Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение
Одним из важнейших последствий великого дела искупления человечества, совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнодавцем, было именно прощение, или отпущение грехов.
И действительно! Одним из главнейших последствий великого дела искупления человечества, совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом- Жизнодавцем, было именно прощение, или отпущение грехов.
Вот почему, явившись в первый же день по Своем Воскресении ученикам Своим, собранным вместе, Воскресший Господь, преподав им мир, дунул и сказал: "Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан. 20, 19-23).
А далее, из книги Деяний Апостольских, мы видим, что св. Апостолы, проповедуя о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, после сего тотчас же призывали своих слушателей к покаянию и принятию святого крещения "во оставления грехов".
"Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа", – так взывал св. Апостол Петр к многотысячной толпе народа, слушавшей его в день Пятидесятницы (Деян. 2. 38).
"Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши",– взывал он же к народу, собравшемуся вокруг него и св. Апостола Иоанна после чудесного исцеления ими хромого от рождения (Деян. 3, 19).
"Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться",– говорил св. Апостол Павел к афинянам в своей знаменитой проповеди перед ареопагом: "ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную" (Деян. 17, 30-31).
Отсюда ясно видно ,что это "прощение", о котором говорит св. Златоуст, или "отпущение грехов", дается нам не безусловно, а условно – именно под условием покаяния (конечно, искреннего). Потому-то и Господь, даровав Своим ученикам власть "отпускать грехи" Духом Святым, в то же самое время, как мы видим, дал им власть и не прощать грехи – очевидно тем, кто не кается по-настоящему:"...и имже держите, держатся", то есть: "на ком оставите грехи, на том останутся" – следовательно, не простятся.
Как это понятно, как это логично и как совершенно вразрез идет с этим ясным и определенным, чистым евангельским учением столь модная теперь пропаганда какой-то мнимо-христианской любви и безусловного всепрощенения, слишком уж всеобъемлющего – простирающегося якобы даже на врагов Христовой веры, вплоть до активно борющихся св. Церковью и самою верою в Бога вообще несомненных слуг грядущего Антихриста!
Такие лже-проповедники модного мнимого "христианства" для подкрепления своих шатких "позиций" очень любят злоупотреблять известным изречением Господа:" Не судите, да не судимы будете"(Матф. 7,1) – особо излюбленным ими изречением, которое, однако, нисколько не мешает им самим судить и жесточайшим образом осуждать всех тех, кто не согласен с их лжеучением, представляющим собою только весьма лукавое искажение евангельского учения – подлог, которым они сбивают с толку и смущают многих.
Дабы правильно понимать это изречение Господа, надо помнить, что ведь Тот же Самый Господь наш Иисус Христос, сказавший:"не судите, да не судимы будете", тут же непосредственно вслед за этим, учил: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Матф. 7, 6).
Кто же такие эти "псы" и эти "свиньи"?
Под этими "псами" и "свиньями" Господь разумел нравственно-развращенных людей, неспособных к принятию евангельской Истины, которым все священное чуждо и даже противно, поскольку цены его они не могут понять. Это люди, морально падшие, нечестивые и злые, которые часто только глумятся над евангельской Истиной, попирают ее и могут обратиться яростно и на самих проповедников ее, причинив им разные беды и даже смерть(см. Толкования св. Иоанна Златоуста, Еп. Михаила и др.)
Не ясно ли из этого, что словами:"Не судите, да не судимы будете" Господь вовсе не запрещает давать нравственную оценку людям – проводить различия между добрыми и злыми людьми? И не только не воспрещает, а, как мы увидим далее, даже предписывает это делать.
Так, Господь прямо повелевает обличать согрешившего брата.
"Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего"... (Матф. 18, 15)
Мало того! к такому благоразумному и христианскому суду над согрешившим братом не только разрешается, а даже предписывается привлекать и других братий:
"...Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово" (Матф. 18, 16).
Но и это еще не все! Если брат продолжает упорствовать в творимом им зле, то надо "поведать" о том Церкви, то есть церковной власти, получившей от Самого Господа благодатное право "вязать и решить":
"Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Матф. 18, 17).
