Религиозная вера как основной феномен религиозного сознания

Вера – основной принцип религиозного сознания. Вера, как уверенность в реальном существовании сверхъестественных свойств, отношений, существ.

Всякому человеку присуще некое религиозное чувство, отличимое от всех других эмоциональных процессов.

Уникальность и непостижимость религиозного чувства для разума.

Главная особенность религиозных чувств состоит в том, что они направлены на иллюзорный объект.

Религиозная вера занимает важнейшее место в религиозной идеологии, все богословские учения служат обоснованию и поддержанию веры.

Главная цель богослужебной практики – использование разнообразных средств, воздействие на людей для укрепления веры в Бога.

Понятие веры включает два взаимосвязанных элемента:

1.гносиологический

2.эмоционально-психологический

Лекция

Ранние формы религии и их развитие

Разные формы религии могут сосуществовать и существуют в одном и том же обществе, потому что разные стороны общественного бытия находят свое отражение в разных явлениях общественного сознания.

Двоеверие – формальное или номинальное исповедование двух вер. Бывает, что новая религия связана со старым верованием.

Степень древности религиозных верований определяется историческим возрастом того типа общественных отношений или того вида человеческой деятельности, с которым данная форма религии связана.

Отдельные формы религии существуют:

1. Взаимосвязаны между собой

2. Связаны с определенными обрядами (с культовой практикой)

3. Определенным типом общественных отношений

Вне этих связей религиозное верование существовать не может. Под формой религии доклассового общества понимается определенная совокупность связанных между собой верований и обрядов, отражающих конкретный тип общественных отношений или вид человеческой деятельности.

Тотемизм

«Тотем» - его род, одна из древнейших форм религии. Под этим термином понимается вера в сверхъестественное родство, якобы существующее между определенной группой людей и определенным видом животных, растений, реже неодушевленных предметов.

Тотем не божество, а родственник/предок.

Выражается в запрете убивать тотемическое животное, употреблять его в пищу. Существует взаимосвязь между народом и тотемам, мифология о происхождении рода от данного тотема.

Все прошли через стадию развития тотемизма.

Тотемизм – религия ране-родового общества, которая отражает достаточно примитивную форму общественного строя.

Тесная связь рода со своей территорией. Материально-психологическая почва, на которой возрастают тотемическое мировоззрение.

Само тотемическое животное отступает на второй план – мифологизация тотемических представлений, первоначально направленных на материальный мир.

Развитому роду тотемические представления не свойственны, их сменяют культ родовых покровителей и культ предков.

Вера во вредоносную магию

Первоначальной основой веры – межродовая рознь.

Вера в способность человека нанести тайным образом вред была порождена страхом перед врагом.

Враг – человек из другого племени.

Характерные черты вредоносной магии:

1. Подозрение в магии возникало чаще, чем сама практика самой магии.

2. Не было колдунов, специализирующихся на обрядах насылания порчи. Каждый может совершать эти обряды.

3. Никто верил в свою собственную способность насылать порчу, при этом не сомневался в наличии такой способности у других людей.

4. Из всех приемов колдовства были распространены только те, которые не требовали близкого соприкосновения с жертвой.

Практика вредоносной магии была одним из главных источников возникновения образов злых духов.

Лечебная магия/знахарство

Связано с народной медициной.

Рождаются образы богов, святых целителей, поклонение иконам, святым источникам.

У всех народов земли магическую медицину не всегда можно отделить от рациональных народных средств.

В лечебной магии всегда были специалисты/знахари. Часто употребляли чисто магические приемы.

Знахарская практика очень устойчивый и мало меняющийся вид человеческой деятельности, тесно связана с основой народной медицины.

Шаманизм

В шаманизме существует посредник (шаман).

Погребальный культ – совокупность обрядом и верований, связанных с умершими.

Погребальные обычаи основаны на инстинкте чистоплотности и привязанности.

Любовная магия (эротическая)

Появилась на основе инстинктивных действий человека по привлечению лица противоположного пола.

