Последовательности этапов оскэ
ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра инфекционных болезней и дерматовенерологии
Методические рекомендации по аттестации практических навыков и умений по технологии ОСКЭ
Специальность: Общественное здравоохранение
Дисциплина: «Инфекционные болезни»
Курс: 3
Шымкент 201__г.
«Методические рекомендации по аттестации практических навыков и умений по технологии ОСКЭ» разработаны на основании «Иинструкции по разработке методических рекомендаций по аттестации практических навыков и умений по технологии ОСКЭ» и Типовой программы дисциплины «Инфекционные болезни» для 3 курса по специальности «Общественное здравоохранение»
Методическая рекомендация составлена зав.кафедрой инфекционных болезней и дерматовенерологии, к.м.н., доцент Абуовой Г.Н. и завучом Нурбековой Г.А.
Рассмотрены на заседании кафедры
протокол №____ от «___»_________ 201__ г.
Утверждены на заседании Методического Совета
протокол №____ от «___»_________ 201__ г.
Введение
Достижения современной медицины, рациональная организация противоэпидемических мероприятий, контроля и управлений инфекционными болезнями в Республике Казахстан привели к заметному снижению заболеваемости многими эпидемическими инфекциями, вызвали изменения ее характера и структуры.
В целом подготовка по специальности «ОЗ» предусматривает развитие у обучающихся способностей практического применения полученных знаний в клинической диагностике распространенных инфекционных, завозных и тропических болезней, рациональном использовании инструментальных и лабораторных методов исследований с акцентам на ранние выявление больных, проведение первичных противоэпидемический мероприятий в очаге.
Особое внимание уделяется тактике специалиста при выявлении особо опасных инфекций и заболеваний, предусмотренных международными медико-санитарными правилами и мероприятиям по предупреждению их завоза из зарубежа.
Информация для студента:
· Перед началом экзамена всем студентам выдаются бейджи и сводный аттестационный лист экзаменуемого с указанием шифра.
· Студент должен знать свой номер шифра.
· Начало экзамена осуществляется студентом сразу после того, как прозвучит звуковой сигнал.
· Как прозвучит следующий звуковой сигнал студент переходит к следующему этапу, независимо от состояния выполнения задания.
· Студент не должен задавать вопросы экзаменатору.
Информация для экзаменатора
· За каждым экзаменатором закрепляется этап, за который он отвечает до
конца экзамена.
· Экзаменатор должен отметить номер бейджа (шифра) студента в Экзаменационном листе «пошаговой и суммарной оценки практических навыков и умений в баллах по дисциплине» (п.9), внимательно и беспристрастно следить за выполнением задания студентом.
· Экзаменатор должен оценивать выполнение задания студентом в соответствии с «Критериями балльной оценки действий экзаменуемого при пошаговом выполнении практических навыков и умений» (п.8) и занести баллы по каждом шагу на Экзаменационный лист «пошаговой и суммарной оценки практических навыков и умений в баллах по дисциплине».
· Экзаменатор должен подсчитать суммарный балл, занести в «Сводный аттестационный лист экзаменуемого» (п. 10) на уровне своего этапа, подписать и передать студенту.
· Экзаменатор не должен вступать в контакт со студентом и задавать ему наводящие вопросы.
· Экзаменатор должен сдать Экзаменационный лист «пошаговой и суммарной оценки практических навыков и умений в баллах по дисциплине» секретарю.
· Экзаменатор обязан принимать участие в подведении общего итога экзамена по каждому студенту.
