Ибн Зубейр, 4) Абу Бакр ибн ‘Абдуррахман, 5) Хариджа бин Зейд, 6) ‘Убейдуллах ибн ‘Абдуллах, 7) Сулейман ибн Ясар (рахматуллахи ‘алейхим).
НЕТ ВИТРА В ОДИН РАКА‘АТ:
Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) передаёт:
ان رسول الله نهى عن البتيرا (نصب الرايه ج١ص٧٧۲)
«Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) запрещал читать
только один рака‘ат». («Насбур-рая» т.1, стр. 277).
Известный толкователь хадиса Ибн Ассалах (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает:
لنعلم فى روايات الوتر مع كثرت ها ا نه عل يه الص لو,ة والس لم اوتربواحدة
فحسب (التلخيص الجير ج۲ص١٥)
«Несмотря на большое количество хадисов о витре, мы не знаем, чтобы в каком-нибудь хадисе было сказано, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал только один рака‘ат витра». («Ат-Талхис Аль- Джабир» т.2, стр. 15).
‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) рассказывает:
ما اجزأت ركعة واحدة قط (مؤطا امام محمد ص١٥٠)
«Один рака‘ат витра никогда не может быть достаточным». («Муатта имам Мухаммад» стр. 150).
Из-за хадисов ‘Абдуллы бин ‘Аббаса (радиаллаху ‘анхума) и ‘Абдуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума) у некоторых людей появилось подозрение, что витр намаз состоит из одного рака‘ата.
الوترركعة من اخرالليل (مسلم ج١ص۲٥٧)
«Витр – это один рака‘ат в конце ночи». (Муслим т.1, стр. 257).
صلوة الليل مثنى مثنى والوتر ركعة قبل الصبح (ابن ماجه ص٨۳)
«Намаз выстаивания ночи – это по два рака‘ата и витр в один рака‘ат перед рассветом». (Ибн Маджа стр. 83).
Но в этих хадисах не имеется в виду чтение витра в один рака‘ат, а они означают, что к предыдущим двум рака‘атам надо прибавить ещё один рака‘ат и сделать их витр т.е. нечётным. Потому что было чётным то, что читали по два рака‘ата, а когда прибавили ещё один рака‘ат, то стало витром, т.е. нечётным.
Данный ответ не мы придумали, а это был ответ толкователя «Сахих Бухари» – известного толкователя хадисов ‘Аллама Хафиз ибн Хаджар ‘Аскалани Аш-шафи‘и (рахматуллахи ‘алейхи). Пусть Аллах вознаградит его наилучшим вознаграждением, что освободил нас от затруднения. Он пишет:
وتعقب بانه ليس صريحافى الفصل فيحتمل ان يريد بقوله صلى ركعة واحدة اى مضافة الى ركعتين ممامضى، (فتح البارى ج٥ ص٨٥۳)
«Данный хадис не является объяснением того, что надо читать отдельно один рака‘ат витра. Он означает, что прибавив к предыдущим двум рака‘атам ещё один, надо читать три рака‘ата». («Фатхуль Бари» т.5, стр.358).
Так как витр зависит от одного рака‘ата, чтобы считаться витром, поэтому этот один рака‘ат назвали витром, но это не значит, что витр на самом деле состоит только из одного рака‘ата. Как, например, в некоторых хадисах сказано, чтоال حج عر فة (хадж – это остановка на Арафате). Это означает, что останавливаться на Арафате – это основная составная часть хаджа, и хадж без нее не совершается. Но это не значит, что вся суть хаджа – это остановка на Арафате, и поэтому теперь нет необходимости в ихраме, тальбии, тавафе и са‘и или в других обрядах хаджа.
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анху) передаёт:
ان رجلسأل النبى عن صلوة الليل فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم
صلوة الليل مثنى مثنى فاذاخشى احد كم الصبح صلى ركعة واحدة توترله ماقدصلى (بخارى ج١ص١۳٦، مسلم ج١ص ۲٥٧)
«Один человек спросил у Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) о ночном намазе, и Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил: «Ночной намаз (надо читать) по два рака‘ата, но если у кого-нибудь из вас возникнут опасения, что наступит рассвет, то пусть совершит один рака‘ат, который сделает совершенный им намаз витром
(нечётным)». (Бухари т.1, стр. 136, Муслим т.1, стр. 257).
Т.е. пусть читает по два рака‘ата, и когда возникнут опасения, что наступит рассвет, то пусть к последним двум рака‘атам прибавит ещё один рака‘ат, который сделает предыдущие два рака‘ата витром (нечётным). (Так как два рака‘ата – это чётное число, и когда прибавили ещё один рака‘ат, то общее число прочитанных рака‘атов стало три, а три – это нечётное число).
Точно такое же значение имеет следующий хадис ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (радиаллаху ‘анху):
الوترركعة من اخرالليل (مسلم ج١ص۲٥٧)
«Витр – это один рака‘ат в конце ночи». (Муслим т.1, стр. 257).
Потому что таким способом третий рака‘ат станет последним рака‘атом в ночном намазе, после которого наступит рассвет и начнется время утреннего намаза.
Конечно же, встречаются хадисы об одном рака‘ате витр намаза, переданные некоторыми сахабами (радиаллаху ‘анхум), но это они сами сделали ижтихад, который по сравнению со многими хадисами “марфу‘” не является доказательством.
КАК ЧИТАТЬ ВИТР
Витр надо читать почти так же, как и магриб намаз с небольшой лишь разницей. После двух рака‘атов надо сидеть в ташахуде и затем встать на третий рака‘ат. В третьем рака‘ате после суры “Фатиха” и другой суры, говоря “Аллаху акбар”, надо поднять обе руки до мочек ушей, затем сложить их обратно и читать ду‘а «кунут». После чтения ду‘а “кунут”, как в других намазах, совершается руку‘, сажда и последнее ка‘да, и завершается намаз салямом.
Данный способ чтения витр намаза подтверждается хадисами, приведёнными ниже.
После двух рака‘атов нельзя совершать салям, а как в магриб намазе, после двух рака‘атов идёт первая ка‘да, и затем надо встать и после третьего рака‘ата совершить салям.
ان عائشة حدثته ان رسول الله كان لايسلم فى ركعتى الوتر (نسائى ج١ص۲٤٨)
‘Айша (радиаллаху ‘анха) рассказывает: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) не совершал салям после двух рака‘атов витра». (Насаи т.1, стр. 248).
Подобные хадисы находятся в«Муатта имам Малик» стр. 150, и «Мустадрак Хаким» т.1, стр. 304.
‘Айша (радиаллаху ‘анха) же передаёт, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
قال رسول الله الوترثلاث كثلاث المغرب (مجمع الزوائد ج۲ص۲٤۲)
«Витр намаз – это в три рака‘ата, как три рака‘ата намаза магриб».