине было снято шариатское наказание, платит двойное возмещение ущерба:
176. Разъясни смысл этого правила, в общем.
177. Единогласны ли ученые относительно этого правила, или у них есть в нем разногласие? И какое мнение является наиболее верным?
178. Распространяется ли хадис 'Абдуллаха ибн 'Амра ибн уль-'Аса на все виды ворованных товаров, или только на плоды и домашних животных?
179. Какое мнение является верным в вопросе: "если мусульманин убил зиммия, то выплачивает ли он выкуп (дию) вдвойне"?
180. Какое мнение является верным в вопросе: "если человек с двумя здоровыми глазами лишил здорового глаза того, у кого только один глаз, обязан ли он выплачивать полноценный выкуп (дия)"?
181. Какое мнение является верным в вопросе: "если одноглазый человек лишил одного, подобно его глазу, глаза другого человека, который был с двумя здоровыми глазами, - обязан ли он выплачивать полноценный выкуп (дия)"?
правило 36 - тот, кто погубил что-либо для своей же выгоды, тот возмещает убыток, а тот, кто погубил, защищаясь от вреда, не возмещает:
182. Упомяни некоторые доводы на это правило.
183. Можно ли сказать, что данное правило работает абсолютно, или же оно ограничено ограничением?
184. Упомяни некоторые примеры на это правило.
правило 37 - если два участника договора или сделки спорят о чем-либо, то слово отдается тому, у кого наиболее сильный довод:
185. Какое мнение является наиболее верным в вопросе, в котором происходит разногласие двух участников договора о том, было ли установлено дополнительное условие, или отсрочка платежа, или нет?
186. Какое мнение является наиболее верным в вопросе, в котором происходит разногласие двух участников договора о том, был ли дефект в товаре еще до его покупки, или же он появился позже?
187. Какое мнение является наиболее верным в вопросе, в котором происходит разногласие двух участников договора о том, было ли обусловлено наличие некоторых описаний в товаре, или нет?
188. Какое мнение является наиболее верным в вопросе, в котором происходит разногласие двух участников договора о цене товара?
189. Какое мнение является наиболее верным в вопросе, в котором происходит разногласие двух участников договора о том, какой именно товар был продан?
правило 38 - если запрет приходит на само поклонение, или его условие, то оно недействительно, а если на что-либо постороннее, то действительно, но с грехом:
190. Какое мнение является верным в вопросе о том, несет ли запрет за собой недействительность?
правило 39 - нельзя совершать поклонение или искупительное действие до причины обязательности, но можно после причины, но до условия обязательности:
191. Дай определение понятию "искупительное действие" (каффара).
192. Приведи пример на понятие "причина обязательности" (сабаб уль-ужуб) и "условие обязательности" (шарт уль-ужуб).
193. Упомяни некоторые примеры на это правило.
правило 40 - приказанное нужно совершать полноценно; если же нет возможности, то частично, кроме как, если частичное совершение - лишь средство или не поклонение:
194. Упомяни довод на это правило. Есть ли разногласие относительно узаконенности этого правила, или ученые единогласны относительно него?
195. Что значат слова автора: "лишь средство", "или не поклонение"? Приведи пример и на то, и на это.
196. Упомяни некоторые примеры на это правило.
правило 41 - если собралось два поклонения одного рода, то достаточно сделать одно действие за два поклонения, если их цель одинакова:
197. Какие условия предъявляются для того, чтобы объединение двух поклонений в одно было узаконенным?
198. Упомяни некоторые примеры на это правило.
правило 42 - разрешено делать известное исключение при купле-продаже, а при благотворительности можно делать как известное, так и неизвестное исключение:
199. Есть ли разногласие относительно узаконенности этого правила, или ученые единогласны относительно него?
200. Упомяни некоторые доводы на это правило.
201. Что значит то, что исключение должно быть известным?
202. Почему в этом правиле происходит разделение между понятиями "купля-продажа" и "благотворительность"?
203. Упомяни некоторые примеры на это правило.
правило 43 - не принимается заявление о возвращении вещи от того, кто забирал ее для своей пользы, и принимается от того, кто забирал для пользы хозяина вещи:
204. Разъясни смысл этого правила, в общем.
205. Что значат слова автора: "но это ограничивается тем, что в заявлении должно быть указано, что вещь была возвращена именно тому, кто ее ему доверил"?