С Х Е М А
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЭТАПОВ ОСКЭ
по предмету «Инфекционные болезни» для студентов 3 курса (Общественное здравоохранение)
Перечень заданий по аттестации практических навыков и умений по технологии ОСКЭ по дисциплине «Инфекционные болезни»
№ этапов | Задания для студентов | Макс. балл | Время мин. |
Осуществите, пожалуйста сбор эпидемиологического анамнеза у предпологаемого инфекционного больного (на волонтере). | |||
Продемонстрируйте, пожалуйста порядок заполнения экстренного извещения. | |||
Продемонстрируйте, пожалуйста, технику одевания и снятия противочумного костюма. | |||
Продемонстрируйте, пожалуйста, на муляже технику дробного введения противоботулинической сыворотки по методу Безредко. | |||
Продемонстрируйте, пожалуйста, на волонтере технику взятия мазка из зева и носа на дифтерию. | |||
Всего |
Перечень оборудования, инструментария и документации, необходимых для проведения ОСКЭ по дисциплине «Инфекционные болезни»
№ этапов | Название этапа | Необходимое оснащение |
Сбор эпидемиологического анамнеза у больного с предполагаемым вирусным гепатитом | Информация для экзаменатора, задание для студента, волонтер, калькулятор, часы, ручка. | |
Заполнение экстренного извещения (Форма №058 у) | Информация для экзаменатора, задание для студента, бланк экстренного извещения, ручка, часы. | |
Надевание противочумного костюма | Информация для экзаменатора, задание для студента, противочумный костюм (комбинезон, капюшон или косынка, противочумный халат, маска (ватно-марлевая), очки-консервы, резиновые перчатки (одноразовые латексные), носки, сапоги, полотенце, специальный карандаш или кусочек сухого мыла), калькулятор, часы. | |
Дробное введение противоботулинической сыворотки по методу Безредко | Информация для экзаменатора, задание для студента, тренажер, резиновые перчатки (одноразовые латексные), маска, противостолбнячная сыворотка, спирт, вата, туберкулиновые шприцы, калькулятор, часы. | |
Взятие мазка из зева и носа на дифтерию | Информация для экзаменатора, задание для студента, резиновые перчатки (одноразовые латексные), маска, стерильные пробирки с тампонами, шпатель, штатив, калькулятор, часы, бланки направлений, ручка. Этап проводится с привлечением волонтера. |
ЭТАП №1
Критерии балльной оценки действий экзаменуемого при пошаговом выполнении практических навыков и умений
№ | Критерии оценков шагов | Оценка в баллах | |||
Усадил больного. После сбора жалоб, an.morbi, an.vitae, приступил к сбору эпидемиологического анамнеза. | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | |
Задал вопрос: «были ли Вы в контакте с больным вирусным гепатитом в последние 3 месяца?» | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | |
Задал вопрос: «моете ли Вы руки перед едой, питаетесь ли Вы в столовой, кафе?» | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | |
Задал вопрос: «были ли у Вас какие - либо медицинские манипуляции (инъекции, лечение и удаление зубов, операции, переливания крови) в последние 6 месяцев? Посещаете ли Вы маникюрный, педикюрный, косметологический кабинеты?» | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | |
Задал вопрос: «есть ли в семье больные хроническим вирусным гепатитом и циррозом печени?» | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | |
Задал вопрос: «бывают ли у Вас случайные половые контакты, используете ли Вы презерватив?» | 0,6 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | |
Задал вопрос: «были ли у Вас случаи употребления внутривенных наркотиков?» По результату опроса сделал соответствующий вывод о диагнозе. | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 |
Максимальный балл по этапу – 4,0
Время, отведенное на задание – 5 мин.
ЭТАП №2
Критерии балльной оценки действий экзаменуемого при пошаговом выполнении практических навыков и умений
№ | Критерии оценки шагов | Оценка в баллах | |||
Усадил больного. После установления диагноза заполнил экстренное извещение (Форма №058 у). | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | |
Правильно заполнил графу «Диагноз». Все Ваши действия необходимо комментировать. | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | |
Правильно заполнил графу «Паспортные данные: ФИО, место работы, должность, пол больного». Все Ваши действия необходимо комментировать. | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | |
Правильно заполнил графу «Возраст (для детей до 14 лет – дата рождения)». Все Ваши действия необходимо комментировать. | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | |
Правильно заполнил графу «Адрес, населенный пункт, улица, № дома, № кв.». Все Ваши действия необходимо комментировать. | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | |
Правильно заполнил графу «Место работы: наименование и адрес место работы, учебы, детского учреждения». Все Ваши действия необходимо комментировать. | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | |
Правильно заполнил графу «Даты: дата заболевания, первичного обращения и выявления, установления диагноза, последующего посещения детского учреждения, школы». Все Ваши действия необходимо комментировать. | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | |
Правильно заполнил графу «Место госпитализации». Все Ваши действия необходимо комментировать. | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | |
Правильно заполнил графу «Дата и час первичной сигнализации (по телефону и пр.) в СЭС. Фамилия сообщившего, кто принял сообщение, регистрационный № в журнале». Все Ваши действия необходимо комментировать. | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 |
Максимальный балл по этапу – 4,0
Время, отведенное на задание – 5 мин.
