Вывод: 1 Кор. 11:3-16 содержит учение об иерархии семьи и не может служить основанием для догмата о покрытии головы.
Этот текст имеет другую задачу. В нём апостол Павел обращает внимание на опасность феминизации проникавшей в церковь из общества. Подчёркивая равную ценность мужчин и женщин перед Богом, Писание всегда остро осуждало всякую форму смешения или стирания граней между различными ролями, определёнными Богом отдельно для мужчин и для женщин.
В современном обществе, где шляпы и вуали не символизируют подчинения, от христиан не следует требовать соблюдения этого обычая.
Поэтому не так важно носит ли женщина сегодня платок или нет. Гораздо важнее, согласна ли она от сердца с той ролью, для которой её сотворил Бог? Радуется ли она ей? И не восстаёт ли против неё?
Примечания:
1. Фраза «церкви Божьи» в 11-й главе 1-го Коринфянам и фраза «как во всех церквах» в 14:33-34 — вовсе не одно и то же. Тема 14-й главы — надлежащее поведение женщин в церкви. То, что Павел вставил фразу «как во всех церквах» лишь в одном месте Послания, — хорошее доказательство того, что упоминание о покрывале для головы в 11-й главе не является универсальным.
В 11:16, упоминая другие церкви, он делает это в связи с тем, что женские волосы длиннее мужских, а вовсе не потому, что покрывало для головы необходимо везде.
2. В других текстах Нового Завета покрывало для головы как знак повиновения жён дома и в церквах не упоминается (Ефесянам 5:22-24; Колоссянам 3:18; 1-е Тимофею 2:11-15; Титу 2:3-5 и 1-е Петра 3:1-6). Если бы покрывало для головы было нормой, то упоминания о нём стоило бы ожидать в Новом Завете не один раз. Повиновение внушается во всех указанных местах, а покрывало для головы как символ повиновения упоминается только раз.
3. Похоже, что в 11-й главе 1-го Коринфянам есть два упоминания культурных обычаев. Другим является подстригание волос (11:6), что, очевидно, было приемлемо только для блудниц или женщин, которые хотели выглядеть как мужчины. В обоих случаях внешний вид женщины показывает, что она не принимает Божий порядок.
Принцип: верующие должны повиноваться культурным обычаям, отличающим мужчин от женщин и подчёркивающим главенствующую роль мужчины в браке.
4. Существует множество культурных традиций относительно мужчин и женщин в церкви. В некоторых культурах считается, что голова женщины должна быть полностью покрыта или прикрыта тканью; в других же надевают декоративные шляпы.
В некоторых считают, что достаточно символического покрывала (такого, как шарф в России). В некоторых церквах женщины не покрывают головы, но мужчины и женщины сидят отдельно в церквах. В других церквах мужчины сидят впереди, а женщины — сзади. Эти отличия свидетельствуют о том, что есть множество различных убеждений по поводу данного отрывка.
Надо признать, что благочестивые женщины в большинстве культурных традиций не считают необходимым покрывать голову.
5. Надевание покрывала на голову (символ) ещё не означает повиновения (норма). Богу намного важнее «сокровенный сердца человек», чем внешние символы послушания. Приравнивать решение женщины покрывать или не покрывать голову к покорному сердцу — значит упускать суть послушания.
Параллельные места из Писания включают 1-е Петра 3:3-4; Иакова 2:14-20 и 1-е Иоанна 3:18-20.
6. Этот текст ясно говорит о том, что «волосы даны ей вместо покрывала» (11:15), в том контексте, что женские волосы вырастают длиннее, нежели мужские. Следовательно, второе покрывало просто символично и не требуется.
7. Если обычай не требуется в Писании, то это «серая область», в которой каждый человек должен самостоятельно принять решение в том, как поступать. Навязывать определённые убеждения другим — это законничество, а судить тех, кто избрал для себя убеждение, противоположное вашему, неправильно. Это может стать причиной разделений. Прочитайте 14-ю главу к Римлянам и замените слова «мясо» или «дни» фразой «покрывало для головы».
8. Мы рекомендуем, чтобы вы проявляли заботу о неверующих, которые посетят вашу церковь, и о верующих из других общин. Если вашу церковь посетит замужняя женщина, не покрывающая головы, не стоит заострять на этом внимания.
Такую женщину следует принимать на основании её веры во Христа (если она — верующая) или как душу, нуждающуюся в поддержке (если она — неверующая). Оставьте этот вопрос на совести человека и не накладывайте законническое правило. Сердце человека намного важнее символа.
Мои примечания (Лариса):
· 2 заповедь – не делай изображения для поклонения Богу. Не делай из материального символа обязательный атрибут поклонения. Бог ищет поклонников не в платке, а в духе и истине!
· Христос не оставлял такой заповеди, Христос вообще не оставил никакого видимого обряда, кроме Причастия и крещения водой. Никакие видимые символы больше не являются чем-то важным, критически необходимым для Церкви Христовой.
Я считаю это даже чем-то оскорбительным для Бога, для Иисуса Христа и для Духа Святого, когда мы берем ВЕЩЬ и ставим ее во главу угла.
· Как стать святым за 2 секунды – надень платок. Не нужно прилагать больших усилий.
· Благовестники не заморачиваются такими второстепенными вопросами. Их начинают поднимать немощные в вере, отступившие от благочестия и благовестия.
· Христос разорвал завесу в храме.
· Это сладкое искушение считать себя более правильным, чем другие христиане
· Почему не исполняются и другие заповеди Павла, как, например, «лучше не жениться вовсе»? Или «раздать свое имение ближнему»?
· Пакер, «Познание Бога», 40 и далее.