Р.А. Кадыров, Глава Чеченской Республики
Часть 1.
Каким должен быть моральный облик современного Чеченца?
Как правило, в восприятии большинства россиян понятие «кавказская молодёжь» напрямую ассоциируется с чеченцами, даже если хулиганские выходки совершаются представителями других национальностей. И именно по этой причине мы обратимся к вайнахскому этикету.
Любому бескультурью сопутствует целый ряд объективных и субъективных предпосылок. Если говорить отдельно о чеченской молодёжи, то появление в её среде аморальных напластований связано с тем, что из-за военной ситуации значительная часть чеченцев формировалась в отрыве от своих этнических корней, в регионах, где не было доступа к национальной духовно-нравственной составляющей. Поэтому сегодня остро стал вопрос преподавания этих основ.
Прежде чем начать рассуждения о современной модели этического поведения хотелось бы под условным наименованием «Моральный Кодекс Чеченца» представить вниманию читателей сделанную нами небольшую «выжимку» из известного многовекового свода адатов:
– Имя «Чеченец», помимо этнической принадлежности, отражает духовно-нравственные ориентиры личности, обозначенные в многовековом морально-этическом кодексе Нохчалла.
– Чеченец является человеком Веры – веры в Единого Бога, твёрдо и непреклонно следующий Заветам праведных предков, придающий огромное значение религиозности, родственным отношениям, доброму имиджу нации, материальному благополучию, физическому и нравственному здоровью.
– Одним из главнейших приоритетов Чеченца является стремление достижения заработка и прочих средств пропитания исключительно честным богобоязненным путём, ибо формирование полноценной гармоничной личности невозможно без учёта так называемого Божественного фактора.
– Чеченец не ставит личную, семейную или клановую корысть выше общенародных интересов. Чеченец всецело руководствуется идеей национального приоритета.
– Чеченец не приемлет шовинизма, ксенофобии, расовой ненависти.
–Чеченецтолерантен, создаёт доверительный климат на предприятиях, в учебных заведениях, государственных учреждениях и силовых структурах.
–Чеченец в любом коллективе проявляет безукоризненную этику - как с начальством, так и с подчинёнными.
–Чеченецсвято почитает родителей и заботится о людях преклонного возраста.
–Чеченец пресекает недостойное отношение к женщине, сознавая, что на её месте может оказаться его мать, сестра, жена или дочь. При этом Чеченец требователен к их моральному и внешнему облику.
–Чеченец свято оберегает свою репутацию, не позволяет предосудительного поведения. Его образ жизни, профессиональные и личностные качества являются слагаемыми доброго имени Чеченца, олицетворяющего собой достойный образ целой нации перед мировым сообществом.
–Чеченец осознаёт индивидуальную ответственность за формирование позитивного национального имиджа, уважительного отношения к чеченцам.
–Чеченец никогда не переводит борьбу идей в борьбу людей. В менталитете чеченцев не принято доводить идейные разногласия до крайности, в плоскость неразрешимого противостояния, ведущего к кровопролитию.
–Чеченец в конфликтных ситуациях ищет точки соприкосновения, исходя в любом споре из следования исламской морали, оберегания родственных уз.
– Чеченец – патриот, беззаветно преданный Отечеству. Проживая за пределами исторической родины, Чеченец принимает участие в делах общенационального масштаба, внося посильную лепту в достойное будущее нации.
–Чеченец стремится к созиданию и здравомыслию, анализируя каждый свой шаг, соизмеряя степень возможной пользы или вреда обществу.
–Чеченец стремится к всеобщему народному единству.
Часть 2.