Упрощение процедуры вступления в брак
Мусульманское государство упрощает процедуру вступления в брак. Оно выплачивает брачный дар за бедных из средств общей казны мусульман, оно призывает и побуждает к упрощению брачных даров. Посланник Аллаха сказал: "Лучший брачный дар – самый простой" (Аль-Хаким). И далее: "Из благодатей (барака) женщины – упрощение своей помолвки и упрощение брачного дара" (Ахмад).
Основы семьи
Семья зиждется на двух столпах: на мужчине и женщине.
Каким образом каждый из них выбирает свою половину?
Каковы критерии этого выбора?
Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сообщил, как Пророк однажды сказал: "Ничто не может быть полезнее для верующего после страха пред Аллахом, Велик Он и Славен, нежели благочестивая жена. Коль он ей велит, она подчинится. Коль он на нее посмотрит, она обрадует его взор. Коль он поклянется пред ней, она оправдает его клятву. Коль он далеко от нее, она искренна к нему в отношении себя и его денег" (Ибн Маджа).
Душа человека всегда стремится к красоте. Душа мужчины благосклонна к красивой жене. Чтобы мужчина, поддавшись слабости, не стал жертвой соблазна красоты или денег, Ислам открыл ему верный способ выбора спутницы жизни. Посланник Аллаха сказал: "Кто женится на женщине из-за ее денег, не прибавит ему Аллах ничего, кроме бедности. Кто женится на женщине из-за ее знатного происхождения, не получит от Аллаха ничего, кроме низкого положения. Кто женится на женщине, дабы сделать кротким свой взгляд, уберечь свои половые органы или поддержать родственные узы, того Аллах благословит в браке с ней, а ее – в браке с ним" (Ибн Хаббан).
Эти слова отнюдь не осуждают влечение к прекрасному, ведь любовь к красоте заложена в природе человека. "Аллах прекрасен и любит прекрасное" (Муслим). Желание нравиться и выглядеть красиво – одно из естественных проявлений женской натуры. Имеется в виду другое: что человек не должен стремиться к чему-либо одному: к красоте, знатному положению или деньгам, пренебрегая всем остальным. Посланник Аллаха сказал: "Не женитесь на женщинах из-за их красоты, ведь красота может погубить их. Не женитесь на них из-за их денег, ведь деньги могут развратить их. Но женитесь на них по их вере. Лучше даже невольница с проколотым носом, но обладательница веры (дин)" ('Убайд ибн Хамид).
Брак – это не коммерческая сделка, которая должна вернуть вложенный капитал сторицей. Брак – это не удовольствие по расчету, когда женщина выставляет свои прелести и свою красоту, как на витрине.
Брак – это результат равновесного соотношения самых разных факторов с особым акцентом на нравственность и веру. Посланник Аллаха сказал: "На женщине женятся по четырем причинам: из-за ее денег, из-за ее знатного происхождения, из-за ее красоты и из-за ее веры (дин). Так добивайся же обладательницы веры, (а иначе) будешь в убытке" (Бухари и Муслим).
К тому же Ислам побуждает как мужчину, так и женщину к правильному выбору партнера. Он дает им возможность избежать ошибки. Ведь все это не просто так, чтобы мужчина и женщина пожили какое-то время вместе, а затем расстались. Они должны прожить всю оставшуюся жизнь неразлучно, чтобы счастье переполняло их сердца, окрыляло их. В противном случае их источит беда, горе навсегда лишит их души покоя. Ибн 'Аббас передал такие слова Посланника Аллаха: "Есть четыре добродетели, а тот, кто обрел их, несомненно получил лучшее жизни ближней и будущей: благодарное сердце; язык, вспоминающий Аллаха; тело, терпящее в испытании; и жена, которая не домогается супруга грехом в отношении себя и его имущества" (1).
Причина большинства неудач, которые постигают людей, вступивших в брак, делают их жизнь несчастной, разрушают их семьи, кроется в неудачном выборе партнера, когда человек отдает преимущество одному из достоинств, пренебрегая всеми остальными.
Выбор, например, может быть сделан на основе впечатлений лишь от одной непродолжительной встречи мужчины и женщины. Может случиться и так, что жених увидит невесту всего лишь одним беглым взглядом. Таким образом, ни у него, ни у его невесты нет возможности для осознанного выбора. Любовь с первого взгляда или мимолетная симпатия, которые могут вспыхнуть после такого короткого свидания, погаснут, как только исчезнет влечение, охладеют чувства. Было бы правильно, если бы молодой человек попросил разрешения заходить в дом девушки, получил возможность выбирать не спеша, внимательно присмотрелся к ней, составил верное представление об ее внешности, оценил ее достоинства.