Эти последние слова – самые страшные и совершенно неприемлемые для извращенной мнимо-христианской идеологии современных пропагандистов либерального модного нео христианства, ибо они идут совсем вразрез с их основными установками.
Но нравятся ли они или не нравятся кому-нибудь, их из Евангелия никак не выбросишь: ведь это слова Самого Господа нашего Иисуса Христа.
Как же можно с ними не считаться?
Но современные нео христиане, в составе которых числятся и ученые богословы и многие высокие иерархи, с настоящим подлинным Христовым Евангелием вовсе не желают считаться, а самочинно фабрикуют себе свое собственное "евангелие", как это в свое время сделал и их идейный предшественник мрачной памяти Лев Толстой.
Увы! Для многих современных весьма нестойких, нетвердых в истинно христианской вере "христиан" – это большое искушение, соблазн, совершенно сбивающий их с правого пути.
"Не судите, да не судимы будете!"
Как это кажется привлекательным в нео христианском кривотолковании: "Я не буду мешать тебе грешить, а ты за это мне не мешай грешить!"
Вот ведь в каком ужасающем, извращенном, преступном преломлении предстает перед нами этот священный текст в наше время!
А на самом деле, мы должны знать и помнить, что осуждение осуждению рознь, что есть разные виды осуждения.
Одно осуждение – греховное, а другое, как мы уже видели, не только не греховно, а предписывается самим Евангелием.
И это вполне понятно: ибо, если мы никогда никого и ни в каких случаях не будем осуждать, то мы скоро потеряем всякую способность различать добро и зло и легко сможем сами быть увлечены на путь зла.
Величайший из рожденных женами, святость и безупречная нравственная высота которого засвидетельствована Самим Христом-Спасителем, св. Предтеча Господень Иоанн, видя идущих к нему фарисеев и саддукеев, говорил им: "Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего века?" (Матф. 3, 7).
Что это? Греховное осуждение?
Сам Господь наш Иисус Христос, предлагавший Своим последователям брать пример с Него, говоря: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем"(Матф. 11, 29), тем не менее не раз употреблял в отношении к закореневшим во зле грешникам, не желавшим внимать Его Божественному учению, то же самое выражение:"порождения ехиднова!" и нередко обращался к окружавшим Его людям, особенно к книжникам и фарисеям, с весьма резкими словами осуждения: "род лукавый и прелюбодейный!"(Матф. 12, 39), "о, род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?"(Матф. 17, 17). Книжников и фарисеев Он постоянно называл: "лицемерами", "безумными и слепыми", "змеями"(Матф. 15, 7; 16, 3; 16, 6-12; вся 23-я глава), царя Ирода называл однажды "лисицей"(Лук. 13, 32); "поносил", как выражается само Евангелие, целые города: Хоразин, Вифсаиду и Капернаум за то, что они "не покаялись"(Матф. 11, 20-24).
Мало того! Мы знаем из Евангелия, что кроткий и смиренный Господь, молившийся впоследствии за Своих распинателей: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают"(Лук. 23, 34), не только употреблял резкие слова осуждения, но прибегал иногда и к очень сильным и решительным мерам физического воздействия: так, Он дважды – в самом начале Своего общественного служения – и вторично – в самом конце его, незадолго до Своих крестных страданий, совершил изгнание торгующих из храма. Живо и образно передают нам об этих событиях св. евангелисты. Не будучи в состоянии стерпеть безобразного торгашества, которое завели под покровительством самих священников и даже при участии первосвященников, имевших большой доход от продажи голубей, иудеи в иерусалимском храме, Господь Иисус Христос, "сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул", сказав при этом продавцам: "Дома Отца Моего не делайте домом торговли"(Иоан. 2, 14-17). А после Своего торжественного входа во Иерусалим перед своими страданиями Он снова, войдя в храм, "выгнал всех продающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей и говорил им: написано " Дом Мой Дом молитвы наречется", а вы сделали его вертепом разбойников"(Матф. 21, 12-13; Марк. 11, 15-17; Лук. 19, 45-46).
Что же это такое?
