Хадис 449. Суждения о дополнительных молитвах после пятничной молитвы.
Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-нибудь из вас совершит пятничный намаз, пусть после него совершит еще четыре рак‘ата». Этот хадис передал Муслим.
Комментарий:
Из хадиса следует, что после пятничного намаза полагается совершить дополнительные четыре рак‘ата. Приказ Посланника, мир ему и благословение Аллаха, можно было бы трактовать как обязательное предписание, если бы не версии Суфйана ибн Са‘ида и Джарира ибн ‘Абд аль-Хамида. В них говорится: «Если кто-либо из вас станет молиться после пятничного намаза, пусть совершит четыре рак‘ата».
Эти сообщения не противоречат следующему хадису, переданному со слов Ибн ‘Умара: «После пятничного намаза Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал дома два рак‘ата». Его передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа. Известно, что во время проповеди Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сильно напрягался, и его глаза даже наливались кровью. Возможно, именно поэтому он ограничивался двумя рак‘атами. Но если принять во внимание то усердие, с которым он молился, то можно предположить, что эти два рак‘ата по своей продолжительности и красоте превосходили обычный намаз из четырех рак‘атов. Что же касается остальных мусульман, то им было рекомендовано после пятничного намаза совершать четыре рак‘ата.
Аш-Шафи‘и и Ахмад разрешали довольствоваться двумя рак‘атами после пятничной молитвы. Тем не менее, имам аш-Шафи‘и в книге “Китаб аль-Умм” отметил, что желательно совершить четыре рак‘ата. Ибн Кудама, сославшись на имама Ахмада, сообщил, что желающий может совершить после пятничного намаза два, четыре и даже шесть рак‘атов. Ибн Мас‘уд, ан-Наха‘и и сторонники умозаключений считали, что желательно совершать четыре рак‘ата. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, Абу Муса, ‘Ата, Муджахид, Хумейд ибн ‘Абд ар-Рахман, ас-Саури совершали по шесть рак‘атов. В пользу этого суждения свидетельствует хадис, переданный Абу Давудом. В нем сообщается, что Ибн ‘Умар, находясь в Мекке, после пятничного намаза совершал сначала два рак‘ата, а потом - еще четыре рак‘ата. Когда же он был в Медине, то после пятничного намаза он возвращался домой и совершал два рак‘ата. Он не совершал их в мечети, и когда его спросили об этом, он сказал: «Так поступал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Абу Давуд и аль-Мунзири воздержались от оценки хадиса, а аль-‘Ираки назвал его достоверным.
Богословы разошлись во мнениях относительно того, как полагается совершать четыре рак‘ата после пятничной молитвы. Исхак ибн Рахавейх и сторонники умозаключений считали, что их следует совершать вместе, не разделяя их приветствием после двух рак‘атов. Это суждение опирается на очевидный смысл хадиса Абу Хурейры. Большинство же ученых, - в том числе аш-Шафи‘и, - считали, что после первых двух рак‘атов следует произнести приветствие. Они ссылались на хадис Ибн ‘Умара, переданный Ахмадом и другими: «Ночные и дневные намазы следует совершать по два рак‘ата». Ранее мы уже проанализировали цепочку рассказчиков этого сообщения, указав на его достоверность. Однако его общий смысл конкретизируется хадисом Абу Хурейры, и поэтому аш-Шаукани отдал предпочтение первому мнению. Ибн аль-‘Араби сказал, что молящийся может сам решить, какой форме отдать предпочтение. Главное - чтобы невежественные люди не считали, что два рак‘ата являются продолжением совершенной ранее пятничной молитвы или что четыре рак‘ата - это обязательный полуденный намаз.
Ученые высказывали разные мнения и по поводу превосходства совершения этих дополнительных намазов в мечети и дома. Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад и др. полагали, что лучше совершать дополнительные намазы дома. Мы уже рассматривали хадис на эту тему, переданный аль-Бухари и Муслимом со слов Зейда ибн Сабита. Вместе с тем ученые пытались найти объяснение поступку Ибн ‘Умара, который совершал эти дополнительные рак‘аты в Заповедной мечети в Мекке. Возможно, он хотел остаться в мечети, чтобы совершить обход вокруг Каабы. Возможно, он полагал, что награда за дополнительные намазы приумножается многократно только в Заповедной мечети, а не на всей территории заповедного города. У него могли быть и другие причины для такого поступка. А лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 268-269.