На более поздних этапах развития первобытного общества и его разложения возникают:

1. Родовые и семейные культы (культ родовых семейных покровителей и предков)

2. Промысловые культы (обряды и верования, связанные с различными промыслами; культ хозяев природы)

3. Нагуализм – культ личных духову покровителей (возникает после распада родовых связей)

4. Обожествление вождей (сокрализация власти вождя, их табуация, почитание умерших носителей этого сана)

5. Земледельческие культы сельских общин (развитие на заре классового общества, связаны с хозяйственными интересами, выявляется культ местных деревенских патронов)

6. Куль племенных богов (стадия перехода к раннеклассовому обществу, тесно связано с инициациями, культ бога-воина)

Анимизм, фетишизм, магия как существенные элементы религии

Характерно для всех форм религий.

Анимизм – вера в духов и душу, нематериальные духовные существа. Термин необычайно широк, включает в себя разнообразные представления.

Анимистические образы – это олицетворение сил явления природы, болезней, страха перед «нечистым» умершим, земледельческих сил плодородия.

Анимизм широк по объему, но беден по содержанию.

Фетишизм– приписывание сверхъестественных свойств неодушевленным предметам и поклонение им.

Фетишизм – универсальное явление истории религии.

Фетишами могут быть как естественные предметы, так и искусственно созданные.

Формы поклонения: от приношения фетишу жертв до вколачивания в него гвоздей.

Магия/колдовство – различные человеческие действия, которые имеют целью сверхъестественным образом влиять на окружающий мир.

Магические действия отличаются друг от друга по степени сложности, по целевой направленности, по механизму психологического воздействия.

В мировых религиях магический обряд осложнен молитвенным обращением.

Всякий магический обряд связан с более или менее осознанным представлением о сверхъестественной силе.

За принцип классификации магических обрядов берут способ передачи или отстранения магической силы.

Виды протрептическая магии:

1. Контактная – простейший способ передачи магической силы. Непосредственное соприкосновение источникам магической силы с объектом, на который направлена магия.

2. Инициальная – магический акт, направленный на объект, но т.к. этот объект не досягаем, производится только начало желаемого действия, а появление ожидаемого результата предоставляется магической силе.

3. Парциальная – действие магической силы направлено не на объект, а на его заместителя (чатсица объекта или предмет, который был в соприкосновении с объектом)

4. Имитативная– воздействие на объект через его подобие (кукла, фотография)

Имеют целью перенесение магической силы на объект.

Виды профилактической магии (удаление злого влияния):

1. Апотропеическая – отгоняющая

2. Катартическая – обряды очищение

Вербальная магия (заговоры) – словесное сопровождение магического обряда.

Лекция

Религия и миф

Миф

Характеристика мифа:

1. Главная функция мифа – объяснить что-либо.

2. Объяснение от обратного

3. Олицетворение

4. Антропоформизация – приобретение характерных черт человека

Разница между сказкой и мифом:

1. В миф верят все

2. В мифе всегда присутствует элемент объяснения

3. В мифе действие всегда происходит в глубоком прошлом

Миф становится религиозным в силу своей связи с религиозными обрядами и представлениями.

Культовый миф – рассказ, описывающий повествовательной олицетворенной форме тот или иной религиозный обряд, объясняющий его происхождение и обосновывающий право исполнителей обряда совершать его.

Религиозный обряд и миф тесно связаны между собой.

Обряд – самая устойчивая часть явления, связанные с ним мифологические представления могут меняться.

Основные положения:

1. Содержание мифов не религиозно, но когда миф становится осмыслением религиозных обрядом, он становится религиозным, священным.

2. Культовые мифы составляют эзотерическую сторону религии (для посвященных)

3. Другая группа мифов составляют экзотерическую сторону религии (для непосвященных)

4. В мировых религиях грань между этими двумя мифологиями исчезает.

5. Религиозно-мифологические представления становится предметом веры для всех (догмат)

6. Мифология расширяется по мере накопления знаний человека.

7. Отсутствуют циклы мифов на ранней ступени развития человека, на более высоких ступенях – появление циклов

8. Низшая мифология – духи природы (сохранилась в фольклоре)

Сюжеты мифов:

1. О животных, примитивные мифы о происхождении животных

2. О небесных явлениях (солнце – женщина, месяц – мужчина)

3. Космогонические и антропологические: идея творения (креационные мифы) и идея развития (окружающий мир развивается из чего-либо). Мифы о происхождении богов и людей.

4. Эсхатологические – рассказы и пророчества о конце мира.

