IX. Если человек возрождён, он сообщается с ангелами небес, если нет - с духами ада.
607. Каждый на земле связан, или сообщается, либо с ангелами небес, либо с духами ада, по той причине, что он рождается, чтобы стать духовным. Это было бы невозможно, если бы он хоть как-нибудь не был соединён с теми, кто духовен. В моей книге "Небеса и ад" я показал, что относительно своего ума человек находится как в природном, так и в духовном мире. Но ни люди в мире, ни ангелы, ни духи не осведомлены об этом, поскольку человек, пока живёт в мире, пребывает в природном состоянии, а ангелы и духи - в духовном. Различие между природным и духовным не даёт им видеть друг друга. Описание этого различия есть в моей книге "Супружеская любовь"; см. воспоминание, изложенное там в 326-329[109]. Отсюда понятно, что соединяют их не мысли, а влечения; а едва ли кто размышляет о своих влечениях, поскольку они не освещены тем светом, который принадлежит разуму, а значит и его мышлению, а пребывают в тепле, принадлежащем воле, а значит и влечениям её любви. Связь людей с ангелами и духами посредством влечений любви настолько тесна, что если её разрушить, отсоединив тем самым ангелов и духов, то люди тут же потеряют сознание; а если эту связь не восстановить и не возобновить, то они умрут.
Когда мы говорим, что человек через возрождение становится духовным, это не значит, что он становится духовным как ангел в самом себе. Это значит, что он становится духовно-природным; иначе говоря, его природное содержит в себе нечто духовное, подобно тому, как мысль содержится в речи, а воля - в действии, ибо, если первое прекратится, то вместе с ним и второе. Так же и дух человека присутствует во всём, что происходит в теле, и именно он побуждает тело делать то, что оно делает. Природное само по себе бездейственно, мёртвая сила, а духовное - действенно, и живая сила. То, что бездейственно, или мёртвая сила, не может действовать само по себе, а приводится в движение тем, что действенно, или живой силой.
Поскольку человек всё время живёт во взаимодействии с обитателями духовного мира, то когда он покидает природный мир, он тут же попадает в общество тех, кто подобен спутникам его при жизни в мире. Поэтому у всех после смерти и создаётся такое впечатление, что они всё ещё живут в мире. Ибо человек попадает в общество тех, с кем у него общие влечения воли; он узнаёт их точно так же, как узнают друг друга близкие и родные в этом мире. Вот почему в Слове об умерших говорится, что они причисляются или отправляются к своим. Из этих соображений можно установить, что возрождённый человек связан с ангелами небес, а тот, кто не возрождён, - с духами ада.
608. Необходимо знать, что есть трое небес, различающихся по трём степеням любви и мудрости, и соразмерно тому, насколько человек возрождён, он связан с ангелами тех или иных небес. По этой же причине ум человека разделён на три степени, или уровня, соответствующих трём небесам. О трёх небесах и о том, как они различаются соответственно трём степеням любви и мудрости, см. "Небеса и ад" (29 и далее), а также очерк "О сообщении души и тела" (16,17). Здесь будет достаточно лишь показать сравнениями, каковы эти три степени, по которым различаются небеса. Они подобны голове, туловищу и ногам человеческого тела. Высшие небеса составляют голову, средние - тело, низшие - ноги. Ибо все небеса с точки зрения Господа - как один человек. Эта истина открыта была мне таким образом, что я видел её своими глазами, поскольку мне дано было видеть, как одного человека, целое общество в небесах, в которое входили тысячи. Разве невозможно Господу видеть таким образом все небеса? Об этом непосредственном опыте рассказывается в моей книге "Небеса и ад" (59 и далее).
Отсюда становится ясным и то, как надо понимать общеизвестное в Христианском мире утверждение, что церковь образует Тело Христово, а Христос есть жизнь этого тела. Понятно также, почему Господь составляет всё для небес, ведь Он есть жизнь их тела. Подобно тому Господь и есть церковь для тех, кто признаёт Его одного Богом небес и земли, и верит в Него. Он Сам учит, что Он - Бог небес и земли (Матф. 28:18); и что в Него нужно верить (Иоанн 3:15,16,36; 6:40; 11:25,26).
609. Те три степени, на которые разделяются небеса, а значит и ум человека, в какой-то мере можно понять на примере материалов этого мира. Они подобны трём степеням благородства, по которым различаются золото, серебро и медь; сравнение с этими металлами приведено в описании статуи Навуходоносора (Дан. 2:31 сл.). Эти три степени различаются так же, как рубин, сапфир и агат различаются чистотой и ценностью; и как маслина, виноград и смоковница, и так далее. И в Слове тоже золото, рубин и маслина означают небесное добро, добро высших небес; серебро, сапфир и виноград - духовное добро, добро средних небес; а медь, агат и смоковница - природное добро, добро низших небес. Я говорил уже, что есть три степени: небесная, духовная и природная.
610. К сказанному добавлю следующее. Возрождение человека происходит не сразу, а постепенно, от начала до конца его жизни в этом мире, а затем продолжается и достигает совершенства. Человек преобразуется борьбой и победами над злом своей плоти, и именно поэтому Сын Человеческий говорит каждой из семи церквей, что наградит дарами того, кто побеждает. Например, церкви в Эфесе:
Тому, кто побеждает, дам вкушать от дерева жизни. Откр. 2:7.
Церкви в Смирне:
Тот, кто побеждает, не потерпит вреда от второй смерти. Откр. 2:11.
Церкви в Пергаме:
Тому, кто побеждает, Я дам вкушать манны сокровенной. Откр. 2:17.
Церкви в Фиатире:
Тому, кто побеждает, дам власть над народами. Откр. 2:26.
Церкви в Сардах:
Тот, кто побеждает, облечётся в белые одежды. Откр. 3:5.
Церкви в Филадельфии:
Того, кто побеждает, Я сделаю столпом в храме Божьем. Откр. 3:12.
Церкви Лаодикийской:
Тому, кто побеждает, Я дам сесть со Мной на престоле Моём. Откр. 3:21.
И наконец, ещё: в той степени, в которой человек возрождён, то есть, насколько его возрождение продвинулось к совершенству, в той же степени он перестаёт приписывать себе всякое добро и всякую истину, иначе говоря, всякое милосердие и всякую веру, а приписывает их одному Господу. Ибо истины, усваиваемые им одна за другой, ясно учат этому.