Кого приветствовать первым?
С принятием ислама в жизнь чеченцев прочно вошло приветствие «Ассалам алейкум». Оно, как и сама религия, созвучно обычаям, принято и возведено в ранг особого ритуала. Данное приветствие - орудие определения духовного и социального статуса человека. Вы могли сказать «Ассалам алейкум» только равному себе, в том числе и по возрасту, мужчине, с оговоркой, что увечье, слабое здоровье не может служить причиной считать его неполноценным членом общества без права голоса.
Обращение «Ассалам алейкум» абсолютно неприемлемо: к женщине, не из-за неравноправия с мужчинами, как об этом твердили идеологи партноменклатуры, а потому, что к ней, детям и старикам не применима не только «вендетта», но и рукоприкладство и даже грубое слово, женщина у чеченцев неприкосновенна; к представителю иного вероисповедания. В этом проявляется не врожденное отчуждение и ненависть чеченцев – мусульман к неверным, как отмечают некоторые лжеученые трактовки, а опасение, что это приветствие оппонент может не оценить достойно. Произнеся его, чеченец автоматически берет на себя далеко идущее обязательство о безопасности путника; к ближайшим родственникам по отцовской линии или патронимии - «ц1ийна нах» (люди вашего дома, кровные родственники), происходящих от одного предка в 7-ми коленах. Считаются они братьями и сестрами, соответственно браки запрещены, среди них не действуют общепринятые нормативы вендетты. После семьи – это следующая ступень этнической стратификации и средоточие правовой, контрольной и исполнительной власти. На этой ячейке покоилась вся этническая жизнь чеченцев, во всех ее проявлениях;
к племянникам по материнской линии, но уже счет идет на 8 колен;
к родственникам супруги по отцовской линии;
к готовящимся к намазу и совершающим намаз; читающему Коран; мужчине за трапезой.
Одним из специфических особенностей «принятия салама» является вставание тех, кто его принимает. Среди чеченцев не освобождается от этой обязанности любой мужчина до 93 – летнего возраста, т.е. полных четыре периода жизни. Причем руки не должны быть согнуты в локтях и кисти находиться ниже пояса, если он не увечен, ибо в следующий раз ему руку могут и не подать, так как этим он демонстрирует свое реальное или подразумеваемое превосходство над первым. Пожатие должно быть быстрым и энергичным. Мужчины возрастных групп от 15 до 67 лет первыми приветствуют все категории, кроме детской, но не саламом, а обыденным – доброе утро, добрый день, добрый вечер. Им отвечают – Бог тебя да полюбит; Да поживешь ты с добром много лет и т.д.
Как себя вести за столом?
Рассказывают, что имама Мансура, попавшего в плен на Кавказе, отправили в Москву. Екатерина Вторая захотела посмотреть на прославленного чеченского Имама. Она устроила праздничное застолье и пригласила на пиршество Шейха Мансура. Екатерина хотела воочию убедиться, правда ли говорят, что чеченцы отличаются сдержанностью и благородным нравом. Однако, несмотря на слухи о благородстве Мансура, она ожидала увидеть перед собой сломленного голодом и лишениями мужика, который, как голодный пес набросится на изысканные блюда королевского стола. Рассказывают, что Мансур, несмотря на голод и усталость держался с большим достоинством, и даже не обратил внимание на блюда, которые были расставлены перед ним. Пообщавшись с Шейхом, она нашла его весьма образованным и высококультурным человеком, и даже прониклась к нему симпатией, вплоть до того, что хотела помиловать, если бы Шейх Мансур обратился с такой просьбой. Однако благородство Шейха не позволило ему пойти на это. Такими качествами обладали наши предки.
Историки, побывавшие на Кавказе, всегда описывали чеченцев как стройных и грациозных мужчин, с широкими плечами и тонкими талиями. Подобное сложение чеченцев формировалось из-за того, что чеченцы мало кушали и много двигались. Быть пузатым означало отсутствие благородства. Известно, что Пророк Мухаммад и его сподвижники были сдержанны в еде и увеселительных празднествах, чему следовали и все последующие праведники. Известный чеченский устаз (учитель) Шейх Кунта-Хаджи отличался тем, что много постился. Этим принципам должны следовать и мы.
Для чеченца неприемлемо есть на ходу, грызть семечки, жевать жвачку при общении с людьми, есть в присутствии других, не предлагая им присоединиться к трапезе. Если чеченец пытается выпить воду, то обязательно предложит сначала тому, кто рядом.