Творчество и биография - Нестеров Михаил Васильевич
Нестеров Михаил Васильевич, выдающийся русский советский художник. Родился в Уфе в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877— 86) и в Академии художеств у В. Перова, И. Прянишникова и П. Чистякова. В начале своего творческого пути Михаил Нестеров искал свою индивидуальную манеру в бытовом жанре («Жертва приятелей», 1881; «Экзамен в сельской школе», 1884; «Знаток», 1884), исторической картине («Шутовской кафтан», 1885; «Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886) и портрете («Портрет М. И. Нестеровой», 1886).
В 1882 он женился на Марии Мартыновой, которая умерла в 1885 от родов. Эта трагедия сильно повлияла на все дальнейшее творчество художника. Он бросил легковесные жанры и обратился к историко - религиозной тематике.
Первый успех пришел к Нестерову, когда он создал картину «Пустынник» (1888—89), выдвинувшую его на одно из видных мест среди русских художников. В этой картине гармония тишины и покоя природы сочеталась с умиротворенностью человека. Те деньги, которые П. Третьяков заплатил за картину, дали возможность Нестерову посетить Австрию, Италию, Францию и Грецию. После поездки он приступил к созданию цикла картин, посвященных Сергию Радонежскому. Первая из них — «Видение отроку Варфоломею». Варфоломей — мирское имя Сергия Радонежского. Пейзаж, который мог стать фоном картины, он нашел в Абрамцево, а для Варфоломея позировала деревенская девочка, недавно оправившаяся от недуга. Картину художник оканчивал в Уфе. Когда картина была представлена зрителям, такие маститые критики, как В. Стасов и В. Григорович, обрушились на картину, отговаривая П. Третьякова от покупки. На это последний заметил, что если бы он уже не приобрел ее для Галереи, то после этих уговоров сделал бы это обязательно. явившись по сути манифестом символизма в русской религиозной изобразительной традиции; на первый план в картине выходит не догма, а человеческое переживание, причем атмосфера видения, чуда в равной мере воплощена и в фигурах и в окружающем осеннем пейзаже. Слова «нестеровский отрок» и «нестеровский пейзаж» стали с той поры нарицательными.
В 90-е наряду с «Видением отроку Варфоломею» он создал такие шедевры, как «Юность Сергия», «Под благовест» и «Великий постриг». В 1890 В. Васнецов привлек его к оформлению Владимирского собора в Киеве. Нестеров создал для собора запрестольный образ «Рождество Христово». После этой работы последовал заказ на мозаики для храма Спаса на Крови в Петербурге, на росписи Марфо-Мариинской обители в Москве и храма Александра Невского в Абастумане. Здесь Нестеров выполнил большинство работ и руководил оформлением. Религиозные тенденции в его творчестве значительно усилились после поражения революции 1905. Он создал картину «Святая Русь», названную Л. Толстым «панихидой русского православия».
С неменьшим успехом художник писал портреты. Лучшие образы такого рода — портреты родных либо знакомых, близких по духовным убеждениям людей («О. М. Нестерова», или так называемая «Амазонка», дочь художника, 1906; ), портрет Е. Нестеровой «П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков», или «Философы», 1917). Человек у Нестерова зачастую предстает стоящим как бы «на краю», на изломе эпохи; образы впечатляют своим острым, исповедальным психологизмом, которому вторит печальная мелодика природы. Долгое время после революции работал над религиозными картинами: «Свирель», «Тихие воды» (1923). В 1928 создал автопортрет, ставший поворотным в его жизни. После этого создавал только портреты. Среди них портрет скульптора В. Мухиной, хирурга С. Юдина (1935), художников Кориных, академика И. Павлова.
№5.1 Мозаики Софии Киевской. Мозаики украшают главный алтарь и купол Софийского собора. (Мозаика - изображения, набранные по сырой штукатурке кубиками стекловидной массы - смальты)
Здесь изображены основные персонажи христианского вероучения. Они расположены в строгом порядке согласно "небесной иерархии", которая отвечала иерархии феодального общества.
Все сохраненные мозаики Софии Киевской - это оригиналы XI века. В местах повреждения мозаик в XIX веке были сделаны росписи масляными красками.
В зените центрального купола, в медальоне диаметром 4,1 м, видим монументальное изображение полуфигуры Христа-Вседержителя.
Мозаика "Христос Вседержитель" (Христос-Пантократор. Мозаичное изображение). Главный купол Софийского собора:
Христос - в пурпурном хитоне* и голубом плаще. Медальон обведен девятью разноцветными кругами, напоминающими радугу. Вокруг Христа-Вседержителя - четыре архангела, из которых только один (в голубом наряде) - мозаичный, а другие в 1884 году пририсовал маслом М. А. Врубель.
Мозаика Архангели. Фрагменты. Главный купол Софии Киевской:
В простенках между окнами барабана изображены двенадцать апостолов, из них мозаичной сохранилась лишь верхняя часть фигуры Павла. Из четырех изображений евангелистов на парусах, поддерживающих купол, целой осталась фигура Марка на юго-западном парусе. Марк сидит на стуле перед раскрытым Евангелием. В правой руке он держит перо, в левой - свиток. На нем хитон серо-белого цвета и красивый пурпурный плащ. Здесь применена также зеленая, желтая и золотая смальта, что значительно обогащает общий колорит композиции.
Мозаика "Евангелист Марк". Фрагмент. Юго-западный парус:
Мозаика "Евангелист Иоанн". Фрагмент:
От остальных мозаичных изображений евангелистов до нас дошли только небольшие фрагменты. Среди них очень интересное изображение маленького столика с письменными принадлежностями на юго-восточном парусе (фрагмент композиции "Евангелист Матфей").
Мозаика "Евангелист Матфей". Фрагмент столика:
Непосредственно под арками, поддерживающими центральный купол, в древности находилось четыре мозаичных медальона. От них сохранились лишь два - с изображениями Христа-священника над восточной аркой и богоматери - над западной.