Творения свт. Амвросия Медиоланского
1) Трактаты. В последних печатных изданиях творений св. Амвросия на первом месте стоит сочинение “Гэксаэмэрон” (Шестоднев). Наиболее ранним по времени происхождения считается творение “De paradiso” (“О рае”). Посвящено оно толкованию библейского свидетельства о рае, о поселении в нем человека, о наречении имен животным, о сотворении жены, о древе жизни и древе познания добра и зла, об искусителе и искушении, о следствиях грехопадения.
“De Noe” (“О Ное”) — перелагает историю праведного Ноя с подробным описанием и объяснением Ноева ковчега, говорит о всемирном потопе, о заключении завета с Богом и последующих судьбах патриарха.
Из догматических творений следует отметить “De fide” (“О вере”). Это сочинение содержит православное учение о Лице Христа Спасителя вопреки арианству и вообще излагает учение о Пресвятой Троице.
“De Spiritu Sancto” (“О Святом Духе”) излагает учение о Святом Духе, Его участии в творении, промышлении и искуплении.
“De incarnationis Domini sacramento” (“О тайне Господнего воплощения") — направляется против арианства, аполлинарианства и излагает учение о Святой Троице, о Сыне Божием и тайне воплощения. Начальные слова — обращение к слушателям — говорит о происхождении этого творения из проповеди.
Большой известностью и распространением пользуется нравственно-аскетическое сочинение св. Амвросия “О должностях священнослужителей Церкви Христовой”, представляющее собой популярное руководство для пастырей и содержащее рассуждения на моральные темы. Пастырь Церкви в понимании Святителя — это, главным образом, борец за правду. “Во всех делах, касающихся священнослужителей, — пишет Святитель, — должны царствовать полнейшая справедливость и беспристрастие”
Ряд творений св. Амвросия посвящен учениюо девстве — теме, к раскрытию которой обращались многие древние христианские писатели, начиная с Тертуллиана.
2) Разнообразны по своему содержанию слова св. Амвросия. Как-то: О кресте Господа нашего Иисуса Христа, О таинстве крещения и к оглашенным, О том, кто болий есть в Царствии небесном, О зерне горушном, О многоценном бисере, О пользе постов, На апостольские слова: “Аще ли ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, все во славу Божию творите” (I Кор. 10, 31), на двунадесятые праздники, дни великих святых и др.
Два из слов были произнесены над гробом горячо любимого Святителем и неразлучного с ним
Отдельный сборник слов составляет последовательное изъяснение Евангельской истории и учения — “Expositio Euangelei secundum Lucam”. Подобный сборник представляет собой и изъяснение 118 псалма.
3) Особую группу в творениях св. Амвросия составляют егописьма. По изданию бенедиктинцев их насчитывается 91. По содержанию лишь отдельные из них имеют частный, личный характер, большая же часть, как вызванная церковно-административной деятельностью Святителя, имеет значение историческое (сообщаются сведения о соборах, участником которых он был), догматическое (критикуется отрицание приснодевства Богоматери, унижение девственной жизни Иовинианом, мнения арианские), моральное (даются наставления), пастырское (разрешаются недоумения в церковной практике), экзегетическое (изъясняются трудные места Священного Писания) и т. д. Отсюда понятно, что письма св. Амвросия — это ценный источник для познаний христианина.
4) Что касаетсягимнов св. Амвросия, то предание сохранило много их под названием “амвросианских”. Св. Амвросию приписывалось до 30 гимнов, но только 12 из них, с большей вероятностью принадлежат ему (некоторые доводят до 18). Авторство известного гимна “Тебе, Бога хвалим” также подвергается сомнению, хотя и существует сказание, что он был воспет св. Амвросием вместе с бл. Августином при крещении последнего.