ЭТАП №3
Критерии балльной оценки действий экзаменуемого при пошаговом выполнении практических навыков и умений
№ | Критерии оценки шагов | Оценка в баллах | |||
При выявлении больного, подозрительного на заболевание карантинными инфекциями запросил защитную одежду, принял удобное для работы положение. Взял противочумной костюм, проверил его комплектность. | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | |
Правильно начал с надевания пижамы. | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | |
Правильно демонстрировал надевание носок и сапог. | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | |
На голову одел капюшон. | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | |
Правильно демонстрировал надевание халата, завязывание тесемок воротничка, на поясе и на рукавах спереди на левой стороне петлей. | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | |
Правильно демонстрировал надевание респиратора (ватно-марлевой маски): верхний край маски оставил на уровне нижней части орбит, нижний край зашел под подбородок. Верхние тесемки маски завязал петлей на затылке, а нижние - на темени. По бокам крыльев носа заложил ватные тампоны. | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | |
Стекла очков натер специальным карандашом или кусочком сухого мыла. Правильно демонстрировал надевание очков и резиновых перчаток (после проверки их на целостность). | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | |
Правильно демонстрировал закладывание полотенца за пояс. | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 |
Максимальный балл по этапу – 4,0
Время, отведенное на задание – 8 мин.
ЭТАП №4
Критерии балльной оценки действий экзаменуемого при пошаговом выполнении практических навыков и умений
№ | Критерии оценки шагов | Оценка в баллах | |||
Вымыл руки теплой водой, обработал спиртом, одел одноразовые резиновые перчатки. | 0,4 | 0,3 | 0,1 | 0,1 | |
Усадил или уложил пациента так, чтобы его предплечье находилось в удобном для инъекции положении. | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | |
Набрал разведенную 1:100 сыворотку в шприц, обработал место инъекции тампоном, смоченным 70% спиртовым раствором и ввел внутрикожно 0,1мл (срез иглы обращен кверху). | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | |
Наблюдает за местом инъекции и состоянием пациента в течение 20 мин. (покраснение и зуд в месте инъекции, повышение температуры). | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | |
При отрицательной внутрикожной пробе набрал в шприц неразведенную сыворотку в количестве 0,1 мл, обработал место инъекции и ввел подкожно. | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | |
Наблюдение за местом инъекции и состоянием пациента в течение 30 мин. | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,1 | |
При отрицательной пробе через 30 мин. ввел, используя стерильный шприц всю назначенную дозу сыворотки внутримышечно или внутривенно, наблюдая за общим состоянием пациента. | 0,6 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | |
Обеспечил медицинское наблюдение в течение 1 часа после введения препарата. | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Максимальный балл по этапу – 4,0
Время, отведенное на задание – 8 мин.
ЭТАП №5
Критерии балльной оценки действий экзаменуемого при пошаговом выполнении практических навыков и умений
№ | Критерии оценки шагов | Оценка в баллах | |||
Вымыл руки теплой водой, обработал спиртом, одел одноразовые резиновые перчатки. | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | |
Заготовленные стерильные пробирки с тампонами внутри маркирует «З» (зев), «Н» (нос) и устанавливает в штатив. | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | |
Убедился, что больной подготовлен к процедуре (натощак или не ранее 2-х часов после полоскания горла). | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | |
Усадил больного лицом к свету с запрокинутой головой и попросил открыть рот. | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | |
Левой рукой шпателем фиксирует спинку языка. Правой рукой вынимает тампон из пробирки и касательными движениями берет мазок с обоих миндалин, не задевая неба, зубов, десен, языка, на границе пораженного участка и здоровой ткани. | 0,9 | 0,8 | 0,6 | 0,5 | |
Перед взятием мазка из носа просит больного освободить носовые ходы (предложить больному высморкаться). | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | |
Вводит тампон вращательным движением в обе половины носа на глубину 3 см, плотно прикасаясь к перегородке носа. | 0,8 | 0,7 | 0,5 | 0,4 | |
Полученный материал, завернув в теплое полотенце, доставляет в лабораторию немедленно. | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | |
Сопровождает специальным направлением, в котором указывается: Ф.И.О. пациента, возраст, дата заболевания, диагноз, отделение, дата и точное время забора материала. | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,1 |
Максимальный балл по этапу – 4,0
Время, отведенное на задание – 5 мин.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Пошаговая и суммарная оценка практических навыков и умений в баллах
по дисциплине «Инфекционные болезни»
Ф.И.О. экзаменатора_____________________________
«_____»_________2013г.