И как далеко это от той мнимо христианской "любви" и всеобемлющего "всепрощения", которые проповедуют современные либералы – "нео христиане"! И не найдут ли они, более "любвиобильные", чем Сам Господь, такие слова и действия Безгрешного Господа греховными и недопустимыми, противоречащими Его учению: не заклеймят ли они их столь излюбленными ими выражениями "мракобесия", "черносотенства", "мрачной средневековщины", "ретроградства", "инквизиции" и т. под.?
Но можем ли мы думать, чтобы Господь наш Воплотившийся Единородный Сын Божий, пришедший на землю ради спасения нас, людей, ради научения нас Божественной Истине и жизни, согласной с нею, противоречил, в чем бы то ни было, Сам Себе – поступал вопреки Своему собственному учению?
Об этом, конечно, не может быть и речи: думать так было бы величайшим кощунством!
Но вот Он так поступал!
Следуя примеру Самого Господа, и Его Святые Ученики и Апостолы не боялись в нужных случаях "осуждать" людей, упорно противившихся той Евангельской Истине, которую они проповедовали, и прибегать иногда к самым решительным мерам воздействия для обуздания и пресечения зла.
Так, св. Апостол Петр сурово осудил за допущенный ими обман Ананию и Сапфиру, которые были наказаны мгновенною смертью только за то, что "утаили из цены земли", проданной ими, некую часть, вместо того, чтобы полностью принести все в жертву Церкви (Деян.5, 1-11).
Св. первомученик Архидиакон Стефан открыто при всех, в заседании синедриона, осудил своих сородичей иудеев, назвав их "жестоковыйными" и "людьми с необрезанным сердцем и ушами" и обвинив их в том, что они "всегда противятся Духу Святому", что они "убивали пророков" и, наконец, "сделались предателями и убийцами" Самого Господа Иисуса Христа, о пришествии которого предвозвещали эти пророки (Деян. 7, 51-52).
Св. Апостол Петр осудил Симона-Волхва за его попытку купить благодать Св. Духа за деньги, сказав ему: "серебро твое да будет погибель с тобою... вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды" (Деян. 8, 18-23).
Св. Апостол Павел во время своего первого миссионерского путешествия сурово осудил волхва-лжепророка Вариисуса, или Елиму, пытавшегося отклонить от веры во Христа ироконсула Сергия Павла, сказав ему: "О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды!" и наказал его слепотою (Деян. 13, 6-12).
Что это? Греховное осуждение? Отсутствие христианской любви у Апостолов?
Тот же св. Апостол Павел, когда новообращенные ими к вере во Христа Коринфяне донесли ему, что в их среде завелся отвратительный гнусный грех кровосмешения – что "некто, вместо жены, имеет жену отца своего", не сказал им на это: "Не судите, да не судимы будете!" или: "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь?" Нет! ничего подобного! Св. Апостол тотчас же осудил этого грешника и Коринфянам повелел осудить его, вынеся ему строжайший приговор и наказание: "Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа "(1 Кор. 5, 1-5).
Мало того! Св. Апостол Павел предписал затем Коринфянам вообще "не сообщаться с блудниками" и не только с блудниками, но и с "лихоимцами", или "хищниками", или "идолослужителями" и со всеми теми, "кто, называясь "братом" (то есть, "христианином") остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе... извергните развращенного из среды вас" (1 Коринф. 5, 9-13).
Приведенных нами выше мест Священного Писания, кажется, более чем достаточно, чтобы видеть, как надо правильно понимать слова Господа: "Не судите, да не судимы будете!", то есть убедиться в том, что эти слова отнюдь не исключают всякого рода осуждения ближнего – что есть "осуждение" не только позволительное, но даже необходимое, предписываемое самим Законом Божиим и совестью, так как истинный христианин не может относиться к явному злу и греху равнодушно, не замечать его и мириться с ним под лукавым предлогом, "неосуждения", "христианской любви" и "всепрощения".
Надо хорошо знать и помнить, что совершенно чуждо истинного христианства зловредное Толстовское учение "о непротивлении злу" (кстати сказать, погубившее нашу несчастную Родину-Россию и ввергнувшее ее в страшные ужасы большевизма!): всякий истинный христианин непримирим ко злу, где бы и в ком бы он его ни встречал.