5. О происхождении смерти

6. О великом потопе

7. О непорочном зачатии

8. Об умирающем и воскрешающемся боге

9. Литературные мифы

Религии древних цивилизаций

Древний Египет

Общии положения:

1. Египет (Хет-ка-Птах – крепость духа Птаха)

2. Появление государств - вторая половина 4тыс до н.э.

Древнейшие культы:

1. Классическая странна поклонения животным. Существовали свои священные животные у каждой группы + основные боги.

2. Священные животные:

· Жук-скоробей – символ солнца, воскресенья, был посвящен богу Птаху.

· Кошка – священное животное богини Баст, богини домашнего очага и веселья

· Бык Апис – бог плодородия

· Богини, олицетворяющие небо: Нут (большая коров, под телом которой плывут звезды), Хатхор (корова или женщина с коровьими рогами с солнечным диском между ними)

· Змеи (Урея) – защитники и спасители богов, фараонов, мертвых.

· Крокодил олицетворял бога Севака.

Основные характеристики:

1. Установление полной власти фараона (на земле благой бог, на небе – великие)

2. Сфинкс (душительница)- воплощение фараона (сильны, как лев и умный, как человек). Первые царские статуи возле храмов фараонов.

3. Изображение богов помещали в храмы. Статуи подвергались обряду: вселение в нее духа бога или человека.

4. Оракул – прорицатель или прорицание (судебные, бытовые, политические дела)

5. Гробница – дом вечности.

6. Храм – обитель многих лет. На территории – школы, библиотеки.

7. Жрецы – замкнутая социальная группа, должность передавалась по наследству.

8. Заупокойный культ. Книга мертвых: 12 часов ночи. Описание путешествия по загробному миру, где царит Вечность.

9. У человека две сущности: Ба (душа. птица с человеческим лицом), Ка (невидимый двойник человека, гений-покровитель после смерти).

10. Мумификация

11. Психостасия – взвешивание сердца человека на весах (перышко – символ истины), Амамат-пожирательница – пожирающее чудовище. Праведники отправлялись в поля Илао.

Культ солнца:

Хептри – бог восходящего солнца, Ра (создатель Вселенной) – дневного, Атум – вечернего, Атон (не имел воплащения) – солнечного диска.

Куль Осириса:

Осирис – бог умирающей и возрождающейся природы, Луны, Нила и загробного суда. Научил людей земледелию, садоводству и виноделию. Сын Геба (бог земли) и Нут (богиня земли). Жена Исида, сын Гор. Сет – злобный и завистливый брат.

Реформа Эхнатона: попытка подорвать могущество жрецов. Попытался создать единую религию без сильного жречества, ни кем не ограниченную власть фараона. Попытка создания монотеистической религии.

Лекция

Буддизм

Распространен в странах центральной, южной и юно-восточной Азии, где оказывается сильное влияние на все стороны жизни (иногда является государственной религии).

В мире около 500 миллионов буддистов-мирян, более1 млн монахов.

Буддология – наука о буддизме.

Буддизм легко адаптируется к традициям стран, куда проникает. Создаются местные варианты буддизма со своими обрядами и литературой. Сотни буддийских школ и течений.

Отсутствие общей терминологии.

Один и тот же термин может толковаться по-разному.

Возникновение буддизма:

1. Основатель – Сидтхартха Гаутама Шакъямуни Будда (560-480 до н.э.). Имя: выполневший свое предназначение отшельник мудрец из рода Готама племя Шаке, что в последствие стал Будда, что означает умудренный, просветленный высшим знанием. Мать – Майа.

2. В 29 лет оставляет семью и начинает путешествие по долине Ганга. Семь лет ведет аскетический образ жизни, пытаясь узнать, как сделать всех счастливыми.

3. Медитация – глубокое сосредоточение сознания, сопровождаемое отрешенностью от внешнего мира. Он долго медитировал, противостоя силе злого демона Мары. Псоел пробуждения стал Буддой.

4. Первая проповедь – бенареская проповедь, слушали его 5 монахов и два оленя. Сформулировал основные положения нового учения.

5. Вокруг Будды собралась Сангха (все буддийские монахи мира, конкретная монашеская община. Членом может стать каждый с 6 лет), лучшие ученики – Архат (человек, достигший высокого духовного совершенства). Дхарма – учение о спасении.