Известно, что, когда Мугъира ибн Шу'ба посватался к одной женщине и сообщил об этом Посланнику Аллаха, тот сказал ему: "Ступай и взгляни на нее. Ведь, воистину, лучше, коль вы придетесь по душе друг другу" (Тирмизи).
Посланник также посоветовал одному человеку, когда тот посватался к женщине из ансаров: "Ступай и взгляни на нее. Ведь, воистину, в глазах ансаров есть нечто" (Муслим).
Джабир ибн 'Абдуллах следил за женщиной, которую хотел сосватать, чтобы хорошенько рассмотреть ее не будучи замеченным и убедиться в ее достоинствах, которые могут подвигнуть его к женитьбе (Абу Дауд).
Известно, например, что Посланник Аллаха посылал женщин специально для того, чтобы они разузнавали то, что невеста обычно скрывает от чужих глаз. Он говорил одной из них: "Понюхай ее рот, понюхай у нее под мышками, посмотри на ее поджилки" (2).
Но просто лишь увидеть – недостаточно. Необходимо убедиться на собственном опыте. Ибн Аль-Джаузи говорил: "Тот, у кого есть возможность поговорить с женщиной, пообщаться с ней, пусть так и сделает". (3)
Таким образом, мы смогли убедиться, насколько скрупулезно Ислам подошел к решению вопроса выбора супруги.
Все, о чем шла речь выше, касалось жениха. Но и девушка должна убедиться в достоинствах молодого человека, которые позволят ей ответить ему взаимностью. (4)
Пророк сказал: "Коль придет к вам тот, чьей верой и нравом вы будете довольны, жените его. А если вы не сделаете этого, на земле воцарятся соблазн и порок" (Тирмизи).
До тех пор, пока те, в чьих руках находятся судьбы молодых людей, не уяснят, что Ислам запрещает, а что – разрешает; до тех пор, пока эти люди не создадут своим детям условий, при которых молодые смогут видеться друг с другом, общаться, вместе проводить время в обстановке добродетели и высокой нравственности, в рамках исламской этики и морали, а уж потом сделать окончательный выбор… пока родители не сделают этого, они не смогут решить проблемы своих детей.
Прошло то время, когда спутницу или спутника жизни для своего сына или дочери выбирал отец. По крайней мере, это время должно закончиться. Закончиться ради того, чтобы свести вероятность ошибки к нулю, уменьшить количество личных трагедий, которые разрушают жизнь молодых неокрепших семей.
А те родители, которые по-прежнему полагают, что застой и ретроградство – это и есть вера, которые все так же убеждены, что женщина – это неполноценный человек, имеющий лишь право в первый раз выйти из утробы матери, чтобы обрести жизнь, во второй раз – выйти из дому, чтобы стать рабыней в доме мужа, и в третий раз выйти, чтобы сойти в могилу… такие родители должны взглянуть на себя со стороны, пересмотреть свои взгляды на жизнь, следуя благодатным путем, предначертанным Аллахом и Его Пророком.
Большинство браков, заканчивающихся разводом, бывают по причине неверного выбора партнера. Самая же распространенная причина неверного выбора – некорректное поведение родителей. Так пусть же родители побоятся Аллаха в ответственности перед своими сыновьями и дочерьми.
1 - Передал Ат-Табари, сопроводив сообщение надежной цепью рассказчиков. – Прим. ред.
2 - То есть, разузнай о ее чистоте и здоровье. – Прим. ред.
3 - Ибн Аль-Джаузи. Охота за озарением.
4 - Аш-Ширази. Сборник объяснений Аль-Мухаззаб, 15: 295.
Благочестивая жена
Мужчина и женщина, которую он берет себе в жены, создают исламскую семью – основу мусульманского общества. На семейной опоре воздвигается все общественное здание, вся система нравственных ценностей, охватывающая самые разные области человеческой жизни.
Поэтому не удивительно, что Ислам делает особый акцент на необходимости выбора благочестивой жены, чтобы семейный дом стал прочным и добродетельным. Чтобы дети жили в нем счастливо, чтобы не видели в его стенах греха. Разве не является благочестивая жена, делающая добродетельным свой дом и, следовательно, все общество, величайшим благом, за которое мужчина должен благодарить Аллаха? Посланник Аллаха сказал: "Жизнь в этом мире – (для) наслаждения, лучшее же из ее наслаждений – это благочестивая жена" (Муслим).