Производной мышления, то религиозная вера человека возникает

Более сложным путем и не может быть объяснена одними законами

Логики. Эта двойственность его позиции особенно четко видна в

Разработке проблемы развития нравственности.

В своих работах Троицкий попытался совместить ассоцианисти-

Ческий подход к пониманию нравственности с направленностью на

Воспитание нравственной личности как основы всей психической

Жизни человека. Эту позицию он обосновывал тем, что именно

Нравственное чувство, или, как он писал, чувство долга, является

Тем сверхличным компонентом, который существует в сознании

Каждого индивида и который создан деятельностью нескольких

Поколений людей. Таким образом, он рассматривал нравственность

Как надындивидуальную структуру, которая представляет собой

Основу личности, духовной жизни человека. С одной стороны, он

Доказывал, что нравственное чувство, а не мышление руководит

Поведением человека, а с другой стороны, писал о том, что оно

Формируется коллективными усилиями нескольких поколений

Людей данной национальной или общественной группы, а затем

В процессе воспитания присваивается личностью. Иными словами,

Троицкий приходил к выводу о том, что нравственное чувство лю-

Дей есть произведение их культуры, которая косвенно отражает в

Себе человеческие нравы.

М. И. Владиславлев был профессором, а с 1887 г. и ректором Пе-

тербургского университета. Благодаря ему психология в этом учеб-

ном заведении стала одной из ведущих дисциплин. Он не только

Переводил и популяризировал взгляды немецких психологов, преж-

Де всего Канта (как впоследствии и его ученик Введенский), но и

Разрабатывал собственный курс опытной психологии, центральное

Место в котором занимали проблемы воли и нравственности. Он

Ввел в курс психологии очерк истории развития психологических

Взглядов, что позволяло понять место современных (для того вре-

Мени) психологических взглядов и их связь с прошлым опытом.

Разрабатывая свою концепцию психологии, Владиславлев стре-

Мился соединить эксперимент с идеалистическим взглядом на душу.

Выступая против материализма, недостатки его, как и Кавелин, он

Видел в невозможности с этой позиции объяснить развитие нрав-

Ственности, происхождение этических и эстетических понятий и

Чувств человека. Применив энергетический закон к психологии, что

Было новинкой в 70-80-е годы XIX в., Владиславлев пытался свя-

Зать энергетическую теорию с забыванием и воспроизведением,

Говоря о том, что бессознательные состояния и забывание характе-

Ризуются минимумом энергии.

Он разделял волюнтаристский подход Вундта, причем своеоб-

Разие психологических взглядов самого Владиславлева, изложен-

ных в его учебнике ≪Психология≫ (1881), проявляется именно в его

Трактовке воли и ее роли в психическом развитии человека, в фор-

Мировании его этических и эстетических идеалов. Это соединение

Этики и эстетики не случайно и является одной из основных отли-

Чительных черт психологии Владиславлева. В отличие от традици-

Онных для того времени взглядов он связывал нравственность не с

Мышлением или чувствами, а с воображением. Волю он считал ве-

Дущим психическим процессом, который направляет течение всех

Психических функций.

Воля, управляющая нашей психикой, лежит в основе различия

Между мышлением и воображением, которые представляют со-

Бой единый процесс и отличаются друг от друга только целями,

Направленностью волевого поведения. Если целью является по-

Знание внешнего мира, возникает логическое мышление; если же

Цель состоит в развлечении либо создании идеального мира, по-

Является воображение. Поэтому, отмечал Владиславлев, истин-

Ные ученые и художники - это всегда люди с сильной волей, кото-

Рая помогает им преодолеть все трудности и неудачи и прийти к

Истине.

Владиславлев различал два вида воображения. Первое, направ-

Ленное на отдых, игру душевных сил, не довольствуясь смешным и

Забавным в жизни, создает шутливые и причудливые образы, при-

Носящие душе отдых и разрядку. Второй вид воображения связан

С такими представлениями, при помощи которых душа стремится

Уяснить истинное, ценное и совершенное бытие:, для чего и создает

Мир идеалов.

Связывая воображение с этикой и эстетикой, Владиславлев писал,

Наши рекомендации