Труктура рейтинга дисциплин и оценка
ПОЛОЖЕНИЕ О БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА 030900 МГУТУ
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71, приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов», письмом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 15-55-357ин/15 «О введении примерного положения об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц».
бщие положения
1.1. Под балльно-рейтинговой системой понимается система количественной оценки качества освоения образовательной программы. При этом изучаемая дисциплина делится на ряд самостоятельных, логически завершенных разделов (модулей) для проведения по ним контрольных мероприятий.
1.2. Целями введения балльно-рейтинговой системы являются:
- стимулирование повседневной систематической работы студентов;
- повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы;
− определение реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами в учебе;
− снижение роли случайных факторов при сдаче экзаменов и/или зачетов;
− создание объективных критериев при отборе кандидатов на продолжение обучения в рамках послевузовского образования.
1.3. Принципы балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов:
− единство требований, предъявляемых к работе студентов;
− регулярность и объективность оценки результатов работы студентов;
− открытость и гласность результатов успеваемости студентов для всех участников образовательного процесса;
− строгое соблюдение трудовой и учебной дисциплины всеми участниками образовательного процесса: студентами, преподавателями, учебно-вспомогательным и административно-управленческим персоналом.
1.4. Основные термины балльно-рейтинговой системы:
− модуль- организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины, которая представляет набор разделов из данной дисциплины, необходимых для освоения специальности;
− текущий контроль – оценка освоения отдельных составляющих модуля дисциплины;
− рубежный контроль – оценка освоения одного или нескольких модулей дисциплины, а также выполнения и защиты курсовой работы, предусмотренной учебным планом специальности;
− итоговый контроль – оценка освоения всей дисциплины;
− рейтинг – индивидуальная накопительная оценка освоения учебной дисциплины студента в баллах, определяемая каждым видом контроля;
− нормативный рейтинг дисциплины – максимально возможная сумма баллов, которую студент может набрать за период освоения дисциплины;
− фактический рейтинг – баллы, которые набирает студент по результатам текущего, рубежного контроля и зачета/экзамена.
Фактические рейтинги текущего и рубежного контроля в сумме составляют фактический рейтинг семестрового контроля.
Фактический рейтинг итогового контроля включает фактический рейтинг экзамена и зачетов;
− накопленный рейтинг – фактический рейтинг по всем освоенным к данному моменту разделам дисциплины, включая их текущий, рубежный и итоговый контроль;
− проходной рейтинг – минимум баллов, набрав который студент будет считаться аттестованным по дисциплине. Проходной рейтинг для дисциплины – более 50% от нормативного рейтинга. Если студент по итогам обучения набирает меньше проходного рейтинга – дисциплина считается неосвоенной;
− пороговый рейтинг – минимум фактического рейтинга семестрового контроля, набрав который студент допускается до итогового контроля. Пороговый рейтинг дисциплины – более 50% от нормативного рейтинга семестрового контроля;
− относительный рейтинг дисциплины - фактический рейтинг дисциплины, приведенный к единому, независимому от длительности освоения дисциплины виду;
труктура рейтинга дисциплин и оценка
2.1 Итак, для набора рейтинга надо пройти определенные контрольные этапы:
• текущий контроль;
• рубежный контроль (коллоквиумы, тестирование, курсовые работы и т.п.);
• итоговый контроль (семестровый зачет и/или экзамен).
Рекомендуемый объем рейтинга составляет:
- за текущий контроль - 40% от нормативного рейтинга дисциплины;
- за рубежный контроль - 30% от нормативного рейтинга дисциплины;
- за итоговый контроль - 30% от нормативного рейтинга дисциплины.
Текущий контроль осуществляется в течение семестра для дисциплин, имеющих практические занятия или/и семинарские занятия, лабораторные работы в соответствии с учебной программой. Он позволяет оценить успехи в учебе на протяжении семестра.
Текущий контроль включает в себя следующие пункты:
· Посещение студентом лекций и практических (семинарских) занятий. Количество баллов за данный пункт текущего контроля составляет 10 % от нормативного рейтинга дисциплины;
· Работа студента на практических (семинарских) занятиях. Количество баллов за данный пункт текущего контроля составляет 15 % от нормативного рейтинга дисциплины;
· Самостоятельная работа студента (выполнение домашних работ, домашних контрольных работ, рефератов). Количество баллов за данный пункт текущего контроля составляет 15 % от нормативного рейтинга дисциплины;
Рубежный контроль проводится обычно 2-3 раза в течение семестра в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины. Каждое из рубежных контрольных мероприятий является «микроэкзаменом» по материалу одного или нескольких разделов и проводится с целью определения степени усвоения материала соответствующих разделов дисциплины. Вид рубежного контроля определяет кафедра. Наиболее популярными формами рубежного контроля являются коллоквиумы, контрольные работы, тестирование.
Итоговый контроль - это экзамен и/или зачет, установленный учебным планом. Они принимаются, как правило, в традиционной форме.
На итоговый контроль приходится 30% баллов от нормативного рейтинга дисциплины.
При сдаче экзаменов в билете содержатся вопросы разных категорий сложности, за ответ на которые начисляется определённое количество баллов.
Например, билет выглядит следующим образом:
1. Дать определение термину – 5% баллов;
2. Нарисовать схему/таблицу – 10% баллов;
3. Дать развернутый устный ответ на вопрос – 15% баллов.
2.2 Помимо рекомендуемого объёма рейтинга устанавливается зачётный бал, то есть минимальное количество баллов по каждому виду деятельности, которое должен набрать студент, чтобы быть допущенным к итоговому контролю.
Таким образом:
Вид учебной деятельности | Максимальный балл (в %-х от нормативного рейтинга) | Зачётный балл (в %-х от нормативного рейтинга) | |
Текущий контроль | Посещаемость | ||
Работа на практических занятиях | 11,5 | ||
Самостоятельная работа | 11,5 | ||
Рубежный контроль | |||
Итоговый контроль | ----- |
К выше указанным баллам также добавляются поощрительные баллы (10% от нормативного рейтинга дисциплины), которые начисляются за особо активное участие студента в учебной деятельности (участие в олимпиадах, научных конференциях, работа над научными статьями).
2.3 Накопление рейтинга по дисциплине происходит в соответствии с формулой:
R дисц.= R тек.+R руб.+R итог., где
R дисц.– фактический рейтинг студента, полученный им по окончании изучения дисциплины,
R тек. – фактический рейтинг по текущему контролю, выполненному в течение периода обучения,
R руб. – фактический рейтинг по рубежному контролю, выполненному в течение периода обучения,
R итог. – фактический рейтинг итогового контроля (зачета/экзамена).
В соответствии с набранным рейтингом дисциплины студенту выставляется определённая оценка:
Оценка | Количество набранных баллов (в %-х от нормативного рейтинга) |
Отлично | 86-100 |
Хорошо | 76-85 |
Удовлетворительно | 65-75 |