Михаил Васильевич Ломоносов

(1711 – 1765)

Ломоносов - теоре­тик русского классицизма

Для успешного развития русской ли­тературы необхо­димо решение двух первоочередных задач:

· преобразовать систему стихосложения;

· реформировать литературный язык.

«Письмо о правилах рос­сийского стихотвор­ства»:

силлабо-­тоническая система стихосложения утверждается как «природная» для русского языка.

«Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»:

учение о «трех штилях».

Сущность данного учения заключается в том, что Ломоносов выделил в русском языке 3 группы слов:

- к первой группе относятся старославянские, редко употребляемые, но понятные каждому;

- ко второй - старо­славянские, употреб­ляемые и в русском языке;

- к третьей группе - разго­ворные слова.

С точки зрения Ломоносова, в произведениях

- высокого стиля (по­эма, ода, трагедия) нужно использовать слова первых двух групп;

- среднего стиля (научное со­чинение, стихотворные послания друзьям) – второй и третьей групп;

- низкого стиля (комедия, эпиграмма, басня, дружеское письмо) – третьей группы.

Ломоносов-стихотворец

Жанровая структура творчества: обра­щался к жанрам героической поэмы и героической идиллии, переводил псалмы, писал сатирические стихотворения, эпиграммы, притчи, оды, был автором тра­гедий.

Жанр оды как центральный жанр в творчестве Ломоносова

К «Письму о правилах российского стихотворства» поэт при­ло­жил оду «На взятие Хотина», в которой он попытался воплотить все деклари­руемые им постулаты.

Жанр оды позволил поэту соединить в одном произведении лирическое и публици­стическое начала, по­ставить вопросы, имевшие государственное значение, облечь их в образную форму, многократно усиливающую воздействие заложенной в сти­хотворении идеи на чита­теля.

Ода М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол ея Величества Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

· посвящена историческому лицу, прославляе­мому как мудрый монарх, деяния которого направлены на процветание России.

· напи­сана высоким торжественным стилем;

· использованы аллегории;

рито­рические во­просы;

восклицания;

аналогии с образами античности.

· на первый план выдвигается величественный образ России: панегирик становится размышлением о перспективах развития нации, о настоящем и будущем ее куль­туры.

Поэтический цикл «Разговор с Анак­реоном»: высшей целью и высшим благом для истинного художника является обра­щение к образу «возлюбленной Матери» - Родины: вели­чавой, духовно богатой, про­цветающей и могущественной.

Гавриил Романович Державин

(1743 – 1816)

Роль Державина в развитии русского классицизма

1) обновил литера­турную систему классицизма, приблизив классицистическую поэзию к ре­альной жизни, решительно отступил от канонов классицизма, перенося антич­ные образы в атмосферу жизни русского человека конца XVIII века, обращаясь к будням, узна­ваемым деталям быта;

2) в области стиля достиг «необыкновен­ного соединении самых высоких слов с самыми низкими и простыми» (Н.В. Гоголь);

3) создал глубоко новаторского образа человека в его неповторимой ин­дивидуальности, как внешней, так и внутренней.

Державин-поэт

«Ода к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице» (адресована Екатерине II)

- отказывается от использования исключительно высокого стиля;

- соче­тает оду с сатирой, противопоставляя просвещенного монарха и «по­рочного мурзу»;

- создает образ Екатерины как многоплановый образ, вбирающий черты государственного деятеля и частного лица. Она предстает как мудрая монархиня, но объектом восхи­щения лирического героя Г.Р. Державина является, прежде всего, ее душа, исполнен­ная добродетелей;

- вводит мощное автобиографиче­ское начало;

- вписывает картины частной жизни в хвалебную оду.

Стихотворение «Властителям и судьям» как образец гражданской лирики (переложение текста 81 псалма)

- характерен ярко выраженный обличительный пафос. В противовес эпически спокойному строю библейского песнопения в стихотворении Державина звучит гневная отповедь «земным богам», поэт высказывает глубокое неудовлетворение су­ществующей властью, которая плодит на земле «лихоимство и насилие», напо­минает сильным мира сего об их обязанностях перед подданными.

Стихотворение «Памятник»

- воплощена центральная идея философской ли­рики Дер­жавина: необходимость сохранения веры в несокрушимое достоинство человеческой жизни и искусства вопреки всем преврат­ностям судьбы.

2.3 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение– это идейное движение, которое получило распространение в Западной Европе и Северной Америке в XVII-XVIII веках. Эпоха Просвещения в России наступает со второй половины XVIII века.

Наши рекомендации