Послушайте одну старинную притчу.

Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие попусту: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, хаджи, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Хаджи снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Хаджи в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешенстве набросился на паломника:

- Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Хаджи миролюбиво ответил:

- Поистине, у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?

Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Этой заповедью Господь нас предупреждает, что «вызывать» Его можно только «по делу», нельзя вызвать и - промолчать. Нельзя вызвать Господа и - заговорить о пустяках, а то даже и ругнуться: «Господи, какой же я растяпа» или «О, Боже, как мне всё надоело!». Имя Божие нужно произносить с величайшим благоговением. Если призываешь Господа, то необходимо твёрдо верить и уповать на Его помощь, милосердие и справедливость.

Также недопустимо божиться, т.е. легкомысленно употреблять имя Божие в клятве, например: «Ей, Богу», «Бог свидетель»…)

У третьей заповеди есть и иная сторона – под запрет этой заповеди попадает также всякое злословие (сквернословие): поминание или призывание нечистой силы, ругань, особенно матерная. Мат, по слову святых отцов, это молитва дьяволу[2]; всякое соприкосновение с нечистой силой через слово повреждает душу.

Третья заповедь учит людей не произносить имя Божие всуе, быть внимательными к своим мыслям и словам, не поминать в своей речи нечистую силу, не сквернословить.

Прежде чем познакомить вас с четвёртой заповедью, хочу рассказать ещё одну притчу.

Отец перед смертью завещал сыну, чтобы тот каждый день заходил в его комнату на пятнадцать минут и, ничего не делая, молча сидел.

· Как вы думаете, зачем отец дал такой странный наказ? Если дети не дадут нужный ответ, учитель задаёт следующий вопрос:

· Как вы думаете, сидя в комнате умершего отца, что делал сын? (Думал об отце)

· Почему для отца было важно, чтобы сын его не забывал? (С памятью об отце, уйдут и все наставления отца)

Конечно, отец заботился о том, чтобы в суете повседневных дел, сын не потерял память об отце и его наставлениях.

· Кто догадался, какой смысл 4-й заповеди? (Что люди не забывали Бога и его наставления).

4 –я заповедь звучит так: «Помни день субботний, еже святити его. Шесть дней работай, а седьмой день – суббота Господу Богу Твоему, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил»).

· О чём говорит эта заповедь?

· Почему христиане посвящают Господу не субботний день, а воскресный?

· Как понимаете выражение «святити его»? (т.е. проводить день свято, делать только те дела, которые приятны Богу: посещение храма, молитва, чтение священных книг, посещение больных, утешение скорбящих, помощь бедным).

В православной традиции воскресенье – это день встречи с Небесным Отцом в Церковных Таинствах – исповедь, Причастие. Это день душеполезных занятий – чтения и богомыслия, это день доброделания.

Работа в тетради:

Задание. К какой заповеди относится данный рассказ. Докажи, выделив в тексте главную мысль.

Послушайте одну старинную притчу. - student2.ru Домашнее задание по уроку 15. Пророк Моисей. Синайское Законодательство. Заповеди об отношении людей к Богу

__Скоро узнаю:__

__Я сегодня узнаю:_ Заповеди об отношении

Заповеди об отношении людей друг к другу

___Я знаю:__ людей к Богу

Израильский народ

вышел из Египта

Гора Синай вся дымилась и сильно колебалась

и восходил от нее дым, как дым из печи оттого,

что Господь сошел на нее в огне:

«Если вы будете слушаться гласа Моего

и соблюдать завет Мой,

то будете Моим уделом из всех народов…»

И весь народ отвечал единогласно, говоря:

всё, что сказал Господь,

исполним и будем послушны.

(Исх.9:3-8)

И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе

Послушайте одну старинную притчу. - student2.ru скрижали каменные, и

закон и заповеди, которые

Я написал для научения их.

(Исх.24:12)

Задание:

Заповеди об отношении человека к Богу (сакральные[3]) Чем вызвано появление Заповедей
1. Я есть Господь Бог твой: да не будут у тебя боги иные, кроме Меня. Люди сотворили множество себе подобных богов, которые ели, пили, создавали семьи, рожали, воевали, обманывали, мстили…
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им. Служили, поклонялись, приносили идолам жертвы (даже человеческие).
3. Не произноси имени Господа твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Имя Божие сакрально. Нельзя призывать Бога без крайней необходимости.
4. Помни день седьмой, еже святити его. Шесть дней работай, а седьмой день – суббота Господу Богу твоему, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил. В погоне за земными благами человеку некогда подумать о Боге. Суета жизненная заслоняет людям Господа. Для последователей Христа этим днём стало воскресенье. В православной традиции воскресенье – это день встречи с Небесным Отцом.

Задание. К какой заповеди относится данный рассказ? Докажи, выделив в тексте главную мысль.

Жнея (легенда)

Дожинала одна бедная женщина свою полосу накануне Господня праздника. Время было уже к вечеру, а работы у неё оставалось ещё на целый день.

- Эх, - вздыхает жнея, - не успею я сегодня дожать, а оставить хлеб в поле нельзя. Время стоит знойное, оставить на день – всё зерно вытечет! Да вот жаль, что завтра праздник Христов. Неужто придётся работать в праздник? Видать, придётся, что поделать!

Принялась она снова за работу; слышит, а сзади вдруг кто-то подошёл к ней и тоже стал жать колосья, - только стебли шуршат.

Она хочет посмотреть, да никак не может глаза от серпа отвести. Вот только раз-другой серпом она взмахнула – смотрит, а вся полоска уж и дожата. Удивилась бедная женщина, оглянулась, - кругом копны нажатого хлеба, а против неё Сама Царица Небесная с серпом в руках.

- Помогай тебе Бог, - сказала Богородица. – Вот мы с тобой, добрая женщина, всю работу сегодня и справили, а завтра-то уж не работай, отдай его Богу, восхвали Его сердцем и разумом.

Бедная женщина хотела было поблагодарить Её, да не может, точно во сне.

А чудесная Гостья подняла с серпом к небу и положила Свой серп на облако, - и засверкал Её серп ясным месяцем.

И тут стала Она отдаляться от жнеи и уходить всё дальше и дальше, пока не скрылась из глаз.

И долго в глубоких сумерках словно сияло что в той стороне, куда удалилась Чудесная Жнея…

  • Почему Пресвятая Богородица пришла на помощь этой женщине?

1. Эта женщина сокрушалась, что ей придётся работать в праздник Христов.

2. Богородица назвала эту женщину доброй. Из этого мы можем сделать вывод, что эта женщина сама не раз приходила на помощь другим людям.

3. Из легенды видно, как важно исполнение заповедей Божиих, раз даже Сама Царица Небесная пришла на помощь бедной доброй женщине.

Соотнеси картинки и пословицы с заповедями об отношении человека к Богу:

Послушайте одну старинную притчу. - student2.ru Послушайте одну старинную притчу. - student2.ru
Послушайте одну старинную притчу. - student2.ru Послушайте одну старинную притчу. - student2.ru
    П о с л о в и ц ы     № заповедей
1. С Богом пойдёшь – до блага дойдёшь.  
2. Воскресный день не нам, но Господу.  
3. Вот те Бог, не виноват.  
4. Велико имя Господне на земле.  
5. Кому служу, того и волю творю.  

[1] Исход 13:21

[2] Священник Михаил Шполянский. Десять Заповедей Закона Божьего: и их практическое применение в жизни. М. 2005, с. 27

[3] Сакральное пространство — среда общения человека с высшим миром, Божественным.

Наши рекомендации