Примеру Самого Господа Иисуса Христа и Его Святых Апостолов следовали затем на протяжении всей истории Церкви и все истинные христиане, всегда осуждавшие зло и боровшиеся с ним, хотя бы это стоило им всевозможных тяжких лишений и даже самой жизни.
Так боролись со злом темного язычества и идолопоклонства святые мученики, не только пассивно умиравшие за Имя Христово, но и весьма решительно осуждавшие иногда в весьма резких словах и выражениях и даже действиях заблуждения и нечестие идолопоклонников.
Решительно и бескомпромиссно боролись с лжеучителями-еретиками Святые Отцы Церкви, отнюдь не считая еретиков "инакомыслящими" (как это стало модно в наше время выражаться!), к которым надо проявлять "терпимость", к которым надо "подходить с пониманием", а рассматривая их, как "лютых волков, не щадящих стада", по выражению Слова Божия (Деян. 2О, 29), и сурово осуждая их на Вселенских и Поместных Соборах, всячески предостерегая от общения с ними право-верующих, и предавая их анафеме.
Что это? Греховное осуждение или отсутствие любви?
Нет! Это не более, как вполне законное применение в жизни слов св. Апостола: "Какое может быть общение у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? или какое соучастие верного с неверным?" (2 Кор. 6, 14-15).
И преподобные отцы наши и матери – христианские подвижники и подвижницы – "осуждали" этот мир, во зле лежащий, самым фактом своего ухода из него. Они следовали призыву Слова Божия: "Выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас, и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (2 Кор. 6, 17-18).
А теперь, в переживаемое нами страшное время циничного и откровенного лютого безбожия, мы как христиане, верные Христу-Спасителю и Его Истинной Церкви, не можем не осуждать со всею решительностью безбожников и кощунников, лютых богоборцев, стремящихся искоренить во всем мире веру Христову и разрушить Святую Церковь – осквернивших Отечество наше и надругавшихся над нашими Святынями.
Не можем мы не осуждать и всех тех, кто сотрудничает с ними, кто поддерживает их и содействует укреплению их власти, помогая им, тем самым, в их адских замыслах.
Мы осуждаем слуг грядущего Антихриста и самого Антихриста...
Неужели все это есть греховное осуждение, запрещаемое Евангелием, как пытаются убедить нас в этом современные умники – нео христиане, исполненные какой-то необыкновенной "сверхлюбви" и всеохватывающего "всепрощения"?
Пусть не лгут они на Господа и на Его Святое Евангелие!
Пусть не приписывают себе в своей фарисейской гордыне и самообольщении любви большей, чем имела ее Сама Воплощенная Любовь – Господь и Спаситель наш!
А как надо правильно понимать изречение Господа: "Не судите, да не судимы будете!" это прекрасно объясняет великий Отец Церкви св. Иоанн Златоуст:
"Здесь Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь проступки. Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних, в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи" (см. том VII, стр.260).
Следовательно, запрещается не суждение о поступках ближнего и не осуждение злых его поступков само по себе, а злое чувство в душе по отношению к ближнему со стороны человека, который сам так же грешит или даже еще больше, не думая о своем собственном исправлении.
Запрещается не объективное "суждение" о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений – из гордости и тщеславия, из зависти или обиды.
Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот – даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы вследствие этого в мире.
Великое преступление поэтому совершают те современные пастыри, которых лучше было бы назвать лже пастырями, кои под благовидным предлогом мнимой христианской "любви" и "всепрощения" сознательно или бессознательно учат своих пасомых толстовскому "непротивлению злу".
Какое это страшное, беспросветное лукавство!
Какое это подлинное фарисейское лицемерие!
"Совсем никого и ни за что не осуждать", – такого настроения в современном христианском обществе только и хотят добиться слуги грядущего Антихриста, для того чтобы им легко и просторно было действовать, подготовляя в мире обстановку, благоприятную для скорейшего воцарения их "Властелина".