6. Будда произносил проповеди на пракрите (народный язык Индии, где он жил). В проповедях использовался жанр притчи.

7. Сторонники Будды начали создавать храмы и монастыри, которые строились на подаяния. Потом они окрепли и стали сами заниматься благотворительностью.

8. Монахами могли становиться все, начиная с 20 лет. Не принимают заразных, психически больных, должников, военнослужащих. Посвященный в монахи должен соблюдать 227 правил.

9. Умер Будда в возрасте 80 лет, его тело было предано огню. Прах разделили на 8 частей.

10. Отношения между членами общины строго регламентированы и ритуализированы. Жизнь в монастыре – постоянное самосовершенствование.

11. Монаха нельзя приглашать на увеселения, в разговоре нужно избегать бесполезных тем. Можно было говорить об учении Будды. Миряне приветствуют монахов, касаясь земли пяти точками.

12. Со временем монастыри стали центрами социальной жизни. При них – лечебницы, приюты, учебные заведения. Главная и единственная форма организации верующих, которые не знакомы с иерархической церковной структурой.

Буддийские вероучительные тексты

Джатаке – легенды и придания о прошлых перерождениях Будды. Распространились среди народных масс. В них доступно и популярно объясняются основные положения вероучения буддизма, основные нравственные догматы. Основное средство пропаганды буддизма. Воплотились в культуре многих народов восточных стран.

Мнемотехника – искусства запоминания текстов.

Первые буддийские тексты были записаны в конце 1 в. до н.э. В полном объеме – 5 в. н.э.

Трипитака (три корзины) – полный свод священных текстов от лица учеников Будды.

· Корзина устава (виная-питака) состоит из книг, в который содержится характеристика принципов организации монашеских общин, перечисление проступков и способ наказания. Две книги посвящены истории развития буддийской монашеской общины, фрагменты биографии Будды. Последняя книга состоит из вопросов и ответов, краткое изложение предыдущих книг.

· Корзина поучений (сутта-питака). Состоит из 5 сборников Никаэ, в который излагается учение Будды в виде притч и бесед. Дхаммапада (путь учения) – сборник изречений Будды (наиболее цитируемая часть). Излагается вероучения раннего буддизма, должно быть постигнуто сердцем, а не разумом. Учебник для новообращенных, заучивается наизусть.

· Корзина толкования учения/чистого знания/семь трактатов (абидхамма-питака). Содержится толкование основных идей буддизма, буддийской картины мира и философское обоснование догматов религии.

В 1871г на Бирме, горд Мандалай, на созванном соборе буддийский монахов (2400 человек) сверили списки, переводы буддийских текстов, создав единый канон Трипитаки. Он был выгровирован на 729 мраморных плитах (111 плит – 1 корзина, 410 плит – 2 корзина, 208 – 3 корзина).

Была поставлена задача перевести тексты на английский язык.

Неканоническая литература:

1. 5 биографий Будды

2. Милинда – Пахья (вопросы царя Милинды/Минандра)

3. Хроники, составленные на Шри-Ланке (4-5 вв н.э.). Наряду с мифами определенные исторические факты.

Основные направления буддизма

Сангити– первое буддийское монашеское собрание. Один из учеников не признал постановления этого собрания, разногласия привели к образованию разных школ и учений.

В 1 в. н.э. буддизм разделился на два основных направления:

1. Хинаяна(малая колесница/узкий путь спасения). Южные школы, тесно связанные с ранним буддизмом. Название заимстовано у сторонников Махаяны. Старая школа мудрости Тхеравада. Считают Будду земным существом, достигшим просветления благодаря своим уникальным способностям. Пройдя через 550 перерождений и избрав местом своего рождения царскую семью, он спустился на землю, чтобы возвестить людям путь к спасению. Будда появляется среди людей каждые 5 тыс.лет. Любое существо, достигшее высшей святости, может стать Буддой, для этого необходимо уйти из мира и вести аскетический образ жизни, поэтому путь личного спасения доступен только монахом.