206. Считаются ли за доверенных лиц те, кто работает за плату, как тот, кому оставили вещь на доверенное хранение (муда'), или уполномоченный (уакиль), или присматривающий за завещанием (уасый), или присматривающий за уакфом (назыр уль-уакф)?
правило 44 - если человек полноценно выполнил дело, которое было ему задано, он заслуживает платы, которая была ему назначена:
207. Упомяни довод на это правило.
208. Каковы постановления наемного рабочего (ажир), а также того, кто откликнулся по общему объявлению о работе (муджа'аль) в случаях, если они выполнили свой труд полностью или частично?
209. Упомяни некоторые примеры на это правило.
правило 45 - тот, чье довольство не принимается в расчет при заключении или расторжении договора, не принимается в расчет также и его знание об этом:
210. Дай определение "разрыву договора" (фасх).
211. Разъясни общий смысл этого правила, приведя примеры на него.
212. Что значат наши слова: "тот, чье довольство не принимается во внимание, оно может быть воспринято во внимание, если ему от этого приходит вред"?
правило 46 - если тебе кто-то что-то должен, и причина этого явна, можешь забрать это украдкой, если он отказывается тебе это отдать, или не можешь просить разрешения:
213. Каких положений и ситуаций может быть то, когда один человек отказывается вернуть право другому.
214. Упомяни разногласие в вопросе о том, может ли человек забрать свое имущество у другого украдкой, если тот отказывается его ему отдать? Какое мнение в этом вопросе является верным?
215. Что значит "причина права явна"?
216. Упомяни некоторые примеры на это правило, с упоминанием доводов на них.
правило 47 - если человек, дав обет, обязал себя каким-либо действием, то он выполняет это действие так, как выполняется действие обязательное, а не просто желательное:
217. Разъясни смысл этого правила, в общем.
218. Как сформировали это правило другие ученые, в отличие от шейха ас-Са'ди?
219. Какое мнение является верным относительно того, кто дал обет совершения намаза, и ничем это не ограничил, - совершает ли он этот намаз так, как совершается намаз обязательный, или так, как совершается намаз добровольный? А как быть с уразой?
220. Является ли позволительным брать намерение на добровольную уразу со светлого время суток (т.е. не до рассвета)?
221. Является ли позволительным совершение обязательного намаза внутри Каабы?
правило 48 - отдельные части приказанного действия должны следовать друг за другом непрерывно, кроме как, если перерыв будет незначительным:
222. Кто из ученых упомянул это правило в своих книгах?
223. Упомяни некоторые примеры на это правило.
224. Что является верным в вопросе о том, является ли непрерывность условием действительности исключения?
правило 49 - минимальное имущество человека не считается излишком (т.е. не направляется для погашения долгов, штрафов и искупительных действий):
225. Что подразумевается под этим правилом?
226. Какой довод на это правило?
227. Упомяни некоторые примеры на это правило.
228. Как нам узнать то, является ли имущество человека минимальным, или все же в нем есть излишек?
правило 50 - иногда то, что не имеет постановления в отдельности, приобретает постановление из-за следования за чем-либо:
229. Кто из ученых упомянул это правило в своих книгах?
230. Автор упомянул сразу несколько примеров на это правило, - упомяни некоторые из них.
правило 51 - при рассмотрении договоров и благотворительности принимается во внимание то, какова была причина, и что сподвигло человека на данный договор:
231. Кто из ученых упомянул это правило в своих книгах?
232. Упомяни некоторые доводы на верность этого правила.
233. Каково постановление действий принужденного к ним?
234. Автор упомянул сразу несколько примеров на это правило, - упомяни некоторые из них.
235. Каково постановление "клятвы разводом" – считается ли такая клятва дачей развода? Упомяни разногласие в этом вопросе, и наиболее верное мнение в нем.
правило 52 - косвенным доводам отдается предпочтение перед основой, если они достигнут достаточной силы:
236. Дай определение понятию "косвенный довод" (карина).
237. В чем секрет этого правила?
238. Упомяни некоторые доводы на верность этого правила.
239. Автор упомянул сразу несколько примеров на это правило, - упомяни некоторые из них.