Неужели в наше время каждому честному и сознательному христианину еще может быть неясно, что безусловное "всепрощение" нужно лишь врагу Христову – Антихристу, дабы люди окончательно потеряли чувство различения добра и зла, помирились бы со злом, охотно приняли его, а затем – и самого Антихриста, не помышляя о борьбе с ним?
Это не больше, как лицемерно-фарисейское лукавство врага, жаждущего нашей погибели!
Ведь если бы христианское всепрощение, дарованное нам Воскресшим Христом-Спасителем, простиралось, так сказать, автоматически и на тех, которые не желают каяться и исправлять свою жизнь, тогда не давал бы Господь Своим Апостолам, а в лице их и всем их преемникам, пастырям Церкви, наряду с властью "разрешать грехи" власть "вязать" их и не сказал бы, явившись им по Воскресении: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан. 20, 23).
Какая, в самом деле, беспредельная и безрассудная дерзость – считать себя любвеобильнее Самого Бога и "исправлять" Евангелие Христово, сочиняя какое-то свое собственное "евангелие"!
Будем же всячески беречь себя, братия, от этой лукавой закваски современного фарисейства!
Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной душе, не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает – не по гордости и по самолюбию, а единственно – по любви к истине. Наша главная задача в это лукавое время лживого бесстыдства – сохранить всецелую верность и преданность подлинной Евангельской Истине и Начальнику нашего спасения – воскресшему тридневно из гроба Христу-Жизнодавцу, Победителю ада и смерти.
"Если кто Церковь преслушает, да будет тебе, как язычник и мытарь" (Матф. 18, 17).
Эти грозные слова Самого Господа нашего Иисуса Христа мы слышали в чтенном ныне Евангелии. Мы должны всегда помнить их, но прежде всего – правильно понимать их смысл и значение.
Почему это так?
Прощаясь с Своими учениками на Тайной Вечери, Господь в утешение им, скорбевшим о скоро предстоящей разлуке с Своим Божественным Учителем, сказал: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины" (Иоан. 14, 16)... Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Иоан. 16, 13)... Тот научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Иоан. 14, 26).
Свое обещание Господь исполнил в десятый день по Своем Вознесении (или в 50-ый день по Воскресении). В великий и славный день Пятидесятницы обещанный "Утешитель" – Дух Святый – "Дух Истины" сошел на Апостолов, и на земле явилось "Царствие Божие, пришедшее в силе" (Марк. 9, 1), о котором неоднократно говорил Господь во время Своей земной жизни: Церковь Христова. Церкви Своей Господь даровал великое обетование, сказав еще раньше: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Матф. 16, 18).
Церковь Христова – это Царство Духа Божия, это – сокровищница благодати Духа Святого, а вместе с тем – это Сокровищница Божественной Истины, поскольку Дух Святый, по слову Самого Христа-Спасителя, есть "Дух Истины". Вот почему и великий Апостолов языков св. Павел писал своему ученику Тимофею: "Церковь Бога живаго – столп и утверждение Истины" (1 Тим. 3, 15).
Церковь Христова вся преисполнена Божественной Истиной, и все в ней – только одна Истина. Не может быть в ней никакой неправды, никакой лжи, ибо она хранит учение Христово, которое есть Истина, как сказал об этом Сам Господь Иисус Христос на суде у Пилата: "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий кто от истины, слушает гласа Моего" (Иоан. 18, 37).
Когда Господь Иисус Христос говорил: "Если (кто) церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Матф. 18, 17), Он, конечно, имел в виду истинную Церковь – ту Церковь, которая свято и непоколебимо хранит неповрежденное и неизвращенное, чистое учение Христово и которая вполне чужда какой бы то ни было лжи и неправды. Всякая ложь и неправда совершенно несовместима с истинной Церковью Христовой, ибо ложь от диавола, как это ясно сказал Господь упорно не желавшим веровать в Него иудеям: "Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего, он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины, когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Иоан. 8, 44).
И действительно: человекоубийство и ложь тесно связаны одно с другим: человекоубийство приводит ко лжи, а ложь часто ведет к человекоубийству. И то и другое происходит от диавола, а потому не может иметь места в истинной Церкви.
Вот с этой-то точки зрения мы и должны расценивать все происходящее в мире!