2. Махаяна (большая колесница/широкий путь спасения). Северные школы. Признает возможность спасения мирян. Последователи должны заботиться не только о личном спасении, но и спасать других, т.е. быть проповедниками учения и активно влиять на все сферы общественной и частной жизни. Преодолевает аскетизм, благодаря этому это учение распространилось далеко за пределы Индии. Этот вариант легко приспосабливался в разных традициях, Будда окончательно превратился в божество, он стал эманацией космоса, его высказывания – божественные откровения. Построение храмов, поклонение святым местам.

Ваджраяна(алмазная колесница. Конец 1 тыс.н.э.) Достижения состояния Будды осуществляется через жесты (мудра), заклинания (мантра) и медитацию (самадхи). Практикует путь к просветлению по системе йогов под руководством гуру.

Йога – (средство/способ/укрепление) учение об очищении души, освобождение ее от порабощения телом, слияние с божеством через комплекс приемов и упражнений для очищения тела и сознания.

Лекция

Четыре благородных истины:

1. Жизнь есть страдание

2. Причина страданий – желания

3. Избавление от страданий – устранение желаний

4. Благородный срединный восьмеричный путь. Положения:

· Правильные воззрения – знание и принятие четырех истин

· Правильные намерения – стремление действовать в соответствии с этими истинами

· Правильная речь – освобождение от лживости, грубости, клеветы

· Правильное поведение – отказ от дурных поступков

· Правильная жизнь – честный способ добывания средств к существованию

· Правильные усилия – преодоление дурных помыслов

· Правильное отношение – закрепление уже достигнутых успехов в деле спасения

· Правильное сосредоточение – отречение от всего земного (медитация)

Восьмеричный путь называют срединным, потому что он отвергает как жизнь, посвященную удовольствиям, так и жизнь полную аскезы и самоистязания.

Спасение достигается не милостью свыше, а самовоспитанием.

Наиболее действенный фактор спасения еще при жизни человека – выход за приделы мирской жизни (уход в сангху – добровольный уход).

В Махаяне утверждается, что последователем буддизма может быть каждый, кто верит в три сокровища (Будда, дхарма, сангха) + в своей повседневной жизни должен соблюдать, если он не монах, панча-шила - 5 повседневных заповедей:

1. Отказ от убийства любого живого существа

2. Отказ от воровства

3. Отказ от лжи

4. Отказ от прелюбодеяния

5. Отказ от употребления спиртных напитков

Нравственные проблемы занимают важное место в буддизме.

Ахимса- религиозно-этический принцип непричинения боли и зла живым существа.

Весь мир поток частиц (дхарма), они нематериальные и неделимые. Различные комбинации этих частиц создают все существующее. Смерть любого существа – распад мельчайших частиц дхармы. Дхармы не исчезают, а освобождаются для новой комбинации, в результате чего происходит новое перерождение.

Карма– совокупность всех помыслов и поступков человека, его грехов и добродетелей во всех предыдущих перерождениях.

Буддизм учит – человек сам создает свою судьбу или форму каждого нового перерождения.

В каждом из нас есть капелька прошлого, поэтому мы несем ответственность за все свои прошлые деяния.

У человека есть свобода выбора в его словах, мыслях и поступках, несмотря на кармы. Именно в этой свободе заложен путь к спасению.

Духовное тело Будды, скрытое под человеческой оболочкой, приобрело необыкновенные свойства, но эти свойства могли видеть только истинные верующие.

Бытие – сосуд с многослойным веществом, в этом сосуде пребывает все живое.

Человек постоянно движется в кругу рождений и смерти.

Сансара– колесо жизни, бесконечный процесс перевоплощений.

В безначально существующей сансаре есть несколько видов существ:

1. Боги

2. Асуры – соперники и враги богов, которые были низвергнуты с неба и превратились в демонов

3. Люди

4. Животные

5. Прета – духи умерших людей

6. Обитатели ада

Суть существования этих существ – страдания, хоть и способ существования различный.

Космологическая картина бытия

Существует три мира:

1. Мир конкретных человеческих страстей

2. Воображаемый мир

3. Мир космического сознания, с которым может слиться разум человека

Наш мир – иллюзия, результат воображения.

Наше сознание – единственно реальное бытие. Оно состоит из дхарм, которые, подчиняясь законам кармы, складываются в определенную комбинацию и создают индивидуальное сознание данного перерождения.

Пока дхарма не успокоилось, колесо бытия продолжает свое вращение.