правило 53 - все договора, построенные на изначально недействительном договоре - недействительны, если же договор был действительным, то то, что построено на нем, также:
240. Разъясни смысл этого правила в общем виде, приведя на него примеры.
241. Упомяни причины добровольного разрыва договора.
242. Какая разница между недействительностью договора (фасад) и его разрывом (фасх)?
правило 54 - во взаимоотношениях мы смотрим на то, как они произошли в действительности, а не просто внешне:
243. Разъясни смысл этого правила в общем виде, приведя на него примеры.
244. Каково правильное мнение и разъяснение вопроса: "являются ли действительными действия уполномоченного, если полномочия были сняты с него, но знание об этом до него еще не дошло"?
правило 55 - нет оправдания у того, кто признал против себя что-либо, даже если позже он будет заявлять, что ошибся в этом признании:
245. Упомяни некоторые доводы на узаконенность самопризнания.
246. Дай определение "оправданию" ('узр) в арабском языке и терминологии.
247. Дай определение "самопризнанию" (икрар).
248. Является ли достоверным хадис, который приходит со словом названия этого правила?
249. Что значат слова автора: "самопризнание является самым сильным доводом"?
250. Упомяни условия действительности и принятия самопризнания от человека, с упоминанием некоторых подробностей этого.
251. Можно ли сказать, что непринятие отказа от прошлого самопризнания действует абсолютно, или же из этого есть исключения?
252. Почему самопризнание принимается даже от грешного человека?
правило 56 - наследник встает на место наследодателя во всем, что связано с его наследством:
253. Мы упомянули о том, что данное правило, это не что иное, как часть более обширного правила – что это за более обширное правило?
254. Кто из ученых упомянул это правило в своих книгах?
255. Что имеет в виду автор под своими словами: "все, что связано с его наследством"?
256. Что является верным относительно того, что упомянул автор в своих словах: "кроме исключения из этого правила, что право на расторжение сделок (хыяр уш-шарт), а также преимущественное право покупки (шуф'а) не переходит к наследникам, если покойный не востребовал эти свои права при жизни"?
257. Обязан ли наследник погашать долги своего наследодателя, даже если они превышают само наследство?
258. Автор упомянул сразу несколько примеров на это правило, - упомяни некоторые из них.
правило 57 - слова необходимо понимать исходя из того, что хотел высказать человек, - это в договорах, разрывах и самопризнании:
259. Мы указали на то, что данное правило – это не что иное, как ответвление от другого правила. Что это за другое правило? И какова связь и соотношение между этим нашим правилом и правилом 51?
260. Мы упомянули сразу несколько доводов на то, что "слова" входят в понятие "деяние" – упомяни их.
261. Что значат слова автора: "Что же касается поведения человека с самим собой, то в этом нет никакого исключения, но суть всегда в его намерении, а не в том, что он высказал"?
262. Что значат слова автора: "Если же его слова касаются прав посторонних людей, то опять-таки, мы смотрим на его намерение. Но, если этот посторонний человек потребует судить его за его внешние слова, нам не останется ничего, кроме как сделать это"?
263. Можно ли сказать, что фраза: "в явных словах мы не возвращаемся к намерению ни в коем случае" – является верной?
264. Мы упоминали о том, что Ибн уль-Кайим разделил все слова относительно намерений на три вида – что это за виды, и каковы их постановления?
правило 58 - постановление следует за причиной - в ее присутствии и отсутствии:
265. Какая разница между причиной, на которую есть указание в контекстах (мансуса), и причиной, которая выводится из контекстов (мустанбата)?
266. Что значит "сложно-составная причина" (мураккаба)? Что значит постановление, у которого множество причин?
267. Что значит причина "та'аббудия"?
268. Может ли правило фикха быть причиной постановлений?
правило 59 - если слово неопределенной формы приходит в отрицательном, запретительном или условном контексте, оно указывает на общность:
269. Правильно ли сказать, что данное правило касается только контекстов шариата, или же оно объемлет также слова людей?
270. Автор упомянул сразу несколько примеров на это правило, - упомяни некоторые из них.
правило 60 - частицы ман, ма, аль, айю, мата, а также родовое слово, приписанное к другому - все это указывает на общность:
271. Что имеет в виду автор под частицей "аль" в этом правиле, а также под словом "родовое слово"?
272. Автор упомянул сразу несколько примеров на это правило, - упомяни некоторые из них.