Несмотря на то, что сансара не имеет начало и коне, каждый ее мир имеет и то, и другое.

Махакальпа – период существования одного из миров бытия. Эти периоды бывают пустыми, а бывают счастливыми (тогда, когда в мире появляется Будда), приравниваются к миллиону лет.

Появление Будды в мире людей – непредсказуемое проявление кармического закона.

Система летоисчисления была введена в середине 20 века, точка отсчета – 54 г.до н.э..

Родится в облике человека считается особенно благоприятно, потому что только человек способен, разорвав паутину желаний, спастись из оков сансары и перейти в состояние нирваны.

Нирвана – состояние абсолютного покоя, полнейшей отрешенности от жизненных привязанностей. Путь к нирване лежит через смерти или еще при жизни.

Низшее состояние нирваны – отсутствие страданий.

Высшее состояние (махапаринирвана) – достижение состояния будд, переход в некоторое сверх бытие, вечное блаженство в слиянии с божеством.

Всякое перерождение – неизбежное несчастье и зло.

Высшая цель буддиста – полное прекращение перерождений и достижение нирваны.

В Махаяне появилось учение о рае как преддверие нирваны.

Рай – место пребывания души, освободившейся от тягот и забот земной жизни и общающейся с божеством.

Калачакра – одна из важнейших концепций буддизма, «колесо времени» в его циклическом восприятии (оно охватывает малые двенадцатилетние циклы, объединенные в 60 лет).

Ее суть – взаимосвязь и взаимозависимость вселенной и человека.

Чакра – колесо.

Буддийский пантеон

Включает в себя не только богов древней Индии, но и всех тех стран, в которых буддизм распространился.

Ранги:

1. Самый высокий ранг занимают Будды или просветленные.

Наиболее почитаемы Будды: Шакъямуни, Майтрея (будда будущего), 5 Будд созерцания.

2. Бодхисатвы (второй ранг буддийского пантеона) – существо, стремящееся к просветлению.

Олицетворение:

· Страдание

· Мудрость

· Борец с тупостью

3. Архаты – достойные люди, прошедшие путь совершенствования.

4. Идамы (боги, связанные обедом) – охранители человека. Различаются по эмоциональному состоянию (спокойный, гневный, полугневный облик). Тара (женский обаз) – спасительница.

Урна(третий глаз на изображение) – знак особенной мудрости и могущества.

Лекция

Обряды и праздника буддизма

Ваджра (алмаз, громовой топорик, пучок скрещенных молний) – символ божественного учения Будды. Олицетворяет мужское начало вселенной.

Колокольчик – женское начало вселенной.

Священные растения: дерево Ботхи (священный фикус), лотос (частота и сострадание) и манго.

Священные животные: олени, слоны и змеи.

Гибридные животные: микара (голова и задние ноги антилопы, туловище и хвост рыбы) и горуда (огромная птица, враждующая со змеями, человек с головой птицей и крыльями).

Мани– священный камень. На нем высекается мантра (магическая формула).

Группы культовых сооружений буддизма:

1. Ступы (ведет происхождение от могильного кургана) – образ вселенной, древо жизней. Форма либо круглая, либо квадратная. Другие названия: пагода, субурган, чертен.

2. Чайтьи (чита – погребальный костер) – холм, возводимый над останками сожженного святого. Место или предмет религиозного поклонения и почитания.

3. Вихары– место отдыха/встречи странствующих монахов, монастырь с постоянно проживающими в нем монахами.

Буддизм выступил против кровавых жертвоприношений согласно доктрине Ахимсе.

Молитвенно собрание членов монашеской общины – самый древний обряд.

Была также введена общая исповедь.

Праздники Буддизма:

1. Буддийские праздники являются государственными, если Буддизм является национальной религией. Отмечаются по лунному календарю.

2. Самый главный – новый год.

3. Тройной праздник: день рождения, просветления, ухода в нирвану Будды.

4. Уход юношей в монастырь

5. Выход части молодежи из монастырей

6. Приход на землю Будды грядущего мирового периода (июнь, июль)

7. В феврале день всех святых буддийского пантеона

8. В октябре, ноябре многие переселяются в монастыри

9. Чтение джатаг (февраль, март)

10. Рождение ребенка

11. Свадьбы

12. Похороны

Наши рекомендации